Труд, быт и культура свободных крестьян

1. Крестьянское хозяйство.Свободный труд крестьян на плодородных черноземах сразу дал заметные результаты. Тамбовская гу­берния стала одной из первых в России по урожайности хле­бов. Важными занятиями крестьян стали коневод­ство и разведение птицы. Выросли посевы картофеля и овощей, начали появляться крестьянские сады.

Во многих крестьянских дворах накапливались излишки продуктов, которые они продавали на базарах и ярмарках. Торговали рожью, овсом, крупами. Большая часть лошадей выращива­лась для продажи. Особенно много вывозилось из Тамбовщины мяса и яиц домашней птицы. В начале XX в. одна газета сообщала о трех русских, торгующих пти­цей в Лондоне, двое из них были тамбовскими крестьянами. Торговля позволяла крестьянам поднакопить денег, чтобы рассчитаться по выкупным платежам и стать полностью свободными, взять в аренду земли у помещиков и, как говорится, приодеться-приобуться.

2. Повседневная жизнь тамбовских крестьян.Нажитые деньги позволяли крестьянам улучшить свой быт. В конце XIX в. во многих селах Тамбовской губернии стали строить кирпичные дома. Постройка такого дома указыва­ла на зажиточность хозяина, крестьяне старались не от­стать друг от друга. Поначалу только зажиточные хозяева ставили железные крыши. В начале XX в. число таких крыш в деревнях увеличивалось, местные власти в целях борьбы с пожарами стали продавать же­лезо в кредит.

После отмены крепостного права крестьяне Тамбовской губернии стали лучше одеваться. Из покупных ситца, са­тина, шелковых тканей девушкам шили сарафаны, мужчинам рубашки-косоворотки. Особой любовью пользо­валась одежда ярко-красного, зеленого и розо­вого цветов. Широкое распространение получили муж­ские суконные жилеты, шерстяные пиджаки, хлоп­чатобумажные или шерстяные брюки. У деревенских женщин модными стали кофты с юбкой или сарафаном. В качестве верхней одежды начали носить пиджа­ки на вате, пальто, теплые женские жакеты, а богатые крестьяне – крытые сукном шубы и ту­лупы.

Мужчины вместо лаптей все чаще ходили в сапогах. У женщин поя­вились ботиночки-«полусапожки» с резинками, на пуговицах или на шнурках. Вместо шерстяных деревенских чулок жен­щины летом надевали покупные хлопчатобумажные.

Новые предметы одежды и обуви были в основном празд­ничными. В них ходили на гулянье, шли свататься и венчать­ся, ездили по важным делам в города. Большую часть време­ни такую одежду хранили в сундуках. А дома ина ра­боту, как в старину, ходили в домотканых рубахах и шта­нах, на ноги надевали лапти. Даже валенки, считавшиеся до­рогими, зимой надевали только для посещения церкви.

Долгое время крестьяне экономили на детской одежде. Детям доставались обноски или перешитые вещи взрослых, старших братьев и сестер. Зимой во многих крестьянских семьях шуба или пара валенок служили двум-трем ребятишкам. Только в начале XX в. родители, уходив­шие в города на заработки, стали специально покупать детскую одежду и обувь. Из города или с сельской ярмарки в качестве «гостинцев» привозили детские ботинки, чулки, платочки, материал для пошива рубах или брюк.

После отмены крепостного права там­бовские крестьяне могли лучше питаться. Во мно­гих семьях обычным продуктом становились «господский» белый хлеб и Труд, быт и культура свободных крестьян - student2.ru блины из пшеничной муки. Но оставалось немало бедных крестьян, которые ели эти продукты только по праздникам, а в остальное время питались ржаным хлебом. В большинстве крестьянских семей повседневным продуктом была пшенная каша. К концу XIX в. кашу начал вытеснять картофель. Его обычно варили «в мундире» и подавали с солеными огурцами или кислой капустой, иногда ели толченым. Сельские старики вспоминали: «Картошку помнут и маслом (конопляным) польют. Жарить не понимали. Семья 10-15 человек – не нажаришься». Мясо для крестьян оставалось праздничным продуктом.

В единичных деревенских семьях, познакомившихся с городской культурой, питание стало заметно отличаться от остальных сельчан. Так, в начале XX в. в с. Вирятино в семьях братьев Нагорновых, столяров-краснодеревщиков, уходивших на заработки в Москву и другие крупные города, появились чаепитие, печение пирогов, употребление мяса не только в вареном, но и в жареном и тушеном виде.

4.Трудности обновления деревни.Нельзя сказать, что жизнь крестьян Тамбовской губернии во второй половине XIX в. только улучшалась. Все большей бедой для всех крестьян центральной России становилась нехватка зем­ли, которая, как вы уже знаете, не позволяла крестьянам прокормиться со своего земельного надела.

Крестьянские хозяйства тяжело страдали от не­урожаев, пожаров и других бедствий. Жажда получивших свободу крестьян побыстрее улучшить свою жизнь любым путем привела к истощению богатых тамбовских чернозем­ов. Крестьяне не оставляли часть земли отдыхать под паром и не привыкли использовать удобрения, хотя бы навоз. В итоге снизились урожаи зерновых, стало меньше кормов для скота, его количество уменьшилось. Все это вело к разорению многих крестьянских хозяйств. Царский посланник граф Мордвинов, проверявший в 1870-е годы положение в Тамбовской деревне, писал в своем отчете: «Процент неимущих, живущих постоянно в долг, не имеющих при настоящем положении дел никакой надежды поправиться, возрастает в угрожающих размерах».

Крестьяне разными способами пытались преодолеть житейские тяготы. Одни брали землю в аренду у помещиков и крестьян-односельчан. Но это стоило дорого. Другие решили покинуть родные края и переселиться в те районы России, где были свободные земли. Ехали на Дон и Кубань, в Сибирь и на Дальний Восток. Недаром в разных уголках страны мож­но встретить фамилию Тамбовцев, а в далекой Амурской об­ласти есть село Тамбовка.

Многие крестьяне Тамбовской губернии, которые не могли прокормиться со своей земли, но не желали ее бро­сать, искали дополнительные заработки. Некоторые подрабатывали перевозкой хлеба и других продуктов сельского хозяйства из помещичь­их усадеб на ярмарки и городские базары. Часть крестьян летом уходила на заработки в южные губернии России, где урожай трав и хлебов созревал раньше, чем на Тамбовщине. Распространенным видом кре­стьянской подработки был перегон стад скота, который закупали тамбовские купцы на юге страны.

В Тамбовской губернии развивалось изготовление кресть­янами в свободное от сельскохозяйственных работ время различных изделий на продажу, которое называлось кустарными промыслами. В Тамбовском уезде была распро­странена выделка кож, в Моршанском – изготовление изде­лий из дерева, в Шацком – производство овчин (овечьих шкур) для шитья тулупов.

Некоторые деревенские жители Тамбовщины устраивались на про­ходивших рядом с их жильем железных дорогах стрелочни­ками, обходчиками путей, сторожами складов. Мно­гие тамбовские крестьяне на осень и зиму уходили на заработки на сахарные и винокуренные заводы, шахты Донбасса, неф­тяные промыслы Баку.

В тамбовской деревне до начала XX в. сохранялась крепкая крестьянская община, которая только начинала расслаиваться под влиянием товарно-денежных отношений. Во время Первой российской революции община выступала зачинщицей погромов помещичьих имений. Пользуясь этим, глава правительства П.А. Столыпин убедил царя подписать в 1906 г. указ о разрешении выхода из общины. Затем было принято еще несколько законов, в соответствии с которыми крестьяне не только могли выходить из подчинения общины, но и заводить хозяйство вне своего села или деревни (хутора), переселяться в другие края, получать цельный надел земли (отруб), оформлять его в частную собственность. Однако надежды правительства на возрождение деревни силами выделившихся из общины «крепких» крестьян во многом не оправдались. За 10 лет реформы в губернии из общины вышли только 24% крестьянских дворов, а переселились на хутора не более тысячи из нескольких миллионов тамбовских крестьян.

Проведение в жизнь новой аграрной политики нуждалось в государственной поддержке, которую оказывали центральные и местные власти. С 1909 г. развивалась агрономическая помощь крестьянским хозяйствам. В финансирование этих мер включилось земство. В итоге в развитых крестьянских хозяйствах увеличились посевы кормовых трав, расширилось применение удобрений, вырос спрос на сельскохозяйственные машины. Однако рост урожаев в тамбовской деревне в 1910-е годы в первую очередь был обусловлен не этим, а благоприятными погодными условиями.

Столыпинское землеустройство нарушало интересы крестьян, оставшихся в общине. С выходом из общины односельчан они теряли наиболее плодородные и удобные земли, луга и пастбища и т.д. Проведение реформы встретило сопротивление общинников и привело к конфликтам в деревне. Самым крупным было выступление крестьян с. Волотово Лебедянского уезда в 1910 г., где общинники стали избивать землемеров, измерявших участки земли для выходивших из общины крестьян, а власти прислали войска для усмирения общинников. Солдаты открыли огонь, убив нескольких человек.

Реформа Столыпина не решила вопрос о земле. Сохранились помещичье землевладение и острейшее аграрное перенаселение. Общинные устои тамбовского села оказались весьма крепки, уравнительные настроения по-прежнему преобладали и потом заметно проявились в революции 1917-1918 годов.

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ:

1. Что нового появилось в крестьянском быте конца XIX – начала ХХ веков?

2. Какими способами тамбовские крестьяне чаще всего старались поправить свое незавидное материальное положение, обусловленное недостаточностью земельных наделов?

3. Какие результаты для Тамбовской губернии имела столыпинская аграрная реформа? Что повлияло на ее итоги?

4. Творческое задание: Представьте себя на месте крестьянина, рассказывающего о своей жизни и жизни его семьи в течение 30 лет после отмены крепостного права. О чем он мог бы рассказать? Какие настроения, по вашему мнению, преобладали бы в этом рассказе?

Наши рекомендации