Тамбовская епархия в XVIII в.
1. Проблемы и трудности церковной жизни. XVIII в. был сложным периодом в истории Русской православной церкви. С 1721 г. управление церковью осуществлял Святейший Синод во главе с назначавшимся императором светским чиновником – обер-прокурором. Подчинение государству и бюрократизация управления несли в себе угрозу утраты церковью традиционной роли, превращения её в придаток государственного аппарата.
Настоящий натиск испытало монашество. В целях предотвращения массового ухода трудоспособного населения от исполнения государственных обязанностей в монахи запрещалось постригать мужчин до 30 лет и женщин до 50. Постриг запретили целым категориям населения, например, состоявшим на военной или гражданской службе. Основание новых обителей без разрешения императора и Синода также не допускалось; большое количество монастырей подлежало закрытию, а их имущество – изъятию. Борясь с распространением противоправительственной литературы, монахам запретили что-либо писать «без повеления начального» и даже держать в кельях бумагу, перья и чернила. Антимонастырская политика была продолжена и приемниками Петра, что привело к упадку обителей. Многие из них стояли пустыми, а большинство населяли дряхлые старики и инвалиды. Послабления для монастырей времен императрицы Елизаветы Петровны в начале 1760-х годов сменились секуляризацией, т.е. изъятием монастырского имущества и упразднением монастырей. В Тамбовской епархии осталось только шесть монастырей, из них лишь один в Тамбове.
Упразднение в 1700 г. самостоятельной Тамбовской епархии привело к отсутствию должного руководства церковной жизнью на территории края на протяжении первой половины XVIII в. Лишь в 1758 г. по указу императрицы Елизаветы Петровны Тамбовская епархия была восстановлена.
В условиях быстрого роста населения края, появления новых сел серьезной проблемой являлась нехватка приходских священников. Епархиальному начальству приходилось заполнять церковные вакансии людьми малообразованными, а иногда и вовсе непригодными для священнослужения; к тому же правительство сдерживало открытие новых сельских приходов. Жители отдаленных деревень редко общались со священником, могли годами не участвовать в церковном богослужении. Неудивительно, что документы XVIII в. дают немало примеров дикого поведения представителей всех сословий, включая само духовенство, распространения невежества, суеверий, сектантства.
Нехватка подготовленных служителей церкви послужила причиной открытия 23 сентября 1779 г. Тамбовской духовной семинарии. Новое учебное заведение первоначально расположилось в Нижнеломовском монастыре (ныне территория Пензенской области). В Тамбов семинарию перевели только в 1788 г. В обязанности церкви государство возложило ведение приходскими священниками метрических книг и записей в них фактов рождения, браков и смерти. В настоящее время это бесценный источник по изучению социально-демографической истории городов и сел края.
В XVIII в. находилось немало людей, стремившихся к идеалу христианского образа жизни. Часто глубокая вера приводила этих людей к вратам монастыря. Некоторые из них заслужили признание как подвижники христианского благочестия.
Примером религиозного подвижничества может служить жизнь Феодора Санаксарского (Ивана Игнатьевича Ушакова). Дядя известного русского адмирала Ф.Ф. Ушакова, он принадлежал к потомственному дворянскому роду, и в молодости служил в гвардейском Преображенском полку. Однако внезапная и, казалось, беспричинная смерть его товарища заставила гвардейца резко изменить образ жизни. Он самовольно оставил службу и удалился в уединенную пустынь, где в посте и молитве провел несколько лет. Императрица Елизавета Петровна, приняв объяснения молодого дворянина о том, что он «спасение души предпочитает всякому сокровищу в мире», разрешила ему стать монахом. В Александро-Невской лавре бывший военный принял постриг и получил новое имя Феодор. В 1757 г. Феодор оставил столичный монастырь и поселился в Саровской пустыни. Еще через два года он стал настоятелем пришедшей в упадок Санаксарской обители (Темниковский уезд Тамбовской губернии). Трудами Феодора обитель была возрождена и благоустроена; жизнь в ней приведена в соответствие со строгим монастырским уставом.
Личность настоятеля, являвшаяся примером христианского служения, притягивала искавших духовной жизни мирян, и количество насельников монастыря возрастало. Однако о. Феодору пришлось испытать новые тяготы. По доносу местного воеводы, основанному на ложных обвинениях, он был сослан в Соловецкий монастырь, где пробыл 9 лет в строгом заключении.
Лишь в 1784 г. по ходатайствам духовных и светских лиц Феодор получил свободу и возвратился обратно в Санаксарский монастырь к радости его обитателей и богомольцев. 19 февраля 1791 г. Феодор скончался. Его духовные поучения были записаны и впоследствии изданы. А в конце XX в. Феодор Санаксарский был прославлен церковью как святой.
2. Распространение сектантства в Тамбовской губернии. Тамбовщина оказалась одним из центров и даже родиной некоторых направлений русского сектантства. Это было связано с вольнолюбивым характером тамбовчан, живущих тяжелой, часто беспросветной жизнью и, не желавших признавать государственную церковь.
В начале 1730-х годов беглый проповедник Семен, проживший некоторое время в селе Горелом в доме Иллариона Побирохина, распространял «новое» учение, названное позже духоборчеством. От вновь обращенных требовалось в церковь не ходить, таинств и иерархии не признавать, не соблюдать постов, не почитать икон. Жестокие условия крепостничества и налогового бремени располагали к принятию и других положений учения – не признавать власти как притеснителей народа, бежать с военной службы. Дом Побирохина сделался рассадником учения, а его хозяин – активным сторонником новой веры. Вскоре Побирохину удалось организовать целое сообщество своих единоверцев, где ему отводилась роль «сына Божия», у которого имелось «12 апостолов» и «12 архангелов».
Илларион Побирохин был арестован, предан суду и сослан с детьми и некоторыми «апостолами» на поселение в Сибирь. Но распространение духоборчества не остановилось. Сын Побирохина Савелий Капустин поселился в селе Сысоеве Моршанской округи, где духоборчество уже было распространено. Обладавший незаурядными способностями и прекрасными ораторскими качествами, он упорядочил духоборческое учение и стал непререкаемым авторитетом для единоверцев. Деятельность С. Капустина в Тамбовской губернии продолжалась до 1800 г., когда по распоряжению правительства он вместе с сотнями приверженцев духоборчества выселен на Молочные Воды (территория Украины).
Похожим на духоборчество учением являлось молоканство. Важнейшая роль в его распространении принадлежала Семену Уклеину. Крупным центром молоканства стало село Рыбное, расположенное недалеко от Моршанска, куда перебрался Уклеин. Согласно вере Уклеина, истинная церковь существовала только в первые века нашей эры. Затем христианство было извращено, поэтому следует отвергать решения соборов и писания учителей церкви, а исповедовать только то, что содержится в Библии. Толкователем же Библии выступал сам Уклеин, в подражание Христу окруживший себя 70-ю учениками. Первоначальное молоканство провозглашало независимость от государственных законов и установлений, так как «для духовных христиан, которые не от мира, мирские власти не нужны». Последователи Уклеина призывались «избегать исполнения тех законов, которые противоречат учению слова Божия… избегать рабства помещиков, войны, военной службы, присяги».
Уверенный в скорой победе своего учения Семен Уклеин, окруженный своими учениками торжественно вошел в Тамбов для публичной проповеди, но местная полиция арестовала участников шествия. По повелению императрицы Екатерины II Уклеина отдали «на увещание» духовенства с угрозой предать суду, если не раскается. Уклеин притворно покаялся, и, получив свободу, переселился в село Рассказово. Здесь он продолжил проповедь. Скрываясь от надзора полиции, он переходил на жительство в разные места и везде распространял свое учение. Успеху проповеди способствовало и то, что основатель разрешал своим последователям официально числиться православными и даже внешне соблюдать церковные обряды, объясняя это тем, что «наружное богослужение без сердечного расположения не вменяется в грех».
Во второй половине XVIII в. появилось немало новых проповедников молоканства из крестьян и купцов. Причем, купеческие связи помогали распространению молоканства, а капиталы щедро тратились на помощь единоверцам. «Зараженные молоканством» населенные пункты исчислялись десятками. Уже при жизни Уклеина в Тамбовской, Саратовской и Воронежской губерниях в них насчитывалось более 5 тысяч молокан.
Начало 1770-х гг. отмечено появлением на Тамбовщине скопчества. Основателем и проповедником этого учения стал крестьянин Орловской губернии Кондратий Селиванов, поселившийся в с. Сосновка. Скопчество отрицало православное вероучение и обрядность, а пророком и живым богом почитало своего основателя. Примкнувшие к учению должны были пройти через тяжкое физическое испытание и наполнить свою жизнь ограничениями по заветам Селиванова. Несмотря на изуверский характер, скопчество нашло немало последователей в крестьянской и купеческой среде Тамбовского края. Сосновку и Моршанск называли даже «скопческим Иерусалимом».
Предпринимаемые властями меры по борьбе с сектантством были суровы. Заключение под стражу и телесные наказания являлись обычными для того времени приемами воздействия. Уже в 1760-е годы несколько десятков сектантов отдали в военную службу, а их малолетних детей поместили для воспитания в семьи православных. Однако преследование не могло остановить проповеди сектантства и на практике приводило к сочувствию ему со стороны крестьян. Среди самих же последователей сект оно только усиливало неприязнь к православной церкви, духовенству и чиновникам.
3. Деятельность епископа Феофила (Раева). Активизация церковно-общественной жизни Тамбовщины наметилась в конце XVIII столетия. Она связана с деятельностью епископа Феофила(1737-1811). Родившийся в Черниговской губернии, он рано осиротел, в детстве и юности бедствовал, перенес много лишений. Архиерейская школа и духовная семинария дали ему образование, продолженное им в Киевской духовной академии. Епископ Феофил, занимая в 1788-1811 годах Тамбовскую кафедру, упорядочил церковно-административное управление, епархиальные финансы. Рачительное использование средств и широкое привлечение благотворителей активизировало храмостроительство – при Феофиле в епархии было построено более 300 церквей.
Любимым детищем владыки стала Тамбовская духовная семинария. Строительные работы по возведению необходимых для нее помещений шли под руководством епископа. Он наблюдал за ходом учения, жизнью воспитанников, разработал инструкцию для воспитанников и преподавателей. По инициативе епископа в семинарии стали практиковать публичные диспуты с участием преподавателей и лучших воспитанников. К 1798 г. в семинарии обучалось 500 человек.
Заботился епископ Феофил и о развитии народного образования. Его указом в приходах организовывались церковно-приходские училища, преподавателями в которых становились окончившие курс семинарии священнослужители. Причем, в татарских и мордовских селах обучение должно было вестись на «природных языках».
Заметив, что управление и внутренняя жизнь обителей часто не соответствовали должному, епископ Феофил разработал единый устав для монастырей по образцу Саровской пустыни. Он требовал от настоятелей точного и строгого исполнения их обязанностей, а за ослушание подвергал архиерейскому суду. При нем был полностью перестроен Тамбовский Казанский мужской монастырь, обустраивались Козловский Троицкий, Трегуляевский и другие монастыри епархии.
Умер епископ Феофил 22 декабря 1811 г. и погребен в Тамбовском Казанском мужском монастыре.
ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ:
1. Каковы были отношения государства и церкви в XVIII в.? Как эти отношения отражались на духовной жизни общества?
2. Чем был вызван успех сектантской проповеди? Какие общие черты объединяли все сектантские учения?
3. Почему правительство боролось с сектами?
4. Какие перемены в жизни епархии связаны с именем епископа Феофила?
5. Что в жизни подвижников веры и благочестия может быть примером для наших современников?
6. Подготовьте сообщение на тему: «Памятники церковной архитектуры XVIII в. на Тамбовщине».