Христианство на территории Тамбовского края до конца XVII в.

1. Христианство на территории Тамбовского края в эпоху Средневековья.После принятия в X в. великим киевским князем Владимиром Святославичем христианства последовало широкое распространение новой веры в русских землях. В XII–XIII веках православие стало проникать в славянские поселения бассейна рек Воронеж и Цна. Первоначальные судьбы местного христианского населения связаны с Рязанским княжеством и учрежденной в 1198 г. Рязанской епархией. Отдаленность пограничных земель, их подверженность частым набегам кочевников и столкновениям с другими соседями затрудняли церковное попечение о жителях. Письменные источники не сохранили нам сведений о количестве церквей и других подробностях местной церковной жизни того времени. Однако находки на местах русских поселений изделий с христианской символикой и культовых предметов, изготовленных мастерами Рязани и Новгорода, говорят о вовлеченности здешнего населения в общую духовную жизнь русских земель. (иллюстрации)

Батыево нашествие 1237-1240 годов и последующие набеги татар отрицательно сказались на социально-экономической и, тем более, церковной жизни Рязанского княжества. В огне пожарищ погибали храмы, книги, церковная утварь, уводились многочисленные полонянники. Не менее разрушительные последствия приносили и усобицы между князьями, не прекратившиеся перед лицом внешней угрозы.

Увеличение христианского населения в столице Орды – Сарае сделало необходимым открытие там отдельной епископской кафедры. В 1261 г. глава Русской Церкви митрополит Кирилл учредил новую епархию Сарскую и Подонскую. В результате – южная часть будущей Тамбовщины вошла в состав этой епархии, средняя продолжала находиться в составе Рязанской, а северная принадлежала к Ростово-Муромской епархии. Окончательно вопрос о границах епархий решился только во второй половине XIV в. Грамотами московских митрополитов Феогноста и Алексия границей между Рязанской и Сарско-Подонской епархиями указана река Большая Ворона.

Несмотря на опасность проживания в порубежье, сюда приходило немало крестьян, бортников, воинских людей и даже бояр. Наставления митрополита Московского Алексия к жителям Червленого Яра обращены также к священникам и дьяконам, что свидетельствует о наличии церквей. Но нескончаемые военные действия русских князей, мелкие и крупные нападения ордынцев все более и более опустошали наш край.

2. Монастыри и колонизация Тамбовского края.Большое значение в деле распространения христианства и организации церковной жизни имели монашеские общины. Они же часто являлись центрами притяжения для крестьян, выполнявших полевые и хозяйственные работы, что способствовало колонизации малообжитых земель.

Документы XVI–XVII веков сохранили память более чем о 20 обителях Тамбовского края, впоследствии упраздненных и забытых.

Как правило, монастыри вырастали на месте жительства отшельников. Так, в 1627 г. иеромонах Иосиф пришел «неизвестно откуда» и поселился в лесу, на берегу реки Лесной Воронеж во владениях оброчников князя Дмитрия Пожарского. Известны имена и первых трех его сподвижников: Пафнутий, Агафоник и Нифонт. Уже в 1636 г. архиепископ Рязанский Антоний благословил строительство Троицкого храма. Так появился Троицкий Козловский монастырь, оказавший впоследствии важное влияние на духовную жизнь края.

Большинство наших монастырей этого времени не отличалось богатством и величием архитектурных комплексов. В лучшем хозяйственном отношении были Черниев Никольский, Троицкий монастыри и Мамонтова пустынь. Все они имели бортные ухожья, рыбные ловли, пашни, сенные покосы.

Примером влияния монастырей на колонизацию может служить хозяйственная деятельность Мамонтовой пустыни (Сосновский р-он). Основатель обители старец по имени Мамон – вместе со своим спутником поселился на Никольской поляне на берегу Цны, где они построили деревянную церковь. Первое крупное пожалование зародившемуся монастырю сделала мать царя Михаила Федоровича инокиня Марфа Ивановна, выделив 30 четвертей земли в «диком поле». Царским указом обитель освобождалась от уплаты налогов. К середине века монастырь уже обладал значительными финансовыми средствами, угодьями и хозяйством. У его стен образовалось небольшое поселение Слободка и деревня Глубокое, а к 1682 г. вокруг монастыря появилось еще три деревни: Новая Слободка, Отъяссы, Сурки. Выросло и число братии. Материальное благополучие обители способствовало и внутреннему ее обустройству. К концу XVII в. здесь имелись Никольская церковь, колокольня над вратами, келии и все необходимые хозяйственные постройки.

Важное значение приобрел и Черниев Никольский монастырь.

В 1573 г. иеромонах Матфей близ Цны на Мамышевой поляне (ныне с. Старо-Чернеево (Шацкий р-он Рязанской области) построил церковь и основал монастырь. Проповедью и «лебезой», т.е. ласковым обращением, Матфею удалось обратить в христианство более 20 человек из мордвы, и другие, по словам старца, «хотели креститься». Но язычники долгое время противились соседству с монастырем, стараясь нанести ему какой-либо вред: крали скот, птицу, жгли пчелиные борти, угрожали окончательно разорить обитель. Грамотами царя Ивана Грозного повелевалось оградить монастырь от нападений и увеличить его владения. Подобную поддержку Черниев монастырь получал и впредь, так что со временем он стал крупным собственником земли и угодий. В XVII в. монастырь продолжал способствовать распространению христианства среди мордвы, а настоятель монастыря игумен Иосиф был помощником в миссионерских поездках Рязанского архиепископа Мисаила.

Активно участвовал монастырь в строительстве городов Козлов и Тамбов и их защитных сооружений. Силами и средствами монастыря копали рвы на Лысых Горах, построили острог на реке Липовице, Знаменскую церковь «о трех престолах» в Стрелецкой слободе Тамбова, в самой Тамбовской крепости – 2 большие башни, 2 раската, баню, торг, выкопали колодец. Для этих работ обитель на свой счет ежемесячно нанимала до 25 работников. Кроме того, монастырю ни один раз приходилось дополнительно выделять на государственные цели деньги и лошадей.

3. Распространение христианства среди мордвы и татар.Как вы уже знаете, с русскими поселенцами на территории Тамбовского края соседствовала мордва, издавна заселявшая Поценье. Религиозные представления мордвы были языческими, но длительное совместное проживание с русскими способствовало проникновению в ее среду христианства.

Христианизация мордовского народа была сложным и долгим процессом. Уже в XIV в. владелец темниковской мещеры князь Александр Укович был христианином. Однако только в XVI в. принятие мордвой христианства становится заметным явлением. В роли миссионеров часто выступали монахи монастырей. В это время в монастырских владениях в Поценье появились целые поселения крещеной мордвы. В XVII в. тысячи язычников обращались в православие, чему способствовала политика государства. Принимавший крещение язычник получал налоговые льготы, а в случае зависимости мог быть выкуплен за государственный счет.

Немалую роль в деле распространения христианства среди мордовского населения нашего края сыграл архиепископ Рязанский Мисаил. (Рис. )

Мисаил вникал в самые малые нужды своей паствы, постоянно заботился об искоренении остатков язычества, о просвещении людей, о церковном благочинии, об улучшении нравственности. Так, для восстановления доброго порядка в народе на Великий пост и Пасхальную седмицу закрывались питейные дома и кабаки. Владыка неустанно обращался к народу с увещеваниями, призывая следовать христианским заповедям и возрастать духовно. Когда в 1654-1655 годах наш край охватила эпидемия, уносившая тысячи человеческих жизней, владыка убеждал людей искать помощи в вере и Церкви, делал распоряжения о применении строгих мер предосторожности – ограждать зараженные места, жечь костры, пресекать сообщение между селами и т.п. Архипастырь лично оказывал нуждавшимся материальную и моральную помощь.

Миссионерство стало важнейшим делом его служения. Совершая миссионерские поездки, Мисаил крестил более четырех с половиной тысяч человек. Однако его жесткие и напористые действия вызывали среди язычников немало протестов. В 1656 г. архиепископ Мисаил отправился с миссией в Шацкий уезд. Его проповедь близ деревни Янбирной была заглушена грубой бранью, свистом стрел. Выпущенная язычником Гречишкой стрела, пронзила руку и сердце святителя. Архиепископа удалось вынести с места событий, но он скончался от ран. Позже его тело перенесли в Архангельский собор Переяславля Рязанского (современная Рязань).

В конце XVII в. крещеная мордва составляла уже значительную часть населения Тамбовского края. Но христианизация продолжилась и в следующем столетии. Большая часть мордвы на территории нашего края уже к началу XVIII в. слилась с русским населением; документы этого времени практически не употребляют термин «цнинская мордва».

В гораздо меньшей степени распространялось христианство среди татар. Тем не менее, в XVI-XVII веках десятки служилых татарских мурз (князей) принимали крещение, которое государство подкрепляло земельными и денежными пожалованиями. Представители татарских княжеских фамилий немало жертвовали на строительство церквей, были среди благотворителей и вкладчиков многих тамбовских монастырей, в которых часто и сами находили последнее пристанище.

4. Основание Тамбовской епархии и первые тамбовские архиереи. Во второй половине XVII в. стала очевидной необходимость увеличения количества архиерейских кафедр. В числе новых была учреждена в 1682 г. Тамбовская епархия. Первым епископом Тамбовским на весьма короткое время стал Леонтий. После его отъезда потребовалось назначение нового архиерея. Выбор пал на архимандрита Вяземского Иоанно-Предтеченского монастыря Питирима. (икона)

Епископ Питирим родился около 1645 г. на Смоленщине, в городе Вязьма. По-видимому, он получил школьное или домашнее образование и изучил иконопись. Монашеский постриг с именем Питирим будущий епископ принял в молодом возрасте. Спустя годы Питирима избрали настоятелем монастыря. Новый игумен преуспел в деле благоустройства и улучшения внутренней жизни обители.

В 1685 г. патриарх Иоаким возвел его в сан епископа Тамбовского. Опыт рачительного управителя, полученный в монастыре, пришелся как нельзя кстати. Епископ Питирим получил земли, леса, рыбные ловли. Доходы с угодий обеспечивали нужды епархии, что помогало осуществлению замыслов святителя и развитию благотворительности (например, выкупу пленников у татар).

Подлинными памятниками его служения на Тамбовщине явились Трегуляевский Иоанно-Предтеченский, Вознесенский женский монастыри и Спасо-Преображенский кафедральный собор в Тамбове. (Рис. Трегул.II) Согласно документальному свидетельству, 15 сентября 1688 г. «построил… Предтечев монастырь в Тамбовском Ценском лесу на усть Трегуляйского ржавца преосвященный Питирим епископ Тамбовский на келейные свои деньги и питал… игумена с братьею от себя». В скором времени обители удалось приобрести угодья и обустроиться, а в 1691 г. братия возвела деревянную церковь, освященную святителем. (рисунок)

Оградив деревянной стеной несколько келий при устьях речек Студенец и Гаврюшка, в 1690 г. Питирим основал женскую обитель в Тамбове. Первой настоятельницей предание указывает родную сестру Питирима монахиню Екатерину. В 1694 г. под руководством и при участии самого епископа началось возведение каменного кафедрального собора. Однако завершения строительства ему не суждено было видеть. Он скончался последовала 28 июля 1697 г. Спасо-Преображенский собор в Тамбове стал местом погребения епископа Питирима.

Новым епископом Тамбовским избрали настоятеля Рязанского Солотчинского монастыря Игнатия. Он продолжил начатое в прежнее время строительство и, как его предшественник по кафедре, переселением крестьян способствовал появлению новых сел. Однако в 1699 г. епископ Игнатий оказался замешанным в деле «книгописца» Григория Талицкого, в работах которого утверждалось, что царь Петр Алексеевич есть «антихрист». Епископа Игнатия лишили сана и монашества и сослали в Соловецкий монастырь, где он и умер в 1718 г. Дело епископа Игнатия стало причиной упразднения Тамбовской кафедры на несколько десятилетий.

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ:

1.Назовите наиболее значительные монастыри, появившиеся в Тамбовском крае в XVI-XVII вв. Как их возникновение способствовало колонизации края?

2. Как вы думаете, почему принятие мордвой христианства было длительным процессом?

3. Подумай, какими качествами должен был обладать христианский миссионер?

4. В чем состояла необходимость открытия епископской кафедры в Тамбове? Как учреждение епархии могло отразиться на духовной жизни нашего края?

5. Как вы полагаете, почему епископ Тамбовский Питирим удостоился почитания православной церкви?

6. Творческое задание: используя дополнительную литературу, подготовьте сообщение на одну из следующих тем: «Епископ Питирим Тамбовский», «Памятники истории и культуры XVII в. на территории Тамбовского края», «История Тамбовской иконы Богоматери».

Наши рекомендации