Во второй половине XVI – начале XVII веков

1. Переход к активной государственной колонизации южнорусских земель. Создание в конце XV – начале XVI веков единого Русского централизованного государства и его дальнейшее укрепление способствовало более активной колонизации (то есть заселению и освоению) южнорусских земель. Взятие войсками Ивана IV в 1552 г. Казани ликвидировало главного соперника Московского государства в Среднем Поволжье и позволило перейти к наступлению в южном направлении. Весной 1553 г. в низовьях Цны была пост­роена первая русская крепость – город Шацк. Её возводили служилые люди под руководством воеводы Бориса Сукина, а августе 1553 г. в город уже был назначен первый воевода – князь И.Ф. Мезецкий. Началось активное за­селение и освоение русскими нижнего и среднего Поценья, на территории которых сформировался Шацкий уезд.

Несколько позднее, в 80-90-е годах XVI в. на южной окраине государства появились города Воронеж, Ливны, Елец, Белгород, Курск. Глубокий кризис конца XVI – начала XVII веков, вошедший в историю под названием Смутного времени, на время приостановил правительственную колонизацию южнорусских степей. Но само заселение края продолжалось. Сюда по-прежнему уходили русские крестьяне, спасаясь от нужды, политических конфликтов и боярского произвола.

2. Верхоценская волость.Вероятно, к концу XVI в. в Поценье возникла Верхоценская волость. Это административно-хозяйственное образование входило в состав Шацкого уезда. Верхоценская волость состояла из старых мордовских сел и деревень, которые в свое время московские цари отдали служилым татарским мурзам. Одним из последних таких владельцев был темниковский князь Булай Кудашев. После его смерти в 1623 г. не осталось прямого наследника, и волость перешла матери нового русского царя Михаила Федоровича Романова инокине Марфе Ивановне (в миру Ксении Ивановне – жене Федора Никитича Романова, ставшего в годы Смуты патриархом Филаретом). Верхоценская волость в это время насчитывала 94 поселения. Среди них – такие села, как Конобеево (административный центр волости, ныне на территории Рязанской области), Морша, Питерское, Кулеватое, Горелое, Куксово. Самые южные деревушки – Вижавино и Тонбов находились на слиянии р. Нару-Тамбов с Цной (около современного с. Кузмино-Гать). Всего в волости проживало не менее 10000 человек. Большинство составляли коренные жители – мордва-мокша, однако значительной была и прослойка русских переселенцев. Часть мордвы уже приняла крещение и считалась православным населением, большинство оставалось язычниками, продолжало веровать старым богам.

Жители Верхоценской волости выплачивали своему прежнему владельцу натуральный оброк – ясак медом. После перехода к новому хозяину местные крестьяне стали платить натуральный налог медом, хмелем, мясом и салом. После смерти Марфы Ивановны в 1631 г. Верхоценская волость перешла в личное владение царя и стала дворцовой. Как и все дворцовые земли, она стала управляться Приказом Большого дворца[3], от которого в село Конобеево посылался приказчик. Он собирал все налоги и отсылал их в Москву.

Другой островок поселений на территории Тамбовского края в начале XVII в. возник на реке Воронеж. Здесь получил поместья знаменитый герой освободительной борьбы против польских интервентов князь Д.М. Пожарский. Он владел с. Горетово и деревнями Ярок, Казинка и Торбеево. Местные жители обосновались в уже известных и удобных местах, где когда-то находились старорусские поселения. Здесь, под защитой небольших лесов, они занимались земледелием и различными промыслами.

Активное участие в заселение и освоение Тамбовского края в первой трети XVII в. сыграли местные монастыри. Они возникали с целью проповеди христианства мордве. Одним из первых появился Черниев монастырь под г. Шацком (1573 г.). В 1615 г. на Цне был основан Троицкий монастырь (на правом лесном берегу Цны, около современного села Троицкая Дубрава). В 1629 г. старец Мамонт основал Мамонтову пустынь, а в 1627 г. иеромонах Иосиф – Троицкий монастырь на р. Лесной Воронеж, недалеко от места строительства будущего г. Козлова. Тамбовские монастыри притягивали крестьян-переселенцев возможностью защиты от кочевников за монастырскими стенами, выдачей хозяйственного инвентаря и семян для обработки земли. (Рис. 005. 1. Рагатина)

3. Сторожевая служба.Дальнейшее освоение нашего края сдерживалось постоян­ными татарскими набегами. Иногда большими силами до не­скольких десятков тысяч человек, но чаще небольшими отрядами они опустошали пограничные земли, уводили с собой пленных, скот, имущество.

На протяжении многих веков соседства с кочевниками русские вырабатывали приемы борьбы с ними. Одной из таких мер ста­ло создание сторожевой службы — пограничных отрядов. (Рис. Сторожа)

Представим себе лесостепь юга России в кон­це XVI в. Темная ночь, только луна слабо освещает ок­рестности. По бескрайней степи стремительно мчится всад­ник. Чуть пригнувшись в седле, он уверенной рукой направ­ляет горячего коня по знакомым местам. Торопится пут­ник быстрее на север, к сторожевым огням родного города. Кто он, этот смельчак, рискнувший в одиночку пустить­ся в опасное путешествие по степи? Это сторожевой казак, глаза и уши государства, его военная разведка. Он спешит предупредить пограничные города о приближении врага, тайно идущего в очередной набег на русские города и села.

История сторожевой службы на Руси уходит в глубокую древность. Еще князья Древнерусского государства посыла­ли в степь отряды сторожей, которые следили за передвижением кочевников. Их ратные подвиги воспел русский народ в бы­линах и сказаниях, недюжинным умом, богатырской силой наделили их песенники-гусляры. Имена Ильи Муромца, Добрыни Никитича стали символами мужества иотваги, любви к своей Родине.

В конце XVI в. при Иване Грозном произошло создание единой общерусской сторожевой службы. Ее возглавил вид­ный русский полководец М.И. Воротынский. Был создан устав сторожевой службы, где детально расписывалось пове­дение сторож в поле. Каждый южный город выставлял оп­ределенное число сторожевых казаков. Они выезжали на гра­ницу и регулярно объезжали ее по определенному маршруту. Если обнаруживался след татарского отряда, то одна часть сторожи преследовала про­тивника, а другая – высылала гонцов в города для организации отпора. При получении известий о татарах вся система опо­вещения пограничных городов и столицы приходила в дей­ствие. Войска выдвигались навстречу противнику, уже зная, где его искать.

В сторожи, состоящих всего из 4 – 6 казаков, брали наи­более умелых и подготовленных воинов. Они обязаны были в совершенстве владеть оружием, умело управлять конем, хорошо ориентироваться на местности и маскироваться, быть опытными следопытами. На территории Тамбовского края сторожи из Шацка стояли станом на реке Липовице, на Челновой и Воронеже. Однако остановить татарские набеги они не могли. Требовалась более совершенная система обороны гра­ниц.

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ:

1. Каким образом отразилась на развитии Тамбовского края победа Ивана IV Грозного над Казанским ханством в 1552 г.?

2. Какую роль в освоении Тамбовского края сыграло основание Шацка и Шацкого уезда?

3. Определите по карте, какие села Тамбовской области возникли еще до строительства Тамбова в 1636 г.? В каких частях области они сосредоточены? Каким современным районам соответствуют эти территории?

3. Что собой представляла Верхоценская волость и как она возникла?

4. Назовите первые монастыри, появившиеся на Тамбовщине. На чем основан вывод о том, что они способствовали не только распространению христианства, но и освоению края?

5. В чем заключалась необходимость создания сторожевой службы в XVI в.? Расскажите о ее организации.

Наши рекомендации