Обеспечение иска в хозяйственном процессе
Институт обеспечения иска является средством, гарантирующим исполнение будущего решения суда. Обеспечение иска представляет собой институт хозяйственного процесса, предусматривающий принятие судом мер, которые гарантируют возможность реализации исковых требований в случае удовлетворения иска.
Необходимость такого процессуального института очевидна. Когда ответчику становится известно о предъявлении к нему иска, он может принять меры к тому, чтобы решение не было исполнено: скрыть денежные средства, продать недвижимость и иное имущество, передать что-либо на хранение другим лицам и т.д.
Обеспечение иска может преследовать две различные цели:
1) гарантировать действительную реализацию материально-правового требования заявителя (например, арест истребуемой истцом индивидуально-определенной вещи ввиду угрозы ее уничтожения),
2) быть направлено на превенцию вреда и убытков (временный запрет выпускать продукцию в связи с наличием угрозы причинения тем самым значительного ущерба заявителю и т.п.). Обеспечение иска может иметь место в отношении как первоначального, так и встречного исков.
Согласно ст. 113 ХПК хозяйственный суд по ходатайству лиц, участвующих в деле, вправе принять меры по обеспечению иска.
Закон позволяет суду рассматривать заявление без извещения лиц, участвующих в деле. Это обстоятельство объясняется тем, что несвоевременное принятие мер по обеспечению иска по заявлению истца может оказаться малоэффективным и привести к тому, что реальность исполнения решения в будущем окажется под угрозой, поскольку ответчик, будучи извещен, может принять меры к тому, чтобы скрыть имущество, реализовать его, подарить, передать другим лицам и т. д.
Согласно ст. 115 ХПК ходатайство об обеспечении иска рассматривается судом, разрешающим спор, не позднее трех днейсо дня его поступления в суд.
По результатам рассмотрения заявления выносится мотивированное определение, которое может быть обжаловано. Однако подача жалобы на определение об обеспечении иска не приостанавливает исполнения этого определения.
В обеспечении иска может быть отказанов следующих случаях: во-первых, когда суд сочтет недостаточным обоснование причин, вызвавших необходимость заявления ходатайства об обеспечении иска; во-вторых, если применение мер по обеспечению иска может существенно нарушить права других лиц, связанные с объектом обеспечения.
Обеспечение иска допускается на любой стадии хозяйственного процесса, если непринятие таких мер может затруднить или сделать невозможным исполнение решения суда. В случае подачи заявления об обеспечении иска в период приостановления производства по делу хозяйственный суд обязан возобновить производство, рассмотреть заявление и при необходимости принять соответствующие меры по обеспечению иска.
Суд может принять одновременно несколько мер по обеспечению иска. Допускается замена одной меры обеспечения иска другой (по заявлению лица, участвующего в деле). Возможно, обеспечение иска частично, когда в процессе рассмотрения дела происходит соединение нескольких исковых требований.
Истец не обязательно должен доказывать, что ответчик скрывает свое имущество и денежные средства. Для применения мер обеспечения иска достаточно доказать возможность таких действий со стороны ответчика.
Обеспечение иска допускается как по первоначальному, так и по встречному иску. Необходимо, чтобы вид обеспечения соответствовал характеру материально-правового требования, был соразмерен объему притязания, возможным последствиям, которые может оказать его принятие на правовое положение противоположной стороны, а сам размер притязания не превышал размера последних, и т.д.
Меры обеспечения иска могут быть подразделены на: 1) меры обеспечения, применяемые в возникшем судебном процессе, и 2) меры досудебного (предварительной защиты) обеспечения требований.
Мерами по обеспечению иска являются следующие.
1.Наложение ареста на недвижимость или иное имущество, принадлежащее ответчику и находящееся у него или у других лиц. Наложение ареста на имущество включает ряд последовательно совершаемых действий и состоит в: 1) производстве описи, 2) объявлении запрета распоряжаться им и 3) передаче на хранение. Любое распоряжение арестованным имуществом является ничтожной сделкой.
2.Наложение ареста на денежные средства, находящиеся на счетах в банках и (или) НКФО.
Наложение ареста на денежные средства - это приостановление банком операции по списанию средств со счета в пределах указанной в определении судом суммы. При этом наложение ареста не препятствует проведению операций по зачислению денежных средств на расчетный счет ответчика, наложение ареста возможно в пределах цены искового требования. Если при рассмотрении заявления истца о наложении ареста на денежные средства, принадлежащие ответчику, суд установит, что на счете ответчика такие средства отсутствуют, заявление истца не может быть удовлетворено. Арест не налагается на суммы, которые в будущем поступят на счет ответчика.
3. Запрещение ответчику совершать определенные действия.
Цель - предотвращение совершения таких действий, которые могут создать угрозу уничтожения предмета спора. Так, например, суд может запретить ответчику сносить строение, по поводу которого ведется спор в суде. Запрет на совершение определенных действий может включать в себя запрет использовать определенное имущество. В то же время суд не может запретить ответчику осуществлять определенные действия относительно тех прав, которые, по мнению истца, могут возникнуть в будущем.
4. Возложение на ответчика обязанности совершить определенные действия.
5. Запрещение другим лицам совершать определенные действия, касающиеся предмета спора.
6. Приостановление взыскания по исполнительному документу или иному документу, допускающим взыскание в бесспорном (безакцептном) порядке, в случае предъявления исков о признании таких документов не подлежащими исполнению. Оно осуществляется посредством направления в банк определения хозяйственного суда (приказа), в котором должны быть указаны дата и номер документа, взыскание по которому должно быть приостановлено.
7. Приостановление реализации имущества в случае предъявления иска об освобождении его от ареста. Применение данной меры связано с тем, что арестованное имущество может до освобождения его от ареста быть обращено к исполнению решения по рассматриваемому судом иску.
Обеспечительные меры должны быть соразмерными заявленному требованию. В случае необходимости допускается одновременное принятие нескольких мер по обеспечению иска или применение иных мер, которые отвечают целям обеспечения иска.
По результатам рассмотрения ходатайства об обеспечении иска судья выносит определение.
Определение об обеспечении иска или об отказе в обеспечении иска может быть обжаловано, однако подача жалобы не приостанавливает исполнения определения об обеспечении иска.
Исполнение определений об обеспечении иска производится по общим правилам исполнительного производства. Такое определение подлежит немедленному исполнению, которое производится на основании приказа суда. Приказ выдается немедленно после вынесения определения. Приказ о наложении ареста на денежные средства ответчика направляется в банк, а в остальных случаях - судебному исполнителю.
Суд вправе отменить обеспечение иска на любой стадии до вынесения решения.
В соответствии со ст. 117 ХПК по заявлению лица, участвующего в деле, допускается замена одной меры обеспечения иска другой, когда мера обеспечения иска, которую определил первоначально суд, не является достаточной или оправданной.
Производство по делам о проверке законности неНПА, действий (бездействий) государственных органов, органов местного управление и самоуправления, должностных лиц и иным делам, возникающим из административных и иных публичных правоотношений
В соответствии со ст. 227 ХПК ЮЛ, ИП или гражданин, а также прокурор вправе подать в суд заявления о признании недействительным ненормативного правового акта:
1) государственного органа;
2) органа местного управления и самоуправления, который не соответствует законодательству и которым нарушаются права и законные интересы юридических лиц, индивидуальных предпринимателей или граждан,
3) об обжаловании действий (бездействия) государственного органа, органа местного управления и самоуправления, должностного лица,
если считают, что нарушены права и законные интересы юридического лица, индивидуального предпринимателя или гражданина в сфере предпринимательской и иной хозяйственной (экономической) деятельности, а также что оспариваемый ненормативный правовой акт, обжалуемые действия (бездействие) противоречат законодательному или иному нормативному правовому акту.
Такие заявления могут быть поданы в суд, рассматривающий экономические дела, в срок, установленный актами законодательства.
Заявления об оспаривании ненормативного правового акта и об обжаловании действий (бездействия) должны содержать дополнительно:
в отношении оспариваемого ненормативного правового акта – наименование органа, должностного лица, издавших акт, дату его издания; указание, какие права и законные интересы юридического лица, индивидуального предпринимателя или гражданина нарушаются этим актом или его отдельными положениями, какому законодательному или иному нормативному правовому акту противоречит обжалуемый акт. К заявлению прилагается копия оспариваемого акта с указанием, в каком средстве массовой информации и когда опубликован этот акт, если он был опубликован;
в отношении обжалуемых действий (бездействия) органа, должностного лица – наименование органа, фамилию, собственное имя и отчество должностного лица, совершивших обжалуемые действия (допустивших бездействие); указание, какие права и законные интересы юридического лица, индивидуального предпринимателя или гражданина нарушаются этими действиями (бездействием), требования каких законодательных или иных нормативных правовых актов нарушены этими действиями (бездействием).
Подача заявления об оспаривании ненормативного правового акта в суд, рассматривающий экономические дела, и принятие его к рассмотрению не приостанавливают действия оспариваемого ненормативного правового акта.
При рассмотрении заявления о признании ненормативного правового акта противоречащим законодательству на государственный орган, орган местного управления и самоуправления, иной орган или должностное лицо, издавших такой акт, возлагается обязанность доказывания:
соответствия этого акта законодательному или иному нормативному правовому акту;
наличия у государственного органа, органа местного управления и самоуправления, иного органа или должностного лица надлежащих полномочий на издание оспариваемого ненормативного правового акта.
Обязанность доказывания законности действий (бездействия) государственного органа, органа местного управления и самоуправления, иного органа или должностного лица возлагается на государственный орган, орган местного управления и самоуправления, иной орган или должностное лицо, совершившие действия (допустившие бездействие), которые обжалуются.
Суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт или обжалуемые действия (бездействие) не соответствуют законодательству и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной хозяйственной (экономической) деятельности, принимает решения о признании ненормативного правового акта недействительным или о признании действий (бездействия) государственного органа, органа местного управления и самоуправления, иного органа или должностного лица незаконными.
Суд, признав заявление обоснованным, выносит решение об обязанности соответствующего государственного органа, органа местного управления и самоуправления, иного органа или должностного лица устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и законных интересов юридического лица, индивидуального предпринимателя или гражданина.
Решение суда направляется руководителю государственного органа, органа местного управления и самоуправления, иного органа или должностному лицу, ненормативный правовой акт или действия (бездействие) которых были оспорены (обжалованы), либо в вышестоящий в порядке подчиненности государственный орган или должностному лицу для устранения допущенных нарушений законодательства в течение пяти дней со дня вступления в законную силу решения суда, рассматривающего экономические дела.
Об исполнении решения суда, рассматривающего экономические дела, должно быть сообщено в суд, рассматривающий экономические дела, и заявителю в срок не более одного месяца со дня получения решения.