Понятие, виды и значение судебных расходов в хозяйственном процессе.
Судебные расходы - это затраты, связанные с рассмотрением и разрешением дел в порядке хозяйственного судопроизводства, которые состоят из государственной пошлины и судебных издержек.
Объективное существование процессуального института судебных расходов обусловлено тем, что при рассмотрении и разрешении хозяйственными судами споров государство несет значительные затраты, связанные с содержанием судебной системы и материально-техническим обеспечением судов, его должностных лиц. Кроме того, в сферу судопроизводства вовлекаются участники процесса, оказывающие содействие в осуществлении правосудия: свидетели, эксперты, переводчики, специалисты, деятельность которых требует финансовой компенсации. Сторонами совершаются процессуальные действия, требующие дополнительных материальных затрат.
Институт судебных расходов выполняет определенную превентивную функцию, связанную с минимизацией фактов необоснованного обращения в суд. Уплата судебных расходов является обязательным условием для заинтересованных лиц для возбуждения и ведения дела в суде.
Различие между государственной пошлиной и судебными издержками заключается в следующем. Государственная пошлина представляет собой фиксированный в специальном Законе «О государственной пошлине» платеж, уплачиваемый в доход государства при совершении определенных процессуальных действий в суде. Судебные издержки носят больше компенсационный характер и уплачиваются в связи с необходимостью несения сторонами различных расходов по ходу ведения дела. При этом и государственная пошлина, и судебные издержки в конечном счете распределяются между лицами, участвующими в деле, в зависимости от результатов рассмотрения дела.
17. Государственная пошлина: размер, порядок исчисления и уплаты, возврат.
Статья 127. Уплата государственной пошлины
Порядок уплаты или взыскания, возврата и размер государственной пошлины с исковых и иных заявлений, жалоб, ходатайств, подаваемых в суды, рассматривающие экономические дела, а также за выдачу судами, рассматривающими экономические дела, копий документов устанавливаются законодательными актами.
При увеличении размера исковых требований государственная пошлина уплачивается в соответствии с увеличением цены иска.
К заявлению об увеличении размера исковых требований прилагается документ, подтверждающий уплату государственной пошлины.
При уменьшении цены иска уплаченная государственная пошлина не подлежит возврату.
Статья 128. Цена иска
Цена иска определяется:
1. по искам о взыскании денежных средств – исходя из взыскиваемой суммы;
2. по искам о понуждении к исполнению договорных обязательств, имеющих денежную оценку, – исходя из стоимости
3. неисполненного обязательства;
4. по искам о признании не подлежащими исполнению исполнительного документа или иного документа, по которым взыскание
5. производится в бесспорном порядке, – исходя из оспариваемой суммы;
6. по искам об истребовании имущества – исходя из стоимости имущества;
7. по искам об истребовании земельного участка – исходя из стоимости земельного участка по установленной цене, а при ее отсутствии – по рыночной цене.
В цену иска включаются указанные в исковом заявлении суммы неустойки (штрафа, пени) и проценты.
Цена иска, состоящего из нескольких самостоятельных требований, определяется суммой всех требований.
В случае неправильного указания цены иска она определяется судом, рассматривающим экономические дела.
В хозяйственном судопроизводстве государственной пошлиной оплачиваются:
- исковые заявления;
- иные заявления;
- ходатайства;
- жалобы на судебные постановления хозяйственного суда;
- копии указанных документов.
Размер и порядок уплаты государственной пошлины определяется не только ХПК, но и специальным законодательством, а именно Законом «О государственной пошлине» от 26 декабря 2007 г. № 301-З.
Различают два вида государственной пошлины:
- пропорциональная (уплачиваемая с исковых заявлений имущественного характера, в том числе об истребовании имущества, о понуждении к исполнению обязательства о передаче имущества, об установлении права собственности на имущество, а также встречных заявлений и заявлений третьих лиц, содержащих самостоятельные требования на предмет спора в уже начатом процессе - ее размер зависит от цены иска);
- фиксированная (уплачиваемая с исковых заявлений неимущественного характера - ее размер установлен в базовых величинах, количество которых зависит от категории дела и от уровня суда).
Пропорциональная государственная пошлина привязана к цене иска.
Под ценой иска понимается стоимость истребуемого имущества, взыскиваемых денежных средств или иного права, имеющего стоимостное выражение.
В цену иска включаются указанные в исковом заявлении суммы неустойки (штрафа, пени) и проценты. Цена иска, состоящего из нескольких самостоятельных требований, определяется суммой всех требований. В случае неправильного указания цены иска она определяется хозяйственным судом.
Подаваемые в хозяйственные суды исковые заявления, носящие имущественный характер, оплачиваются госпошлиной в размерах предусмотренных ставок государственной пошлины, указанных в Приложении 3 к Закону Республики Беларусь «О государственной пошлине» от 26 декабря 2007 г.
Так, с исковых заявлений имущественного характера, в том числе об истребовании имущества, о понуждении к исполнению обязательства о передаче имущества, об установлении права собственности на имущество, а также встречных заявлений и заявлений третьих лиц, содержащих самостоятельные требования на предмет спора в уже начатом процессе, при цене иска до 1000 базовых величин уплачивается государственная пошлина в размере 5 процентов от цены иска, но не менее 1 базовой величины.
Если же цена иска составляет по делам данной категории от 1 000 до 1 0 000 базовых величин, уплачивается государственная пошлина в размере 5 процентов от 1000 базовых величин + 3 процента от суммы, превышающей 1000 базовых величин.
В тех случаях, когда цена иска превышает 1 0 000 базовых величин, пошлина взыскивается в размере 1 процента цены иска.
С исковых заявлений неимущественного характера, заявлений о признании недействительными полностью либо частично актов органов государственного управления или иных органов, не имеющих нормативного характера, подаваемых юридическими лицами в Высший Хозяйственный Суд Республики Беларусь, госпошлина взимается в размере 20 базовых величин по каждому требованию (акту). Если же аналогичные требования подаются в другие хозяйственные суды, то размер госпошлины составляет 1 0 базовых величин по каждому требованию (акту). В случаях, когда дела данной категории возбуждаются по инициативе индивидуальных предпринимателей и граждан, то они уплачивают госпошлину в размере 5 базовых величин по каждому требованию (акту).
С исковых заявлений по спорам, возникающим при заключении, изменении и расторжении хозяйственных договоров, о признании сделок недействительными, подлежащих рассмотрению в Высшем Хозяйственном Суде Республики Беларусь, взимается госпошлина в размере 20 базовых величин. Если же дела данной категории рассматриваются в других хозяйственных судах, то размер пошлины составляет 1 0 базовых величин.
С заявлений о возбуждении приказного производства при сумме взыскания до 50 базовых величин уплачивается госпошлина в размере 3 базовых величин. Когда сумма взыскания колеблется от 50 до 1 00 базовых величин, то госпошлина уплачивается в размере 4 базовых величин.
И, наконец, при сумме взыскания свыше 100 базовых величин госпошлина уплачивается в размере 5 базовых величин.
С апелляционных жалоб взимается государственная пошлина в размере 40 процентов ставки, установленной за подачу искового заявления (заявления, жалобы), а по имущественным спорам - ставки, исчисленной исходя из оспариваемой суммы.
С кассационных, а также первичных жалоб о пересмотре судебных постановлений в порядке надзора, подаваемых должностным лицам для принесения протеста, уплачивается госпошлина в размере 80 процентов ставки, установленной за подачу искового заявления (заявления, жалобы), а по имущественным спорам - ставки, исчисленной исходя из оспариваемой суммы.
Порядок уплаты государственной пошлины. Государственная пошлина уплачивается при обращении в суды - до подачи искового заявления, заявления, жалобы (в том числе апелляционной, кассационной или надзорной) или ходатайства. Государственная пошлина уплачивается в соответствующий бюджет по месту совершения юридически значимого действия. Факт уплаты государственной пошлины путем перечисления суммы государственной пошлины со счета плательщика подтверждается дополнительным экземпляром платежного поручения с отметкой плательщика на оборотной стороне платежного поручения «Исполнено» с указанием суммы прописью. Указанная отметка заверяется подписями ответственного исполнителя, главного бухгалтера банка или его заместителя (лица, уполномоченного осуществлять дополнительный контроль) и скрепляется оттиском печати банка с проставлением даты исполнения платежного поручения.
Государственная пошлина взимается судами не за подачу заявления в суд, а за рассмотрение судом данного заявления и других материалов дела. В этой связи, если истец, освобожденный от уплаты государственной пошлины, подал заявление о возвращении искового заявления и ответчик не требует разбирательства дела по существу, государственная пошлина с такого истца в республиканский бюджет не взыскивается.
Возврат государственной пошлины. Возврат плательщику полностью или частично уплаченной суммы государственной пошлины производится на основании ст. 1 2 новой редакции Закона «О государственной пошлине» в случае, если:
1) государственная пошлина была уплачена в большем размере либо не должна была уплачиваться; 2) хозяйственный суд отказал в принятии искового заявления, заявления, ходатайства, жалобы или исковое заявление, заявление, ходатайство, жалоба возвращены, отменил определение о судебном приказе либо хозяйственный суд отказал в вынесении определения о судебном приказе.
Кроме того, плательщику производится возврат 50 процентов уплаченной государственной пошлины при урегулировании сторонами хозяйственного спора в порядке посредничества без судебного разбирательства в целом.