Понятие, виды и значение судебных расходов в хозяйственном процессе.

Судебные расходы - это затраты, связанные с рассмотрени­ем и разрешением дел в порядке хозяйственного судопроизвод­ства, которые состоят из государственной пошлины и судебных издержек.

Объективное существование процессуального института су­дебных расходов обусловлено тем, что при рассмотрении и разре­шении хозяйственными судами споров государство несет значи­тельные затраты, связанные с содержанием судебной системы и материально-техническим обеспечением судов, его должностных лиц. Кроме того, в сферу судопроизводства вовлекаются участни­ки процесса, оказывающие содействие в осуществлении правосу­дия: свидетели, эксперты, переводчики, специалисты, деятельность которых требует финансовой компенсации. Сторонами соверша­ются процессуальные действия, требующие дополнительных ма­териальных затрат.

Институт судебных расходов выполняет определенную пре­вентивную функцию, связанную с минимизацией фактов необос­нованного обращения в суд. Уплата судебных расходов является обязательным условием для заинтересованных лиц для возбужде­ния и ведения дела в суде.


Понятие, виды и значение судебных расходов в хозяйственном процессе. - student2.ru

Различие между государственной пошлиной и судебными из­держками заключается в следующем. Государственная пошлина представляет собой фиксированный в специальном Законе «О го­сударственной пошлине» платеж, уплачиваемый в доход государ­ства при совершении определенных процессуальных действий в суде. Судебные издержки носят больше компенсационный харак­тер и уплачиваются в связи с необходимостью несения сторонами различных расходов по ходу ведения дела. При этом и государствен­ная пошлина, и судебные издержки в конечном счете распределя­ются между лицами, участвующими в деле, в зависимости от ре­зультатов рассмотрения дела.

17. Государственная пошлина: размер, порядок исчисления и уплаты, возврат.

Статья 127. Уплата государственной пошлины

Порядок уплаты или взыскания, возврата и размер государственной пошлины с исковых и иных заявлений, жалоб, ходатайств, подаваемых в суды, рассматривающие экономические дела, а также за выдачу судами, рассматривающими экономические дела, копий документов устанавливаются законодательными актами.

При увеличении размера исковых требований государственная пошлина уплачивается в соответствии с увеличением цены иска.

К заявлению об увеличении размера исковых требований прилагается документ, подтверждающий уплату государственной пошлины.

При уменьшении цены иска уплаченная государственная пошлина не подлежит возврату.

Статья 128. Цена иска

Цена иска определяется:

1. по искам о взыскании денежных средств – исходя из взыскиваемой суммы;

2. по искам о понуждении к исполнению договорных обязательств, имеющих денежную оценку, – исходя из стоимости

3. неисполненного обязательства;

4. по искам о признании не подлежащими исполнению исполнительного документа или иного документа, по которым взыскание

5. производится в бесспорном порядке, – исходя из оспариваемой суммы;

6. по искам об истребовании имущества – исходя из стоимости имущества;

7. по искам об истребовании земельного участка – исходя из стоимости земельного участка по установленной цене, а при ее отсутствии – по рыночной цене.

В цену иска включаются указанные в исковом заявлении суммы неустойки (штрафа, пени) и проценты.

Цена иска, состоящего из нескольких самостоятельных требований, определяется суммой всех требований.

В случае неправильного указания цены иска она определяется судом, рассматривающим экономические дела.

В хозяйственном судопроизводстве государственной пошли­ной оплачиваются:

  • исковые заявления;
  • иные заявления;
  • ходатайства;
  • жалобы на судебные постановления хозяйственного суда;
  • копии указанных документов.

Размер и порядок уплаты государственной пошлины опреде­ляется не только ХПК, но и специальным законодательством, а именно Законом «О государственной пошлине» от 26 декабря 2007 г. № 301-З.

Различают два вида государственной пошлины:

  • пропорциональная (уплачиваемая с исковых заявлений имущественного характера, в том числе об истребовании имуще­ства, о понуждении к исполнению обязательства о передаче иму­щества, об установлении права собственности на имущество, а так­же встречных заявлений и заявлений третьих лиц, содержащих самостоятельные требования на предмет спора в уже начатом про­цессе - ее размер зависит от цены иска);
  • фиксированная (уплачиваемая с исковых заявлений неиму­щественного характера - ее размер установлен в базовых величи­нах, количество которых зависит от категории дела и от уровня суда).

Пропорциональная государственная пошлина привязана к цене иска.

Под ценой иска понимается стоимость истребуемого имуще­ства, взыскиваемых денежных средств или иного права, имеюще­го стоимостное выражение.

В цену иска включаются указанные в исковом заявлении сум­мы неустойки (штрафа, пени) и проценты. Цена иска, состоящего из нескольких самостоятельных требований, определяется суммой всех требований. В случае неправильного указания цены иска она определяется хозяйственным судом.

Подаваемые в хозяйственные суды исковые заявления, нося­щие имущественный характер, оплачиваются госпошлиной в раз­мерах предусмотренных ставок государственной пошлины, указан­ных в Приложении 3 к Закону Республики Беларусь «О государ­ственной пошлине» от 26 декабря 2007 г.

Так, с исковых заявлений имущественного характера, в том числе об истребовании имущества, о понуждении к исполнению обязательства о передаче имущества, об установлении права соб­ственности на имущество, а также встречных заявлений и заявле­ний третьих лиц, содержащих самостоятельные требования на пред­мет спора в уже начатом процессе, при цене иска до 1000 базовых величин уплачивается государственная пошлина в размере 5 про­центов от цены иска, но не менее 1 базовой величины.

Если же цена иска составляет по делам данной категории от 1 000 до 1 0 000 базовых величин, уплачивается государственная пошлина в размере 5 процентов от 1000 базовых величин + 3 про­цента от суммы, превышающей 1000 базовых величин.

В тех случаях, когда цена иска превышает 1 0 000 базовых ве­личин, пошлина взыскивается в размере 1 процента цены иска.

С исковых заявлений неимущественного характера, заявле­ний о признании недействительными полностью либо частично актов органов государственного управления или иных органов, не имеющих нормативного характера, подаваемых юридическими лицами в Высший Хозяйственный Суд Республики Беларусь, гос­пошлина взимается в размере 20 базовых величин по каждому тре­бованию (акту). Если же аналогичные требования подаются в дру­гие хозяйственные суды, то размер госпошлины составляет 1 0 ба­зовых величин по каждому требованию (акту). В случаях, когда дела данной категории возбуждаются по инициативе индивидуаль­ных предпринимателей и граждан, то они уплачивают госпошлину в размере 5 базовых величин по каждому требованию (акту).

С исковых заявлений по спорам, возникающим при заключе­нии, изменении и расторжении хозяйственных договоров, о при­знании сделок недействительными, подлежащих рассмотрению в Высшем Хозяйственном Суде Республики Беларусь, взимается гос­пошлина в размере 20 базовых величин. Если же дела данной кате­гории рассматриваются в других хозяйственных судах, то размер пошлины составляет 1 0 базовых величин.

С заявлений о возбуждении приказного производства при сум­ме взыскания до 50 базовых величин уплачивается госпошлина в размере 3 базовых величин. Когда сумма взыскания колеблется от 50 до 1 00 базовых величин, то госпошлина уплачивается в размере 4 базовых величин.

И, наконец, при сумме взыскания свыше 100 базовых величин госпошлина уплачивается в размере 5 базовых величин.

С апелляционных жалоб взимается государственная пошлина в размере 40 процентов ставки, установленной за подачу искового заявления (заявления, жалобы), а по имущественным спорам - став­ки, исчисленной исходя из оспариваемой суммы.

С кассационных, а также первичных жалоб о пересмотре су­дебных постановлений в порядке надзора, подаваемых должност­ным лицам для принесения протеста, уплачивается госпошлина в размере 80 процентов ставки, установленной за подачу искового заявления (заявления, жалобы), а по имущественным спорам - став­ки, исчисленной исходя из оспариваемой суммы.

Порядок уплаты государственной пошлины. Государственная пошлина уплачивается при обращении в суды - до подачи искового заявления, заявления, жалобы (в том числе апел­ляционной, кассационной или надзорной) или ходатайства. Государственная пошлина уплачивается в соответствующий бюджет по месту совершения юридически значимого действия. Факт уплаты государственной пошлины путем перечисления суммы государ­ственной пошлины со счета плательщика подтверждается допол­нительным экземпляром платежного поручения с отметкой платель­щика на оборотной стороне платежного поручения «Исполнено» с указанием суммы прописью. Указанная отметка заверяется подпи­сями ответственного исполнителя, главного бухгалтера банка или его заместителя (лица, уполномоченного осуществлять дополни­тельный контроль) и скрепляется оттиском печати банка с простав­лением даты исполнения платежного поручения.

Государственная пошлина взимается судами не за подачу заявления в суд, а за рассмотре­ние судом данного заявления и других материалов дела. В этой свя­зи, если истец, освобожденный от уплаты государственной пошли­ны, подал заявление о возвращении искового заявления и ответчик не требует разбирательства дела по существу, государственная по­шлина с такого истца в республиканский бюджет не взыскивается.

Возврат государственной пошлины. Возврат плательщику полностью или частично уплаченной суммы государственной по­шлины производится на основании ст. 1 2 новой редакции Закона «О государственной пошлине» в случае, если:

1) государственная пошлина была уплачена в большем размере либо не должна была уплачиваться; 2) хозяйственный суд отказал в принятии искового заявления, заявления, ходатайства, жалобы или исковое заявление, заявление, ходатайство, жалоба возвращены, отменил определение о судебном приказе либо хозяйственный суд отказал в вынесении определения о судебном приказе.

Кроме того, плательщику производится возврат 50 процентов уплаченной государственной пошлины при урегулировании сторо­нами хозяйственного спора в порядке посредничества без судеб­ного разбирательства в целом.

Наши рекомендации