Понятие, предмет, метод, система хозяйственного процессуального права

ХОЗЯЙСТВЕННЫЙ ПРОЦЕСС

1. Понятие, предмет, метод, система хозяйственного процессуального права. 2

2. Источники хозяйственного процессуального права. 3

3. Стадии хозяйственного процесса. 5

4. Принципы хозяйственного процессуального права: понятие, классификация. 6

5. Хозяйственные процессуальные правоотношения и их субъекты.. 9

6. Понятие подведомственности дел хозяйственным судам. Разграничение подведомственности споров и иных дел между общими и хозяйственными судами. 10

7. Понятие и виды подсудности. 13

8. Лица, участвующие в деле. 17

9. Третьи лица в хозяйственном процессе. 20

10. Лица, содействующие осуществлению правосудия. 21

11. Представительство в хозяйственном процессе. 24

12. Понятие судебного доказывания и доказательств в хозяйственном процессе. 27

13. Процессуальные средства защиты ответчика против иска. 28

14. Цели, задачи, виды, способы и принципы примирительной процедуры. 30

15. Мировое соглашение: сущность, условия и порядок заключения, утверждения, исполнения. 32

16. Понятие, виды и значение судебных расходов в хозяйственном процессе. 34

17. Государственная пошлина: размер, порядок исчисления и уплаты, возврат. 35

18. Понятие и значение стадии возбуждения производства по делу в хозяйственном суде. 37

19. Подготовка дела к судебному разбирательству. 39

20. Судебное разбирательство в хозяйственном суде первой инстанции. 40

21. Судебные постановления хозяйственного суда первой инстанции. 42

22. Приказное производство. 44

23. Иски и другие средства защиты.. 46

24. Обеспечение иска в хозяйственном процессе. 48

25. Производство по делам о проверке законности неНПА, действий (бездействий) государственных органов, органов местного управление и самоуправления, должностных лиц и иным делам, возникающим из административных и иных публичных правоотношений. 50

26. Производство по делам о признании и привидении в исполнение решений иностранных судов и иностранных арбитражных решений. 52

27. Производство по делам об обжаловании решений международных арбитражных (третейских) судов, находящихся на территории РБ и о выдаче исполнительного документа. 54

28. Производство в хозяйственном суде апелляционной инстанции. 56

29. Производство в хозяйственном суде кассационной инстанции. 58

30. Производство по рассмотрению судебных постановлений в порядке надзора. 59

31. Производство по пересмотру вступивших в законную силу судебных постановлений по вновь открывшимся обстоятельствам. 61

32. Общие положения исполнительного производства. 62

33. Совершение исполнительных действий. 64

34. Рассмотрение хозяйственных (экономических) споров и иных дел с участием.. 66

иностранных лиц. 66

35. Разрешение хозяйственных споров третейскими судами. 67

36. Обращение взыскания на денежные средства и иное имущество должника. 69

Понятие подведомственности дел хозяйственным судам. Разграничениеподведомственности споров и иных дел между общими и хозяйственными судами.

Хозяйственному суду подведомственны дела по хозяйственным экономическим спорам, дела, связанные с осуществлением предпринимательской деятельности, иной хозяйственной деятельности и иные дела, отнесенные к его подведомственности актами законодательства.

Хозяйственный суд рассматривает хозяйственные споры с участием юр лиц и и.п. в случаях, предусмотренных законом с участием РБ, ее АТЕ, государственных органов, организаций, не являющихся юр.лицами, д.л. и граждан.

Хозяйственный суд рассматривает дела с участием иностранных организаций, международных организаций, организаций с иностранными инвестициями, иностранных граждан, лиц без гражданства и беженцев, осуществляющих предпринимательскую деятельность, если иное не предусмотрено международными договорами РБ.

2.К хозяйственным спорам, возникающим из гражданских правоотношений относятся:

1)споры о разногласиях, возникших при заключении договора, обязанность которого предусмотрена законодательством

2)споры о разногласиях, возникших при заключении договора, передача которых на рассмотрение хозяйственного суда согласована сторонами договора

3)споры об изменении или расторжении договора

4)споры о невыполнении или ненадлежащем исполнении обязательств

5)споры о признании права, в том числе права собственности

6)споры об истребовании собственником или иным законным владельцем имущества из чужого незаконного владения

7)споры о нарушении прав собственника или иного законного владельца, не связанные с лишением владения

8)споры о возмещении убытков

3.Хозяйственный суд в порядке административного судопроизводства разрешает хозяйственные споры:

1)споры связанные с осуществлением предпринимательской деятельности о признании недействительным ненормативного правового акта государственного органа, которым затрагиваются права заявителя в сфере предпринимательской и иной хозяйственной деятельности

2)споры об обжаловании действий или бездействий государственного органа, которыми затрагиваются права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной хозяйственной деятельности

3)споры о взыскании с юр.лиц, с и.п. налогов, сборов, иных обязательных платежей в республиканский или местный бюджет

4)споры о признании не подлежащим исполнению исполнительного документа, по которому взыскание производится в бесспорном порядке

5)споры о возврате из бюджета денежных средств, списанных в бесспорном порядке со счетов юридических лиц и и.п.

6)споры об отказе в выдаче продления срока действия специального разрешения (лицензии)

4.Хоз-ый суд рассматривает дела:

1)об экономической несостоятельности

2)по спорам о создании, реорганизации, ликвидации юр.лиц, прекращении деятельности и.п.

3)по спорам об отказе в государственной регистрации юр.лиц и и.п.

4)споры между акционерами и АО, участниками иных хозяйственных обществ, возникающими деятельности между этими обществами, за исключением трудовых споров

5)по защите деловой репутации в сфере предпринимательской деятельности

(Подробнее) Разграничение компетенции между общим и хозяйственным судами проводится по двум критериям (правилам), которые закреплены в общих процессуальных законах – ХПК и ГПК:

1) по характеру спора;

Понятие и виды подсудности.

Подсудность - это относимость дела, подведомственного хозяйственному суду, к ведению хозяйственного суда первой инстан­ции (или пространственная компетенция однородных судов).

В зависимости от положенного в основу дифференциации дел признака выделяют подсудность родовую и территориальную.

Понятие, предмет, метод, система хозяйственного процессуального права - student2.ru

Территориальная подсудность позволяет разграничить пред­метную компетенцию хозяйственных судов одного уровня в зави­симости от места рассмотрения спора.

Общее правило подсудности состоит в следующем: иск предъявляется в хозяйственный суд по месту нахождения или мес­ту жительства ответчика.

Альтернативная подсудность. Подсудность по выбору ист­ца (или альтернативная подсудность) означает, что истцу предос­тавлена возможность выбора суда, в который им будет предъявлен иск (подано заявление). То есть истец (заявитель) может выбирать между хозяйственным судом по месту нахождения ответчика (об­щее правило) и другим хозяйственным судом. В частности, по пра­вилам альтернативной подсудности предъявляются иски:

1) к ответчикам, находящимся на территории разных облас­тей Республики Беларусь или областей (области) и г. Минска, предъявляются по выбору истца в хозяйственный суд по месту на­хождения либо месту жительства одного из ответчиков;

2) к ответчику, место нахождения или место жительства кото­рого неизвестны, может быть предъявлен в хозяйственный суд по месту нахождения его имущества либо по его последнему известно­му месту нахождения или месту жительства в Республике Беларусь;

3) к ответчику о возмещении вреда, причиненного имуществу юри­дического лица или индивидуальному предпринимателю, может быть предъявлен также в хозяйственный суд по месту причинения вреда;

4) к ответчику, который является индивидуальным предприни­мателем Республики Беларусь и находится на территории другого государства, может быть предъявлен в хозяйственный суд по месту нахождения или месту жительства истца в Республике Беларусь либо по месту нахождения имущества ответчика в Республике Беларусь;

5) к ответчику, вытекающий из договора, в котором указано место исполнения, может быть предъявлен также по месту испол­нения договора;

6) к юридическому лицу, вытекающий из деятельности его обособленного подразделения, может быть предъявлен по месту нахождения обособленного подразделения юридического лица.

Правила исключительной подсудности. Исключительная подсудность - это особая установленная в порядке исключения из общего правила подсудность, допускающая рассмотрение опреде­ленных категорий дел в судах, точно указанных в законе. Правила исключительной подсудности могут быть сведены к следующему: во-первых, право предъявления иска может быть реализовано толь­ко в строго определенном по территории суде, указанном в законе. Исключительная подсудность, имеющая обязательный характер, исключает возможность соглашения о месте рассмотрения дела. Во-вторых, эта подсудность исключает возможность выбора суда и рассмотрения определенного дела в ином суде, точно и безогово­рочно устанавливая, в каком суде должно быть разрешено дело.

Правила исключительной подсудности действуют лишь в от­ношении определенных категорий дел и сформулированы в ст. 51 ХПК.

  1. Иски о признании права собственности на недвижимое иму­щество, споры о недвижимом имуществе, в том числе об истребо­вании имущества из чужого незаконного владения либо об устра­нении нарушений прав собственника или иного законного владельца, не связанных с лишением права владения, и иные иски о правах на недвижимое имущество предъявляются в хозяйствен­ный суд по месту нахождения недвижимого имущества.
  2. Иски о правах на морские и воздушные суда, суда внутрен­него плавания предъявляются в хозяйственный суд по месту их государственной регистрации.
  3. Иски к перевозчику, вытекающие из договоров перевозки грузов, пассажиров и их багажа, в том числе если перевозчик явля­ется одним из ответчиков, предъявляются в хозяйственный суд по месту нахождения перевозчика.
  4. Иски (заявления) к государственным органам, органам мес­тного управления и самоуправления, вытекающие из администра­тивных правоотношений, предъявляются в хозяйственный суд по месту нахождения истца (заявителя).
  5. Заявления об установлении фактов, имеющих юридичес­кое значение (юридических фактов), подаются в хозяйственный суд по месту нахождения или месту жительства заявителя, за исклю­чением заявлений об установлении фактов, имеющих юридичес­кое значение для возникновения, изменения или прекращения пра­ва на недвижимое имущество, которые подаются в хозяйственный суд по месту нахождения недвижимого имущества.
  6. Заявления о признании должника экономически несостоя­тельным (банкротом) подаются в хозяйственный суд по месту на­хождения должника.
  7. Заявления о признании недействительным постановления о признании незаконными действий (бездействия, отказа в совершении действия) судебного исполнителя по исполнению исполнительного документа, выданного хозяйственным судом, подаются в хозяйствен­ный суд, при котором состоит этот судебный исполнитель.
  8. Ходатайства об отмене решения международного арбитраж­ного (третейского) суда, находящегося на территории Республики Беларусь, заявляются (подаются) в Высший Хозяйственный Суд Республики Беларусь.
  9. Заявления о признании и приведении в исполнение решения иностранного суда или иностранного арбитражного решения пода­ются стороной, в пользу которой состоялось решение, в хозяйствен­ный суд по месту нахождения или месту жительства должника, а если место нахождения или место жительства должника неизвест­ны - в хозяйственный суд по месту нахождения его имущества.
  10. Жалобы на нотариальные действия или отказ в их совер­шении подаются в хозяйственный суд по месту нахождения нота­риальной конторы, частного нотариуса или должностного лица, которому законодательством предоставлено право совершать но­тариальные действия.
  11. Заявления по спорам между юридическими лицами Рес­публики Беларусь, осуществляющими деятельность или имеющи­ми имущество на территории иностранного государства, подаются в хозяйственный суд по месту государственной регистрации на территории Республики Беларусь юридического лица, являющего­ся ответчиком.

Подсудность по связи дел. В качестве особого вида террито­риальной подсудности ХПК выделяет подсудность по связи дел. Подсудностью нескольких связанных между собой дел называется подсудность, по правилам которой иск подлежит рассмотрению в суде, где рассматривается связанное с ним дело. Основанием для применения правил данного вида подсудности является наличие такой связи дел, которая позволяет объединить их для совместного рассмотрения.

Встречный иск независимо от его подсудности предъявля­ется в хозяйственный суд, рассматривающий первоначальный иск.

Договорная подсудность. Подсудность, установленная соглаше­нием сторон по конкретному делу, именуется договорной (доброволь­ной). Договорная подсудность - вид территориальной подсудности. Такое изменение подсудности возможно в допустимых законом пре­делах. Эти пределы следует учитывать в двух отношениях. Во-пер­вых, в силу соглашения сторон допустима подсудность для любых категорий дел, в отношении которых суды обладают компетенцией по их разрешению, за исключением тех случаев, когда для той или иной категории дел установлена исключительная подсудность. Во-вторых, в порядке соглашения нельзя изменить или отменить родовую под­судность. Соглашения сторон об изменении родовой подсудности яв­ляются недействительными. Соглашение о подсудности называется пророгацией или пророгационным договором.

По общему правилу подсудность, установленная правилами под­судности или подсудности по выбору истца, может быть изменена по соглашению сторон, что нашло закрепление в ст. 52 ХПК. Выбор сторонами, находящимися на территории разных областей Республики Беларусь или областей (области) и г. Минска, хозяйственного суда, в котором предполагается рассмотре­ние спора между ними, ограничивается выбором между хозяйствен­ным судом по месту нахождения ответчика (его филиала) и хозяй­ственным судом по месту нахождения истца (его филиала).

Хозяйственное процессуальное законодательство регулирует также вопросы, связанные с передачей дел из одного суда в другой.

Так, в соответствии со ст. 53 ХПК дело, принятое хозяйствен­ным судом к своему производству с соблюдением правил подсуд­ности, должно быть им рассмотрено по существу, хотя бы в даль­нейшем оно стало подсудным другому хозяйственному суду.

Хозяйственный суд передает дело на рассмотрение другого хозяйственного суда в следующих случаях:

  • при рассмотрении дела в данном хозяйственном суде выяви­лось, что оно было принято к производству с нарушением правил подсудности;
  • после отвода одного или нескольких судей их замена в дан­ном хозяйственном суде становится невозможной;
  • ответчик, место нахождения или жительства которого было неизвестно ранее, заявит ходатайство о передаче дела в хозяйствен­ный суд по месту его нахождения или месту жительства;
  • обе стороны заявили ходатайство о рассмотрении дела хо­зяйственным судом по месту нахождения большинства доказа­тельств;
  • одной из сторон в споре является тот же хозяйственный суд;
  • невозможно рассмотреть дело в данном хозяйственном суде по другим объективным причинам.

О передаче дела на рассмотрение другого хозяйственного суда выносится определение, которое направляется лицам, участвую­щим в деле, в срок, не превышающий пяти дней со дня его вынесе­ния. Разногласия по подсудности споров между хозяйственными судами разрешаются Верховном Суде Республики Беларусь.

Лица, участвующие в деле

Статья 54. Состав лиц, участвующих в деле

Лицами, участвующими в деле, являются:

1. стороны;

2. заявители и заинтересованные лица – по спорам и делам, возникающим из административных и иных публичных правоотношений; в делах об установлении фактов, имеющих юридическое значение (юридических фактов); об экономической несостоятельности (банкротстве); по жалобам на нотариальные действия или отказ в их совершении, а также в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными законодательными актами о судопроизводстве в судах, рассматривающих экономические дела;

3. третьи лица;

4. прокурор, государственные органы, органы местного управления и самоуправления и иные органы, обратившиеся в суд, рассматривающий экономические дела, в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными законодательными актами о судопроизводстве в судах, рассматривающих экономические дела.

Статья 58. Стороны

Сторонами в хозяйственном процессе являются истец и ответчик.

Истцами являются юридические лица, индивидуальные предприниматели, а в случаях, предусмотренных законодательными актами, – организации, не являющиеся юридическими лицами, и граждане, которые предъявили иск в целях защиты своих законных интересов или в целях защиты интересов которых иск предъявлен.

Ответчиками являются юридические лица, индивидуальные предприниматели и граждане, к которым предъявлен иск.

Стороны пользуются равными процессуальными правами.

Статья 59. Заявители

Заявителями являются юридические лица, организации, не являющиеся юридическими лицами, индивидуальные предприниматели и граждане, подавшие в хозяйственный суд заявления и (или) жалобы в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными законодательными актами о судопроизводстве в хозяйственных судах, и вступившие в хозяйственный процесс на основании этих заявлений и (или) жалоб.

Заявители пользуются процессуальными правами и несут процессуальные обязанности стороны, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.

Статья 70. Эксперт

Экспертом в суде, рассматривающем экономические дела, может выступать лицо, обладающее специальными познаниями в области науки, искусства, техники или ремесла, необходимыми для дачи заключения, наделенное в порядке, установленном законодательством, полномочиями на проведение экспертизы и назначенное судом, рассматривающим экономические дела, в порядке, установленном настоящим Кодексом.

Лицо, назначенное экспертом, обязано явиться по вызову суда, рассматривающего экономические дела, и дать объективное заключение по поставленным вопросам.

Если представленных материалов недостаточно для подготовки заключения или поставленные вопросы выходят за пределы специальных познаний эксперта, он обязан сообщить суду, рассматривающему экономические дела, о невозможности дать заключение.

Эксперт вправе отказаться от дачи заключения, если представленные ему материалы недостаточны или он не обладает знаниями, необходимыми для исполнения возложенных на него обязанностей.

Эксперт, если это необходимо для дачи заключения, имеет право:

1. знакомиться с материалами дела, относящимися к предмету экспертизы;

2. заявлять ходатайства о предоставлении ему дополнительных материалов для дачи заключения;

3. участвовать в судебных заседаниях суда, рассматривающего экономические дела, задавать вопросы, относящиеся к предмету проводимой им экспертизы.

Ходатайства эксперта о представлении ему дополнительных материалов для дачи заключения рассматриваются судом, рассматривающим экономические дела, без вызова сторон с вынесением определения в срок не позднее пяти дней со дня поступления ходатайств в суд.

Эксперт, являющийся иностранным гражданином, лицом без гражданства или гражданином Республики Беларусь, постоянно проживающим за пределами Республики Беларусь, вправе знакомиться с материалами дела, содержащими сведения, составляющие государственные секреты, после получения допуска в порядке, установленном законодательными актами.

За отказ либо уклонение без уважительных причин от исполнения возложенных на него обязанностей, а также за дачу заведомо ложного заключения эксперт несет ответственность, установленную Уголовным кодексом Республики Беларусь.

Статья 71. Специалист

Специалистом в суде, рассматривающем экономические дела, может выступать лицо, обладающее необходимыми знаниями по соответствующей специальности, дающее консультации по вопросам, имеющим значение для рассмотрения дела.

Лицо, вызванное судом, рассматривающим экономические дела, в качестве специалиста, обязано явиться в суд, отвечать на поставленные вопросы, давать пояснения и консультации, в том числе в письменной форме.

Вызов судом, рассматривающим экономические дела, специалиста налагает на руководителя организации, где работает специалист, на индивидуального предпринимателя, у которого работает специалист, обязанность обеспечить ему возможность явиться в суд, рассматривающий экономические дела, для выполнения своего долга.

Специалист имеет право с разрешения суда, рассматривающего экономические дела,

1. знакомиться с материалами дела,

2. заявлять ходатайства о представлении ему дополнительных сведений и материалов,

3. получать вознаграждение за дачу консультаций,

4. получать возмещение расходов, связанных с явкой в суд, рассматривающий экономические дела.

Специалист вправе отказаться от дачи консультаций, если вопросы выходят за пределы его специальных знаний или представленные ему материалы недостаточны для дачи консультаций.

Специалист, являющийся иностранным гражданином, лицом без гражданства или гражданином Республики Беларусь, постоянно проживающим за пределами Республики Беларусь, вправе знакомиться с материалами дела, содержащими сведения, составляющие государственные секреты, после получения допуска в порядке, установленном законодательными актами.

Статья 72. Свидетель

Свидетелем может быть лицо, которому известны сведения об обстоятельствах, имеющих значение для правильного рассмотрения дела судом, рассматривающим экономические дела.

Сведения, сообщенные свидетелем, не являются доказательствами, если свидетель не может указать источник своей осведомленности.

Лицо, ходатайствующее о вызове свидетеля, обязано сообщить его фамилию, собственное имя, отчество и место жительства.

Лицо, вызванное в качестве свидетеля, обязано явиться в суд, рассматривающий экономические дела, в назначенное время и сообщить известные ему сведения об обстоятельствах дела.

Свидетель обязан давать правдивые показания, отвечать на вопросы суда, рассматривающего экономические дела (судьи суда, рассматривающего экономические дела), и лиц, участвующих в процессе.

За отказ либо уклонение от дачи показаний, а также за дачу заведомо ложных показаний свидетель несет ответственность, установленную Уголовным кодексом Республики Беларусь.

Свидетелями не могут быть:

1. представители по гражданскому и хозяйственному делу и лица, исполняющие обязанности защитников по уголовному делу, – в отношении фактов, которые стали им известны в связи с исполнением обязанностей представителя или защитника;

2. представители сторон, участвовавшие в примирительной процедуре, медиации, примирители и медиаторы – в отношении фактов, которые стали им известны в связи с участием в примирительной процедуре, медиации, за исключением случаев, когда стороны дали на это свое письменное согласие;

3. священнослужители – в отношении фактов, сведения о которых они получили во время исповеди;

4. лица, которые в силу физических или психических недостатков не способны правильно воспринимать факты или воспроизводить сведения о фактах и давать о них показания;

5. другие лица – в случаях, предусмотренных законодательными актами.

Никто не должен понуждаться к даче показаний и объяснений против самого себя, членов своей семьи, близких родственников.

Статья 74. Переводчик

Переводчиком является лицо, владеющее языками, знание которых необходимо для письменного или устного перевода, и привлеченное судом в случаях и порядке, предусмотренных настоящим Кодексом.

Участники хозяйственного процесса не вправе принимать на себя обязанности переводчика, хотя бы они и владеют необходимыми для перевода языками.

Участники хозяйственного процесса вправе предложить суду, рассматривающему экономические дела, кандидатуру переводчика.

Переводчик обязан явиться по вызову суда, рассматривающего экономические дела, точно и полно выполнить порученный перевод, подтвердить достоверность перевода своей подписью в протоколе судебного заседания или на переведенном документе, отказаться от участия в производстве по делу, если он не обладает знаниями, необходимыми для перевода.

Переводчик вправе задавать вопросы присутствующим при переводе участникам хозяйственного процесса в целях уточнения смысла переводимых слов и выражений, знакомиться с протоколом судебного заседания, в котором он участвовал, и делать замечания, подлежащие занесению в протокол.

Переводчик, являющийся иностранным гражданином, лицом без гражданства или гражданином Республики Беларусь, постоянно проживающим за пределами Республики Беларусь, вправе знакомиться с материалами дела, содержащими сведения, составляющие государственные секреты, после получения допуска в порядке, установленном законодательными актами.

За отказ либо уклонение без уважительных причин от исполнения возложенных на него обязанностей, а также за сделанный заведомо неправильный перевод в суде переводчик несет ответственность, установленную Уголовным кодексом Республики Беларусь.

Статья 75. Понятой

В качестве понятых приглашаются не менее двух лиц, не заинтересованных в исходе дела, для удостоверения хода и результатов процессуального действия в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом.

Понятой имеет право:

1. делать по поводу процессуального действия, в котором он участвовал, заявления и замечания, подлежащие занесению в протокол;

2. знакомиться с протоколом процессуального действия, в котором он участвовал, и требовать внесения в него исправлений и дополнений.

Понятой обязан:

принимать участие в процессуальном действии;

удостоверять своей подписью в протоколе процессуального действия факт совершения этого действия, его ход и результаты.

Понятой может быть допрошен в качестве свидетеля об обстоятельствах, связанных с совершением процессуального действия, участником которого он был.

Понятыми не могут быть:

1. лица, не достигшие совершеннолетия;

2. лица, признанные в установленном законом порядке недееспособными или ограниченно дееспособными;

3. лица, которые в силу физических или психических недостатков не способны правильно воспринимать факт совершения процессуального действия, его ход и результаты;

4. работники суда, правоохранительных или контролирующих органов.

Статья 76. Представители

Юридические лица ведут свои дела в суде, рассматривающем экономические дела, через свои органы, действующие в соответствии с законодательными и иными нормативными правовыми актами, а также учредительными документами.

Представлять интересы юридического лица в суде, рассматривающем экономические дела, вправе адвокат, руководитель либо работник юридического лица по делам этого лица, иные лица в случаях, предусмотренных законодательными актами.

От имени ликвидируемого юридического лица в суде, рассматривающем экономические дела, выступает уполномоченный представитель ликвидационной комиссии.

Индивидуальный предприниматель и гражданин вправе вести свои дела в суде, рассматривающем экономические дела, лично или через представителя. Личное участие в деле индивидуального предпринимателя и гражданина не лишает их права иметь по делу представителя. Представителями индивидуального предпринимателя и гражданина могут быть адвокаты, законные представители, близкие родственники, супруг (супруга), иные лица, осуществляющие представительство в случаях, предусмотренных законодательными актами.

В суде, рассматривающем экономические дела, дела Республики Беларусь и административно-территориальных единиц Республики Беларусь ведут уполномоченные в установленном законодательством порядке представители государственных органов, органов местного управления и самоуправления и граждане.

Статья 78. Оформление полномочий представителя

Представители допускаются судом, рассматривающим экономические дела, к участию в деле только при наличии соответствующих полномочий.

Доверенность, выданная представителю, должна быть подписана лицом, правомочным выдавать такие доверенности, и оформлена в соответствии с законодательными актами.

Доверенность, выданная представителю индивидуальным предпринимателем или гражданином, должна быть удостоверена в нотариальном порядке либо:

1. руководителем юридического лица, где работает или учится представляемый;

2. организацией, осуществляющей эксплуатацию жилищного фонда и (или) предоставляющей жилищно-коммунальные услуги, по месту жительства представляемого;

3. учреждением социальной защиты населения;

4. больницей или другим стационарным лечебно-профилактическим учреждением, в котором представляемый находится на излечении;

5. командиром соответствующей воинской части, если доверенность выдается военнослужащим, работникам этой части или членам их семей.

Доверенность, выданная представителю лицом, находящимся в местах лишения свободы, удостоверяется администрацией соответствующего исправительного учреждения.

Полномочия адвоката удостоверяются в порядке, установленном законодательными актами.

Законные представители представляют в суд, рассматривающий экономические дела, документы, подтверждающие их право представлять интересы подопечных.

Таким образом,

1.Доказывание – урегулированное законодательными актами логико-практическая деятельность лиц, участвующих в деле, а также хозяйственного суда по установлению наличия или отсутствия фактических обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения дела.

2.Предмет доказывания – обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения спора или рассмотрения дела. Лицо, участвующее в деле, должно доказать те обстоятельства, на которые оно ссылается как на обоснование своих требований.

Не требуют доказывания факты, признанные хозяйственным судом общеизвестными и преюдициальные факты.

Обстоятельства, указывающие на общеизвестность:

1)факт должен быть известен широкому кругу лиц

2)факт должен быть известен всему составу суда

Преюдициальные факты – факты, ранее установленные вступившим в законную силу судебным решением или приговором по какому-либо другому делу.

3.Относимость – суд принимает и исследует только те доказательства, которые могут подтвердить или опровергнуть факты, подлежащие доказыванию по рассматриваемому делу.

Допустимость – процессуальная форма доказательств.

Оценка доказательств – суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании доказательств, имеющихся в деле. Суд оценивает относимость, допустимость и достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.

4.Средства доказывания (83 ХПК) – к ним относятся письменные и вещественные доказательства, звуко- и видеозаписи и информация на других носителях.

Не допускается к использованию доказательства информация, полученная скрытым путем.

Статья 121. Заключение мирового соглашения

Мировым соглашением является соглашение сторон о прекращении судебного спора на основе взаимных уступок.

Мировое соглашение может быть заключено сторонами на любой стадии судопроизводства в суде, рассматривающем экономические дела, а также при достижении примирения в порядке, установленном главой 17 настоящего Кодекса.

Суды, рассматривающие экономические дела, принимают меры к урегулированию спора и заключению сторонами мирового соглашения.

Мировое соглашение может быть заключено по любому делу, вытекающему из гражданских правоотношений, если иное не предусмотрено законодательными актами.

Мировое соглашение не может быть направлено против прав и законных интересов других лиц либо противоречить законодательству.

Статья 122. Форма и содержание мирового соглашения

Мировое соглашение заключается сторонами в письменной форме и подписывается ими или их представителями.

Представитель вправе заключить мировое соглашение при наличии на это полномочия, специально предусмотренного в доверенности.

Мировое соглашение должно содержать согласованные сторонами сведения об условиях, размере и сроках выполнения обязательств друг перед другом либо одной стороной перед другой, а также о последствиях его неисполнения в добровольном порядке.

Мировое соглашение может также содержать условия о (об):

1. отсрочке или рассрочке выполнения обязательств;

2. уступке права требования;

3. признании долга или уменьшении его размера;

4. удовлетворении требований иными способами, не противоречащими законодательству.

В мировом соглашении может быть предусмотрено распределение судебных расходов между сторонами, его заключившими.

Если в мировом соглашении такое указание отсутствует, суд, рассматривающий экономические дела, решает этот вопрос в порядке, установленном настоящим Кодексом.

Один экземпляр мирового соглашения представляется в суд, рассматривающий экономические дела, и приобщается к материалам дела.

Статья 128. Цена иска

Цена иска определяется:

1. по искам о взыскании денежных средств – исходя из взыскиваемой суммы;

2. по искам о понуждении к исполнению договорных обязательств, имеющих денежную оценку, – исходя из стоимости

3. неисполненного обязательства;

4. по искам о признании не подлежащими исполнению исполнительного документа или иного документа, по которым взыскание

5. производится в бесспорном порядке, – исходя из оспариваемой суммы;

6. по искам об истребовании имущества – исходя из стоимости имущества;

7. по искам об истребовании земельного участка – исходя из стоимости земельного участка по установленной цене, а при ее отсутствии – по рыночной цене.

В цену иска включаются указанные в исковом заявлении суммы неустойки (штрафа, пени) и проценты.

Цена иска, состоящего из нескольких самостоятельных требований, определяется суммой всех требований.

В случае неправильного указания цены иска она определяется судом, рассматривающим экономические дела.

В хозяйственном судопроизводстве государственной пошли­ной оплачиваются:

  • исковые заявления;
  • иные заявления;

Наши рекомендации