Понятие и обоснование необходимости разработки схемы землеустройства административного района.
Для упорядочивания и организации рационального использования и охраны земель в административном районе, возможности иметь единую земельную политику на территории данного муниципального образования и направить в нужное русло межхозяйственное и внутрихозяйственное землеустройство, реализовать научно обоснованные принципы планирования использования земель и управления земельным фондом района разрабатывают схему землеустройства административного района.
Схема землеустройства административного района — предплановый и предпроектныи документ, в котором на основе учета природных, экономических и социальных условий разрабатывают комплекс взаимоувязанных мероприятий по региональному использованию и охране земельных ресурсов, развитию и территориальной организации районного агропромышленного комплекса, установлению инфраструктуры, соответствующей потребностям развития района, регулированию земельных отношений.
Главная задача схемы землеустройства района в условиях глубоких экономических преобразований, изменения форм собственности на средства производства, перехода к экономике рыночного типа, а также осуществления в связи с этим процессов реорганизации сельскохозяйственных предприятий, приватизации собственности заключается в создании условий для научно обоснованного перераспределения земель, экономически выгодного развития различных форм хозяйствования на земле, формирования многоукладной экономики, рационального использования и охраны земель, а также в информационно-справочном обеспечении становления элементов рыночных земельных отношений на территории административного района.
При реализации схемы землеустройства района решаются следующие главные задачи:
эколого-хозяйственное зонирование территории района;
анализ состояния и использования земель в районе, ход земельной реформы и определение на этой основе главных путей организации рационального использования и охраны земли;
подготовка информации, показателей и нормативов по регулированию рыночных земельных отношений в части стоимости земли и платы за нее;
уточнение границ городов и поселков городского типа, а также анализ состояния и использования земель, находящихся в ведении органов местного самоуправления;
выявление или уточнение площадей земель, используемых не по целевому назначению, неэффективно используемых, выбывших из оборота или переведенных в менее ценные угодья, неиспользуемых земель, формирование или корректировка площадей фонда земель, подлежащего перераспределению;
выделение земель с различными режимами использования;
обоснование потребности в земельных ресурсах для развития отраслей народного хозяйства района, определение потребности в земле граждан, кооперативов для сельскохозяйственных и несельскохозяйственных целей;
выявление резервов земель, пригодных для сельскохозяйственного освоения, мелиорации и улучшения;
разработка рекомендаций по перераспределению земель сельскохозяйственного назначения;
обоснование перспектив развития и совершенствование территориального размещения отраслей сельского хозяйства, других отраслей районного агропромышленного комплекса, объектов его производственной и социальной инфраструктуры;
уточнение границ территорий (земель) природоохранного, природно-заповедного, оздоровительного, рекреационного и историко-культурного назначения;
разработка мероприятий по защите земель от эрозии, сохранению, восстановлению и повышению плодородия почв, улучшению ландшафтов, охране окружающей природной среды с учетом образования и упорядочения существующих землевладений и землепользовании;
определение потребности в капитальных вложениях, материальных и трудовых ресурсах;
расчет технико-экономических показателей, экологической и экономической эффективности мероприятий, намеченных в схеме землеустройства района.
В этой связи в схеме землеустройства административного района необходимо наметить границы, месторасположение и площади земель: поселковых и сельских администраций; сельскохозяйственных предприятий и КФХ всех организационно-правовых форм и форм собственности; земельных фондов специального назначения; фонда перераспределения и участков сельскохозяйственных предприятий, передаваемых в аренду; подсобных хозяйств промышленных и других предприятий; участков, предусмотренных для ИЖС; территорий для коллективного садоводства и огородничества; массивов для организации КХ собственниками земельных долей; черты населенных пунктов; участков для выпаса индивидуального скота; постороннего несельскохозяйственного использования.
Актуальность схем землеустройства районов определяется их значением как связующего звена между прогнозированием, планированием и проектированием в землеустройстве; необходимостью интеграции землеустроительной науки и производственной практики; локализацией землеустроительных действий на районном уровне.