Прогноз использования и охраны земель.
Проблемы управления земельными ресурсами в настоящее время стоят очень остро, необходимы новые принципы, методы управления, позволяющие создать эффективную систему использования земельных ресурсов.
Прогноз наряду с гипотезой и планом является формой предвиденья и занимает второе место по точности и надежности после плана.
Современные задачи прогнозирования развития требуют нового подхода к уровню прогностики на основе тенденции развития конгломерата городского социума. Можно выделить следующий комплекс задач:
а) переход от экстенсивного к интенсивному развитию сложившегося пространственно-исторического комплекса населенного пункта и создание оптимальной структуры городского землевладения (землепользования) с учетом научно-технических и эколого-экономических требований, предъявляемых к современным селитебно-промышленным конгломератам городских землепользовании;
б) совершенствование внутренней структуры среды города (населенного пункта) на основе применения достижений научно-технического процесса, но уменьшению удельной землеемкости производимой продукции и увеличению площади жилой застройки на единицу земельной площади;
в) снижение общего количества вовлеченных ресурсов в производство с одновременным обеспечением возрастающих потребностей общества, путем устранения противоречий между существующими и перспективными целями;
г) совершенствование селитебной и промышленной структуры землевладений (землепользований), с целью снижения транспортных потерь и транспортной усталости у людей, оптимизация транспортной сети города (населенною пункта).
Решение всего комплекса задач возможно благодаря применению комплексных моделей прогнозирования и современных ЭВМ.
В процессе разработки прогноза развития современных территорий необходимо учитывать комплекс современных тенденций пространственно-исторического формирования среды обитания человека. Анализ современных отечественных и зарубежных прогнозов (географических, архитектурно-градостроительных, инженерно-ландшафтных и т. д.) и планов долгосрочного перспективного развития, показал, что в них нашли свое отражение не только технические тенденции, но и общественные (социологические, социальные, политические, культурные, экономические).
В современных прогнозах использования городских территорий особое внимание уделяется прогнозированию будущего ущерба, наносимому индустриализацией и концентрацией производства, что влечет за собой загрязнение воздуха, воды и почвы, недостаток питьевой воды, увеличение экологического, техногенного и шумового загрязнения среды, трудность с утилизацией биохимически активных отходов, уничтожение природно-рекреационных зон отдыха.
К основным задачам прогнозирования использования городских территорий относятся: установление целей, изыскание оптимальных путей и средств их достижений, определение ресурсов, необходимых для достижения поставленных целей.
В настоящее время прогнозирование использования территорий опирается на ряд принципов:
1. Состоятельность прогноза - заключается в выполнении требований, обеспечивающих его научную обоснованность и практическую полезность.
2. Вероятность - заключается в многообразии факторов, влияющих на развитие объекта прогнозирования.
З. Согласованность, требует соединение всех параметров комплексной системы прогнозов.
4. Вероятная оптимальность- процесс определения вероятных оптимальных путей для достижения цели.
5. Вариантность, связана с возможностью развития городских территорий по различным направлениям
6. Последовательность- переход от частных прогнозов к более общим.
7. Приоритетность - первоочередное построение прогнозов с меньшим периодом упреждения.
8. Верифицируемость - определение точности, надежности и достоверности прогнозов.
9. Рентабельность - получение максимальной прибыли при минимальных затратах.
Достоверность прогнозов использования земель сельскохозяйственного назначения региона характеризуется интегральной оценкой качества всего прогнозного исследования, т.е. нижней и верхней границей вероятностного значения показателя.
Основная задача использования и охраны земель состоит в обеспечении исполнения земельного законодательства, соблюдении установленных требований (норм, правил, нормативов), выполнении мероприятий по охране земель.
Государственный земельный контроль является постоянной работой соответствующих органов, осуществляемой в соответствии с ведомственными годовыми планами работ. Необходимые контрольные действия предпринимаются также по заявлениям и жалобам граждан.их права и интересы, в административном и судебном порядке.
Муниципальный земельный контроль осуществляют органы местного самоуправления или уполномоченные органы, или органы на территории муниципального образования и в соответствии с законодательством РФ в порядке, установленном
Общественный земельный контроль осуществляют органы территориального общественного самоуправления, другие общественные организации (объединения), отдельные граждане за соблюдением установленного порядка подготовки и принятия исполнительными органами государственной власти и органами местного самоуправления решений, предусмотренных Земельным кодексом РФ, затрагивающих права и законные интересы граждан и юридических лиц, а также за соблюдением требований использования и охраны земель.
Производственный земельный контроль осуществляют собственник земельного участка, землепользователь, землевладелец, арендатор земельного участка в ходе осуществления хозяйственной деятельности на земельном участке. Этот вид контроля является своеобразным самоконтролем и не касается граждан, которые используют земельные участки для индивидуального жилищного и дачного строительства, садоводства, огородничества и т. п.