Домашняя тетрадь для логопедических занятий с детьми.

Норкина Ю.Б.

Домашняя тетрадь для логопедических занятий с детьми.

Пособие для логопедов и родителей выпуск 3. Звук Р. - М.: Владос,

2003 - (ВУЗ: Коррекционная педагогика)

В эту тетрадь вошли 14 занятий по автоматизации звука р и 2 занятия, посвященные дифференциации звуков р—л—ль, а также 18 стихотворений для заучивания наизусть, 7 текстов и 8 заданий на самостоятельное составление рассказов по опорным словам, творческие задания и комплексы упражнений артикуляционной и пальчиковой гимнастики.

Сначала рекомендуется просмотреть и проработать с ребенком комплексы упражнений артикуляционной и пальчиковой гимнастики.

После того как звук будет поставлен, работу по его автоматизации (в зависимости от методики) можно начинать как с первого, так и с седьмого занятия.

Дети, не умеющие читать, выполняют задания устно.

Материал каждого занятия велик, поэтому не надо стремиться выполнять всё за один раз. Разумнее распределить материал на несколько частей и работать над ним постепенно.

После 13 занятий можно начинать читать и пересказывать тексты, учить стихотворения.

Упражнения пальчиковой гимнастики полезны всем детям, особенно тем, у кого нарушена мелкая моторика. Лучше эти упражнения включать в середину занятия.

Артикуляционная гимнастика

Основной комплекс

1. «Заборчик» — широко улыбнуться, показать сжатые зубы (верхние зубы стоят ровно на нижних). Удерживать такое положение 5—7 с.

2. «Слоник» — вытянуть губы вперед «трубочкой» (зубы сжаты). Удерживать так 5—7с.

3. Чередовать упражнения «Заборчик» и «Слоник». Нижняя челюстьне двигается, двигаются только губы. Повторять по 5—6 раз.

4. «Непослушный язычок» — широкий плоский кончик языка пошлепать губами, произнося «пя-пя-пя...». Повторить 3 раза.

5. «Блинчик на тарелочке» — широкий плоский кончик языка положить на ниж-нюю губу, сказав один раз «пя»(«испекли блинчик и положили его остывать на тарелочку»). Язык не должен двигаться. Рот чуть-чуть приоткрыт. Удерживать такое положение 3—10 с. Повторить 2—3 раза.

6. «Чистим зубы» — открыть широко рот, улыбнуться, показав зубы. Затем кончиком языка «чистить зубы» изнутри, двигая им влево-вправо (сначала нижние, потом верхние). Кончик языка должен находиться за зубами. Губы улыбаются все время, зубы (нижняя челюсть) не двигаются. Повторить по 5—6 движений в каждую сторону.

7. «Вкусное варенье» — широким плоским кончиком языка облизать верхнюю губу сверху вниз. При этом должны быть видны нижние зубы (нижняя губа оттянута вниз, зубы не прикусывают язык). Повторить 3—5 раз.

8. «Маляр» — широко открыть рот, улыбнуться, показав зубы. Кончиком языка «красить потолок», двигая им по твердому небу вперед-назад (до зубов и подальше к горлышку). Язык не должен выскакивать за зубы, отрываться «от потолка» и двигаться влево-вправо. Нижняя челюсть не должна двигаться. Повторить по 5—6 движений в каждую сторону.

9. «Лошадка» — приоткрыть рот, улыбнуться, показав зубы. Цокать языком медленно-быстрее-быстро-медленно с короткими паузами для отдыха. Стараться не двигать нижней челюстью.

10. «Индюк» — приоткрыть рот и широким кончиком языка быстро двигать по верхней губе вперед-назад, произнося звук, близкий к «бл-бл-бл...». Тянуть этот звук 5—7 с, сделав сначала глубокий вдох.

11. «Часики» — приоткрыть рот, высунуть язык и двигать им влево-вправо от одного угла рта до другого. Повторить движения 5—6 раз в каждую сторону.

12. «Качели» — широко открыть рот, высунуть язык и двигать им вверх-вниз. Нижняя челюсть не двигается, зубы не прикусывают язык. Повторить движения 5— 6 раз в каждую сторону.

13. «Шоколадка» — приоткрыть рот и облизать губы языком по кругу по часовой и против часовой стрелки. Повторить по 2—3 раза в каждую сторону.

14. «Конфетка» — упереться кончиком языка в щеку (губы сомкнуты, а зубы раз-двинуты) — «спрятали конфетку за щеку», нажать несильно пальцем на щеку и язык (язык сопротивляется нажатию) — «конфетка твердая!» Повторить по 2—4 раза с левой и правой щекой.

Пальчиковая гимнастика

1. «Пальчики здороваются» — кончиком болыпого пальца правой руки касаться кончиков всех остальных пальцев поочередно. То же делать пальцами левой руки и обеих рук сразу.

2. «Руки здороваются» — пальцы правой руки «здороваются» с пальцами левой.

3. «В кулачок 1» — поочередно сгибать пальцы руки, начиная с большого, и собирать их в кулак. Делать это правой, левой рукой и обеими руками.

4. «В кулачок 2» — поочередно собирать пальцы в кулак, начиная с мизинца. Делать это правой, левой рукой и обеими руками.

5. «Из кулачка 1» — одновременно собрать пальцы в кулак (большой палец наверху), а затем поочередно выпрямлять их, начиная с большого пальца. Делать это правой, левой рукой и обеими руками;

6. «Из кулачка 2» — одновременно собрать пальцы в кулак (большой палец — внутри кулака), а затем поочередно выпрямлять их, начиная с мизинца. Делать это правой, левой рукой и обеими руками.

7. «Коза» — выпрямить указательный палец и мизинец, большой палец держит согнутые средний и безымянный пальцы. Делать это правой, левой рукой и обеими руками.

8. «Зайчик» — выпрямить вверх указательный и средний пальцы, а кончики выпрямленных безымянного пальца и мизинца соединить с кончиком большого пальца.

9. «Зайчик играет на барабане» — сделать «Зайчика», а потом постукивать попеременно безымянным пальцем и мизинцем по большому пальцу, произнося: «бум-бум...». Делать это правой, левой рукой и обеими руками.

10. «Кошка» — выпрямить вверх указательный палец и мизинец, а кончики выпрямленных среднего и указательного пальцев соединить с кончиком большого пальца. Делать это правой, левой рукой и обеими руками.

11. «Кошка мяукает» — сделать «Кошку», а потом разводить-сводить средний и безымянный пальцы с большим пальцем произнося: «мяу-мяу...». Делать это правой, левой рукой и обеими руками.

12. «Мышка» — сделать «Кошку», указательный палец и мизинец сильно согнуть, подведя их к среднему и безымянному пальцам. Делать это правой, левой рукой и обеими руками.

13. «Мышка пищит» — сделать «Мышку», а потом разводить-сводить средний и безымянный пальцы с большим пальцем произнося: «пи-пи...» Делать это правой, левой рукой и обеими руками.

14. «Лошадь скачет» — вытянуть средний палец, остальные пальцы «скачут» по столу, цокать при этом языком.

15. «Собака бежит» — вытянуть средний палец, остальные «бегут» по столу.

16. «Улитка» — положить ладонь на стол, поднять указательный и средний пальцы («усики улитки»). Делать правой, левой рукой и обеими руками.

17. «Улитка ползёт» — сделать «Улитку», и медленно передвигать руку по столу, не приподнимая большой и безымянный пальцы, мизинец. Делать это правой, левой рукой и обеими руками.

18. «Собака» — соединить указательный, средний и безымянный пальцы, большой палец поднять вверх, мизинец опустить вниз (ладонь расположена ребром). Делать это правой, левой рукой и обеими руками.

19. «Собака лает» — сделать «Собаку», и двигать мизинцем вверх (до безымянного пальца) — вниз произнося: «гав-гав...». Делать это правой, левой рукой и обеими руками.

20. «Оса» — выпрямить указательный палец (остальные пальцы придерживает большой палец) и вращать им по часовой21. «Человечек» — указательный и средний пальцы «ходят-бегают» по столу (остальные пальцы придерживает большой палец). Делать это правой, левой рукой и обеими руками.

22. «Пианино» —поочередно ставить пальцы на стол, не двигая кистью руки (начинать с большого пальца, идти до мизинца, потом обратно). Делать правой, левой, обеими руками одновременно.

23. «Замок» —ладони рук прижать друг к другу, переплести пальцы.

24. «Ёжик» —переплести пальцы обеих рук, а потом поднять их вверх.

25. «Колечки» — работают две руки: сделать «кольцо» на левой руке между большим и указательным пальцами и удерживать его; последовательно касаться большим пальцем правой руки остальных пальцев с указательного до мизинца, при этом пропуская пальцы в «кольцо» левой руки. Затем поменять руки: правая рука держит «кольцо», а левая — пропускает «кольца» вокруг правой руки.

26. «Сложные колечки» —работают две руки одновременно и согласованно: последовательно делать «кольца» правой и левой рукой, пропуская их друг через дружку.

27. «Цепочка» — делать «сложные колечки» двумя руками, вращая на каждое следующее «колечко» кистями рук вокруг своей оси. стрелке и против часовой стрелки, произнося: «з-з-з...». Делать это правой, левой рукой и обеими руками.

Занятие 1

1. Артикуляционная гимнастика.

2. «Мотоцикл» — проговори четко др-др-дрррррр.

3. Повтори, прочитай слоги.

Дра дро дру дры дра-дро дру-дры дро-дру дры-дра дра-дру-дры дро-дра-дру

дры-дро-дра дру-дры-дро

4. Повтори, прочитай слова. Поиграй в игру «Исправь взрослого». (Взрослый произносит слова неправильно, копируя ребенка, а ребенок исправляет «дъуг» — друг, «дйап» — драп, «длова» — дрова.)

а)дра драпдракадразнит

дро дрозддробьдрожжи

дру другдружныйдружба

б)дра драчун дракон драгоценность драже

дро дрожатьдрофадровадровосек

дру друзьядружинаДружокдругой

5. Посчитай слова от 1 до 5.

Пример: один дрозд, два дрозда, три дрозда и т.д.

Дрозд друг дракон дровосек

6. Поиграй в игру «Один -много».

дрозд — дрозды

драка— ...

драчун —...

дракон — ...

друг—...

дробь— ...

дрофа— ...

драгоценность— ...

7. «Назови ласково».

дракон — дракончик

друг—...

дрова— ...

8. Изменяй предложение.

Пример: Я звоню другу.

Ты звонишь другу.

Он звонит другу.

Она звонит другу.

Мы звоним другу.

Вы звоните другу.

Они звонят другу.

1) Я покупаю дрожжи. Ты.

2) Я вижу дрозда.

3) Я дрожу от холода.

4) Я несу дрова.

5) Я читаю о драконах.

6) Я съем другое драже. Он... Она... Мы... Вы... Они.

9. Повтори, прочитай предложения.

Дрозды — лесные птицы.

Дрожжи нужны для теста.

алмаз — драгоценный камень.

Нельзя дразнить собак.

Друзья любят есть драже.

Дровосек заготавливает дрова.

Друзья помогают друг другу.

Драчуны затеяли драку.

10. Прочитай слова из слогов, соединив начало и конец.

Дра — ка, кон, чун, же.

Дру — зья, гой, жный, жба.

Дро — ва, жжи, зды, восек.

11. Вставь в предложение пропущенный предлог.

Под, от, с из-за, на, за

Заяц дрожит /\ кустом. Таня дрожит /\ холода. Ваня дружит /\ Петей. Не надо драться /\ мячика. Дрозд сидит /\ ветке. Друзья бегут /\ Дружком.

Занятие 2

1. Артикуляционная гимнастика.

2. «Мотоцикл» —произнеси др-др~др-дррр..

3. Повтори, прочитай слоги.

а)дра-дро-дру

дро-дры-дра

дру-дра-дры

дры-дру-дро

адра-идры

одро-удру

идры-одро

удру-адра

б)адр одр

удр идр

в)адра

одро

Удру

идры

адр-одр-удр

одр-удр-идр

удр-идр-адр

идр-адр-одр

4. Повтори, прочитай слова.

а) ядро ведро бедро квадрат подросток подруга

б) пудра выдра эскадра бодрый мудрый щедрый

5. Поиграй в игру «Один—много».

кедр — кедры

выдра — ...

кадр — ...

подруга — ...

ведро — ...

эскадра — ...

6. Изменяй предложения.

Пример: Я несу ведро.

Ты несешь ведро. Он несёт ведро. Она несёт ведро. Мы несём ведро. Вы несёте ведро. Они несут ведро.

1) Я звоню подруге.

2) Я обведу квадрат.

3) Я вижу кедр.

4) Я найду кедровые шишки.

7. Прочитай предложения, вставляя букву р.

Д. озд сел на кед..

У под . уги болит бед . о.

Выд. ы живуг в д . угом лесу.

Для печки нужны д . ова.

8. Повтори, прочитай предложения.

У Кати много подруг и друзей. Подросток несёт ведро с водой.

адратной баночке. 9. Ответь на вопрос полным предложением.

Пример: Кто затевает драки? — Драки затевает драчун.

1) Кто рубит дрова?

2) Где живёт выдра?

3) Когда дрозды улетают на юг?

4) Чем достают воду из колодца?

5) Во что кладут дрожжи?

6) Что умеет делать дракон?

7) Что бывает квадратным?

9. «Назови ласково».

друг — дружок

подруга — ...

дракон — ...

квадрат—...

дрова — дровишки

ведро —...

ядро —...

бедро —...

10. Прочитай слова «наоборот». Напиши слова, которые получились.

Пример:

дзорд — дрозд.

ордев —

ардуп —

ардыв —

гурд —

акард —

аворд —

11. Прочитай слова-родственники. Придумай с каждым словом предложение.

друг

ДРУЖочек

ДРУЖище

поДРУГа

поДРУЖенька

ДРУЖба

ДРУЖный

ДРУЖеский

ДРУЖина

ДРУЖинник

12. Найди и назови слова, в которых встречается звукосочетание — др. Составь предложения с этими словами по рисунку. Домашняя тетрадь для логопедических занятий с детьми. - student2.ru

Занятие 3

1. Артикуляционная гимнастика.

2. «Машина» — произнеси тррррр.

3. Повтори, прочитай слоги.

тра

ТрО

Тру

тры

тра-тро

тры-тру

тро-тры

тру-тра

тро-тру-тра

тру-тра-тры

тры-тро-тра

тра-тры-тро

4. Повтори, прочитай слова. Поиграй в игру «Исправь взрослого».

тру

труд

трус

трубка

трудный

трутень

тру

труба

трубач

трубочист

трудиться

трущоба

тро

трос

трон

тройка

тропка

трогать

тро

тропинка

троллейбус

тростник

Трофим

тромбон

а)тра

трап

травка

трасса

трапеза

травушка

б)тра

трава

трамвай

трамплин

траншея

традиция

5. Посчитай слова от 1 до и обратно.

Пример: одна тройка, две тройки, три тройки и т.д.

Тройка трубка трамвай трубач

6. Составь предложения с данными словами.

Пример: Дима, тройка. —Дима получил тройку за диктант.

Алеша, трамвай; машина, трасса; тростник, болото; трус, собака; трава, траншея; Трофим, трамплин.

7. Доскажи предложение словом со звуком р.

Король сидит на...

Трубочист чистит печные...

Трубач играет на...

Тромбонист играет на...

По рельсам в городе ездит...

Петя не может решить задачу, она очень...

Коля сделал в диктанте много ошибок, ему поставили

Весной вырастает мягкая, зелёная ...

Труженик не ленится, он много ...

Гоночные машины мчатся по ...

Слова: троне, трубы, трубе, тромбоне, трамвай, трудная, тройку, трава, трудится, трассе.

8. Изменяй предложения.

Пример: Я бегаю по травке.

Ты бегаешь по травке.

Он бегает по травке.

Она бегает по травке.

Мы бегаем по травке.

Вы бегаете по травке.

Они бегают по травке.

1) Я иду по тропинке.

2) Я копаю траншею.

3) Я поеду на трамвае.

4) Я жду троллейбус.

5) Я буду трудиться.

6) Я трогаю мягкую травку.

9. Выучи скороговорки.

Труба трубит, труба поёт, трубач по улице идёт.

На траве тропка, на тропке травка.

10. Прочитай слова-родственники. Придумай с каждым словом предложение.

ТРАВа

ТРАВка

ТРАВушка

ТРАВинка

ТРАВиночка

ТРАВяной

ТРАВянистый

ТРАВник

Занятие 4

1. Артикуляционная гимнастика.

2. «Машина» — произнеси тррррр.

3. Повтори, прочитай слоги.

а)тра-тры-тро

тру-тра-тры

тры-тро-тра

тро-тру-тры

в)атр

отр

утр

итр

б)атра

отро

утру

итры

атра-отро

итры-атра

утру-итры

отро-утру

атр-итр-утр

итр-отр-атр

утр-атр-итр

отр-утр-атр

4. Повтори, прочитай слова. Поиграй в игру «Один—много»,

а) матрас тетрадь отрава

б) метро ситро патрон

в) ватрушка петрушка отрывок

г) утро гетры отруби отражение

е) осётр осмотр сантиметр педиатр

д) метр литр Пётр театр

5. «Назови ласково».

матрас — матрасик

матрос —..

ватрушка —

отрывок —

патрон — ...

тетрадь —...

6. Доскажи предложение словом со звуком р. Покажи линией правильный вариант.

Ватрушки, театр, метро, матрас, тетради, утром, педиатр, патрон.

Под землей ездят (на чём?)... Ученик достал книги и (что?)... Бабушка испекла с творогом (что?)... Вечером папа и мама пойдут (куда?)... Для ружья нужен (что?)... Детский врач — это (кто?)... На кровати лежит мягкий (что?)... Зарядку делают (когда?)...

7. Повтори, прочитай предложения. Поиграй в игру «Исправь взрослого».

У Петрова в тетради тройка.

Папа потрошит осётра.

Матрос идёт по трапу.

Трофим сажает петрушку.

Пётр едет в школу на метро.

Трое матросов ждут трамвай.

Мама ведёт сына на осмотр к педиатру.

У метро будет театр для детей.

Мы... Вы... Они.

8. Изменяй предложения.

1) Я ем ватрушку. Ты... Он... Она.

2) Я буду матросом.

3) Я пойду в театр.

4) Я не трогаю чужую тетрадь.

9. Продолжи предложение по образцу.

Пример: Катя заходит в метро, а Коля выходит из метро.

Ваня заходит в трамвай, а Дима ...

Таня убирает тетрадь, а Валя ...

Миша идёт в театр, а Петя ...

Николай продает трубу, а Трофим ...

Маша садится на матрас, а Даша ...

Дима поднимается на трамплин, а Толя ...

Вова копает траншею, а Ваня ...

Слова: выходит, достаёт, уходит, покупает, встаёт, прыгает, закапывает.

10. Выучи потешки.

Тра-тра-тра, в детский сад идём с утра.

Тро-тро-тро, Пётр едет на метро.

Тру-тру-тру, зубы чистим поутру.

Тры-тры-тры, в сказках гномики хитры.

11. Составь слова из слогов. Напиши слова, которые получились.

Пример:

ро, ут — утро.

трас, ма —

традь, те —

тро, ме —

трон, па —

атр, те —

мотр, ос —

плин, трам —

трос, ма —

12. Повтори, прочитай предложения. Поиграй в игру «Исправь взрослого».

У Петрова в тетради тройка.

Папа потрошит осётра.

Матрос идёт по трапу.

Трофим сажает петрушку.

Пётр едет в школу на метро.

Трое матросов ждут трамвай.

Мама ведёт сына на осмотр к педиатру.

У метро будет театр для детей.

13.Мы... Вы... Они. Изменяй предложения.

1) Я ем ватрушку. Ты... Он... Она.

2) Я буду матросом.

3) Я пойду в театр.

4) Я не трогаю чужую тетрадь.

Занятие 5

1. Артикуляционная гимнастика.

2. «Мотоцикл» — проговори чётко др-др-дррр..

3. «Машина» —произнеси тррр...

4. Проговори, прочитай слоги.

а)тра-дра

дро-тро

дру-тру

тры-дры

б)атр-адр

отр-одр

удр-утр

идр-итр

дра-дра-тра

тро-дро-дро

дру-тру-тру

тры-дры-тры

адр-атр-атр

отр-одр-одр

удр-утр-удр

итр-идр-итр

5. Вставь в слово после первого звука звук р. Напиши слова, которые получились.

топка — тропка

дать— ________

дама —________

тон — ________

тут—_________

6. Посчитай слова от 1 до 5 и обратно.

Пример: одна тетрадъ, две тетради, три тетради и т.д.

патрон трамплин кедр метр

7. Прочитай (проговори) слова и предложения, вставляя пропущенную букву р.

т . удныи

хит , ый

муд . ый

щед . ый

т.ава

т.амвай

т.ойка

т.омбон

мат . ос

мет . о

пуд . а

квад , ат

б) У Пет . а много д.узей.

Т , амваи идут один за д. угим.

У т . оих под . ужек костюмы снежинок.

Т . удно под . ажать пению д.озда.

8. Составь предложения с данными словами.

Пример: в ведро. — Таня наливает воду в ведро.

на траве из трубы с подружкой в квадрате к метро

9. Продолжи предложение по образцу.

Пример: Таня дотронуласъ до стенки, и Ваня дотрагивается до стенки.

Оля подражала трубачу, и Дима ... Ива отражалась в воде, и берёза ... Настя отрывала листок, и Петя ... Юля дрожала от холода, и Саша ... Даша дрыгала ногой, и Миша ... Лена трубила на тромбоне, и Тёма... Наташа драила песком ведро, и Олег...

10. Повтори, выучи чистоговорки.

Дра-дра-дра, ливень льёт, как из ведра.

Дро-дро-дро, матрос несёт ведро.

Дру-дру-дру, трутень лезет по ведру.

Дры-дры-дры, хитры гномы и мудры

11. Вставь в предложение пропущенный предлог (до, на, в, для, из, на, с, под).

Папа дотрагивается … шкафа.

Мама едет … трамвае.

Сын отражается … блестящей трубе.

Бабушка печёт ватрушки … Петра.

Дедушка выходит … троллейбуса.

Тётя Тоня беседует … подругой.

Дядя Трофим сидит … кедром.

12. Составь из слогов слова. Напиши слова, которые получились.

Пример: бус, тро, ллей — троллейбус.

дру, га, по —

труш, Пе, ка —

сек, дро, во —

тры, о, вок—

пе, атр, ди —

эс, дра, ка —

Занятие 6

1. Артикуляционная гимнастика.

2. «Мотоцикл» — проговори чётко др-др-дррр...

3. «Машина» —произнеси тррр.

4. Проговори, прочитай слоги.

Стра Стро Стру стры стра-стро стры-стру

стро-стры втра втро втру втры втра-втры втро-втру втру-втра штра штро штру штры штры-штра штру штро штра-штры здра здро здру здры здру-здро здры-здру здра-здро

5. Проговори, прочитай слова. Страх страус стража стройка строчка стружка иностранец сестра страна строгать струя страница остров острая быстрая пёстрая штраф втроём завтрак здравствуй здравница поздравлять поздравление

6. Повтори, прочитай предложения.

Трамвай едет быстро.

У страуса быстрые ноги.

У сестры много пёстрых лент.

Завтра утром я поздравлю маму.

На завтрак у Петра чай с ватрушками.

Строители быстро построили дом.

Папа строгает доски, поэтому летят стружки.

На странице строчки на иностранном языке.

7. Составь предложения с данными словами.

Пример: с травами. — Мама любит чай с травами.

с трудом

с трусом

с дровами

с другом

с драконом

8. Изменяй предложения.

1) Я строю дом. Ты... Он... Она... Мы... Вы... Они.

2) Я вижу страуса.

3) Я подметаю стружки.

4) Я иду завтракать.

5) Я покупаю острый нож.

6) Я быстро читаю.

7) Я еду в другую страну.

8) Я построю домик для дроздов.

9. Выучи скороговорки.

Трое трубачей трубили в трубы.

Друг — у друга, подруга — у подруги. Дружат с другом, дружат и с подругой.

10. Продолжи предложение по образцу.

Пример: У Нади 1 (одна) пёстрая лента, а у Кати 2 (две) пёстрые ленты.

У Вани 1 острый ножик, а у Вити 2 ...

У Тани 1 пёстрый носок, а у Жени 2 ...

У Пети 1 страшный мультфильм, а у Алеши 2 ...

У Димы 1 быстрая машинка, ау Миши 2 ...

У Трофима 1 иностранная книга, а у Петра 2 ...

У Саши 1 строгий учитель, а у Люды 2 ...

11. Добавь (впиши) в слово пропущенный слог, прочитай (проговори) слово.

строит_

страшили

устройст_

строи

струж_

завтр _

страни__

иностран

поздравле

12. Прочитай слова-родственники. Придумай с каждым словом предложение.

СТРАНа

СТРАНник

СТРАНница

СТРАНствие

иноСТРАНец

ино СТРАНный

СТРАНствовать

СТРАХ

СТРАШный

СТРАШненький

СТРАШила

СТРАШилище

уСТРАШать

бесСТРАШный

Занятие 7

1. Артикуляционная гимнастика.

2. «Мотор» — произнеси длительно звук р.

3. Повтори, прочитай слоги.

Ра ро ру ры ра-ро-ру ры-ру-ра ро-ра-ры ру-ры-ро

4. Повтори, прочитай слова.

Рот роза Рома робот Родина ручка русский рысь рыба рынок

а)рак радио радуга радость раковина рыбак рычаг роса родник Россия рука ручей рукав рубашка рукавица

б)работа ракета ракушка рассказ расчёска

5. Повтори, прочитай предложения. Поиграй в игру «Исправь взрослого».

У Раи отец — рабочий.

У Ромы на руке рана.

На кухне работает радио.

На Рому нападает рой ос.

На рынке много рыбы.

Рысь рыщет за добычей.

Рая расчёсывает волосы расчёской.

Мама зашивает рукав у рубашки.

6. Прочитай (проговори) предложения, вставляя пропущенную букву р.

. ысь . оет ямку.

. ыбак пошёл на . ыбалку.

. усские живут в . оссии.

. ая видит . ака на дне . учья.

. абочий . аботает на заводе.

. ома написал в тет . ади . ассказ.

7. Изменяй предложения.

1) Я мою руки. Ты... Он... Она... Мы... Вы... Они...

2) Я поймаю рыбу.

3) Я пишу в тетради ровно.

4) Я разыщу рака.

5) Я радуюсь новому ранцу.

8. Проговори, прочитай слова-родственники. Составь предложения с каждым словом.

РЫБа РЫБка РЫБёшка РЫБачить РЫБина РЫБак РЫБачка РЫБный РЫБалка

РОЗа РОЗочка РОЗовый РОЗовенький РОЗоватый РОЗоветь РОЗовеющий

9. Замени первый звук в слове на звук р. Какое новое слово получилось? Напиши его.

танец—ранец

забота

хобот-

высь-

макеты-

нога-

кот— рот

газ –

мука-

мама-

козы –

Жучка-

мычать

рычать

дубить-

пугать-

Тома-

пыжик-

жакетка-

рынок

трактор

радио

рыбозавод

раскопки

равнина

ружьё

рубин

рысь

10. Продолжи предложение.

Я радуюсь... радуга

робот рыжик ракета

Она раздаёт... ракетка

роза ручка рубашка

Он работает на...

Мы разглядываем.

11. Отгадай загадки. Найди ответы на картинках. Составь предложения с каждым словом.

1)Сам металлический —

Мозг электрический.

2)Стальной конёк

По белому полю бегает.

За собой чёрные следы

Оставляет.

3)Стоят в лугах сестрички —

Золотой глазок, белые реснички.

4)Ползает наоборот, задом наперёд —

Всё под водой хватает клешнёй.

5)Блещет в речке чистой

Спинкой серебристой.

6)Хожу-брожу не по лесам,

А по усам, по волосам,

И зубы у меня длинней,

Чем у волков и медведей.

Занятие 8

1. Артикуляционная гимнастика.

2. «Мотор» —произнеси длительно звук р.

3. Повтори, прочитай слоги.

а)ра-ро-ру ры-ру-ра ро-ра-ры

ру-ры-ро

б)ара ара-оро

в)ра-ара оро уру-ара ро-оро уру оро-иры РУ-УРУ иры иры-уру ры-иры

4. Выполни слоговые упражнения. Произнеси выделенные слоги громче и дольше (с ударением).

а)рара... рара... рарара... роро… роро… ророро… Руру… Руру… Руруру…

Рыры… рыры… рырыры…

б)рару... рару.. рарару... руры… руры… руруры…

рыра… рыра… рырыра…

руро… руро…

руруро…

5. Повтори, прочитай слова.

а)гора нора дыра баран сарай операция перо народ пирог сироп сорока ворона оружие Маруся кенгуру кукуруза старуха зарубка нарыв корыто порыв шары дворы

топоры

б)фара пещера ураган муравей барабан парашют парус поручение карусель подарок

паровоз пёрышко

6.«Назови ласково ».

корова — коровка коробка — ... дорога— ... пирамида — ... подарок—... перо—...

пирожок — пирожочек дырка— ... норка— ... корка —... творог —... сарафан —...

7. Изменяй предложения.

1) Я еду в гараж. Ты... Он... Она... Мы... Вы... Они.

2) Я учу уроки.

3) Я ем макароны.

4) Я собираю ракушки.

5) Я стираю рубашку.

6) Я работаю на огороде.

8. Проговори, прочитай слова-родственники. Составь с каждым словом предложение.

РУКа РУЧка РУЧонка РУЧенька РУЧища РУЧной поРУЧение выРУЧка наРУЧники РУКав РУКавчик РУКавица РУКавичка

ГОРОД ГОРОДок ГОРОДище ГОРОДской ГОРОДничий ГОРОЖанин ГОРОЖанка за ГОРОДный за ГОРОДка за ГОРАЖивать на ГОРОДить О ГОРОД О ГОРОДник

МОРОЗ МОРОЗец МОРОЗище МОРОЗить МОРОЗный МОРОЗко МОРОЗильник МОРОЖеное за МОРОЗить за МОРОЗки за МОРОЖенный от МОРОЗить об МОРОЖение

9. Повтори, прочитай предложения.

Ира собирает ракушки.

Рома едет на пароходе.

Корова подходит к воротам.

Ворона сидит в огороде.

Шуру ведут за ручку.

У старухи старое корыто.

Шофёры завели моторы

У Юры на руке нарыв.

От мороза на окне разные узоры.

У мамы на руках румяный карапуз.

В нашем городе широкие дороги.

Маруся катается на карусели второй раз.

10. Выучи чистоговорки.

Ра-ра-ра, у мышки старая нора.

Ро-ро-ро, у норы лежит перо.

Ру-ру-ру, загораживает вход в нору.

Ры-ры-ры, никак не выйти из норы.

11. Прочитай слова и предложения, вставляя пропущенную букву р.

а)га . аж во . обей опе . ация мака. оны миксту. А ста. Ыи се. Ый о. анжевый

до . огой ко. она мо. оз во . ота ого . од пи . амида ка . андаш .андаши.

б)И . а несёт . озу.

Ю . аучиту . оки.

Шу . а моет . аму.

Мама Ки . ы . аботает вече . ом

Шофё . ы идут в га . аж.

В се . ой ко . обке лежат ста . ые ка

12. Допиши пропущенный слог. Какое слово получилось?

коро_

воро_

соро_

коры_

стару_

миксту_

кенгу_

бара_

макаро_

пирами_

кукуру_

сыроеж_

13. Выучи скороговорку.

Барабанщик барабанит в барабан.

14. Доскажи слово в рифму.

Ра-ра-ра, на рукаве...

Ра-ра-ра, на дубе толстая ...

Ро-ро-ро, воробьиное ...

Ру-ру-ру, быстро скачет...

Ру-ру-ру, мама штопает...

Ры-ры-ры, в лесу летают...

Ры-ры-ры, на ниточках...

Слова: дыра, кора, перо, кенгуру, дыру, комары, шары.

15. Выучи стихотворение.

Горошина

Горошина, горошина,

Какая ты хорошая.

Какая ты хорошая,

Зелёная горошина.

Занятие 9

1. Артикуляционная гимнастика.

2. «Тигр и тигрёнок» —произноси долго звук р сначала низким, затем высоким голосом.

3. Повтори, прочитай слоги ар ор ур ир ар-ор ор-ур ур-ир ир-ар ар-ур-ир ор-ир-ур

ур-ар-ор ир-ор-ар

4. Повтори, прочитай слова. Поиграй в игру «Исправь взрослого».

Ар пар удар загар комар повар пожар

Ор хор бор забор мотор топор спор

Ир мир жир сыр кефир зефир шнур

Ер ковёр актёр костёр боксёр шофёр монтёр

Ер веер пионер катер ветер вечер свитер

5. Изменяй предложения.

1) Я несу топор. Ты... Он.

2) Я пью кефир.

3) Я ем помидор.

4) Я тяну шнур.

5) Я жду катер.

6) Я найду мухомор. Она... Мы... Вы... Они.

6. Доскажи слово со звуком р в рифму. Повтори чистоговорки.

Ар-ар-ар, из чайника идёт...

Ар-ар-ар, Вову укусил ...

Ар-ар-ар, в доме начался ...

Ор-ор-ор, в зале выступает...

Ор-ор-ор, на даче высокий ...

Ор-ор-ор, у машины завели ...

Ур-ур-ур, за телефоном тянется ...

Ир-ир-ир, Таня пьёт...

Ыр-ыр-ыр, мама покупает...

Ёр-ёр-ёр, дети потушат...

Ёр-ёр-ёр, папа чистит...

Ёр-ёр-ёр, машины водит...

Слова: пар, комар, пожар, хор, забор, мотор, шнур, кефир, сыр, костёр, ковёр, шофёр.

7. Повтори, прочитай предложения. Поиграй в игру «Исправь взрослого».

Егор ест зефир.

Дровосеку нужен топор.

Шофёр заводит мотор.

Ветер усиливает пожар.

Повар моет помидор.

Самовар пускает пар.

Комар сядет на забор.

Завтра надо купить сыр и кефир.

8. Выучи скороговорку.

— Егор, Егор, покажи свой двор!

— А вот мой двор, зелёный забор.

9. Прочитай слована оборот. Какие слова получились? Напиши их.

Пример: рим-мир.

равоп —

робаз —

рамок —

ропот —

рыс —

раш —

риж —

рох —

рётсок —

ретивс —

рётфил —

рётхаш —

10. Проговори названия профессий. Расскажи или спроси о них.

Пример: Шофёр. — Шофёр водит машину. Монтёр. — Кто такой монтёр?

гончар

кочегар

кондуктор

экзаменатор

композитор

инкассатор

шофёр

шахтёр

лифтёр

актёр

комбайн

повар

Послушай предложения. Назови профессии (скажи, кто это).

Водит машину.

Работает в шахте, добывает уголь.

Играет в кино и в театре.

Ремонтирует лифт.

Работает на комбайне, убирает хлеб.

Работает в ресторане, готовит еду.

Лепит из глины горшки и вазы.

Работает в котельной.

Выдает билеты в трамвае и автобусе.

Экзаменует студентов на экзамене.

Пишет музыку.

Перевозит деньги.

Занятие 10

1. Артикуляционная гимнастика.

2. «Тигр и тигрёнок» — произноси длительно звук р сначала низким, затем высоким голосом.

3. Повтори, прочитай слоги. ар-ур-ир ор-ир-ур ур-ар-ор ир-ор-ар

4. Повтори слоги, прочитай их по столбикам и по строчкам

а) арпа арба арфа арва арта арда арка арга

орпо орбо орфо орво орто ордо орко орго

урпу урбу УРФУ урву урту УРДУ урку ургу

ирпы ирбы ирфы ирвы ирты ирды ирки ирги

арма арна арса арза арца арша арща арча

ормо орно орсо орзо орцо оршо орщо орчо

урму урну урсу УРзу урцу уршу урщу урчу

ирмы ирны ирсы ирзы ирцы ирши ирщи ирчи

б) рпа рба рфа рва рта рда рка рга

рпо рбо рфо рво рто РДО рко рго

рпу рбу РФУ рву рту РДУ рку ргу

рпы рбы рфы рвы рты рды рки рги

рма рна рса рза рца рша рща рча

рмо рно рсо рзо рцо ршо рщо рчо

рму рну рсу рзу рцу ршу рщу рчу

рмы рны рсы рзы рцы рши рщи рчи

5. Повтори, прочитай слоги.

арп-ирп-орп орп-урп-арп арс-урс-ирс урс-арс-орс арф-орф-урф ирф-урф-орф арт-урт-орт урт-арт-урт арк-орк-ирк ирк-урк-урк арм-ирм-урм урм-арм-орм арн-орн-ирн урн-арн-орн

арш-урш-орш ирш-урш-арш

6. Повтори, прочитай слова. Поиграй в игру «Исправь взрослого».

а) арбуз арфа марка артист парта карта картина карман фартук форма горка норка

корка орден норма корзина георгин тормоз Мурка шкурка пурга куртка ферма верба зерно черта дырка

б) март карп зоопарк марш корт сорт порт насморк торт корм морж шторм

7. Повтори, прочитай предложения. Поиграй в игру «Исправь взрослого».

В кармане дырка.

В корзине огурцы.

Шофёр тормозит.

У Мурки мягкая шёрстка.

У мышки в норке корка.

В зоопарке живет морж.

Дует северный ветер.

В августе идёт уборка зерна.

Сержанту дали орден.

Картошка кипит в горшочке.

У старшей сестры насморк.

Барбос любит мясные консервы.

В кармане куртки лежат перчатки.

Для борща нужны свёкла, морковь, капуста и картошка.

8. Изменяй предложения.

1) Я покупаю торт. Ты... Он... Она... Мы... Вы... Они.

2) Я чищу картошку.

3) Я вешаю картину.

4) Я несу арбуз.

5) Я топаю по паркету.

6) Я вырву сорняк.

7) Я первым сяду за парту.

8) Я держу корзину с огурцами.

9. Замени третий звук в слове на звук р. Какое новое слово получилось? Запиши его.

кошка—корка

гонка — ___

ночка — ___

маска — ___

каста —

палка—парта

почка — __

дымка — __

паста — ___

метка —

10. Выучи стихотворение.

Мухомор

В яркой куртке мухомор

Гордо сел на косогор.

Нам не нужен мухомор,

Не пойдём на косогор.

11. Продолжи предложение по образцу.

Пример: Нина отдаст торт, а Витя возъмёт торт.

Дима поднимается на горку, а Егор ...

Катя входит в зоопарк, а Женя ...

Мама моет паркет, а щенок...

Папа вешает картину, а дедушка ...

Бабушка снимает фартук, а мама ...

Мышка залезает в норку, а мышонок...

Таня сажает картошку, а Артём ...

Аня садится за парту, а Егор ...

Слова: спускается, выходит, пачкает, снимает, надевает, вылезает, выкапывает, встаёт.

12. Придумай предложения с данными словами.

Пример: новая куртка. — Маше купили новую куртку.

рваный карман

морской порт

сердитый барсук

бархатная куртка

твёрдый картон

чёрный портфель

13. Прочитай слова-родственники. Придумай с каждым словом предложение.

ВАР ВАРка поВАР отВАР от ВАРной наВАР за ВАРка за ВАРной

ГОРДый ГОРДость ГОРДеливый ГОРДиться за ГОРДиться ГОРДыня ГОРДец ГОРДячка

ВЕРа ВЕРно на ВЕРно на ВЕРняка ВЕРный ВЕРность не ВЕРно за ВЕРить

14. Назови картинки. Подбери пары картинок из разных столбиков, подходящие друг другу.

Составь с ними предложения.

Пример: карман и куртка. — На куртке естъ карманы.

Занятие 11

1. Артикуляционная гимнастика.

2. Повтори слоги.

а) ра-ро-ру ры-ру-ра ро-ры-ра

б)

Наши рекомендации