ЗЕМЛЕУСТРОИТЕЛЬНОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ (территориальное землеустройство)
Учебно-методическое пособие
Для составления курсового проекта по направлению «Землеустройство и земельный кадастр»
Волгоград
ИПК «Нива» ВГСХА
Г.
УДК
ББК
Подготовлено и рекомендовано к печати кафедрой «Землеустройство и земельный кадастр» (протокол № 3 от 01.11.2011 г.).
Утверждено к изданию ученым советом Эколого-мелиоративного факультета ВолГАУ (протокол № 4 от 29.11.2011 г.).
Рецензенты:
проф., д. т. н. А. С. Ахмедов,
доцент, к. с.х. н. В.И. Кузнецов
Авторы:
Профессор А. В. Воробьев, доцент Т.В. Репенко, ст. преподаватель Е.В.Денисова
Учебно-методическое пособие по подготовке курсового проекта по дисциплине «Землеустроительное проектирование» (территориальное землеустройство) |
Учебно-методическое пособие по подготовке курсового проекта написано на основе ранее изданных рекомендаций по выполнению лабораторно – практических работ по дисциплине «Землеустроительное проектирование» и обобщения многолетнего опыта работы преподавателей кафедры. Оно включает рекомендации и требования, относящиеся к содержанию, методам разработки и оформлению курсового проекта. В основном тексте и приложениях пособия содержится информация, необходимая студентам в процессе разработки курсового проекта от получения задания на курсовое проектирование до защиты.
УДК
ББК
© Воробьев А.В., Репенко Т.В., Денисова Е.В.
© ИПК ФГБОУ ВПО ВолГАУ «Нива», 2012
СОДЕРЖАНИЕ
Введение……………………………………………………… 5
Задачи и содержание территориального землеустройства
на современном этапе ……………………………………….. 7
Глава 1. Формирование территории муниципального
образования …………………………………………………. 12
1.1. Порядок установления границ муниципальных
образований …………………………………………………. 13
1.2. Определение общей площади сельского поселения … 16
1.3. Составление картографического и геодезического
описания границ сельского поселения ……………………… 16
1.3.1. Картографическое описание границ ……… 16
1.3.2. Геодезическое описание границ …………… 19
1.4. Внесение изменений в поконтурную ведомость ……… 21
Глава 2.Образование землевладений и землепользова-
ний сельскохозяйственных предприятий …………………… 27
2.1. Определение площади землевладения и землеполь-
зования ………………………………………………………… 28
2.2. Размещение и формирование земельного
массива хозяйства ………………………………………….... 33
Глава 3. Образование землепользований
несельскохозяйственного назначения ……………………… 39
3.1. Общие положения ……………………………………… 39
3.2. Основные требования к размещению мельзавода …… 42
3.3. Расчет площади и размещение участка землепользова-
ния мельзавода ………………………………………………. 44
3.4. Составление межевого плана …………………………… 47
3.5. Особенности предоставления земель под
линейные сооружения ……………………………………….. 62
3.6. Охраны природы и окружающей среды ………………. 65
Глава 4. Проведение землеустройства в целях установления
и изменения границ населенных пунктов …………………. 67
Основные методические положения подготовки курсового
проекта ………………………………………………….….… 81
Контрольные вопросы ………………………………….…… 87
Рекомендуемая литература ……………………………….… 90
Приложения ………………………………………………..… 93
ВВЕДЕНИЕ
Для рационального и эффективного использования земли требуется устойчивое землепользование, то есть объективно обусловленное сохранение размеров и размещения каждого землепользования в неизменных границах в течение длительного времени. Всякое внесение изменений в землепользование должно быть научно обоснованным. Оно может быть вызвано лишь серьезными причинами. Необходимость в территориальном землеустройстве вызывается определенными объективными причинами (факторами).
Главный фактор территориального землеустройства — необходимость организации нового предприятия, юридического или физического лица, для деятельности которых требуется земля, то есть образование соответствующего землепользования.
В сельском хозяйстве факторами территориального землеустройства являются:
· наличие недостатков (неудобств) в размещении землепользований и их границ;
· несоответствие существующего размера и структуры землепользования потребностям производства;
· увеличение в составе землепользования площади сельскохозяйственных угодий, повышение их продуктивности;
· охрана земли, других природных ресурсов, окружающей среды.
Внесение улучшающих изменений в существующие землепользования и образование новых должны быть обоснованными в экономическом, экологическом и других отношениях.
В соответствии с принципом устойчивости землепользования территориальное землеустройство должно проводиться тогда, когда потребность в нем всесторонне обосновано и никакие другие меры, кроме внесения изменений в землепользование, не дадут нужного результата.
Территориальное землеустройство, результатом которого является образование землепользований несельскохозяйственного назначения, часто называют «отводом земель». Это неточно, так как в этом случае отражается только конечный результат, а не содержание территориального землеустройства. Отвод земли — это землеустроительные действия по установлению в натуре (на местности) границ предоставленного в собственность, владение или пользование земельного участка. Но до этого должен быть составлен и обоснован проект территориального землеустройства, уполномоченным по законодательству органом принято решение о предоставлении участка земли.
Основная цель учебно-методического пособия научить студентов проектировать на планово-картографическом материале различные объекты землеустройства, с составлением землеустроительной и кадастровой документации.
Задачи и содержание территориального землеустройства
на современном этапе
Образование объектов землеустройства - территории субъектов Российской Федерации, территории муниципальных образований, территории населенных пунктов, территориальных зон, изменение границ объектов землеустройства, землепользований, размещение, распределение и перераспределение земель между собственниками и отдельными землепользователями осуществляется посредством территориального землеустройства.
Территориальное землеустройство включает землеустроительные действия, при которых использование и охрана земли затрагивают или включают территорию нескольких пространственно взаимосвязанных объектов и субъектов права на землю. Образование и изменение объектов землеустройства различного назначения зависят от многих факторов, это определяет разные возможности образования новых землепользований различного назначения, влияет на их размеры и размещение, отражается на содержании территориального землеустройства и способах его проведения.
Используя территориальное землеустройство для распределения и перераспределения земли между собственниками и отдельными землепользованиями, современное законодательство одновременно изменяет права и обязанности землепользователей в отношении тех или иных земельных участков, а также воздействует на конкретные социально-экономические отношения по использованию земли как объекта и условия хозяйствования.
В результате территориального землеустройства, как правило, изменяются или возникают права на определенные участки земли, что завершается установлением или изменением границ объектов землеустройства. Эти границы представляют собой точно проложенные с помощью геодезических действий на местности линии, являющиеся территориальным пределом прав собственников земли и землепользователей. На самом деле сущность территориального землеустройства заключается в организации и образовании, объектов землеустройства, обеспечении их экономически эффективных структур и размещении землепользований в целом, а не только их границ.
Социально-экономическое значение территориального землеустройства состоит в том, что все проектируемые (и реализуемые) формы и элементы организации территории (площадь, размеры, структура, конфигурация, размещение их границ и т. п.) должны максимально соответствовать требованиям повышения эффективности использования земли различных форм собственности и хозяйствования.
Землеустройство вообще и территориальное землеустройство в частности закономерно развиваются как социально-экономический процесс приспособления территории для целей и изменяющихся условий современного производства. Этот процесс в рыночных условиях должен быть организованным и управляемым.
Современные научные представления о территориальном землеустройстве сложились не сразу. Все землеустройство до 1917 года можно условно отнести к территориальному. Ученые того времени видели в нем главным образом межевание, не признавая его экономическую иклассовую сущность.
Теория территориального землеустройства долго отставала от задач современности. Используя богатый опыт землеустройства и результаты научных исследований, стало возможным дать более точное определение системы землепользований как объектов землеустройства.
Система землепользований — это совокупность земельных массивов находящихся в собственности государства, муниципальных образований, юридических лиц и граждан, имеющих взаимные экономические, социальные, экологические и другие связи, образующая определенное территориальное единство.
При проведении территориального землеустройства руководствуются общими принципами землеустройства:
ü строгое соблюдение земельного законодательства, защита прав собственности, укрепление землепользования, его устойчивости, определенности границ землепользований;
ü обеспечение наиболее полного, научно обоснованного, рационального и эффективного использования земель;
ü создание территориальных условий для успешного выполнения задач по повышению эффективности использования земли всех категорий ;
ü создание условий для последующей правильной внутрихозяйственной организации территории земель сельскохозяйственного назначения;
ü создание условий для охраны земель и других природных ресурсов.
Многообразие задач территориального землеустройства можно свести к следующим основным положениям.
Посредством территориального землеустройства, в стране осуществляется регулирование земельных отношений и укрепление земельного строя, устанавливаются основное целевое назначение земель (отнесение их к тем или иным категориям земельного фонда), целесообразное размещение объектов землеустройства на территории. С землей, как условием всякой человеческой деятельности, в процессе ее использования неразрывно связаны другие средства производства, поэтому при территориальном землеустройстве одновременно осуществляется пространственная организация средств производства, функционирующих вместе с ней.
Особенно это видно в сельском хозяйстве. Занимая значительную часть территории страны, земли сельскохозяйственного назначения нередко претерпевают изменения в связи с размещением на них землепользований несельскохозяйственных объектов.
Правильное формирование и размещение объектов землеустройства оказывает большое влияние на эффективность использования земли, экономику и условия жизни населения, на охрану земель и окружающей природной среды.
Территориальное землеустройство делится на две разновидности: 1) организацию землепользования на землях сельскохозяйственного назначения 2) организацию и формирование объектов несельскохозяйственного назначения.
В основу разделения положены отличия в целевом назначении категорий земель единого государственного земельного фонда страны. Эти различия имеют большое значение: в состав сельскохозяйственных и несельскохозяйственных землепользований должны входить неодинаковые по качеству земли. В первом случае это должны быть земли, обладающие почвенным плодородием; во втором — наоборот.
Правильное формирование и размещение объектов землеустройства возможно только на основе проекта землеустройства.
В зависимости от разновидностей поставленных задач, объектов проектирования, зональных и других условий содержание, методика составления и обоснования проектов, порядок проведения землеустройства имеют свои особенности.
С учетом сочетания различных факторов можно выделить характерные типы территориального землеустройства:
1. образование новых и реорганизация существующих землепользований на землях сельскохозяйственного назначения;
2. устранение недостатков в размещении существующих землепользований сельскохозяйственных предприятий и их границ;
3. предоставление земельных участков для строительства промышленных и других несельскохозяйственных объектов;
4. предоставление земельных участков для строительства линейных сооружений (железных и шоссейных дорог, линий электропередач, связи, трубопроводов, каналов и др.);
5. образование небольших землепользований несельскохозяйственного назначения (без реорганизации существующих землепользований);
6. установление и изменение черты городов и других населенных пунктов.
ГЛАВА 1
ФОРМИРОВАНИЕ ТЕРРИТОРИИ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
По состоянию на 01.01.2011 года у органов местного самоуправления, практически, отсутствует землеустроительная документация, отвечающая современным требованиям земельного законодательства, и прежде всего это касается документации по установлению границ территорий муниципальных образований. Поэтому в сложившихся условиях землеустроительное производство должно быть направлено не только на обеспечение рационального использования и охрану земель, на территории муниципальных образований как основы жизни и деятельности человека, но и на обеспечение условий для защиты прав и законных интересов правообладателей земельных участков, на установление границ объектов землеустройства и управления.
Методы управления земельными ресурсами на уровне муниципальных образований - это в первую очередь организация эффективного использования земель, в интересах всего населения проживающего на данной территории. Основные методы управления земельными ресурсами в границах поселений – землеустройство, земельный кадастр, муниципальный земельный контроль, мониторинг земель.
Требования к методам управления, обосновывающим принимаемые землеустроительные решения, сегодня значительно повышаются. В связи, с чем специалисты по землеустройству и земельному кадастру должны хорошо знать новейшие технологии землеустроительного проектирования, уметь работать с картами и планами, решать на них различные задачи по определению площадей, установлению и описанию границ объектов землеустройства, образованию землепользований сельскохозяйственного и несельскохозяйственного назначения и т.д. Для закрепления теоретических знаний студентов, реализации на практике актуальных методических положений землеустройства, разрабатывается курсовой проект.
В главе 1 Курсового проекта, приводится понятие муниципального образования, излагается порядок установления границ муниципального образования, определяется общая площадь сельского поселения, составляются картографическое и геодезическое описания границ сельского поселения. Производится заполнение поконтурной ведомости, таблицы категорий земель и земельных угодий. Термин «граница территории муниципального образования» является термином, устанавливающим административно правовые характеристики территории муниципального образования - границы, в пределах которых реализуются полномочиями органов местного самоуправления, образуемых населением соответствующей территории. Границы муниципальных образований определяются по единым правилам, допускается картографическое и геодезическое описание границ. Управление земельнымиресурсами муниципальных образований, в том числе, формирование собственных доходов складывающихся из местных налогов, доходов от муниципального имущества, прибыли муниципальных предприятий, а также отчислений от региональных и федеральных налогов невозможно осуществлять эффективно, при отсутствии границ муниципальных образований.
1.1. Порядок установления границ муниципальных образований
Федеральный закон от 6.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», установил, что муниципальное образование – это городское или сельское поселение, муниципальный район, городской округ либо внутригородская территория города федерального значения.
Границы муниципальных образований устанавливаются в порядке определенном статьей 11 указанного Закона.
Согласно установленному порядку:
- территории всех поселений, за исключением территорий городских округов, а также возникающие на территориях с низкой плотностью населения межселенные территории входят в состав муниципальных районов;
- территорию поселения составляют исторически сложившиеся земли населенных пунктов, прилегающие к ним земли общего пользования, территории традиционного природопользования населения соответствующего поселения, рекреационные земли, земли для развития поселения;
- в состав территории поселения входят земли независимо от форм собственности и целевого назначения;
- в состав территории городского поселения могут входить один город или один поселок, а также в соответствии с генеральным планом городского поселения территории, предназначенные для развития его социальной, транспортной и иной инфраструктуры (включая территории поселков и сельских населенных пунктов, не являющихся муниципальными образованиями);
- в состав территории сельского поселения могут входить, как правило, один сельский населенный пункт или поселок с численностью населения более 1000 человек (для территории с высокой плотностью населения - более 3000 человек) и (или) объединенные общей территорией несколько сельских населенных пунктов с численностью населения менее 1000 человек каждый (для территории с высокой плотностью населения - менее 3000 человек каждый);
- сельский населенный пункт с численностью населения менее 1000 человек, как правило, входит в состав сельского поселения;
- в соответствии с законами субъекта Российской Федерации статусом сельского поселения с учетом плотности населения субъекта Российской Федерации и доступности территории поселения может наделяться сельский населенный пункт с численностью населения менее 1000 человек;
- на территориях с низкой плотностью населения и в труднодоступных местностях сельский населенный пункт с численностью населения менее 100 человек может не наделяться статусом поселения и данный населенный пункт может не входить в состав поселения, если такое решение принято на сходе граждан, проживающих в соответствующем населенном пункте;
- административным центром муниципального района может считаться город (поселок), имеющий статус городского округа и расположенный в границах муниципального района;
- границы сельского поселения, в состав которого входят два и более населенных пункта, как правило, устанавливаются с учетом пешеходной доступности до его административного центра и обратно в течение рабочего дня для жителей всех населенных пунктов, входящих в его состав, а границы муниципального района - с учетом транспортной доступности до его административного центра и обратно в течение рабочего дня для жителей всех поселений, входящих в его состав. Указанные требования в соответствии с законами субъектов Российской Федерации могут не применяться на территориях с низкой плотностью сельского населения, а также в отдаленных и труднодоступных местностях;
- территория населенного пункта должна полностью входить в состав территории поселения;
- территория поселения не может входить в состав территории другого поселения;
- территория городского округа не входит в состав территории муниципального района;
- границы муниципального района устанавливаются с учетом необходимости создания условий для решения вопросов местного значения на землях расположенных за чертой населенных пунктов, а также для осуществления на всей территории муниципального района отдельных государственных полномочий, переданных указанным органам федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации;
- территория поселения должна полностью входить в состав территории муниципального района.