Общие принципы организации и руководства

ВВЕДЕНИЕ

Современный специалист должен обладать широкопрофильной подготовкой, обеспечивающей ему профессиональную мобильность, уметь оперативно включаться в трудовую деятельность производственного коллектива, быть коммуникабельным и обладать культурой общения.

На современном этапе меняются и формы организации труда. Возрастает коллективная ответственность всех специалистов за соблюдение технологии производственного процесса и сохранность дорогостоящей сельскохозяйственной техники, за конечные результаты труда. Сельскохозяйственные предприятия все больше заинтересованы в высококвалифицированных специалистах с аналитическими способностями и системным мышлением, знающие передовые ресурсо- и энергосберегающие технологии возделывания сельскохозяйственных культур.

В системе подготовки высококвалифицированных кадров агрономического профиля производственная практика имеет огромное значение. В процессе прохождения практики студенты углубляют и закрепляют теоретические знания, полученные на лекциях, лабораторно-практических занятиях и учебных практиках, а также приобретают навыки организаторской и воспитательной работы. Производственная практика – важнейшая ступень в подготовке студента к самостоятельной практической деятельности в качестве специалиста предприятий агропромышленного комплекса и сотрудника научно-исследовательских учреждений.

Полученные теоретические и практические знания позволят профессионально и грамотно работать в отраслях агропромышленного комплекса, агропромышленных объединениях, комбинатах, агрофирмах, в производственных и научно-производственных системах, крупнотоварных сельскохозяйственных предприятиях, фермерских хозяйствах, ассоциациях, межхозяйственных предприятиях, объединениях, других предприятиях и организациях в системе АПК независимо от их формы собственности в должностях главного агронома, агронома-семеновода, агронома-инспектора, агронома отделения (бригады, производственного участка, фермы, цеха), агронома-консультанта, агронома фермерских хозяйств на основе контракта, сотрудника НИУ.

Практическая подготовка будущих агрономов в конечном итоге должна обеспечить:

- овладение практическими приемами получения программируемых урожаев сельскохозяйственных культур;

- освоение современных технологий возделывания сельскохозяйственных культур семенного, продовольственного и кормового назначения;

- получение профессиональных навыков и умений агрономической работы по оформлению необходимых документов, подготовке получаемой продукции и ее реализации;

- навыками работы в коллективе: уметь принимать профессиональные решения с учетом социальных, экономических, экологических и иных последствий, требований этики и права.

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ И ГРАФИК ПРОХОЖДЕНИЯ

ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ

Производственная практика является важнейшей частью учебного процесса при подготовке специалистов с высшим образованием и представляет собой планомерную и целенаправленную деятельность студентов по освоению избранной специальности, углубленному закреплению теоретических знаний, профессиональных и творческих исполнительных навыков.

Целью производственной практики является обучение студентов практическим навыкам и подготовка их к самостоятельной профессиональной деятельности по избранной специальности.

Сроки и содержание производственной практики определены образовательным стандартом по специальности 1-74 02 01 Агрономия и учебным планом по данной специальности подготовки специалистов и в соответствии с разработанной программой (табл. 1).

Таблица 1. График прохождения производственной практики по специальности 1-74 02 01 Агрономия, специализации 1-74 02 01 01 Луговодство и 1-74 02 01 03 Товарная доработка и хранение растительного сырья

Наименование практики Семестр Продолжительность, недель (дн.)
1.Производственная практика 2, 3, 6, 8 21 (126)
1.1. Общеагрономическая практика 2, 3, 6 3 (18)
1.2. Технологическая практика 11 (66)
1.3. Преддипломная практика 7 (42)

В программу производственной практики входят: общеагрономическая, технологическая и преддипломная. Общеагрономическая практика проводится в рамках научно-исследовательской работы студентов на опытных полях и участках профильных кафедр.

Местом проведения технологической и преддипломной практик являются базовые сельскохозяйственные предприятия, научно-исследовательские учреждения.

Производственная (общеагрономическая, технологическая, преддипломная) практика организуется в соответствии с программой и индивидуальным заданием, выданным руководителем практики со стороны академии.

Производственная практика является завершающим этапом в подготовке специалистов. В период ее прохождения студент основное внимание должен обращать на изучение вопросов агрономии, организации, планирования и управления сельскохозяйственным производством, на анализ хозяйственной деятельности предприятий.

Общая продолжительность практик за период обучения студентов специальности 1-74 02 01 Агрономия составляет 21 неделю, из которых 3 недели отводится на общеагрономическую, 11 – на технологическую и 7 – на преддипломную.

Содержание и сроки прохождения всех видов производственной практики обеспечивают выполнение государственных требований к минимуму содержания и уровню подготовки специалистов по специальности Агрономия.

По окончании производственной практики (технологической и преддипломной) студент составляет письменный отчет и сдает его руководителю практики от академии вместе с дневником и отзывом, подписанными руководителем практики от предприятия (организации). Письменный отчет о производственной практике должен состоять из двух разделов: технологический и преддипломный и содержать сведения о хозяйстве, характеристику его отраслей (растениеводства и животноводства), технологии возделывания сельскохозяйственных культур, вопросы охраны труда, энергосбережения, результаты научно-исследовательской работы, экономический анализ работы сельскохозяйственной организации, организационную структуру и управление сельскохозяйственным производством, выводы и предложения о ходе проведения указанной практики. Для оформления отчета студенту предоставляется в конце производственной практики 5–6 дней.

По окончании производственной практики студент защищает отчет в комиссии, назначенной деканатом. По производственной технологической и преддипломной практикам выставляется оценка, а по производственной общеагрономической – зачет.

Студент, не выполнивший программу производственной практики, получивший отрицательный отзыв о работе или неудовлетворительную оценку при защите отчета, повторно направляется на практику в свободное от учебы время.

И ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ) ПРАКТИКИ

Общеагрономическая практика

Общеагрономическая практика проводится в рамках научно-исследовательской работы студентов на опытных полях и участках профильных кафедр.

Цель общеагрономической практики – выработать у выпускников умения в планировании структуры полевых опытов в различных отраслях растениеводства, проведении полевых экспериментов в производственных условиях, освоении методики оценки результатов научных исследований.

Практика проводится на опытных полях и в производственных условиях. За время практики студенты овладевают навыками планирования структуры полевого опыта в различных отраслях – полеводстве, луговодстве, земледелии, агрохимии, почвоведении, селекции и семеноводстве, кормопроизводстве. На основании спланированных схем полевых опытов разрабатывают методику научных исследований.

Основными задачами общеагрономической практики являются:

- приобретение навыков выбора участков, их разбивки и закладки полевых опытов;

- освоение методики проведения полевых наблюдений, уборки и учета урожая;

- приобретение навыков ведения полевого эксперимента по оценке сравнительной эффективности элементов технологии возделывания отдельных сельскохозяйственных культур, сортов и гибридов сельскохозяйственных растений;

- освоение методики агрономического, статистического и экономического анализов результатов проводимых экспериментов.

Технологическая практика

Знакомство с организацией растениеводческих отраслей сельскохозяйственного производства, их особенностями. Полеводство, состав культур, их размещение на территории хозяйства. Кормопроизводство, особенности отрасли, организация производственных процессов. Луговодство, рациональное использование сенокосов и пастбищ в хозяйстве. Плодоводство и овощеводство как специализированные отрасли АПК, знакомство с плодово-ягодными насаждениями, технологиями создания современных садов и ягодников промышленного типа.

Знакомство с отдельными агротехническими приемами возделывания и основными требованиями техники безопасности при проведении полевых работ. Управление производственными процессами в растениеводстве. Ознакомление со структурой административного и оперативного управления предприятия АПК.

Цель технологической практики – закрепление знаний, овладение навыками и умениями организации и осуществления технологических процессов по выращиванию, уборке и первичной переработке продукции растениеводства, производству высококачественных сортовых семян и посадочного материала.

Технологическая практика является важным этапом в подготовке специалистов. В период ее прохождения студент основное внимание должен обращать на изучение вопросов агрономии, организации, планирования и управления сельскохозяйственным производством, на анализ хозяйственной деятельности предприятий.

Основными задачами технологической практики являются:

1) закрепление и углубление теоретических знаний и выработка навыков их применения при решении производственных задач;

2) накопление опыта практической работы по специальности, овладение навыками организации и управления производством;

3) освоение современных технологий возделывания сельскохозяйственных культур, изучение и обобщение передового опыта;

4) оценка эффективности использования земельных угодий, системы ведения хозяйства, использования материальных и трудовых ресурсов;

5) анализ мероприятий по охране природы и рациональному использованию природных ресурсов, состояния техники безопасности и охраны труда.

В период прохождения технологической практики студент должен освоить следующий перечень умений и навыков:

1) планирование полевых работ по периодам вегетации растений с учетом конкретных форм организации труда и материально-технических возможностей хозяйства;

2) комплектование машинно-тракторных агрегатов;

3) организация и проведение посевных работ: подготовка почвы, выбор сорта, подготовка семенного и посадочного материала, внесение удобрений, установка сеялок на нормы высева, выбор и комплектование посевного агрегата, подвоз семян и посев;

4) организация и проведение работ по уходу за растениями, оценка состояния посевов, выбор машин и их регулировка, приготовление растворов пестицидов, инструктаж по технике безопасности;

5) организация и проведение заготовки кормов, уборки зерновых культур, корне- и клубнеплодов;

6) сортовые прочистки и апробация семенных посевов;

7) закладка на хранение растениеводческой продукции.

Содержание технологической практики.Работа студента-практиканта начинается с ознакомления с хозяйством по документам и непосредственно с самим производством. Он должен ознакомиться с природно-климатическими, экономическими условиями хозяйства, с его деятельностью, организацией территории, планом размещения культур, севооборотами, а также проанализировать состояние агротехники, обеспеченность хозяйства материальными и трудовыми ресурсами, систему управления хозяйством.

После ознакомления с хозяйством практикант непосредственно включается в работу и участвует в проведении всех мероприятий, предусмотренных производственным заданием, текущими указаниями руководства хозяйства.

Работая в хозяйстве, практикант всемерно содействует внедрению современных технологий возделывания сельскохозяйственных культур, организует труд так, чтобы достичь наивысшей экономической эффективности. Принимает участие в разработке и составлении наряда на работу, проводит инструктаж его исполнителей, осуществляет расстановку рабочей силы, средств производства, контролирует качество и организует учет и приемку выполненных работ.

Организуя любой технологический процесс, практикант обязан применять самые передовые приемы, обеспечивающие наивысший экономический эффект, глубоко и всесторонне изучать и анализировать все элементы и технику выполнения технологических процессов, принятую в хозяйстве. На основе проводимого анализа должен вносить рекомендации по ее совершенствованию с учетом достижений науки, передового опыта, руководствуясь теоретическими знаниями, полученными за время обучения в академии.

Агрономическая работа

Студент-практикант участвует в разработке и внедрении в хозяйстве современных технологий возделывания сельскохозяйственных культур. С этой целью он изучает и при необходимости совместно с агрономом хозяйства корректирует технологические карты возделывания сельскохозяйственных культур. Затем по периодам работ практически организует выполнение всех технологических приемов, осуществляет контроль за качеством их выполнения.

Весенне-летние полевые работы.Участие в составлении и корректировке рабочего плана весеннего сева. Выяснение качества посевного материала. Подготовка семян к посеву, расчет весовых норм высева семян с учетом их качества, определение потребности в семенах.

Осуществление правильной системы обработки почвы, контроль качества ее выполнения.

Анализ и корректировка плана применения удобрений по культурам севооборота с учетом уровня плодородия почвы и величины урожайности. Установление лучших сроков, способов посева. Подготовка сеялок к посеву, их регулировка на норму высева. Контроль качества проведения посева. Определение густоты посевов, полевой всхожести семян. Контроль качества внесения удобрений. Повышение эффективности вносимых удобрений. Листовая диагностика при определении доз удобрений.

Изучение и корректировка с главным агрономом графика использования машинно-тракторного парка, рабочей силы на весенне-посевных работах, комплектование агрегатов. Разработка плана по уходу за посевами яровых и озимых культур, учет засоренности посевов. Своевременность и качество выполнения мероприятий по уходу за растениями. Применение химических, агротехнических мер борьбы с сорняками, болезнями и вредителями.

Контроль за ростом и развитием растений, разработка дополнительных мер по уходу за посевами.

Защита растений от вредителей, болезней и сорняков.Знакомство с организацией защиты растений в хозяйстве, оснащенностью техникой, пестицидами, индивидуальными средствами защиты.

Составление календарного плана защиты растений от вредителей, болезней, сорняков. Агротехнические и биологические меры защиты растений, их применение в хозяйстве. Мероприятия по охране природы и соблюдение техники безопасности.

Кормопроизводство.Участие в составлении плана обеспеченности животноводства кормами, схемы зеленого конвейера, плана заготовки кормов, инвентаризации кормовых угодий. Определение необходимых площадей, сроков сева и использования отдельных культур. Участие в заготовке кормов, изучение кормового баланса хозяйства.

Семеноводство.Изучениесортового состава возделываемых культур и состояния семеноводства в хозяйстве. Семеноводческие бригады, севообороты, особенности технологии выращивания отдельных культур на семенных участках. Проведение сортосмены и сортообновления. Сортовые прочистки и апробация посевов, документация по сортовым посевам и семенному материалу, порядок ее ведения в хозяйстве.

Уборка сельскохозяйственных культур.Разработка или корректировка плана уборки урожая (зерновые, многолетние травы и т. д.), засыпки семенных и фуражных фондов, плана продажи сельскохозяйственной продукции.

Проведение наблюдений за ходом созревания культур, определение оптимальных сроков уборки. Проверка готовности уборочных машин. Определение биологической урожайности, способов уборки. Организация уборки. Определение качества уборки, потерь при уборке.

Переработка продукции в хозяйстве. Очистка, сортировка, сушка, технология хранения.

Посев озимых и промежуточных культур.Разработка плана сева озимых и промежуточных культур. Сроки, способы посева, особенности обработки почвы для посева промежуточных культур. Выбор культур для пожнивных и поукосных посевов.

Технология механизированных работ в растениеводстве.Припрохождении производственной практики студент должен ознакомиться с технологией механизированных сельскохозяйственных работ и основными вопросами организации использования машин в условиях хозяйства. Предусматривается изучение следующих вопросов:

- технология выполнения в условиях конкретной бригады или отделения не менее двух механизированных сельскохозяйственных операций, наиболее типичных для будущей специальности;

- состояние комплексной механизации процессов растениеводства.

Охрана труда

Состояние охраны труда, пожарной безопасности и производственной санитарии в хозяйстве. Структура службы охраны труда, проведение инструктажей и обучения, составление и ведение основных документов по охране труда, наличие инструкции на рабочих местах, пропаганда охраны труда (наличие уголков и кабинетов по охране труда).

Анализ производственного травматизма. Отчетность хозяйства по производственному травматизму, анализ средств, ассигнуемых на охрану труда.

Условия труда рабочих хозяйства, предприятия. Режим трудового дня, соблюдение норм и правил хранения, транспортирование и использование пестицидов, минеральных удобрений и других химических материалов.

Обеспеченность рабочих средствами индивидуальной защиты.

Соблюдение норм и правил безопасности при выполнении основных сельскохозяйственных работ (сеноуборка, силосование, скирдование, работа на машинах при обработке почвы, посеве и уборке зерновых и других культур, работа машин на склонах, использование тракторов на транспортных работах и т. п.).

Обеспеченность хозяйства необходимыми первичными средствами огнетушения. Соблюдение норм пожарной безопасности.

Предложения по улучшению условий труда и повышению его безопасности.

Цели и задачи

Целью преддипломной практики является освоение и закрепление знаний и умений студентов, полученных в академии по всему курсу обучения, проверка возможности самостоятельной работы будущих специалистов в условиях конкретного производства, подготовка материалов для выполнения дипломной работы.

Основными задачами преддипломной практики являются:

1) овладение методикой анализа производственной деятельности хозяйства и его отраслей, экономической оценки технологических и организационных мероприятий; изучение организации нормирования и системы оплаты труда;

2) проведение научных исследований, сбор и обработка материалов для написания дипломной работы;

3) активное участие в пропаганде и внедрении в производство научных достижений, передового опыта, культурно-просветительная практика;

4) изучение структуры, организации и методов руководства хозяйством, отдельными отраслями;

В период прохождения преддипломной практики студент должен освоить следующий перечень умений и навыков:

1) анализ организационной структуры хозяйства и сопоставление показателей его деятельности с другими предприятиями региона;

2) выявление наиболее эффективных форм организации труда в земледелии;

3) анализ системы земледелия хозяйства и степени экологической сбалансированности ее элементов;

4) принятие оперативных решений;

5) ведение документации по технологии возделывания культур и учету продукции. Ведение книги истории полей севооборота, расчетно-платежной, товарно-транспортной документации, документов по учету материальных ценностей;

6) учет затрат труда и его оплаты в подразделениях хозяйства;

7) сбор информации о реализации технологий выращивания культур, переработке продукции, формах организации труда, управлении деятельностью предприятий;

8) анализ степени освоения систем земледелия и экономической эффективности растениеводства;

9) подготовка предложений по совершенствованию системы земледелия;

10) написание отчета о преддипломной практике.

Во время преддипломной практики студенты выполняют работы, предусмотренные в разделе «Должностные обязанности» для соответствующей должности (специальности) квалификационного справочника должностей, а при наличии вакантных должностей могут в установленном порядке зачисляться на них.

Содержание преддипломной практики

По итогам прохождения преддипломной практики составляется дневник и письменный отчет (требования к оформлению дневника и отчета такие же, как и при технологической практике).

При условии прохождения преддипломной практики в тех хозяйствах, где студент проходил технологическую часть, в отчете указывается:

- агрономическая документация и отчетность;

- постановка полевого опыта;

- организация и управление сельскохозяйственным производством;

- пропаганда и внедрение достижений науки и передового опыта;

- охрана окружающей среды;

- культурно-просветительская практика.

Письменный отчет о преддипломной практике должен содержать сведения о конкретно выполненной студентом практической работе, а также краткое описание деятельности организации, ведение документации по технологии возделывания культур и учету продукции, ведение книги истории полей севооборота, расчетно-платежной, товарно-транспортной документации по учету материальных ценностей.

Проведение научных исследований, сбор и обработка материалов для написания дипломных работ.

Анализ степени освоения систем земледелия и экономической эффективности растениеводства.

Вопросы охраны труда, энергосбережения.

Выводы и предложения.

Агрономическая документация и отчетность.Знакомство с порядком ведения агрономической документации (книга истории полей, шнуровая книга, документы на сортовые посевы, семена, посевной материал и др.). Акты на посев, апробацию, уборку урожая, оприходование продукции, списание и учет удобрений, пестицидов.

Формы отчетности и порядок их заполнения, отчеты перед ЦСУ, районным управлением по сельскому хозяйству и продовольствию. По этому разделу (агрономическая работа) студент обязан в заключении дать квалифицированный анализ агротехники и урожайности культур в севообороте. Для этого на посевах культур он должен проводить фенологические наблюдения, учет густоты посевов, определять биологическую урожайность и другие необходимые наблюдения, учеты, анализы.

По каждой культуре (сорту) ведется учет проводимых агромероприятий, отмечаются сроки их проведения, качество работ, учет урожайности и качества получаемой продукции.

Постановка полевого опыта.На практике студент должен провести полевой опыт, результаты которого послужат дополнительным материалом для написания дипломной работы. Разрабатывается схема опыта и методика работы. Затем закладывается полевой производственный опыт. Проводятся наблюдения за наступлением фаз развития, накоплением органической массы (сырой и воздушно-сухой), густотой стояния растения, определяется биологическая урожайность и ее структура. Учитывается фактическая урожайность и качество продукции. На опытных посевах ведутся учеты по болезням и вредителям. На кафедру при необходимости привозятся пробы зерна или другой сельскохозяйственной продукции по вариантам опыта, почвы для дальнейшего анализа. По опытному участку дается подробный анализ агротехники, предшественники, обработка почвы, удобрения, подготовка и качество посевного материала, сроки, способы и нормы посева, уход за посевами и уборка.

В хозяйстве студент должен собрать следующие сведения по изучаемой культуре: посевная площадь за последние годы с учетом сортового разнообразия, основные факторы, определившие уровень урожайности, затраты труда и средств на гектар и центнер продукции.

Основные выводы по полевому опыту сообщаются руководству хозяйства и включаются в отчет о практике.

Организация и управление сельскохозяйственным производством.Изучение организационной структуры хозяйства, размера и структуры землепользования, посевных площадей, севооборотов и их размещения, наличия, состава и использования трудовых ресурсов, мероприятий по их рациональному использованию. Система организации труда и формы его оплаты в хозяйстве и подразделениях.

Анализ и участие в разработке планов в хозяйстве. Годовые производственные задания, их содержание, порядок разработки. Текущее планирование по наиболее важным периодам сельскохозяйственных работ, их содержание и порядок разработки. Технологические карты, их значение, разработка. Планы-наряды, порядок их составления, доведение до исполнителей, организация контроля за их выполнением. Организация основных рабочих процессов в растениеводстве.

Организация управления в хозяйстве, размер и состав управленческого аппарата и эффективность его использования.

Методы руководства хозяйством, отраслями, подразделениями.

Роль общественных организаций в совершенствовании сельскохозяйственного производства. Общие собрания членов (акционеров) хозяйства правления сельскохозяйственного предприятия, советы бригад, производственные совещания.

Диспетчерская служба. Специфика работы и распорядок работы специалистов, руководителей хозяйств, подразделений.

Пропаганда и внедрение достижений науки и передового опыта.Студент обязан принимать активное участие в изучении и пропаганде передового производственного опыта и научных достижений в хозяйстве, внедрять в производство современные технологии возделывания сельскохозяйственных культур, прогрессивные методы и приемы повышения урожайности и качества продукции, изучать их эффективность. Производственный опыт лучших передовых звеньев, бригад он изучает и обобщает в виде конкретных выводов и предложений для их внедрения в других подразделениях.

При прохождении практики студент должен способствовать внедрению в хозяйстве прогрессивных приемов, технологических операций, технологий по результатам научных исследований, достижений передовиков производства с учетом конкретных условий хозяйства, изучать их производственную и экономическую эффективность.

Охрана окружающей среды и получение экологически чистой продукции.Особенности технологии возделывания сельскохозяйственных культур или другие мероприятия, связанные с разработкой агрономического проекта, охраной окружающей среды, недопускающие загрязнения почвы, грунтовых вод, водоемов и получаемой продукции при внесении и хранении минеральных удобрений, пестицидов и других ядохимикатов. Проведение противоэрозионных и лесозащитных мероприятий, предотвращение уплотнения и смыва почвы, повышение естественного плодородия почвы. Роль агротехнических и профилактических приемов, позволяющих резко сократить и свести до минимума применение химических препаратов в борьбе с сорняками, вредителями, болезнями и полеганием. Особенности агрономической работы и возможности получения экологически чистой продукции в условиях радиационного загрязнения.

Культурно-просветительная практика.В процессе производственной практики студент приобретает навыки работы в коллективе. Морально-психологическое состояние трудового коллектива во многом зависит от организаторской культуры специалистов. Практикант обращает пристальное внимание на методы научной организации труда, применяемые специалистами и руководителем хозяйства, в том числе и фермерского, перенимает их опыт и умение в подготовке необходимых организационно-распорядительных документов, проведении деловых совещаний, налаживании деловых связей с представителями других хозяйственных организаций, банков, ассоциаций, изучении и обобщении передового опыта работы в своей отрасли, установлении контактов с работниками хозяйства, проведении своего свободного времени.

Во время практики студенту рекомендуется ознакомиться с основными направлениями развития социально-бытовых условий жизни на селе, предусмотренных Государственной программой развития сельских территорий на 2011–2015 гг., а также рядом других государственных и отраслевых программ.

Необходимо проанализировать условия труда и быта молодых специалистов и выработать предложения по повышению привлекательности сельскохозяйственного труда и реализации системы мероприятий по закреплению кадров на селе:

- повышение привлекательности труда и жизненного уровня сельского населения;

- совершенствование инфраструктуры сельских населенных пунктов;

- развитие жилищного строительства и коммунального обустройства сельской местности;

- модернизация автомобильных дорог и развитие транспортного сообщения в сельской местности;

- развитие образования в сельской местности;

- развитие медицинского обеспечения сельского населения;

- развитие культурно-досуговой деятельности;

- развитие физической культуры, спорта на селе;

- улучшение бытового обслуживания сельского населения;

- развитие торгового обслуживания сельского населения.

ДНЕВНИК ПРАКТИКИ

Дневник студента является основным документом, характеризующим его работу. Основные показатели отчета должны основываться на записях в дневнике, где он ежедневно отражает результаты выполняемой работы. Дневник заполняется четко, аккуратно и обязательно чернилами. Примерные вопросы, излагаемые в дневнике, следующие:

1) описание и анализ конкретных работ (виды работы, краткая характеристика сельскохозяйственных процессов, состав агрегата и правильность его комплектования, качество работы, нормы выработки, расценки и т. п.). Участие практиканта в данной работе (организатор, исполнитель и т. п.);

2) качество выполняемой работы. Причины недостатков и роль практиканта в их устранении. Вопросы, возникшие при выполнении той или иной работы;

3) результаты наблюдений за погодой (средние температуры, осадки, ветры). Влияние погодных условий на ход сельскохозяйственных работ;

4) наблюдения за ростом и развитием основных сельскохозяйственных культур в зависимости от погодных условий и приемов возделывания.

Дневник не реже одного раза в декаду проверяется руководителем практики от предприятия, а преподаватель, проверяющий практику, записывает в нем свои отзывы и предложения по ходу практики.

Дневник прохождения практики заполняется студентом при прохождении как технологической, так и преддипломной практик.

Примеры ежедневных записей

Пример 1. 15 апреля. Прибытие на практику в хозяйство. В дневнике записать название хозяйства, район, область, на какую должность назначен (бригадир, агроном отделения, агроном-семеновод и т. д.), оклад, кратко описать географическое расположение хозяйства, направление хозяйства и организационные особенности дня.

Пример 2. 16 апреля. Продолжение ознакомления с хозяйством. В дневнике следует описать структуру сельскохозяйственных угодий, тип почв хозяйства, набор возделываемых культур, их сортовой состав, наличие семян для посева, их посевные качества, как ведется семеноводство в хозяйстве.

Пример 3. 4 мая. Занимался организацией посева яровых зерновых. В дневнике записать культуру, сорт, посевные качества семян, норму высева; марку трактора и сеялки, тип сошников, ширину междурядий, кто устанавливал сеялку на норму высева и проверял расстановку сошников; состояние почвы в момент посева (выровненная, глыбистая, влажная, сухая); глубину и равномерность заделки семян; способ работы (групповой, индивидуальный); способ доставки семян в поле и заправки сеялок (вручную, механизированно); количество обслуживающего персонала, производительность агрегата.

Сделать расчет потребности транспортных средств для обеспечения агрегатов семенами. Привести график проведения весеннего сева с указанием обеспеченности техникой и рабочей силой, фактического выполнения работ. Отметить организацию труда на севе, недостатки, их причины и пути устранения. Привести нормы выработки и расценки на посеве.

Пример 4. Занимался организацией сеноуборки. В дневнике записать площади естественных сенокосов и сеяных трав, видовой состав травостоя, фазу развития растений в момент скашивания, зависимость качества сена от фазы уборки и погодных условий в период сушки. Описать комплекс применяемых в хозяйстве сеноуборочных машин, их производительность, количество обслуживающего персонала, организацию труда на сеноуборке. Привести график выполнения сеноуборочных работ. Указать нормы выработки и расценки на основных сеноуборочных работах, необходимость их корректировки; организационные функции, выполняемые студентом в течение дня; общественную работу.

Ежедневно составлять личный план работы на следующий день.

ПРИМЕРНЫЙ ПЛАН И СОДЕРЖАНИЕ ОТЧЕТА

О ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКЕ

В последнюю неделю производственной практики студент составляет письменный отчет, согласовывает его с непосредственным руководителем практики от предприятия, утверждает руководителем предприятия и после начала занятий сдает на кафедру вместе с утвержденными дневником и характеристикой. В течение 14 дней после начала занятий студент обязан защитить отчет перед комиссией и получить зачет с дифференцированной оценкой. В отчете он отмечает наиболее важные показатели хозяйственной работы, уделяя особое внимание агрономическим и экономическим вопросам. Результаты хозяйственной деятельности и агрономические показатели своего хозяйства практикант сравнивает с достижениями лучших хозяйств района, области, республики. Дает конкретные предложения по дальнейшему улучшению работы хозяйства, а также свое заключение о ходе практики и ее организации в дальнейшем.

Отчет должен быть написан аккуратно на одной стороне листа (формат А4), чернилами или шариковой ручкой или набран и отпечатан на компьютере, иллюстрирован таблицами, графиками, схемами, фотографиями и т. д. Титульный лист оформляется по следующей форме:

Министерство сельского хозяйства

и продовольствия Республики Беларусь

 
  общие принципы организации и руководства - student2.ru

Главное управление образования, науки и кадров

 
  общие принципы организации и руководства - student2.ru

Учреждение образования

«Белорусская государственная

сельскохозяйственная академия»

 
  общие принципы организации и руководства - student2.ru

УТВЕРЖДАЮ

Руководитель (заместитель руководител

Наши рекомендации