Отрицательные местоимения и наречия

кто, что, кого, чего,

ком у, ч ем у, кем ,

чем, когда, куда ,

гд е, как и т.д.

без ударения предлог(а)

(сомнение) нет есть

ни в одно слово в три слова

29.От данных слов образуйте с помощью частицы ни отрицательные местоимения. Рассуждайте по образцу:

кто никто: сомневаюсь ― пишу ни, предлога нет ―пишу в одно слово: никто.

ни У кого ― у кого: сомневаюсь ― пишу ни, предлог у ―не ? 3 пишу в три слова: ни у кого. ? 1

Кто ― никто; чего, кому, какой, чей, когда, как, где.

У кого - ни у кого; с кем, с чем, о чём, о ком.

Пунктуационно-орфографическая разминка.

Расставьте пропущенные знаки. Вставьте пропущенные буквы не, ни.

1. Уш...л .....попрощавшись .....с кем. 2 Пере сеч...шь площадь .....куда ...сворачивая. 3. Стари.....ое здание пост ро е.....о е в прошлом веке .....оштукатуре.....о. 4. Прося.....ые участки засея.....ые весной .....чем .....огороже.....ы. 5. Про екцио.....ые фонари предусмот ре.....ые в договоре.....установле.....ы. 6. Калач... ещё .....успевший о стыть я положил в плетё.....ую корзину. 7. На нём была помятая полотня.....ая рубаш...нка .....кем .....глаже.....ая. 8. Давно .....чище.....ая лакирова.....ая поверхно сть потускнела.

ЗАНЯТИЕ 4

Пунктуационно-орфографическая разминка.

1 . П оле сплош... испещре... омыши...ми тропами ....заметными для глаз. 2. Стари.....ая серебря.....ая брош... .....оцене.....ая специалистами отправле.....а на экспертизу. 3 . Корреспонденц...я ... кем .... разобра.. . ая ....брежно броше.....а на письме.....ый стол. 4. Книги ещё .....кем .....чита....ые аккуратно расставле...ы на .... большой деревя.....ой полке. 5. Тяжело гружё.....ые верблюды .....выдерживая падали. 6. Порывшись в рва.... ом кожа... .ом портфеле он вытащил... …большую иллюстрирова... ую книж...нку. 7. Мимо дач... вздрагивая на ухабах про ехал гружё.....ый кирпич...м грузович...к. 8. Сверкал переливаясь серебря…ыми каплями глиня...ый кувшин наполне.....ый ледя.....ой водой.

РАЗЛИЧИЕ НЕ И НИ В ПРЕДЛОЖЕНИИ

Не (ни)

= нет = даже и = и не ..., и не ...

Не ни ни ..., ни ...

не ответил (нет) не ответил ни слова ни день, ни ночь

(не ответил даже и слова) (и не день, и не ночь)

32.Вставьте пропущенные буквы, ни, не. Расставьте знаки пре пинания.

1. В тума.....ой мгле .....видно .....души. 2. Полотня.....ая салфетка тщательно постира.....а .....где нет .....пятнышка. 3. Девч...нка .....сказавшая за время разговора .....кому .....слова подошла к распахнутому настеж... окну. 4. .....одно поручение да.....ое мне .....было выполне.....о. 5. Стра.....ый мужич...к .....сказав .....кому .....слова пош...л проч... . 6. Я

отвернулся сделав вид что .....вижу ..... её улыбки ..... её саму.

ОБОСОБЛЕННЫЕ ОПРЕДЕЛЕНИЯ И ПРИЛОЖЕНИЯ

отрицательные местоимения и наречия - student2.ru 1.

Проверьте, есть ли в предложении смысло-

вой блок, который выделяется с интонацией

пояснения (его часто можно заменить бло-

ком со словом будучи или который).

2. Если есть, выделите блок запятыми: Роси-

стое, ясное, расцветало утро. ― Будуч и

росистым, ясным, ... .

Пунктационно-орфографическая разминка.

1. На площади .....привычно пусты.....ой и безлюдной .....было .....души. 2. .....смолкавшие ..... на минуту удары грома грозные раскатистые сковали нас. 3. В доме пусты.....ом и осиротевшем .....слышно .....ш...роха. 4. Рассея.....ый печальный он .....понял .....слова. 5. Гряда .....приступных круч... величестве....ых и торжестве…ых закрывала горизонт.6. Ирина Алексеевна хозяйка дома .....когда .....выходила

из своих комнат кроме особенно торжестве.....ых случаев.

Разграничение ни и не в сочетаниях

НИ НЕ

Можно опустить, неотрицат смысл Нельзя опустить, отрицат смысл

(=да) (=нет)

Кто ни приходил в парк, все восхищались его красотой иухоженностью (в парк приходили? ― да). Кто не приходил в парк, не знает, как он красив (в парк приходили? ― нет).

В вопросительно-восклицательном предложении употребляются сочетания кто не, что не, сколько не, где не, как не и т. п. Гдея только не бывал?! К кому я только не обращался?!

Пунктуационно-орфографическая разминка.

I. 1. Кто .....обращался к Сергею всегда получал квалифицирова.....ую помощ... . Кто .....обращался к Сергею .....знает как он радушен. Кто только .....обращался к Сергею! 2. Как

.....старался нович...к превозмоч... обиду слёзы едва сдерживаемые брызнули из глаз. Как .....старался этот нович...к .....поседливый и .....добро сове стный так и .....старается.

II. 1. Как .....вслушивался старич...к в звенящую глуш... он .....уловил .....ш...роха .....ш...пота. 2. Всюду куда .....посмотриш... видиш... .....кем .....убра...ый валежник сокру-

шё.....ый ц...клоном. 3. Как .....старалась Зойка казаться спокойной бабушка открывая ей двери заметила что-то .....ладное.

К следующему уроку...

КОРНИ С ЧЕРЕДОВАНИЕМ

-гор, клон-, твор-напишем с о ― это знаем мы давно: горение, г...релка, полг...рает; поклониться, скл...няешься, покл...няешься; творение, отв...ришь, притв...ряешься.

-зар- иплав- всегда пишем с буквой а: заря, оз...рение, оз...рённый, оз...рено; плавник, пл...вильный, попл...вок. Но!Пловец, плочиха.

О напишем в корнерос-: вырос, перерос, подрос: зар...сли, водор...сли.

Раст- и ращ- всегда пишем с буквой а:растение, возр...стной, р...стущий, выращу, выр...щенный. Но!Росток, ростовщик, отрасль.

отрицательные местоимения и наречия - student2.ru В кас-// кос-― каса-, в лаг- // -лож ―-ага- подскажут в корне букву а: излагать, изл ожение, сл...гаемо е, сл...жение, предл . . . гат ь , предл . . . жение ;

касаться , коснуться , прик...саться, прик...сновение, к...сательная. отрицательные местоимения и наречия - student2.ru

Корни с чередованием е, и

бер- ― бира-, пер- ― пира-, дер- ― дира-, тер- ― тира-,

мер- ― мира-, стел- ― стила-, жеч- ― жига-, ня- ― нима-

- дер- ― дира-, тира-, бира-, мира- ― п одсказка в соч ет а н и и - и р а -: о т д и р а ет , о т д е р ё т ; в ы т. . . р а е т, от п . . р е т ь , отп...рает, уб...рает, уб...рет, зам...рает, зам...реть.

блест- ― блиста-, стила-, жига-, -нима ― подсказка: -иста-, -ила-, -има-: блиcтательный, заблестел, заст... лает, заст...лет, заж...гает, прин...мает, вн...мание.

ЗАНЯТИЕ 5

Наши рекомендации