Отрицательные местоимения и наречия
кто, что, кого, чего,
ком у, ч ем у, кем ,
чем, когда, куда ,
гд е, как и т.д.
без ударения предлог(а)
(сомнение) нет есть
ни в одно слово в три слова
29.От данных слов образуйте с помощью частицы ни отрицательные местоимения. Рассуждайте по образцу:
кто никто: сомневаюсь ― пишу ни, предлога нет ―пишу в одно слово: никто.
ни У кого ― у кого: сомневаюсь ― пишу ни, предлог у ―не ? 3 пишу в три слова: ни у кого. ? 1
Кто ― никто; чего, кому, какой, чей, когда, как, где.
У кого - ни у кого; с кем, с чем, о чём, о ком.
Пунктуационно-орфографическая разминка.
Расставьте пропущенные знаки. Вставьте пропущенные буквы не, ни.
1. Уш...л .....попрощавшись .....с кем. 2 Пере сеч...шь площадь .....куда ...сворачивая. 3. Стари.....ое здание пост ро е.....о е в прошлом веке .....оштукатуре.....о. 4. Прося.....ые участки засея.....ые весной .....чем .....огороже.....ы. 5. Про екцио.....ые фонари предусмот ре.....ые в договоре.....установле.....ы. 6. Калач... ещё .....успевший о стыть я положил в плетё.....ую корзину. 7. На нём была помятая полотня.....ая рубаш...нка .....кем .....глаже.....ая. 8. Давно .....чище.....ая лакирова.....ая поверхно сть потускнела.
ЗАНЯТИЕ 4
Пунктуационно-орфографическая разминка.
1 . П оле сплош... испещре... омыши...ми тропами ....заметными для глаз. 2. Стари.....ая серебря.....ая брош... .....оцене.....ая специалистами отправле.....а на экспертизу. 3 . Корреспонденц...я ... кем .... разобра.. . ая ....брежно броше.....а на письме.....ый стол. 4. Книги ещё .....кем .....чита....ые аккуратно расставле...ы на .... большой деревя.....ой полке. 5. Тяжело гружё.....ые верблюды .....выдерживая падали. 6. Порывшись в рва.... ом кожа... .ом портфеле он вытащил... …большую иллюстрирова... ую книж...нку. 7. Мимо дач... вздрагивая на ухабах про ехал гружё.....ый кирпич...м грузович...к. 8. Сверкал переливаясь серебря…ыми каплями глиня...ый кувшин наполне.....ый ледя.....ой водой.
РАЗЛИЧИЕ НЕ И НИ В ПРЕДЛОЖЕНИИ
Не (ни)
= нет = даже и = и не ..., и не ...
Не ни ни ..., ни ...
не ответил (нет) не ответил ни слова ни день, ни ночь
(не ответил даже и слова) (и не день, и не ночь)
32.Вставьте пропущенные буквы, ни, не. Расставьте знаки пре пинания.
1. В тума.....ой мгле .....видно .....души. 2. Полотня.....ая салфетка тщательно постира.....а .....где нет .....пятнышка. 3. Девч...нка .....сказавшая за время разговора .....кому .....слова подошла к распахнутому настеж... окну. 4. .....одно поручение да.....ое мне .....было выполне.....о. 5. Стра.....ый мужич...к .....сказав .....кому .....слова пош...л проч... . 6. Я
отвернулся сделав вид что .....вижу ..... её улыбки ..... её саму.
ОБОСОБЛЕННЫЕ ОПРЕДЕЛЕНИЯ И ПРИЛОЖЕНИЯ
1.
Проверьте, есть ли в предложении смысло-
вой блок, который выделяется с интонацией
пояснения (его часто можно заменить бло-
ком со словом будучи или который).
2. Если есть, выделите блок запятыми: Роси-
стое, ясное, расцветало утро. ― Будуч и
росистым, ясным, ... .
Пунктационно-орфографическая разминка.
1. На площади .....привычно пусты.....ой и безлюдной .....было .....души. 2. .....смолкавшие ..... на минуту удары грома грозные раскатистые сковали нас. 3. В доме пусты.....ом и осиротевшем .....слышно .....ш...роха. 4. Рассея.....ый печальный он .....понял .....слова. 5. Гряда .....приступных круч... величестве....ых и торжестве…ых закрывала горизонт.6. Ирина Алексеевна хозяйка дома .....когда .....выходила
из своих комнат кроме особенно торжестве.....ых случаев.
Разграничение ни и не в сочетаниях
НИ НЕ
Можно опустить, неотрицат смысл Нельзя опустить, отрицат смысл
(=да) (=нет)
Кто ни приходил в парк, все восхищались его красотой иухоженностью (в парк приходили? ― да). Кто не приходил в парк, не знает, как он красив (в парк приходили? ― нет).
В вопросительно-восклицательном предложении употребляются сочетания кто не, что не, сколько не, где не, как не и т. п. Гдея только не бывал?! К кому я только не обращался?!
Пунктуационно-орфографическая разминка.
I. 1. Кто .....обращался к Сергею всегда получал квалифицирова.....ую помощ... . Кто .....обращался к Сергею .....знает как он радушен. Кто только .....обращался к Сергею! 2. Как
.....старался нович...к превозмоч... обиду слёзы едва сдерживаемые брызнули из глаз. Как .....старался этот нович...к .....поседливый и .....добро сове стный так и .....старается.
II. 1. Как .....вслушивался старич...к в звенящую глуш... он .....уловил .....ш...роха .....ш...пота. 2. Всюду куда .....посмотриш... видиш... .....кем .....убра...ый валежник сокру-
шё.....ый ц...клоном. 3. Как .....старалась Зойка казаться спокойной бабушка открывая ей двери заметила что-то .....ладное.
К следующему уроку...
КОРНИ С ЧЕРЕДОВАНИЕМ
-гор, клон-, твор-напишем с о ― это знаем мы давно: горение, г...релка, полг...рает; поклониться, скл...няешься, покл...няешься; творение, отв...ришь, притв...ряешься.
-зар- иплав- всегда пишем с буквой а: заря, оз...рение, оз...рённый, оз...рено; плавник, пл...вильный, попл...вок. Но!Пловец, плочиха.
О напишем в корнерос-: вырос, перерос, подрос: зар...сли, водор...сли.
Раст- и ращ- всегда пишем с буквой а:растение, возр...стной, р...стущий, выращу, выр...щенный. Но!Росток, ростовщик, отрасль.
В кас-// кос-― каса-, в лаг- // -лож ―-ага- подскажут в корне букву а: излагать, изл ожение, сл...гаемо е, сл...жение, предл . . . гат ь , предл . . . жение ;
касаться , коснуться , прик...саться, прик...сновение, к...сательная.
Корни с чередованием е, и
бер- ― бира-, пер- ― пира-, дер- ― дира-, тер- ― тира-,
мер- ― мира-, стел- ― стила-, жеч- ― жига-, ня- ― нима-
- дер- ― дира-, тира-, бира-, мира- ― п одсказка в соч ет а н и и - и р а -: о т д и р а ет , о т д е р ё т ; в ы т. . . р а е т, от п . . р е т ь , отп...рает, уб...рает, уб...рет, зам...рает, зам...реть.
блест- ― блиста-, стила-, жига-, -нима ― подсказка: -иста-, -ила-, -има-: блиcтательный, заблестел, заст... лает, заст...лет, заж...гает, прин...мает, вн...мание.
ЗАНЯТИЕ 5