Составные части земельного кадастра и их сущность

Правоприемником государственного земельного кадастра по праву является государственный кадастр недвижимости. Рассмотрим составные части кадастра недвижимости.

1. Количественный и качественный учет объектов недвижимости.

2. Государственная регистрация объектов недвижимости.

3. Кадастровая оценка объектов недвижимости.

Вместе с тем, остаются актуальными такие составные части, которые были присущи земельному кадастру, а именно: бонитировка почв и экономическая оценка земель сельскохозяйственного назначения.

К количественным и качественным характеристикам объекта недвижимости, подлежащим учету относятся:

1) для земельного участка - категория земель, площадь, вид разрешенного использования, сведения о находящихся на таком земельном участке объектах недвижимости;

2) для здания - назначение здания, этажность и общая площадь здания, год постройки, расположение помещений в здании (поэтажный план), материал наружных стен и поэтажных перекрытий;

3) для сооружения - вид и назначение сооружения, год постройки;

4) для помещения - назначение помещения, расположение помещения в здании и его площадь, количество комнат в нем и материал перегородок (стен) между ними;

5) для объекта, не завершенного строительством, - назначение здания или сооружения, дата разрешения на строительство;

6) для сложной вещи - вид и назначение сложной вещи.

Государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним – юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации. Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке. В составе ГКН государственная регистрация представляет собой запись в документы установленного образца сведений о земельных участках, позволяющих однозначно закрепить их правовое положение, качественные, количественные и ценностные характеристики. В соответствии с Федеральным Законом №250 – ФЗ регистрация может осуществляться по экстерриториальному принципу. Отказ в государственной регистрации либо уклонение соответствующего органа от государственной регистрации могут быть обжалованы заинтересованным лицом в суде.

Приоритетная цель кадастровой оценки – нормативно-информационное обеспечение государственного регулирования земельных отношений.

Государственная кадастровая оценка проводится в порядке, установленном Федеральным законом от 29.07.1998 № 135-ФЗ и включает следующие действия:

· принятие решения о проведении государственной кадастровой оценки;

· формирование перечня объектов недвижимости, подлежащих государственной кадастровой оценке;

· отбор исполнителя работ по определению кадастровой стоимости и заключение с ним договора на проведение оценки;

· определение кадастровой стоимости и составление отчета об определении кадастровой стоимости;

· экспертиза отчета об определении кадастровой стоимости;

· утверждение результатов определения кадастровой стоимости;

· опубликование утвержденных результатов определения кадастровой стоимости;

· внесение результатов определения кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости.

В соответствии с Федеральным законом от 29.07.1998 № 135-ФЗ государственная кадастровая оценка проводится не реже чем один раз в пять лет по решению органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления.

Орган, принявший решение о проведении государственной кадастровой оценки, является заказчиком работ по определению кадастровой стоимости.

Государственная кадастровая оценка проводится в отношении объектов недвижимости, учтенных в государственном кадастре недвижимости.

Утверждение результатов определения кадастровой стоимости осуществляется заказчиком в течение 10 рабочих дней с даты принятия отчета об определении кадастровой стоимости. В пятидневный срок после утверждения заказчик направляет сведения о кадастровой стоимости и один экземпляр отчета в Росреестр.

В течение 10 рабочих дней с даты утверждения результатов определения кадастровой стоимости заказчик опубликовывает утвержденные результаты определения кадастровой стоимости.

В порядке, установленном статьей 15 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ, заказчик работ направляет утвержденные результаты определения кадастровой стоимости в орган кадастрового учета (ФГБУ «ФКП Росреестра» в соответствии с приказом Росреестра от 11.03.2010 № П/93) для внесения их в государственный кадастр недвижимости. Внесение результатов определения кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости осуществляется в течение 10 рабочих дней с даты получения сведений о кадастровой стоимости.

Бонитировка почв – это сравнительная оценка качества почв по плодородию при сопоставимых уровнях агротехники и интенсивности земледелия. Бонитировка устанавливает относительную пригодность почв по основным факторам естественного плодородия для возделывания сельскохозяйственных культур.

Основная цель бонитировки состоит в определении относительного достоинства почв по естественным и устойчиво приобретенным свойствам.

Объектом бонитировки является почва, выраженная строго определенными таксономическими единицами, установленными по материалам детального почвенного обследования. В связи с этим бонитировку почв проводят по почвенным разновидностям.

Критериями бонитировки являются природные диагностические признаки. К диагностическим признакам относятся: механический состав; материнские и подстилающие породы; мощность окрашенных гумусом горизонтов; содержание гумуса в процентах и запасы его в тоннах на гектар; степень эродированности, солонцеватости, засоления, заболоченности, кислотности и т.д.

Экономическая оценка сельскохозяйственных угодий производится в целях установления производительной способности земель различного качества для обоснования наиболее эффективного их использования в сельскохозяйственном производстве.

В настоящее время существует методика оценки земель, разработанная Государственным НИИ по использованию земельных ресурсов (ГИЗР).

Бонитировка и экономическая оценка рассматриваются как единый процесс, поскольку естественные и приобретенные свойства взаимосвязано влияют на производительность земледельческого труда.

Основное отличие экономической оценки земли от бонитировки заключается в том, что бонитировка изучает почву как природное тело, а экономическая оценка рассматривает землю, как главное средство производства.

Экономическая оценка отражает различия в качестве земель с точки зрения экономического плодородия, при достигнутом уровне интенсивности земледелия.

Экономической оценки подлежат пашня, многолетние насаждения, сенокосы и пастбища, а так же сельскохозяйственные угодья в целом.

Наши рекомендации