Правовое обоснование предоставления и изъятия земель
Предоставление земель осуществляется в форме землеотводного процесса. Изъятие земель — в форме процесса по изъятию. Эти процессы состоят из ряда стадий, последовательность проведения которых определена в законе.
Землеотводной процесс состоит из следующих стадий:
1) утверждение акта о предварительном согласовании места размещения объекта;
2) проведение проектных и изыскательских работ;
3) принятие постановления о предоставлении земельного участка;
4) установление границ земельного участка на местности и составление его плана или чертежа;
5) государственная регистрация и выдача документов, удостоверяющих право на землю.
Цель законодательного регулирования действия по предоставлению земель — обеспечение правильного отвода земель и полный учет прав и интересов будущих собственников, землевладельцев, землепользователей и арендаторов.
Таким образом, предоставление земель — это правовой землеотводный процесс наделения субъектов права пользования землей определенными правами и гарантиями [5].
Граждане, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица и юридические лица, заинтересованные в выделении земельного участка для строительства, обращаются в государственный орган исполнительной власти или орган местного самоуправления, обладающий правом предоставления соответствующих земельных участков, с заявлением, в котором должно быть указано назначение объекта, дано его технико-экономическое обоснование либо соответствующие расчеты и испрашиваемое право на земельный участок.
Эти органы с учетом социально-экономических, экологических и градостроительных условий принимают решение о предоставлении участка, что является основанием для выбора в установленном порядке земельного участка, определения границ этого участка в натуре (на местности) и оформления комитетом по земельным ресурсам и землеустройству акта о предварительном согласовании места размещения объекта, а необходимых случаях его санитарной (охранной) зоны.
В случае, когда для размещения объекта необходимо изъятие земельных участков или их частей у землепользователей, соответствующий орган информирует собственников этих участков о их возможном выкупе.
Указанные органы принимают постановление об утверждении акта о предварительном согласовании места размещения объекта по одному из вариантов или об отказе в размещении объекта.
При предоставлении земельных участков в местах проживания и хозяйственной деятельности малочисленных народов и этнических групп для целей, не связанных с их хозяйственной деятельностью, может быть проведён сход граждан по поводу изъятия и предоставления земельных участков под объекты, деятельность которых затрагивает интересы указанных народов и групп. Соответствующий орган исполнительной власти или орган местного самоуправления принимает постановление о предварительном согласовании места размещения объекта с учетом итогов этого схода [7].
Постановление об утверждении акта является основанием для подготовки землеустроительной документации по предстоящему изъятию, определению размеров возмещения убытков и потерь сельскохозяйственного и лесохозяйственного производства.
Постановление соответствующего органа о предварительном согласовании места размещения объекта является основанием для разработки проектной документации и действует в течение трех лет.
В случаях, когда место для окончательного размещения объекта принято с нарушением требований российского законодательства и законодательства субъектов РФ, органы, осуществляющие государственный контроль за использованием и охраной земель, вправе обжаловать это решение в суд.
После согласования и утверждения проекта на строительство граждане, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, а также юридические лица, на основании утвержденных актов о предварительном согласовании места размещения объекта или генеральных планов и проектов застройки (в городах и других населенных пунктах) обращаются в государственный орган исполнительной власти или орган местного, самоуправления, обладающий правом предоставления соответствующих земельных участков, с ходатайством (заявлением) о предоставлении земельного участка.
По представлению соответствующего комитета по земельным ресурсам и землеустройству соответствующий орган рассматривает представленные материалы и принимает решение об условиях предоставления земельного участка [8].
Ходатайства юридических лиц и заявления граждан о предоставлении земельных участков для предпринимательской деятельности рассматриваются соответствующими органами в двухмесячный срок, а заявления граждан для иных целей — в месячный срок, если не установлен иной срок законами субъектов РФ.
Следует отметить, что в Земельном кодексе четко определена последовательность стадий землеотводного процесса, определены последовательность совершения этих действий, права местной администрации по предоставлению земель и их органов по выдаче собственникам, землевладельцам, землепользователям и арендаторам права пользования землей.
Представляется, что в действующем законодательстве именно сейчас появляется все больше и больше земельно-процессуальных норм, регулирующих предоставление и изъятие земель, землеустройство, земельный контроль, разрешение земельных споров.
Следует различать действия по предоставлению земли в собственность, владение, пользование или аренду от оснований возникновения права собственности, землепользования, землевладения, включающего сложный фактический состав:
1) Решение о предоставлении земли в собственность, владение, пользование или аренду, а также в субаренду и сервитут.
2) Отвод земли в натуре.
3) Юридическое оформление этого права.
Для возникновения права пользования землей необходимо наличие указанных трех юридических фактов. Если хотя бы один из них отсутствует, то указанные права не могут считаться возникшими. В земельном законодательстве сказано, что приступить к пользованию предоставленным земельным участком до установления соответствующими землеустроительными органами границ этого участка в натуре (на местности) и выдачи документа, удостоверяющего право пользования землей, запрещается [11].
В некоторых случаях необходимым условием для возникновения права пользования землей помимо указанных трех юридических факторов является также заключение социального соглашения (именуемого актом или договором о предоставлении в пользование земельного участка) между органом, отводящим землю, и будущим субъектом права. При этом в сложный фактический состав, порождающий это право, входят не только названные выше юридические факты, но и заключение указанного выше соглашения и выдача землепользователям специальных документов, оформляющих их права, и государственная регистрация земельных участков.
Юридическое значение всех перечисленных видов документов заключается в том, что они являются основными и наиболее бесспорными доказательствами наличия у их держателей права собственности, владения, пользования или аренды земельных участков.
Наряду с предоставлением в собственность, земля предоставляется в постоянное (бессрочное) пользование, пожизненное наследуемое владение, во временное пользование, в аренду.