Правовое регулирование ветеринарной деятельности
Закон «О ветеринарной деятельности» от 02.07.2010 №161
Ветеринарная деятельность–это деятельность по проведению ветеринарных мероприятий, производству, транспортировке, хранению, реализации и применению ветеринарных средств и иная деятельность, направленная на обеспечение ветеринарного благополучия;
Ветеринарное благополучие – состояние здоровья животных, при котором обеспечиваются технологическая продуктивность животных, получение продуктов животного происхождения, соответствующих ветеринарно-санитарному качеству, предотвращается распространение болезней, передаваемых от человека животным, а также состояние защищенности населения от болезней животных и болезней, передаваемых человеку через животных, продукты животного происхождения (далее - болезни, общие для человека и животных).
Субъекты ВД:
· Специалисты ветеринарной службы – ФЛ, имеющие высшее или среднее специальное образование
· ЮЛ
· ИП
· ФЛ
ВД:
Заготовка, утилизация, захоронения, уничтожение трупов животных, заготовка переработка продуктов животного происхождения, производство, переработка и реализация кормов и кормовых добавок, производство, хранение, транспортировка и реализация ветеринарных средств, диагностика и лечение животных, заготовка, закупка, пользование продукции пользование объектами животного мира – ФЛ не может.
Принципы ВД:
предотвращения вреда жизни и здоровью человека, имуществу юридических и физических лиц, окружающей среде, а также жизни и здоровью животных;
приоритета профилактики болезней животных при проведении ветеринарных мероприятий;
научной обоснованности и экономической эффективности проведения ветеринарных мероприятий;
достоверности, доступности и открытости информации об изменении эпизоотической ситуации и принимаемых мерах по обеспечению ветеринарного благополучия;
доступности ветеринарных услуг;
недопущения жестокого обращения с животными при осуществлении ветеринарной деятельности.
Объекты: все виды животных, продукты животного происхождения, возбудители заразных болезней животных, корма и кормовые добавки, ветеринарные средства и иные.
Ветеринарная служба, система: Государственная ветеринарная служба и ветеринарная служба ЮЛ, осуществляющих деятельность в области.
Непосредственное проведение ветеринарных мероприятий осуществляют специалисты ветеринарной службы, а также ИП.
Ветеринарное мероприятие -мероприятия по профилактике, диагностике болезней животных и их лечению, защите людей от болезней, общих для человека и животных, и иные мероприятия, направленные на обеспечение ветеринарного благополучия.
Продукция животного, растительного происхождения подлежит обязательной ветеринарно-санитарной экспертизе.
Ветеринарный мониторинг – система наблюдений, анализа и прогноза эпизоотической ситуации.
Законом установлен порядок установления режима карантина: решением соответственно Совета Министров РБ, местных исполнительных и распорядительных органов по представлению лиц, указанных в ст. 21 закона.
Ветеринарные услуги – вид ВД по профилактике, диагностике болезней животных и их лечению.
Ветеринарные услуги оказываются ЮЛ и ИП, имеющими лицензию, а также государственной ветеринарной службой. Услуга платная.
Ветеринарные препараты могут производиться, реализовываться на территории РБ после их государственнойрегистрации посредством включения их в государственный реестр ветеринарных препаратов. Это не просто учёт, это определенное разрешение.
На зарегистрированный препарат выдаётся свидетельство.
К ввозу в РБ разрешаются ветеринарные препараты, зарегистрированные в РБ, а также предназначенные для:
государственной регистрации или использования в качестве выставочных образцов;
проведения лабораторных и производственных испытаний в целях их последующей государственной регистрации;
лечения животных при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, очагов заразных болезней животных, ввозимые в качестве иностранной безвозмездной помощи, при наличии документов, подтверждающих их регистрацию в стране-производителе.
Производство и реализация ветеринарных препаратов – все что связано с вет. препаратами, все с лицензией
Указ №450 от 01.09.2010 «О лицензировании отдельных видов деятельности», глава 11.
Лицензирование ВД осуществляет Минсельхозпрод.
Не требуется получения лицензии для осуществления диагностики, профилактики заболеваний и лечения сельскохозяйственных животных при производстве продуктов животного происхождения в рамках производственного цикла и оказании данных услуг населению.
Лицензионные требования: материальная база и наличие специалистов.
Кормовые добавки должны соответствовать требованиям тнпа, действующих на территории РБ. Регистрационное свидетельство выдаёт бел гос вет центр. Только кормовые добавки требуют государственной регистрации.
Технический регламент «Корма и кормовые добавки. Безопасность» (ТР 2010/025/BY) – ПСМ №1055 от 14.07.2010, Положения о порядке государственной регистрации кормовых добавок – ПСМ от 07.06.2012 №529.
Ввоз и вывоз животных и продуктов животного происхождения на территорию РБ регулируются в той части, в которой не урегулированы Таможенным кодексом.
Нпа:
ü Санитарный кодекс наземных животных и водных животных международного эпизоотического бюро;
ü Соглашение о применении норм фитосанитарного контроля ВТО;
ü Соглашение о сотрудничестве в рамках СНГ;
ü Договор о ЕАЭС раздел 11, приложение №12;
ü Единый перечень товаров, подлежащих вет. контролю;
ü Положение о едином порядке осуществления ветеринарного контроля на таможенной границе;
ü Положение о едином порядке проведения совместных проверок;
ü Единые вет. требования;
ü Единые формы вет. сертификатов.
Правовое регулирование отношений по идентификации прослеживаемыхсельскохозяйственных животных (стад) и продуктов происхождения
Закон от 15.07.2015 №287 «Об идентификации, регистрации, прослеживаемости сельскохозяйственных животных (стад), идентификации и прослеживаемости продуктов животного происхождения»
Исключения, когда нормы закона не распространяются – на:
– отношения, возникающие при использовании сельскохозяйственных животных (стад) физическими лицами для собственных нужд и не преследующими при этом цели извлечения прибыли;
– продукты животного происхождения, производство которых осуществляется субъектами общественного питания в процессе оказания услуг, связанных с осуществлением общественного питания, для потребления на месте производства;
– продукты животного происхождения, производство которых осуществляется физическими лицами для собственных нужд и не преследующими при этом цели извлечения прибыли;
– продукты животного происхождения, произведенные до вступления в силу настоящего Закона;
– продукты животного происхождения, полученные из сырья животного происхождения (продуктов животного происхождения), ввезенного (ввезенных) на территорию Республики Беларусь до вступления в силу Закона.
Субъекты идентификации:
· владельцы сельскохозяйственных животных (стад);
· изготовители продуктов животного происхождения;
· изготовители средств идентификации – только юл или ип, а в остальных + фл
Не все животные подлежат идентификации. Объектыидентификации: крупный рогатый скот, овцы, козы, свиньи и лошади.
Государственная информационная система –3 штуки реестров: владельцев идентификации, с/х животных (плата всем, кроме ФЛ), средств идентификации.
Идентификация с/х животных осуществляется владельцем с/х животного или на договорной основе; ГУ центр информационных систем в животноводстве.
Крс, овцы, коды, лошади и племенные свиньи идентифицируются индивидуально.
Неплеменные свиньи постадно, у ФЛ – персонально.
Идентификационный номер является уникальным, не присваивается повторно после убоя, падежа, гибели.
Ввоз и смена владельца – повторная идентификация.
Ввоз на территорию РБ, сначала идентификация по праву страны экспортера, а потом РБ.
Регистрация с/х животных (внесение информации) обязательно осуществляется самостоятельно или ГУ ЦИСЖ.
Прослеживаемость с/х животных, стад обеспечиваются на основе Государственной информационной системы.
При реализации с/х животного владельцем с/х животного (стада) за пределы РБ выдаётся паспорт с/х животного.
Паспорт с/х животного – электронный документ установленной формы, подтверждающий идентификацию сельскохозяйственного животного (стада) и его регистрацию в государственной информационной системе.
Идентификация продуктов животного происхождения обеспечивается на основании их маркировки, осуществляется ЮЛ и ИП при производстве и реализации (выпуске в обращение) продуктов животного происхождения, в том числе при их переработке и утилизации.
Прослеживаемость ПЖП обеспечивается на основе товаросопроводительной документации.
Права владельцев на использование информации, содержащейся в реестре.
Обязанности: не позднее 7 календарных дней должна быть осуществлена идентификация и регистрация, определение ответственных лиц.
Сообщать в ГУ ЦИСЖ.
Права изготовителей продуктов аналогично.
Обязанности: для производства могут использоваться только зарегистрированные в реестре животные и осуществление маркировки.
Переходный период до 24.01.2018 24 месяца