Изучение спроса на продукцию и формирование портфеля заказов

Цель занятия:приобретение студентами практических навыков в оценке конкурентоспособности продукции и выявления резервов повышения ее уровня и разработки маркетинговой стратегии.

Задание:

· рассчитать темпы прироста цены и объема спроса, коэффициент эластичности спроса. Сравнить полученные результаты.

· по результатам анализа сделать выводы и оформить их письменно.

Литература:

1. Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности: учеб. / Л.Т. Гиляровская [и др.]. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2006. – С. 38 - 87.

2. Савицкая Г.В. Методика комплексного анализа хозяйственной деятельности: Краткий курс. – 2-е изд., испр. – М.: ИНФРА-М, 2003. – С.423 – 439.

От портфеля заказов зависят производственная мощность предприятия и степень ее использования в процессе дальнейшей деятельности. Если спрос на продукцию падает по каким либо причинам, то соответственно уменьшается портфель заказов, идет спад производства, растут себестоимость продукции, убытки и предприятие может стать банкротом. Поэтому анализ спроса на профильную продукцию предприятия имеет большое значение. Это один из наиболее важных и ответственных этапов исследования рынка.

Спрос как экономическая категория характеризует объем товаров, которые потребитель желает и в состоянии приобрести по определенной.цене на протяжении определенного периода времени на определенном рынке. На уровень спроса влияют многие факторы, цены на предлагаемый товар, его качество, доходы покупателей, потребительские предпочтения, цены на сопряженные (взаимозаменяемые) товары, ожидание потребителями изменения их доходов и цен на товары, насыщенность рынка, процентные ставки по вкла­дам и т.д. Степень чувствительности спроса к изменению цены измеряется при помощи коэффициента ценовой эластичности (Э):

Изучение спроса на продукцию и формирование портфеля заказов - student2.ru Изучение спроса на продукцию и формирование портфеля заказов - student2.ru ( 1)

где Изучение спроса на продукцию и формирование портфеля заказов - student2.ru - процентное изменение количества спроса i-гo товара,

Изучение спроса на продукцию и формирование портфеля заказов - student2.ru - процентное изменение цен на товар.

Спрос эластичный, если величина этих коэффициентов больше единицы, и неэластичный — если меньше единицы. При значении коэффициента эластичности равном нулю, спрос абсолютно неэластичен: никакое изменение цены не влечет за собой изменение спроса на продукцию Если коэффициент эластичности равен единице (единичная эластичность), то это значит, что темп роста спроса равен темпу снижения цены. Спрос бывает еще абсолютно эластичным, когда при неизменной цене или ее росте спрос на продукцию увеличивается до предела покупательских возможностей, что чаще всего бывает в условиях инфляции.

Таблица 5

Эластичность спроса на продукцию

Период Цена, тыс.руб.   Объем спроса, ц Темп прироста, % /о   Коэффициент эластичности спроса   Величина, тыс.руб.  
цены   объема спроса   выручки   затрат   прибыли  
                 
                 
                 
                 
                 

Вопросы для самоконтроля

7. Цель и содержание маркетинговых исследований.

8. Методы маркетингового анализа.

9. Анализ спроса на продукцию и формирование портфеля заказов.

10. Оценка риска невостребованной продукции.

11. Анализ рынков сбыта продукции.

12. Анализ относительных цен и ценовой политики предприятия.

Наши рекомендации