Организация нефтехозяйства в СПК и госхозах
Для организации работы МТП, автомобилей и других энергетических средств требуется большое количество нефтепродуктов. Так, ежегодное потребление бензина в сельском хозяйстве составляет более 30%, дизельного топлива – 40, дизельного масла – 50% от количества, которое расходуется во всех отраслях народного хозяйства.
Затраты сельхозорганизаций на нефтепродукты составляют приблизительно 15-20% общей суммы расходов на выполнение механизированных работ. Поэтому рациональное использование нефтепродуктов является одним из важнейших факторов снижения издержек производства, роста его эффективности [7, с. 12].
Организация нефтехозяйства в сельхозорганизациях предусматривает: расчет потребности в нефтепродуктах, снабжение нефтепродуктами, их хранение, заправку ими тракторов, комбайнов и других машин, а также решение целого ряда других вопросов, связанных с их экономией.
Для практического осуществления этой работы в сельхозорганизациях организуется нефтехозяйство. На него возлагаются следующие функции:
1) получение нефтепродуктов с накопительных баз агропромснаба;
2) оприходование и хранение принадлежащих хозяйству топлив и масел;
3) отпуск нефтепродуктов для работы МТП и на другие производственные нужды и учет их расхода;
4) организация заправки МТП на стационарных пунктах и передвижными заправочными агрегатами;
5) сбор, хранение и отгрузка отработанных масел;
6) контроль качества нефтепродуктов.
Штат и должности работников нефтехозяйства зависят от годового расхода топлива и масел. При суммарном расходе топлива и масел, не превышающем 100 т в год, обязанности заведующего нефтехозяйством возлагают на кладовщика склада запчастей (по совместительству).
При расходе в год 100-500 т нефтепродуктов назначается заведующий нефтехозяйством. При потреблении более 500 т нефтепродуктов предусматривается должность кладовщика (рабочий нефтесклада). Общее руководство нефтехозяйством осуществляет главный инженер.
В обязанности заведующего нефтехозяйством входит:
1) участие в составлении заявки на топливо-смазочные материалы (ТСМ) совместно с главным инженером сельхозорганизации;
2) контроль за своевременным получением нефтепродуктов с баз снабжения;
3) контроль за качеством поступающих нефтепродуктов;
4) обеспечение правильного хранения, приема и отпуска ТСМ;
5) поддержание нефтескладского оборудования в исправленном состоянии, организация его технического обслуживания и ремонта;
6) организация и контроль своевременного завоза ТСМ в бригады и их хранение;
7) организация сбора и хранения отработанных нефтепродуктов;
8) правильный и своевременный учет нефтепродуктов, ежемесячная инвентаризация по фактическому наличию их в местах хранения;
9) обеспечение соблюдения правил техники безопасности и противоположной безопасности на нефтескладах хозяйства и т.д.[10, с. 44-45].
Нефтехозяйство сельхозорганизации состоит из центральной нефтебазы со всеми постройками, сооружениями и оборудованием. Сюда включают также специализированные транспортные средства для доставки нефтепродуктов и заправки ими, раздаточные колонки.
Доставка нефтепродуктов в хозяйство осуществляется специальным транспортом агропромтранса по договорам, а также собственным транспортом (рис. 1.1).
Рисунок 1.1 - Схема организации доставки, хранения и раздачи ТСМ
Кроме бухгалтерского учета прихода и расхода топлива и смазочных материалов, осуществляемого бухгалтерией, на нефтебазе ведут учет движения нефтепродуктов по установленным формам. Основным документом является книга учета полученных топлива и смазочных материалов.
Кроме того, каждое сельхозпредприятие должно иметь паспорт нефтесклада, ответственным за оформление которого является главный инженер. Инструкции по хранению, использованию и учету ТСМ, журнал учета ремонта и проверки оборудования, формуляры колонок, инструкции по технике безопасности и др.
Планирование потребности в ТСМ в целом по хозяйству осуществляется по видам использования:
а) потребность в дизельном топливе;
б) потребность в автомобильном бензине;
в) потребность в смазочных материалах;
г) потребность в котельно-печном, твердом и др. топливе.
Потребность в дизельном топливе определяется расчетным путем по следующим направлениям расхода: на тракторные, полевые, землеройные, транспортные работы (выполняемые тракторами и автомобилями с дизельными двигателями), на работу стационарных агрегатов, передвижных насосных и др. установок, сварочных агрегатов, на работу самоходных комбайнов и др. сельхозмашин, на обкатку, на ремонт техники, на внутригаражные и прочие нужды.
При расчете потребности в дизтопливе для выполнения полевых механизированных работ необходимо иметь следующие материалы: техкарты по возделыванию и уборке сельхозкультур, действующие нормы выработки и расхода топлива, структуру посевных площадей.
В практике наиболее широкое распространение получил метод определения потребности в топливе по групповым нормам расхода. Они устанавливаются на 1 усл. эт. га полевых тракторных работ, а также на 1 ткм тракторно-транспортных работ.
Расчет данной средневзвешенной групповой нормы расхода топлива ведется в следующей последовательности:
1) по технологическим картам уточняются перечень работ и агротехнические требования, а по ожидаемому наличию техники – состав агрегатов и распределение объема работ по ним;
2) уточняются нормы выработки и нормы расхода топлива исходя из реальных условий;
3) рассчитывается расход топлива умножением нормы расхода на объем работ (по данному агрегату);
4) рассчитывается количество нормо-смен путем деления объема работ на норму выработки;
5) определяется эталонная выработка умножением количества нормо-смен на эталонную выработку трактора;
6) определяется средневзвешенная групповая норма расхода топлива по культуре путем деления общей суммы расхода топлива на общую эталонную выработку.
На транспортных работах в животноводстве потребность в топливе определяется путем перемножения соответствующей нормы на объем ткм.
Тогда общая потребность в топливе на тракторные работы будет определена путем суммирования.
Это более точный, но в то же время и более громоздкий способ определения потребности в топливе.
Есть еще несколько способов:
- в частности на перспективу потребность в дизельном топливе можно определить по перспективным нормативам;
- экономико-математический метод.
Потребность в дизтопливе по остальным направлениям его расхода рассчитывается следующим образом: для землеройной техники – исходя из объема работ в тыс. м3 и норм расхода; для производства травяной муки (неучтенной в техкартах) – исходя из объема производства и норм расхода на 1 тонну; для работы стационарных двигателей (ТАУ-0,75 и др.) – исходя из их численности, фонда рабочего времени и удельного расхода топлива согласно заводской инструкции; на прочие нужды (внутригаражные расходы, обкатку, ТО) – 1% от потребности на работу МТП хозяйства.
При необходимости может быть отдельно определена потребность в дизельном топливе для зерноуборочных, кормоуборочных комбайнов и других самоходных машин исходя из их числа, норм расхода, уборочной площади и других параметров (урожайности).
В такой последовательности необходимо делать все расчеты. В жизни же, к сожалению, часто это делается по другому (факт в среднем за 3 года + 5÷ 10%).
Потребность в автомобильном топливе определяют по следующим направлениям: на работу грузового транспорта, легковых автомобилей, специальных автомобилей (бензовоз, кран), привлеченного транспорта, на внутригаражные и прочие нужды.
Расход топлива для бортовых автомобилей складывается из нормы на пробег (на 100 км) в зависимости от марки и нормы, на транспортную работу (на 100 ткм) – в литрах (1,3 л).
Для автомобилей-самосвалов и спецавтомобилей учитывается также дополнительный расход на каждую поездку с грузом (0,25 л) и на работу спецоборудования (по нормам).
Кроме того, линейные нормы расхода топлива увеличиваются при работе с прицепом, в зимнее время, при работе в тяжелых дорожных условиях и т.д.
Потребность на внутригаражные расходы устанавливается из расчета 0,5% от общей; на ТО и ремонт – 0,2% от потребности в бензине.
По газу аналогично.
Потребность в котельно-печном и др. видах топлива определяют исходя из количества котельных, времени их работы и норм расхода.
Потребность в маслах и пластических смазках рассчитывают исходя из структуры парка по нормам в % от основного топлива или по нормам на 100 л основного топлива.
Зная общие объемы расходуемых ТСМ, можем легко определить затраты на них путем умножения на соответствующие цены.