Источники хозяйственного процессуального права

Источники хозяйственного процессуального права

Под источниками хозяйственного процессуального права подразумеваются законодательные акты, регулирующие порядок судопроизводства в хозяйственных судах. Хозяйственные суды имеют свою систему нормативных актов, детально регламентирующих их организацию и структуру, компетенцию и порядок деятельности.

К ним относятся:

· Конституция Республики Беларусь. Основной закон четко определяет основные принципы правосудия, порядок назначения судей хозяйственных судов, в том числе Председателя Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь.

· Хозяйственный процессуальный кодекс Республики Беларусь. Кодекс содержит совокупность норм, регулирующих весь хозяйственный процесс. Значение ХПК состоит в том, что установленный им порядок разрешения споров в сфере хозяйственной деятельности гарантирует соблюдение законности, равноправия сторон, создает необходимые условия для оперативного восстановления нарушенных прав участников экономических отношений.

Основными нормативными актами, регулирующими организацию, компетенцию и порядок деятельности хозяйственных судов, являются также Кодекс Республики Беларусь о судоустройстве и статусе судей, Закон Республики Беларусь «О международном арбитражном (третейском) суде».

Наряду с указанными нормативными актами отдельные вопросы деятельности хозяйственных судов регулируются соответствующими нормами Гражданского кодекса Республики Беларусь (далее – ГК), Гражданского процессуального кодекса Республики Беларусь, Налогового кодекса Республики Беларусь и другими законами Республики Беларусь.

В качестве источников хозяйственного процессуального права выступают также декреты и указы Президента Республики Беларусь, постановления Совета Министров Республики Беларусь «О Службе судебных исполнителей хозяйственных судов в Республике Беларусь», «О некоторых вопросах экономической несостоятельности (банкротства)» и т. д.

К источникам хозяйственного процессуального законодательства относятся также нормы иностранного и международного права, межгосударственные соглашения СНГ. Это, прежде всего, заключенное правительствами государств-участников СНГ соглашение «О порядке разрешении споров, связанных с осуществлением хозяйственной деятельности». В данном соглашении регулируются вопросы разрешения дел, вытекающих из договорных и иных гражданско-правовых отношений между хозяйственными субъектами СНГ.

Важное значение для правильного и точного применения норм процессуального права имеют постановления Пленума и Президиума Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь. Они не являются источниками хозяйственного процессуального права, но с их помощью устанавливается единство практики применения законов и подзаконных актов, предупреждающее ошибки при осуществлении правосудия.

Стадии хозяйственного процесса

Хозяйственное судопроизводство как всякий процесс представляет собой поступательное движение, состоящее из ряда стадий, которые проходит в процессе рассмотрения и разрешения в суде каждое дело:

· предъявление иска (заявления) и возбуждение производства по делу;

· подготовка дела к судебному разбирательству;

· рассмотрение дела в судебном заседании и вступление судебного акта в силу;

· пересмотр судебных актов;

· исполнение судебных актов.

Каждая стадия хозяйственного процесса имеет свое содержание, охватывает собой определенную совокупность процессуальных действий, направленных на достижение самостоятельной цели: возбудить дело, разрешить спор по существу, проверить правильность принятого решения, привести его в исполнение.

Систему хозяйственного процессуального права составляют нормы, регламентирующие хозяйственное судопроизводство. Они подразделяются на общую и особенную части.

Содержание хозяйственных процессуальных правоотношений

Хозяйственные процессуальные правоотношения возникают между хозяйственным судом и другими участниками хозяйственного процесса при рассмотрении и разрешении экономических споров, в процессе пересмотра решений хозяйственного суда и при их исполнении.

Хозяйственное процессуальное правоотношение состоит из следующих элементов: хозяйственного суда, субъектов хозяйственного процесса, содержания и объекта правового отношения.

Нормы Хозяйственного процессуального кодекса Республики Беларусь, регламентируя все отношения между хозяйственным судом и субъектами хозяйственного процесса, наделяют каждого субъекта самостоятельным комплексом процессуальных прав и обязанностей.

Объектом хозяйственного процесса будет защита (восстановление) нарушенного права или законных интересов субъектов хозяйствования, в том числе и в виде принудительного исполнения.

Содержание хозяйственного процессуального отношения составляют субъективные права и обязанности его участников, которые неразрывно связаны с объективным процессуальным правом.

5. Субъекты хозяйственного процесса

Субъекты хозяйственного процесса в зависимости от целей и задач участия делятся на две группы:

· лица, участвующие в деле;

· иные участники хозяйственного процесса.

К лицам, участвующим в деле относятся:

· стороны;

· третьи лица;

· заявители и иные заинтересованные лица (в делах об установлении фактов, имеющих юридическое значение, об экономической несостоятельности (банкротстве) и в делах по жалобам Источники хозяйственного процессуального права - student2.ru на нотариальные действия и отказ в их совершении);

· прокурор, государственные и иные органы, обратившиеся в хозяйственный суд с иском в защиту государственных и общественных интересов, также интересов юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и других лиц.

К иным участникам процесса относятся свидетели, эксперты, переводчики, специалисты, представители.

Объектом хозяйственных процессуальных отношений является, как правило, то, на что данное отношение направлено и оказывает регулирующее воздействие.

Понятие и виды подсудности

Подсудность – относимость дела подведомственного хозяйственному суду к ведению хозяйственного суда первой инстанции.

ХПК различает родовую (предметную подсудность) и территориальную подсудность.

Территориальная подсудность разделяется на:

1)общую

2)альтернативную (по выбору истца)

3)договорную

4)исключительную

Общие правила подсудности:

1)иск предъявляется в хозяйственный суд по месту нахождения или жительства ответчика.

2)иск к юр.лицу, вытекающий из деятельности его обособленного подразделения может быть предъявлен по месту нахождения обособленного подразделения

3)встречный иск независимо от его подсудности предъявляется в суд, рассматривающий первоначальный иск.

Процессуальное соучастие

В судопроизводстве в хозяйственном суде возможно процессуальное соучастие, когда иск может быть предъявлен совместно несколькими истцами или к нескольким ответчикам.

Процессуальное соучастие возможно, если:

1) предметом спора являются общие для лиц, участвующих в деле, права или обязанности;

2) права и обязанности лиц, участвующих в деле, имеют общие фактические и правовые основания;

3) предметом спора являются однородные права и обязанности лиц, участвующих в деле, имеющие одинаковые фактические и правовые основания.

При участии в деле нескольких истцов или ответчиков каждый истец или ответчик выступают в процессе самостоятельно. Соучастники вправе поручить ведение дела в хозяйственном суде одному или нескольким соучастникам.

При невозможности рассмотрения дела без участия другого ответчика хозяйственный суд первой инстанции по ходатайству сторон или с согласия истца привлекает к участию в деле другого ответчика.

Хозяйственный суд первой инстанции по своей инициативе привлекает к участию в деле другого ответчика, если законодательными актами предусмотрено его обязательное участие либо рассматривается дело, вытекающее из административных и иных публичных правоотношений.

При привлечении другого ответчика к участию в деле рассмотрение дела производится сначала.

Об отказе в привлечении процессуального соучастника выносится определение, которое может быть обжаловано в порядке, установленном настоящим Кодексом.

Судебное заседание

Судебное разбирательство проходит в судебном заседании хозяйственного суда с обязательным извещением лиц, участвующих в деле, о времени и месте проведения судебного заседания. Судья хозяйственного суда (или председательствующий):

1)открывает судебное заседание и объявляет, какое дело рассматривается

2)проверяет явку лиц, участвующих в деле, их представителей и иных участников, проверяет документы, удостоверяющие их личность и подтверждающие их полномочия

3)устанавливает, были ли уведомлены лица, которые не явились в судебное заседание, а также выясняет сведения о причинах неявки

4)выясняет вопрос о возможности слушанья дела

5)объявляет состав хозяйственного суда, секретаря судебного заседания, эксперта, специалиста, переводчика, предупреждает, что стороны имеют право вынести отвод

6)разъясняет сторонам и иным лицам их процессуальные права и обязанности

7)удаляет из зала суда свидетелей, явившихся для вызова до допроса

8)предупреждает переводчика об ответственности за заведомо неправильный перевод, эксперта, специалиста за дачу заведомо ложного заключения, свидетеля – за дачу заведомо ложных показаний

9)принимает меры по обеспечению в судебном заседании надлежащего порядка

Судебное разбирательство осуществляется при неизменном составе хозяйственного суда, в случае замены одного из судей, дело рассматривается сначала.

Лица, присутствующие в зале судебного заседания имеют право делать письменные заметки, вести стенограмму судебного заседания. Кино, фотосъемка, звуко-, видеозапись допускается только с разрешения хозяйственного суда с учетом мнения лиц, участвующих в деле.

Порядок в судебном заседании:

1)при входе судьи в зал все встают

2)обращаются к суду со словами «Высокий суд», если судья один, то можно обращаться «Ваша честь»

3)лица, участвующие в деле объяснения и показания дают стоя. Отступление от этих правил допускается по решению суда.

Все лица, находящиеся в зале судебного заседания обязаны соблюдать установленный порядок и беспрекословно подчиняться всем законным распоряжениям суда. Решение хозяйственного суда все лица, находящиеся в зале судебного заседания, выслушивают стоя.

Исследование доказательств по делу (184 ХПК) – суд должен непосредственно ознакомиться с доказательствами по делу. Должен ознакомиться с письменными доказательствами, произвести осмотр и исследование вещественных доказательств, огласить письменные объяснения лиц, участвующих в деле, показания свидетелей, заключения экспертов, специалистов, при необходимости их устное объяснение, воспроизведение звуко-, видеозаписи производится судом в зале судебного заседания либо в ином помещении, специально оборудованном для этих целей.

Если кто-то нарушает порядок, то суд:

1)предупреждает об ответственности либо привлекает к ответственности в соответствии с законодательством

2)в случае повторного нарушения, лицо может быть удалено из зала судебного заседания

После исследования всех имеющихся доказательств, суд выясняет у лиц, участвующих в деле, имеются ли у них дополнительные доказательства. При отсутствии дополнительных доказательств, суд объявляет исследование доказательств по делу законченным и переходит к судебным прениям. В ходе судебных прений лица, участвующие в деле в устных выступлениях обосновывает свою позицию по делу. Очередность выступления лиц устанавливается судьей. После завершения всех выступлений каждое лицо, участвующее в дела вправе повторно выступить с краткой устной репликой в отношении обоснований высказанных в выступлениях других лиц, участвующих в деле. После завершения судебных выступлений и реплик разбирательство заканчивается и суд удаляется для принятия решения, о чем указывается в протоколе судебного заседания.

Частное определение

Суд вправе вынести частное определение, когда при рассмотрении спора выявляется нарушение юр.лицами, и.п., органами местного управления и самоуправления, д.л. и гражданами законодательных и иных НПА в их деятельности. Частное определение направляется соответствующим юр.лицам, и.п., гражданам и иным лицам, которые допустили нарушение. Эти лица обязаны в течении 1 месяца со дня принятия частного определения, сообщить в суд о принятых мерах.

31. Приказное производство – упрощенный порядок рассмотрения дел в хозяйственном судопроизводстве. В приказном производстве суд выносит определения о судебном приказе без разбирательства и вызова сторон по заявлению взыскателя. В приказном производстве рассматриваются требования о взыскании денежных средств, об истребовании имущества, которые носят бесспорный характер (основаны на документах, подтверждающих задолженность должника либо признаются должником, но не выполняются), сумма требований до 100 Б/В. Не подлежат рассмотрению в порядке приказного производства:

1)об истребовании собственника или иным законным владельцам недвижимого имущества

2)об исполнении гарантийного обязательства

3)об исполнении обязательства, возникшего из договора об уступке права требования либо переводе долга

Государственная пошлина при подаче заявления о возбуждении приказного производства с ценой иска до 100 Б/В – 3 Б/В, если больше – 5 Б/В.

3.В заявлении о возбуждении приказного производства должны быть указаны:

1)наименование хозяйственного суда

2)ФИО, наименование взыскателя и должника

3)реквизиты сторон

4)требования взыскателя со ссылкой на нормы законодательства

5)обстоятельства, на которых основано требование и доказательства, подтверждающие их

6)расчет взыскиваемой суммы

7)перечень прилагаемых документов

Заявление подписывается взыскателем или его представителем. К заявлению должны быть приложены доказательства, направление должнику копии данного заявления и копии документов, прилагаемых к заявлению.

Должник в течении 7 дней со дня вручения ему копии заявления о возбуждении приказного производства в случае несогласия с заявленными требованиями представляет в хозяйственный суд отзыв на заявление с приложением документов, подтверждающих возражения против требований взыскателя. Если должник не представляет отзыв либо он согласен с требованиями – это является основаниями для вынесения определения о судебном приказе. Определение о судебном приказе является исполнительным документом и вступает с момента его вынесения.

4.Дела в порядке приказного производства рассматриваются в срок не долее 20 дней. В порядке приказного производства суд исследует письменные доказательства. В определении о судебном приказе должны быть указаны:

1)номер приказного производства и дата определения

2)наименование суда и полное ФИО судьи

3)ФИО должника и взыскателя

4)размер подлежащих взысканию денежных средств или перечень имущества, подлежащего взысканию

5)размер неустойки и процентов, если это предусмотрено законодательством или договором

6)суммы государственной пошлины, подлежащей взысканию с должника

Определение о судебном приказе оформляется и подписывается судьей в 3 экземплярах, один остается в деле, один направляется должнику, а третий заверяется гербовой печатью и выдается взыскателю. Определение о судебном приказе вступает в законную силу с момента вынесения.

Должник в течении 10 дней со дня получения определения о судебном приказе может обжаловать данное определение. Гл. 24 ХПК – приказное производство.

Исполнительное производство

Исполнительное производство – это стадия судопроизводства, в которой хозяйственный суд принимает меры, в том числе принудительные, направленные на восстановление нарушенных законных прав и интересов стороны.

Задача исполнительного производства: своевременное и полное исполнение хозяйственным судом судебного постановления в целях восстановления нарушенных прав лица, заявившего это требование.

Основание для исполнения – предъявление в хозяйственный суд исполнительного документа.

Стороны: взыскатель – лицо, в пользу которого производится исполнение.

Должник – лицо, которое обязано выполнить определенные действия в пользу взыскателя или лица, которое производит взыскание.

Стороны вправе:

1)Присутствовать при совершении судебным исполнителем действий

2)Обжаловать действия судебного исполнителя

3)Знакомится с материалами исполнительного производства

4)Взыскатель вправе требовать совершения принудительного исполнения исполнительного документа

4.Исполнительные документы:

1)судебные приказы хозяйственного суда

2)определения ХС о судебном приказе

3)постановление судебных исполнителей об обращении взысканий на денежные средства

4)постановление суда, ведущего административный процесс в части имущественных взысканий по делам об административных правонарушениях

5)исполнительные документы иностранных судов

35.Обращение взыскания на денежные средства
и иное имущество должника

При исполнении производства, возбужденного на взыскание денежных средств по исполнительному документу хозяйственного суда, судебный исполнитель должен:

· Принять меры к установлению имущества должника, на которое в соответствии с законодательством может быть обращено взыскание.

· Обратить взыскание на имущество должника с учетом того, что на имущество должника, находящееся в залоге, обращается взыскание для удовлетворения не обеспеченных залогом требований взыскателей при недостаточности у должника иного имущества. Обращение взыскания на наличные денежные средства должника, принадлежащие ему и находящиеся у него и (или) других лиц, производится в порядке, установленном ХПК, путем их описи, изъятия и внесения на соответствующий счет хозяйственного суда не позднее рабочего дня, следующего за днем изъятия. Обращение взыскания на иное имущество должника при недостаточности денежных средств, взысканных со счета должника по предъявленному взыскателем к исполнению исполнительному документу, производится судебным исполнителем в порядке, установленном ХПК, посредством проведения описи имущества, его изъятия или наложения ареста на имущество и его реализации или передачи имущества в счет погашения задолженности; путем взыскания денежных средств со счетов должника,
а также причитающихся должнику денежных средств, находящихся на счетах других лиц в банке и (или) небанковской кредитно-финансовой организации; иными способами, предусмотренными законодательными актами.

· Предоставить материалы исполнительного производства судье хозяйственного суда в трехдневный срок со дня получения платежной инструкции о зачислении денежных средств на соответствующий счет хозяйственного суда для решения вопроса о вынесении определения об удержании расходов по исполнению, 5% от суммы, взысканной в пользу взыскателя.

· Обеспечить перечисление хозяйственным судом денежных средств по назначению в трехдневный срок со дня вынесения определения.

· Продолжить исполнительные действия при недостаточности взысканной суммы для погашения задолженности по производству.

В целях обращения взыскания на имущество должника (кроме денежных средств, находящихся на счетах в банке или небанковской кредитно-финансовой организации) судебный исполнитель составляет:

· акт описи в отношении следующего имущества: наличных денежных средств, в том числе иностранной валюты; ценных бумаг; драгоценных металлов; природных драгоценных камней, указанных
в ч. 4 ст. 380 ХПК;

· акт ареста в отношении иного имущества.

Акт ареста имущества, акт описи имущества составляются судебным исполнителем в присутствии должника или его представителя,
а при их отсутствии:

· в присутствии совершеннолетнего члена семьи должника (индивидуального предпринимателя или должника-гражданина), а при отсутствии такого лица – с участием двух понятых;

· с участием двух понятых в остальных случаях.

При обращении взыскания на наличные денежные средства и иностранную валюту, хранящиеся в кассе должника, судебный исполнитель:

· устанавливает сумму наличных денежных средств и иностранной валюты, которая должна быть в наличности;

· предлагает кассиру (главному бухгалтеру) предоставить денежные средства и иностранную валюту;

· обращает взыскание на денежные средства и иностранную валюту в установленном порядке.

Судебный исполнитель также вправе обратить взыскание:

· на денежные средства, находящиеся и (или) причитающиеся должнику от других лиц;

· на иное имущество должника, находящееся у других лиц.

Наложение ареста на денежные средства должника, находящиеся у других лиц, посредством направления запроса означает запрет другому лицу распоряжаться этими денежными средствами, в том числе и запрет на передачу (перечисление) денежных средств должнику.

При получении сообщения о наличии у другого лица имущества должника, в том числе и наличных денежных средств, судебный исполнитель обращает взыскание на это имущество в порядке, установленном ХПК.

Арест с имущества снимается судебным исполнителем в случаях:

· окончания исполнительного производства;

· отказа взыскателя оставить за собой имущество, не реализованное по правилам, установленным ХПК;

· установления в процессе исполнения исполнительного документа обстоятельств, свидетельствующих о том, что имущество принадлежит другим лицам или подвергнуто ранее аресту другими уполномоченными на то органами.

Арест с имущества снимается судебным исполнителем путем извещения сторон или указанием об этом в постановлении об окончании исполнительного производства.

38. Право кассационного обжалованиявступивших в законную силу судебных постановлений судов первой и апелляционной инстанций наряду с лицами, участвующими в деле имеют также лица не привлеченные к участию в деле, чьи права и законные интересы нарушены судебным постановлением, вынесенным по делу, если об их правах и обязанностях суд принял судебное постановление, причем независимо, в какой части судебного постановления указано о правах и обязанностях этих лиц.

Лица, не привлеченные к участию в деле до подачи кассационной жалобы вправе ознакомиться с материалами дела на основании письменного заявления, содержащего указания на номер дела, дату принятия судебного постановления, а также на права и обязанности, в отношении которых принято судебное постановление.

Со дня принятия судом кассационной инстанции к производству кассационной жалобы, данные лица пользуются всеми правами и несут обязанности лиц, участвующих в деле.

Хозяйственный суд кассационной инстанции – кассационная коллегия ВХС РБ. Одновременное обжалование нескольких судебных постановлений, принятых в рамках одного дела допускается, если пересмотр одного из них не будет препятствовать проверке законности и обоснованности другого. Например: отмена определения о возвращении апелляционной жалобы препятствует рассмотрению кассационной жалобы на судебное постановление суда первой инстанции.

2.Жалоба подается в кассационную коллегию ВХС через хозяйственный суд, принявший обжалуемое постановление. Суд в течении 5 дней направляет жалобу вместе с делом в кассационную коллегию ВХС. Жалоба подается в течении 1 месяца со дня вступления в законную силу обжалуемого судебного постановления. Кассационная жалоба подается в суд в письменной форме, подписывается лицом, подающим жалобу либо его представителем.

В кассационной жалобе указывается:

1)наименование суда

2)ФИО, наименование лица, подающего жалобу

3)место жительства, нахождения

4)ФИО лиц, участвующих в деле

5)наименование суда, принявшего обжалуемое постановление

6)№ дела, дата принятия, предмет спора

7)требования лица, подающего жалобу

8)информация о том, какой НПА нарушен или в чем заключается не правильное применение норм материального и процессуального права

9)перечень прилагаемых документов

Прилагаются документы, подтверждающие:

1)уплату государственной пошлины

2)направления другим лицам копии кассационной жалобы

3)полномочия на подписание жалобы

Жалобы может содержать ходатайство о назначении примирителя.

3.Вопрос о принятии кассационной жалобы к производству решается единолично судьей, который действует от имени хозяйственного суда кассационной инстанции. В результате решения вопроса о принятии жалобы к производству судья при наличии соответствующих оснований может вынести:

1)определение об отказе в остановлении срока подачи кассационной жалобы

2)определение о возвращении кассационной жалобы

3)определение о принятии кассационной жалобы к производству (суд указывает время и место проведения судебного заседания, о рассмотрении дела с использованием системы видеоконференцсвязи, предлагает подать ходатайство о назначении примирительной процедуры – по спорам, возникающим из гражданских правоотношений)

Рассмотрение дела с использованием системы видеоконференцсвязи осуществляется в целях доступности правосудия, сокращения издержек, связанных с рассмотрением дела, с участием лиц, находящихся в разных регионах по ходатайству лиц, участвующих в деле либо по инициативе суда при отсутствии устных или письменных возражений лиц, участвующих в деле.

Кассационная жалоба, поданная непосредственно в кассационную коллегию ВХС, миную суд, принявший обжалуемое постановление, подлежит возвращению.

К уважительным причинам пропуска срока является:

1)получение копии судебного постановления после истечения сроков обжалования

2)болезни и.п. или иного физ.лица

Дело в хозяйственном суде кассационной инстанции рассматривается по правилам рассмотрения дела хозяйственным судом первой инстанции с особенностями, предусмотренным Гл.32 ХПК:

1)не применяются правила о соединении и разъединении требований

2)об изменении предмета или основания иска

3)размера исковых требований

4)о предъявлении встречного иска

5)о привлечении третьих лиц

В заседании суда кассационной инстанции составляется протокол. Дело может быть рассмотрено и без участия какого-либо лица. Кассационная жалоба рассматривается в срок не более 1 месяца со дня поступления дела в хозяйственный суд кассационной инстанции. Суд вправе:

1)оставить судебные постановления без изменения, а жалобу без удовлетворения

2)изменить или отменить судебные постановления и, не передавая дело на новое рассмотрение, принять новое постановление

3)отменить судебное постановление в целом или части и направить дело на новое рассмотрение

4)отменить судебное постановление и оставить исковое заявление без рассмотрение или прекратить производство по делу

5)оставить без изменения одно из принятых постановлений, а остальные отменить

39. Протесты в порядке надзора вправе приносить:

1)председатель ВХС и генеральный прокурор РБ – приносят протест на любое постановление, за исключением постановления Пленума ВХС РБ

2)заместители председателя ВХС и заместители генерального прокурора – приносят протесты на постановления любого хозяйственного суда, за исключением постановлений Президиума и Пленума ВХС РБ

Хозяйственный суд надзорной инстанции – в отношении постановлений, принятых судом первой, апелляционной и кассационной инстанции является Президиум ВХС РБ. Надзорной инстанцией в отношении Президиума ВХС РБ является Пленум ВХС РБ.

Жалобу в порядке надзора вправе приносить:

1)лица, участвующие в деле

2)лица, чьи права и законные интересы нарушены судебным постановлением, вынесенным по делу

Жалоба в порядке надзора принимается в том случае, если заявителем исчерпаны все возможные пути разрешения дела.

2.Жалоба подается в письменной форме и подписывается лицом, подающим жалобу. В жалобе указывается:

1)наименование должности, ФИО д.л., которому адресуется жалоба

2)ФИО лица, подающего жалобу, его место жительства или пребывания, процессуальное положение в деле

3)обжалуемое судебное постановление

4)ФИО лиц, участвующих в деле

5)наименования судов, рассматривающих дело в первой, апелляционной, кассационной инстанции, содержание принятых ими судебных постановлений

6)основания для пересмотра судебного постановления (существенные нарушения норм материального или процессуального права, постановление не может быть отменено по формальным основаниям)

7)перечень прилагаемых документов:

А)заверенные копии судебных постановлений, принятых по делу

Б)документ, подтверждающий уплату государственной пошлины

В)доверенность, если жалобу подписывает представитель

Г)если постановление на обжаловалось в апелляционной и кассационной инстанции, то указываются причины, по которым оно не обжаловалось

3.Жалоба в порядке надзора рассматривается в срок не более 2 месяцев со дня ее поступления в ВХС или генеральную прокуратуру. Если имеются сомнения в законности судебного постановления, принимается решение об истребовании дела. Протест в порядке надзора может быть принесен в течении 1 года со дня вступления в законную силу судебного постановления. Срок для принесения протеста в порядке надзора восстанавливается, если жалоба была подана с соблюдением срока ее подачи, но решение по ней не было принято.

4.Содержание постановления в порядке надзора – ст.310 ХПК.

Хозяйственный суд надзорной инстанции вправе:

1)оставить судебные постановления без изменения, а протест без удовлетворения

2)отменить судебные постановления в целом или части и направить дело на новое рассмотрение

3)отменить судебные постановления в целом или в части и оставить исковое заявление без рассмотрения

4)прекратить производство по делу

5)оставить в силе одно или несколько судебных постановлений

6)изменить или отменить судебные постановления и вынести новое судебное постановление не передавая дело на новое рассмотрение

В постановлении должно быть указано:

1)№ дела, дата принятия судебного постановления, состав суда, принявшего постановление

2)ФИО судьи-докладчика

3)ФИО лиц, присутствующих в заседании с указанием их полномочий

4)ФИО лица, подавшего жалобу в порядке надзора, если протест принесен в связи с такой жалобой

5)ФИО лиц, участвующих в деле

6)краткое изложение сущности дела

7)наименования судов, рассматривающих дела ранее и краткое изложения принятых постановлений

8)доводы, изложенные в жалобе в порядке надзора

9)доводы, изложенные в протесте в порядке надзора

10)ссылки на акты законодательства

11)выводы по результатам рассмотрения дела в порядке надзора

Источники хозяйственного процессуального права

Под источниками хозяйственного процессуального права подразумеваются законодательные акты, регулирующие порядок судопроизводства в хозяйственных судах. Хозяйственные суды имеют свою систему нормативных актов, детально регламентирующих их организацию и структуру, компетенцию и порядок деятельности.

К ним относятся:

· Конституция Республики Беларусь. Основной закон четко определяет основные принципы правосудия, порядок назначения судей хозяйственных судов, в том числе Председателя Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь.

· Хозяйственный процессуальный кодекс Республики Беларусь. Кодекс содержит совокупность норм, регулирующих весь хозяйственный процесс. Значение ХПК состоит в том, что установленный им порядок разрешения споров в сфере хозяйственной деятельности гарантирует соблюдение законности, равноправия сторон, создает необходимые условия для оперативного восстановления нарушенных прав участников экономических отношений.

Основными нормативными актами, регулирующими организацию, компетенцию и порядок деятельности хозяйственных судов, являются также Кодекс Республики Беларусь о судоустройстве и статусе судей, Закон Республики Беларусь «О международном арбитражном (третейском) суде».

Наряду с указанными нормативными актами отдельные вопросы деятельности хозяйственных судов регулируются соответствующими нормами Гражданского кодекса Республики Беларусь (далее – ГК), Гражданского процессуального кодекса Республики Беларусь, Налогового кодекса Республики Беларусь и другими законами Республики Беларусь.

В качестве источников хозяйственного процессуального права выступают также декреты и указы Президента Республики Беларусь, постановления Совета Министров Республики Беларусь «О Службе судебных исполнителей хозяйственных судов в Республике Беларусь», «О некоторых вопросах экономической несостоятельности (банкротства)» и т. д.

К источникам хозяйственного процессуального законодательства относятся также нормы иностранного и международного права, межгосударственные соглашения СНГ. Это, прежде всего, заключенное правительствами государств-участников СНГ соглашение «О порядке разрешении споров, связанных с осуществлением хозяйственной деятельности». В данном соглашении регулируются вопросы разрешения дел, вытекающих из договорных и иных гражданско-правовых отношений между хозяйственными субъектами СНГ.

Важное значение для правильного и точного применения норм процессуального права имеют постановления Пленума и Президиума Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь. Они не являются источниками хозяйственного процессуального права, но с их помощью устанавливается единство практики применения законов и подзаконных актов, предупреждающее ошибки при осуществлении правосудия.


Наши рекомендации