ТЕМА 2. Предпосылки и правовая концепция реформы 1906 года.
В последующие десятилетия царское правительство не пыталось развить и улучшить отношение к производству и сбыту к сельскохозяйственной продукции и поднять уровень благосостояния населения, следственно не было никаких изменений в сфере земельного законодательства. Необходимо было исправить недоработки отмены крепостного права. В этих условиях единственным решением могло быть только новое наделение крестьян землей.
В августе 1906 года правительство (во главе тогда был П.А. Столыпин) издало Указ «О предназначении казенных земель к продаже для расширения крестьянского землепользования», подготавливающий аграрную реформу. Такое «наделение» землей поставило землепользователей в тяжелую зависимость. Крестьянин был вынужден вновь обрабатывать помещичью землю уже в качестве арендатора или наемного рабочего. Между помещиком и крестьянином вновь установились зависимые отношения.
Также принимаются Указы «Об уменьшении и последующем прекращении всех платежей с крестьян» и «Об облегчении задачи с Крестьянского поземельного банка по содействию к увеличению площади землевладения малоземельных крестьян», таким образом, к выкупные платежи были уменьшены вдвое, с января 1907 года их уплата прекращалась вовсе. Крестьянский поземельный банк устанавливал более льготные условия для получения ссуд малоземельными крестьянами.
Следующим «положительным» для крестьян был Столыпинский Указ, принятый 9 ноября 1906 года «О дополнении некоторых постановлений действующего закона, касающегося крестьянского землевладения и землепользования», который провозглашал свободный порядок выхода из общины и закреплял наделы в собственность в любое время. За домохозяином оставались все участки общинной земли, находившиеся в его пользовании в течение времени, прошедшего с момента последнего передела. Общинные угодья оставались в пользу выделившихся крестьян. Заявление о выделе через старосту доводилось до сельского общества, которое простым большинством голосов и в месячный срок было обязано определить крестьянину его участок. В противном случае это осуществлял земский начальник. Уездный съезд был апелляционной инстанцией в спорах о выделении. Крестьянин мог требовать сведение выделяемых ему участков воедино или денежной компенсации.
Царское правительство принимало меры к сохранению крупного частного землевладения. Оно установило особый режим для земель, которыми владели наиболее знатные и богатые помещики. Законодательство ограничивало передачу в другие руки или дробление этих земель Правительство в принудительном порядке заставляет отчуждаться от земли малоземельных в пользу многоземельных. Этот вопрос стал наиболее остро. Это привело к разрушению общины и образованию кулаков. Столыпин считал, что сельская община тормозит развитие капитализма в деревне. Именно на ее разрушение и был направлен царский указ от 09.11.1906 г., подготовленный Столыпиным. Это было главным минусом данной реформы - Столыпин не понимал, что насильственно общину ломать нельзя, это разрушит многовековой уклад жизни и приведет к резкому расслоению общества. Если разрушить общину, не предоставив ей серьезной альтернативы, результатом будет революция.
Также важную часть реформы составила переселенческая политика. Столыпин хотел ослабить земельную нуду в Центральной России, Прибалтике. Было организовано широкое и добровольное переселение крестьян на государственные земли в восточных районах страны. Однако переселение было организовано плохо, что существенно снизило его результаты.
Положительные моменты Столыпиской реформы:
1. Разверстание земельных угодий и выделы крестьян способствовали пробуждению хозяйственной инициативы у наиболее энергичной их части.
2. Окончательная ликвидация сословно-правовых ограничений.
3. Установление индивидуальной системы землепользования при введении института личной собственности способствовали привлечение крестьян к более рациональным формам хозяйствования и новым (кооперативным) формам организации производства.
ИТОГ:
Крестьяне, вернувшиеся с русско-японской войны 1904-1905 гг., не успев поднять хозяйство, получили требование продать участки, которые в конце концов были вынуждены продать и отправиться в неизвестность. Большая часть из них осела в городах, пополнив ряды пролетариев. Эта масса обездоленного, выброшенного из традиционной сельской среды, прошедшего закалку русско-японской и первой мировой войн и оказался тем горючим материалом, который взорвался в 1917 году, уничтожив государство.
ТЕМА 3. Земельные правоотношения в досоветский период (1917-1919 года).
Обнищание и разорение, вызванное 1-ой Мировой войной, активизировало революционные выступления крестьян против помещиков и кулаков. С начала войны (лето) по февраль 1914 года в России произошло примерно 5 000 забастовок. В связи с ростом массового движения крестьян, которые требовали решение аграрного вопроса, а во многих случаях самочинно захватывали помещичьи земли, а в апреле 1917 года Временное правительство сделало попытку утихомирить крестьян путем создания в стране разветвленной системы земельных комитетов. Их главная задача заключалась в сборе материала для подготовки законопроекта по земельному вопросу, который предполагалось предложить на рассмотрение Учредительного собрания. Создав видимость заботы о крестьянах, буржуазия и помещики надеялись их успокоить, отвлечь от самочинных действий.
В компетенции Главного земельного комитета относились: обобществление данных и составление проектов земельных реформ, руководство местными комитетами, отмена в случае необходимости их решений, созыв съездов земельных комитетов. Функции губернских и уездных комитетов - подготовка представлений о помехах на пути земельной реформы; ограничение действий частных лиц, связанных с бесхозяйственным владением; разрешение споров о владении. Однако в отношении низового, самого массового звена – волостных земельных комитетов – буржуазия и помещики просчитались. Они оказались в большинстве крестьянскими. Большевики поддерживали эти комитеты, которые возглавляли борьбу крестьян за землю.
В сентябре 1917 года были также созданы земельные суды, призванные разрешить дела о земельных спорах.
В феврале 1919 года ВЦИК (Всероссийский Центральный Исполнительный Комитет) издал Положение о социалистическом землеустройстве и о мерах перехода к социалистическому земледелию. Вся земля определялась в качестве единого государственного фонда. Фонд находился в непосредственном заведовании и распоряжении соответствующих наркоматов. Создавались совхозы, коммуны, общества по совместной обработке земли. Все формы единоличного землепользования рассматриваются как отживающие.
Другим важнейшим законом стал Декрет о земле, с включенным в него Крестьянским наказом, который объявлял землю всенародным достоянием и соответственно упраздняли частную собственность на нее. Помещичьи, удельные, монастырские и церковные земли с усадебными постройками и всем живым инвентарем передавались в распоряжение волостных земельных комитетов и уездных Советов крестьянских депутатов. Фактически это означало национализацию земли.
Положительные моменты национализации:
Национализация земли открывала широкие перспективы хозяйственных преобразований. Она облегчала коллективизацию сельского хозяйства, индустриализацию страны, укрепляла ее обороноспособность.
Негативные моменты:
Со временем в психологии пользователей земли сложилось отношение к ней как вещи ничейной, с которой поэтому можно обращаться безжалостно, и бесхозяйственно. Следственно, в дальнейшем это приводит к большим потерям земельных угодий. Большевики думали, что крестьяне, отобрав землю у помещиков, не будут ее делить, используя помещичий инвентарь и иные способы производства, создадут некие предприятия, подобные тем, какие будут и в городах, когда рабочие заберут заводы и фабрики у капиталистов. Однако уже через непродолжительное время стало ясно, что такая перспектива не устраивает крестьян. Они веками мечтали о своем клочке земли и увеличить его за счет раздела помещичьих имений, не поддержали бы Советскую власть, если бы она не пошла им навстречу. Поэтому большевики в ленинском декрете о земле по существу воспроизвели эсеровскую программу, учитывая, что она обеспечивала поддержку революции многомиллионными массами крестьянства.
В то время в правительстве были партии: Кадеты (Партия народной свободы), Эсеры, Большевики, Меньшевики (социал-демократы). Каждые предлагали свои программные положения по аграрному вопросу.
Итог:
Но, тем не менее, после предоставления достаточного земельного участка в 1918 году и невмешательства государства хозяйственную деятельность начался подъем производства.