Глава 2. Размещение внутрихозяйственных магистральных дорог
Внутрихозяйственные магистральные дороги относятся к инженерным объектам общехозяйственного назначения. Внутрихозяйственные магистральные дороги влияют на эффективность сельскохозяйственного производства, создают производственную и социальную инфраструктуру, без которой невозможны производство, транспортировка и реализация продукции.
Проектно-изыскательские работы выполняются специализированными дорожными и другими организациями, так как строительство и оборудование дорожной сети – сложная инженерная задача, требующая больших затрат на проведение изысканий и разработку проекта. Однако внутрихозяйственное землеустройство является предшествующей стадией проектирования внутрихозяйственной сети дорог, поскольку необходимо точно знать: насколько целесообразно строительство какой-либо дороги, где он должен быть размещен, технические характеристики и эффективность использования. При размещении внутрихозяйственных магистральных дорог должны учитываться особенности землепользования, размещение базовых населенных пунктов, производственных подразделений и хозяйственных центров.
Основными требования при проектировании являются:
· Создание условий для интенсивного использования сельскохозяйственных угодий за счет обеспечения транспортировки, хранения продукции, содержания и обслуживания животных.
· Снижение общих затрат земельных, трудовых и материально-технических ресурсов на получение единицы объема сельскохозяйственной продукции.
· Обязательное соблюдение технических и природоохранных требований.
· Минимальные ежегодные издержки.
· Полное, рациональное и эффективное использование всего земельного фонда сельскохозяйственного предприятия.
Следует исходить из того, что современная дорожная сеть для обеспечения сельскохозяйственного производства уже сложилась, поэтому проектирование соответствующих объектов предполагает не только новое строительство, но и реконструкцию существующей дорожной сети. Исходя из этого, особое внимание должно быть обращено на обследование и изучение эффективности функционирования существующих магистральных внутрихозяйственных дорог, их соответствие перспективным планам развития, схемам и проектам землеустройства, районной планировки и другим перспективным разработкам.
Производственные процессы, выполняемые на больших площадях сельскохозяйственных предприятий, требуют больших по объему транспортных работ, тесно связанных по времени и в пространстве с технологией сельскохозяйственного производства.
Согласно Строительным нормам и правилам дороги расположенные внутри сельскохозяйственного предприятия относятся к дорогам IVи V категорий, т.е. муниципального (местного) значения на которых интенсивность движения сутки не превышает 200 автомобилей. В зависимости от назначения местные дороги подразделяются:
· Внехозяйственные дороги общего пользования, которые соединяют хозяйственные центры сельскохозяйственных предприятий с административными центрами, автомобильными дорогами федерального значения, железнодорожными станциями и пристанями. Также сюда относятся дороги, соединяющие центральную усадьбу сельскохозяйственного предприятия с усадьбами производственных подразделений, усадьбы производственных подразделений с предприятиями по доработке и переработке сельскохозяйственной продукции.
· Внутрихозяйственные дороги, которые обеспечивают транспортные связи внутри отдельного сельскохозяйственного предприятия. По характеру и предназначению эти дороги подразделяются на две группы:
o Магистральные дороги, обеспечивающие удобную транспортную связь между хозяйственными центрами производственных подразделений, населенными пунктами, животноводческими фермами и комплексами, севооборотными массивами, другими производственными объектами, автомобильными дорогами, автомобильным дорогами общего пользования и создающие благоприятные условия для перевозки грузов, передвижения техники и людей.
o Полевые дороги, необходимые для обслуживания производственных процессов в пределах севооборотных массивов, полей, многолетних насаждений, сенокосов и пастбищ.
Итак, можно сделать вывод, что транспортные связи сельскохозяйственного предприятия обусловлены двумя факторами: во-первых, направлением и интенсивностью грузопотоков, обусловленных взаимным расположением грузооборотных пунктов; во-вторых, состоянием дорожной сети на территории землеустраиваемого хозяйства и за его пределами, а также соответствием направлений дорожной сети направлению грузопотоков.
Составление проекта размещения магистральной дорожной сети производится в следующей последовательности:
1. Составляется схема размещения существующей дорожной сети на основании полевого землеустроительного обследования или специального дорожного обследования.
При этом на плановый материал наносятся все магистральные дороги, указываются их техническое состояние и основные характеристики: ширина проезжей части тип покрытия и т.д. По отдельным участкам дорог местного значения отражаются необходимые мероприятия по ремонту и реконструкции, а также необходимость строительства и ремонта дорожных сооружений: мостов, трубопереездов, водоотводных каналов и т.п.
2. Составляется схема транспортных связей между грузооборотными пунктами.
К грузооборотным пунктам относятся животноводческие фермы, места складирования, хранения и переработки сельскохозяйственной продукции, поля севооборотов и другие участки сельскохозяйственных угодий.
При установлении основных грузопотоков рассчитывают виды и объемы грузов и определяют направление их перевозок. Отдельно учитываются пассажиропотоки исходя из подвижности населения. Расчеты производятся с цчетом перспективы на 5-10 лет.
3. Определяется грузонапряженность, устанавливается категория и группа магистральных дорог.
Подсредней грузонапряженностью дороги понимают суммарное количество грузов, перевозимое по ней за год. Соответственно определяются сезонная грузонапряженность и грузонапряженность отдельного участка.
4. Проводится размещение трассы дорог, определяются мероприятия по строительству, ремонту и реконструкции дорог и дорожных сооружений.
При проектировании трассы исходят из размещения существующих дорог. Трассы намечают по кратчайшим направлениям, при этом учитывают рельеф местности, гидрографию, грунты и другие особенности территории.
5. Проводят расчеты по экономическому обоснованию размещения магистральных дорог. Дорожная сеть должна обеспечивать устойчивые транспортные связи независимо от погодных условий. Каждое проектное решение должно быть обоснованно по системе эксплуатационно-технических и технико-экономических показателей.
При проектировании дорог следует руководствоваться следующей рекомендательной классификацией дорожных покрытий:
· I-c – капитальные или облегченные с усовершенствованным покрытием;
· II-c – капитальные или облегченные с усовершенствованным покрытием, а также переходные из фракционного щебня, щебеночного, гравийного, местных строительных материалов и песка;
· III-c – переходные, а также низшие (из грунтов, укрепленных или улучшенных различными добавками).
Кроме того рекомендуются следующие нормативы проектирования внутрихозяйственных дорог (по категориям):
· Число полос движения: 2; 1; 1;
· Ширина проезжей части, м: 6; 4.5; 3.5;
· Ширина земляного полотна, м: 10; 8; 6.5.
К технико-экономическим показателям, отображающим эффективность строительства и эксплуатации дорог и дорожных сооружений, относятся:
· Площадь сельскохозяйственных угодий и пашни, изымаемых под строительство, а также вызванные этим убытии и потери сельскохозяйственного производства, включая упущенную выгоду.
· Стоимость строительства и реконструкции дорог и дорожных сооружений.
· Ежегодные издержки, включая эксплуатационные расходы и амортизационные отчисления.
· Годовая экономия от улучшения дорожной сети, включая сокращение потерь сельскохозяйственной продукции и общий годовых убытков от бездорожья.
· Сравнительная стоимость транспортных расходов и другие показатели, которые позволяют сопоставить проектные варианты и выбрать наилучший из них.