Каковы полномочия органов местного самоуправления в области мелиорации земель?
Органы местного самоуправления могут осуществлять в данной области следующие полномочия:
- владение, пользование и распоряжение мелиоративными системами и отдельно расположенными гидротехническими сооружениями, находящимися в муниципальной собственности;
- обеспечение защиты окружающей природной среды при проведении мелиорации земель на соответствующей территории;
- участие в экспертизе проектов мелиоративных систем и отдельно расположенных гидротехнических сооружений;
- координация и регулирование в пределах своей компетенции деятельности граждан и юридических лиц в области мелиорации земель.
Каковы экологические, санитарно-гиеиенические и иные требования к размещению и эксплуатации объектов?
Законом «Об охране окружающей природной среды» определены как общие требования при размещении, проектировании, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию предприятий, сооружений и иных объектов, так и специальные требования к их размещению, технико-экономическому обоснованию, строительству и реконструкции, вводу в эксплуатацию и эксплуатации. Особо выделены экологические требования в сельском хозяйстве, при проведении мелиоративных работ, использовании радиоактивных материалов и др.
Общими требованиями при размещении, технико-экономическом обосновании проекта, проектировании, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию предприятий, сооружений в промышленности, сельском хозяйстве, на транспорте, в энергетике, водном, коммунально-бытовом хозяйстве, при прокладке линий электропередачи, связи, трубопроводов, каналов, иных объектов, оказывающих прямое или косвенное влияние на состояние окружающей природной среды, согласно ст. 40 Закона, являются:
- выполнение требований экологической безопасности и охраны здоровья населения;
- осуществление мероприятий по охране природы, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, оздоровлению окружающей природной среды.
Нарушение этих требований влечет за собой приостановление до устранения недостатков либо полное прекращение деятельности по размещению, проектированию, строительству, реконструкции, вводу в эксплуатацию вредных объектов в соответствии с предписаниями специально уполномоченных на то государственных органов Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды, санитарно-эпидемиологического надзора.
Экологическими требованиями при размещении предприятий, сооружений и иных объектов являются:
- обеспечение выполнения требований по охране окружающей природной среды;
- рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов;
- учет ближайших и отдаленных экологических, экономических, демографических, нравственных последствий деятельности указанных объектов при приоритете охраны здоровья человека и благосостояния населения.
Определение мест строительства предприятий, сооружений и иных объектов осуществляется в соответствии с действующим законодательством (ст. 28 ЗК РСФСР, ст. 11 Закона РСФСР «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения») при наличии положительного заключения специально на то уполномоченных госорганов в области охраны окружающей природной среды, санитарно-эпидемиологического надзора и решения местных органов самоуправления.
При технико-экономическом обосновании проекта, проектировании предприятий, сооружений и иных объектов должны учитываться:
— современный уровень научно-технического прогресса;
— предельно допустимые нагрузки на окружающую природную среду;
— предусматриваться надежные и эффективные меры предупреждения, устранения загрязнения окружающей природной среды вредными отходами, их обезвреживание и утилизация;
—- внедряться ресурсосберегающие, малоотходные и безотходные технологии и производства;
— рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов, оздоровление окружающей природной среды.
Технико-экономические обоснования проектов и проекты на строительство предприятий, сооружений и иных объектов проходят государственную, а при необходимости — и общественную экологическую экспертизу. Проекты, не отвечающие экологическим требованиям, не подлежат утверждению, а работы по их реализации не финансируются учреждениями соответствующих банков.
Особые экологические требования предъявляются к предприятиям, объединениям, организациям и гражданам, ведущим сельское хозяйство и осуществляющим мелиоративные работы. Такие формирования и граждане обязаны:
— выполнять комплекс мер по охране почв, водоемов, лесов и иной растительности, животного мира от вредного воздействия стихийных сил природы;
— предотвращать побочные последствия применения сложной сельскохозяйственной техники, химических веществ, мелиоративных работ и других факторов, ухудшающих состояние окружающей природной среды, причиняющих вред здоровью человека;
— соблюдать все необходимые меры по соблюдению водного баланса, рациональному использованию земель, вод, лесов и иной растительности;
— предотвращать затопления, подтопления и другие вредные последствия для окружающей природой среды.
Что такое предельно допустимые концентрации (ПДК) и предельно допустимые выбросы (ПДВ) вредных веществ?
Предельно допустимые концентрации (ПДК) и предельно допустимые выбросы (ПДВ) - это установленные компетентными органами государственной власти нормативы загрязняющих веществ в атмосфере, воде и т. п. Они устанавливаются в целях охраны атмосферного воздуха, водоемов и др., снижения вредных физических воздействий на них, прогнозирования качества окружающей природной среды. Постановлением Правительства Российской Федерации определен порядок разработки и утверждения нормативов выбросов и сбросов загрязняющих веществ и размещения отходов.
Статьей 102 Земельного кодекса РСФСР предусмотрено, что в интересах охраны здоровья человека, окружающей среды и для оценки состояния почв устанавливаются нормативы предельно допустимых концентраций вредных химических, бактериальных, паразитарно-бактериальных и радиоактивных веществ в почве.
Статья 103 Кодекса посвящена экологическим и санитарно-гигиеническим требованиям к размещению, проектированию и вводу в эксплуатацию объектов, строений и сооружений, влияющих на состояние земель. При размещении, проектировании, строительстве и вводе в эксплуатацию новых и реконструкции объектов, строений и сооружений, а также внедрении новых технологий, отрицательно влияющих на состояние земель, говорится в данной статье, должны предусматриваться и осуществляться мероприятия по охране земель. Оценка отрицательного влияния на состояние и эффективность предусмотренных защитных мероприятий производится по результатам государственной санитарно-гигиенической и экологической экспертизы, без положительного заключения которых запрещается внедрение новой техники и технологий, осуществление программ по мелиорации земель, строительство (реконструкция) предприятий и других объектов.
Нормативы предельно допустимых концентраций и выбросов вредных веществ в окружающую природную среду являются, как правило, едиными для всей страны. Однако для отдельных территорий, исходя из их природно-климатических особенностей и повышенной социальной значимости (заповедники, заказники, национальные парки, курорты и рекреационные зоны), как это предусмотрено Законом «Об охране окружающей природной среды» (ст. 26), устанавливаются более строгие нормативы предельно допустимых вредных воздействий на природную среду.