Каковы полномочия органов местного самоуправления в области мелиорации земель?

Органы местного самоуправления могут осуществлять в данной обла­сти следующие полномочия:

- владение, пользование и распоряжение мелиоративными система­ми и отдельно расположенными гидротехническими сооружениями, на­ходящимися в муниципальной собственности;

- обеспечение защиты окружающей природной среды при проведе­нии мелиорации земель на соответствующей территории;

- участие в экспертизе проектов мелиоративных систем и отдельно расположенных гидротехнических сооружений;

- координация и регулирование в пределах своей компетенции дея­тельности граждан и юридических лиц в области мелиорации земель.

Каковы экологические, санитарно-гиеиенические и иные требования к размещению и эксплуатации объектов?

Законом «Об охране окружающей природной среды» определены как общие требования при размещении, проектировании, строительстве, ре­конструкции, вводе в эксплуатацию предприятий, сооружений и иных объектов, так и специальные требования к их размещению, технико-экономическому обоснованию, строительству и реконструкции, вводу в эксплуатацию и эксплуатации. Особо выделены экологические требования в сельском хозяйстве, при проведении мелиоративных работ, использо­вании радиоактивных материалов и др.

Общими требованиями при размещении, технико-экономическом обосновании проекта, проектировании, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию предприятий, сооружений в промышленности, сельском хозяйстве, на транспорте, в энергетике, водном, коммунально-бытовом хозяйстве, при прокладке линий электропередачи, связи, тру­бопроводов, каналов, иных объектов, оказывающих прямое или косвенное влияние на состояние окружающей природной среды, согласно ст. 40 Закона, являются:

- выполнение требований экологической безопасности и охраны здоровья населения;

- осуществление мероприятий по охране природы, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, оздоровлению окружающей природной среды.

Нарушение этих требований влечет за собой приостановление до ус­транения недостатков либо полное прекращение деятельности по размещению, проектированию, строительству, реконструкции, вводу в эксплуатацию вредных объектов в соответствии с предписаниями специально уполномоченных на то государственных органов Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды, санитарно-эпидемиологического надзора.

Экологическими требованиями при размещении предприятий, соору­жений и иных объектов являются:

- обеспечение выполнения требований по охране окружающей при­родной среды;

- рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов;

- учет ближайших и отдаленных экологических, экономических, де­мографических, нравственных последствий деятельности указанных объектов при приоритете охраны здоровья человека и благосостояния населения.

Определение мест строительства предприятий, сооружений и иных объектов осуществляется в соответствии с действующим законодательст­вом (ст. 28 ЗК РСФСР, ст. 11 Закона РСФСР «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения») при наличии положительного заклю­чения специально на то уполномоченных госорганов в области охраны окружающей природной среды, санитарно-эпидемиологического надзора и решения местных органов самоуправления.

При технико-экономическом обосновании проекта, проектировании предприятий, сооружений и иных объектов должны учитываться:

— современный уровень научно-технического прогресса;

— предельно допустимые нагрузки на окружающую природную среду;

— предусматриваться надежные и эффективные меры предупрежде­ния, устранения загрязнения окружающей природной среды вредными отходами, их обезвреживание и утилизация;

—- внедряться ресурсосберегающие, малоотходные и безотходные тех­нологии и производства;

— рациональное использование и воспроизводство природных ресур­сов, оздоровление окружающей природной среды.

Технико-экономические обоснования проектов и проекты на стро­ительство предприятий, сооружений и иных объектов проходят государ­ственную, а при необходимости — и общественную экологическую экс­пертизу. Проекты, не отвечающие экологическим требованиям, не подлежат утверждению, а работы по их реализации не финансируются учреждениями соответствующих банков.

Особые экологические требования предъявляются к предприятиям, объединениям, организациям и гражданам, ведущим сельское хозяйство и осуществляющим мелиоративные работы. Такие формирования и гражда­не обязаны:

— выполнять комплекс мер по охране почв, водоемов, лесов и иной растительности, животного мира от вредного воздействия стихийных сил природы;

— предотвращать побочные последствия применения сложной сель­скохозяйственной техники, химических веществ, мелиоративных работ и других факторов, ухудшающих состояние окружающей природной сре­ды, причиняющих вред здоровью человека;

— соблюдать все необходимые меры по соблюдению водного баланса, рациональному использованию земель, вод, лесов и иной растительности;

— предотвращать затопления, подтопления и другие вредные послед­ствия для окружающей природой среды.

Что такое предельно допустимые концентрации (ПДК) и предельно допустимые выбросы (ПДВ) вредных веществ?

Предельно допустимые концентрации (ПДК) и предельно допусти­мые выбросы (ПДВ) - это установленные компетентными органами го­сударственной власти нормативы загрязняющих веществ в атмосфере, воде и т. п. Они устанавливаются в целях охраны атмосферного воздуха, водоемов и др., снижения вредных физических воздействий на них, про­гнозирования качества окружающей природной среды. Постановлением Правительства Российской Федерации определен порядок разработки и утверждения нормативов выбросов и сбросов загрязняющих веществ и размещения отходов.

Статьей 102 Земельного кодекса РСФСР предусмотрено, что в интере­сах охраны здоровья человека, окружающей среды и для оценки состояния почв устанавливаются нормативы предельно допустимых концентраций вредных химических, бактериальных, паразитарно-бактериальных и ра­диоактивных веществ в почве.

Статья 103 Кодекса посвящена экологическим и санитарно-гигиеническим требованиям к размещению, проектированию и вводу в эксплуа­тацию объектов, строений и сооружений, влияющих на состояние зе­мель. При размещении, проектировании, строительстве и вводе в эксплуатацию новых и реконструкции объектов, строений и сооруже­ний, а также внедрении новых технологий, отрицательно влияющих на состояние земель, говорится в данной статье, должны предусматривать­ся и осуществляться мероприятия по охране земель. Оценка отрицатель­ного влияния на состояние и эффективность предусмотренных защит­ных мероприятий производится по результатам государственной санитарно-гигиенической и экологической экспертизы, без положитель­ного заключения которых запрещается внедрение новой техники и тех­нологий, осуществление программ по мелиорации земель, строительство (реконструкция) предприятий и других объектов.

Нормативы предельно допустимых концентраций и выбросов вредных веществ в окружающую природную среду являются, как правило, едиными для всей страны. Однако для отдельных территорий, исходя из их природно-климатических особенностей и повышенной социальной значимости (заповедники, заказники, национальные парки, курорты и рекреационные зоны), как это предусмотрено Законом «Об охране окружающей природ­ной среды» (ст. 26), устанавливаются более строгие нормативы предельно допустимых вредных воздействий на природную среду.

Наши рекомендации