Организация работ по техническому обслуживанию тракторов в хозяйстве
Организация технического обслуживания тракторного парка в сельскохозяйственном предприятии зависит в основном от хозяйственно-экономических условий, а также перспектив развития и укрепления ремонтно-технической службы.
Управление постановкой трактора на ТО состоит из трёх взаимосвязанных этапа:
1.Планирование
2.Оперативного хранения постановкой на обслуживание и контроля соблюдения своевременности технического обслуживания.
Оперативное управление постановкой машин на очередное ТО для обязательного и своевременного обслуживания наиболее эффективно осуществляют на практике методом ограничения выдачи топлива по талонам, жетонам или лимитно-заборным книжкам.
При управлении по талонам на каждую машину в зависимости от марки выдают книжку в виде набора талонов достоинством 100, 50, 20, 10, 5 л. Общая сумма соответствует периодичности ТО-1. При каждой заправке погашает своей подписью талоны общим достоинством, равным количеству заправленного топлива. После погашения всех талонов топливо не отпускают до очередного ТО, после которого трактористу выдают новую книжку талонов.
При управлении по жетонам, тракторист получает набор металлических или пластамассовых жетонов различного достоинства, общая сумма которых равна периодичности ТО-1 машины в литрах израсходованного топлива.
Для контроля за постановкой трактора на ремонты ТО предлагаем использовать лимитно-учётную книжку. На каждом из 16 компонентов заправочной ведомости указывают установленный для трактора данной марки лимит топлива равный периодичности ТО-1. При израсходовании лимита заправщик топлива не отпускает, а отрывает от ведомости наряд на очередное ТО после выполнения которого, начинается заполнение новой заправочной ведомости лимитно-учётной книжки. Управление постановкой машин на ТО служит важнейшим резервом повышения эффективности их работы за счёт обеспечения своевременного подержания их работоспособности. В противном случаи осуществляется “принудительной” постановкой машин на техническое обслуживание из-за неисправности или отказа, о планово-предупредительного обслуживания заменяется ремонтом.
Сельскохозяйственное предприятие может иметь компактное расположение земельных угодий и один крупный населенный пункт (агрогородок), в котором размещена центральная усадьба и основные производственные и обслуживающие подразделения. В таком случае целесообразно иметь центральный комплекс технического обслуживания и ремонта центральную ремонтно-механическую мастерскую (ЦРМ) с машинным двором, гаражом и складами запасных частей.
Большую группу сельскохозяйственных предприятий составляют хозяйства с рассредоточением производственных подразделений (отделений, бригад, цехов), удаленных от центральной усадьбы на расстояние более 10 км. В этом случае в каждом из них оборудуют площадки для стоянки и хранения сельскохозяйственной техники с пунктом технического обслуживания. Здесь может быть и мастерская для ремонта сельскохозяйственных машин и проведения ТО-1 и ТО-2.
Для организации технического обслуживания и ремонта на сельскохозяйственном предприятии могут создаваться:
а) бригада (звено), обслуживающая всю сельскохозяйственную технику производственного подразделения или хозяйства в целом;
б) бригада (звено), выполняющая техническое обслуживание и ремонт сложной сельскохозяйственной техники, а также заявки на станочные, сварочные, кузнечные и другие виды работ;
в) бригада (звено), осуществляющая отдельные специализированные ремонтные работы либо ремонт отдельных специализированных машин.
Сельскохозяйственное предприятие КСУП“ Эксперементальная база “Пенчин” имеет компактное расположение земельных угодий и один крупный населенный пункт, в котором размещена центральная усадьба и основные производственные и обслуживающие подразделения. В таком случае КСУП“ Эксперементальная база “Пенчин” имеет центральный комплекс технического обслуживания и ремонта центральную ремонтно-механическую мастерскую (ЦРМ) с машинным двором, гаражом и складами запасных частей.
Число видов ТО на год или на месяц данного трактора определяется в зависимости от их планируемой наработки за данный период, фактической наработки к началу периода от последнего капитального ремонта или от момента ввода в эксплуатацию и от принятой периодичности видов ТО.
Рассмотрим это на конкретном примере для трактора МТЗ-82, для которого известна планируемая наработка на весь год в целом, а также периодичность плановых видов ТО соответственно 125, 500 и 1000 м-ч. При планировании используется таблица периодичности видов ТО в единицах планируемой наработки трактора. В данном случае Нпг = 1200 м-ч.
Далее производим распределение известной наработки всех тракторов хозяйства по месяцам года в соответствии с данными таблицы.
Располагая данными о техническом состоянии, о годовой и месячной нагрузке на каждый трактор, о периодичности проведения ТО и ремонтов, приступаем к выполнению таблицы.
Годовой план ТО и ремонтов по отдельным маркам тракторов строится следующим образом: зная наработку трактора от последнего капитального ремонта, зная годовую планируемую наработку и зная наработку, распределённую по месяцам, строим прямую, на которой указываем периодичность ТО-1, ТО-2, ТО-3и ТР.
Затем отмечаем на этой прямой наработку трактора от последнего капитального ремонта. Далее к этой наработке прибавляем наработку трактора, распределённую по месяцам, которая представлена в таблице 10. В итоге получаем прямую, которая разбита по месяцам года и по наработке трактора в каждом месяце определяем какой вид ТО будет проводиться. И так по каждому трактору.