Способы антимонопольного регулирования.

Антимонопольное регулирование включает меры по предупреждению, ограничению и пресечению монополистической деятельности. Для реализации перечисленных мер антимонопольные органы могут использовать следующие правовые средства:

1) осуществление государственного контроля за деятельностью хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на товарном рынке. В случае, когда положение на товарном рынке хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов признается доминирующим, устанавливается специальный государственный контроль за объемом производства и качеством товаров, уровнем цен и иными показателями деятельности данного хозяйствующего субъекта (субъектов) с целью установления факта злоупотребления таким положением;

2) принятие в установленном порядке мер по реорганизации и ликвидации хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на товарном рынке.

Принятие мер осуществляется с учетом одного или нескольких следующих условий:

- возможности организационного и (или) территориального обособления предприятий, структурных подразделений или структурных единиц;

- отсутствия тесной технологической взаимосвязи предприятий, структурных подразделений или структурных единиц;

- разграничения сфер деятельности предприятий, структурных подразделений или структурных единиц в рамках узкой предметной специализации;

- невозможности в силу причин экономического или политического характера привлечения других контрагентов на соответствующие товарные рынки;

3) осуществление государственного контроля за реорганизацией и ликвидацией хозяйствующих субъектов.

В целях предупреждения возникновения и предотвращения усиления доминирующего положения на товарных рынках в Республике Беларусь антимонопольным органом и другими государственными органами в пределах их компетенции осуществляется государственный контроль за созданием, реорганизацией и ликвидацией хозяйствующих субъектов, в том числе дочерних, зависимых обществ, холдинговых компаний, союзов, ассоциаций и других объединений хозяйствующих субъектов, за преобразованием государственных органов и хозяйствующих субъектов в объединения, если это может привести к возникновению или усилению доминирующего положения на товарных рынках. Создание, реорганизация холдинговых компаний, союзов, ассоциаций и других объединений хозяйствующих субъектов осуществляются после получения согласия антимонопольного органа.

Для получения согласия на создание, реорганизацию холдинговых компаний, союзов, ассоциаций и других объединений хозяйствующих субъектов учредители представляют в антимонопольный орган ходатайство о даче соответствующего согласия, а также сведения об основных видах деятельности каждого из объединяющихся хозяйствующих субъектов, их доле на соответствующем товарном рынке и документы, подтверждающие согласие учредителей на вхождение в объединение, и иные документы, перечень которых устанавливается Советом Министров Республики Беларусь.

Антимонопольный орган вправе по рассмотрении ходатайства:

- дать согласие на создание, реорганизацию холдинговых компаний, союзов, ассоциаций и других объединений хозяйствующих субъектов, если это не приведет к возникновению или усилению их доминирующего положения на товарном рынке и (или) ограничению конкуренции;

- принять мотивированное решение об отказе в вынесении решения о согласии на создание, реорганизацию холдинговых компаний, союзов, ассоциаций и других объединений хозяйствующих субъектов, если данные действия могут привести к возникновению или усилению доминирующего положения на товарном рынке и (или) ограничению конкуренции, а также если при рассмотрении представленных документов установлено, что содержащаяся в них информация, имеющая значение для принятия решения о возможности создания, реорганизации или ликвидации указанных хозяйствующих субъектов, является недостоверной и (или) неполной;

- принять решение об отказе в принятии ходатайства при получении ходатайства, не содержащего документов и (или) необходимых сведений.

Учредители (участники) хозяйствующих субъектов или уполномоченные ими органы, принимающие решение о реорганизации хозяйствующих субъектов, создании холдинговых компаний, союзов, ассоциаций и других объединений хозяйствующих субъектов, должны получить на это согласие или мотивированный отказ антимонопольного органа в течение 30 дней со дня получения им соответствующего ходатайства.

Решение антимонопольного органа о согласии на реорганизацию хозяйствующих субъектов, создание, реорганизацию холдинговых компаний, союзов, ассоциаций и других объединений хозяйствующих субъектов действительно в течение одного года с момента его получения;

4) осуществление государственного контроля за сделками с акциями, имущественными паевыми взносами в имущество кооперативов (паями), долями уставных фондов хозяйствующих субъектов.

Согласие антимонопольного органа требуется в случаях:

- приобретения хозяйствующим субъектом, охватывающим более 30 процентов рынка определенного товара, имущественных паевых взносов в имущество кооперативов (паев) или доли уставного фонда другого хозяйствующего субъекта, совершающего операции на товарном рынке с аналогичным товаром;

- совершения хозяйствующим субъектом, охватывающим более 30 процентов рынка определенного товара, сделок с акциями другого хозяйствующего субъекта, совершающего операции на товарном рынке с аналогичным товаром;

- приобретения любым юридическим или физическим лицом, иностранным государством, международной организацией или их органами более 25 процентов имущественных паевых взносов в имущество кооперативов (паев) или доли уставного фонда хозяйствующего субъекта, а равно иных сделок, в результате которых у названных субъектов права появляется возможность оказывать реальное влияние на принятие решений какого-либо хозяйствующего
субъекта, занимающего доминирующее положение на товарном рынке;

- совершения любым юридическим или физическим лицом, иностранным государством, международной организацией или их органами сделок с более чем 25 процентами акций, а равно иных сделок, в результате которых у названных субъектов права появляется возможность оказывать реальное влияние на принятие решений какого-либо хозяйствующего субъекта, занимающего доминирующее положение на товарном рынке;

- приобретения юридическим или физическим лицом, их группами, а также иностранным государством, международной организацией или их органами прав, позволяющих реально определять условия ведения хозяйствующим субъектом его предпринимательской деятельности либо осуществлять функции его уставного (руководящего) органа.

Для совершения вышеперечисленных сделок юридические и физические лица обязаны заявить в антимонопольный орган ходатайство о даче согласия на их совершение и представить документы и (или) сведения, необходимые для вынесения решения, по перечню, установленному Советом Министров Республики Беларусь.

Наряду с мерами контрольного характера Закон «О противодействии монополистической деятельности и развитии конкуренции» предусматривает меры, направленные на содействие развитию товарных рынков и конкуренции. Так, в соответствии со ст. 13 Закона антимонопольный орган может направлять соответствующим государственным органам, хозяйствующим субъектам и иным субъектам права предложения об (о):

1) изменении сфер применения свободных или регулируемых цен, в том числе об установлении предельных цен либо предельного норматива рентабельности товаров, производимых или реализуемых хозяйствующими субъектами, злоупотребляющими своим доминирующим положением на товарном рынке;

2) создании параллельных структур в сферах производства и обращения, в том числе за счет государственных инвестиций;

3) привлечении иностранных инвестиций;

4) финансировании мероприятий по расширению выпуска дефицитных товаров в целях устранения доминирующего положения на товарном рынке отдельных хозяйствующих субъектов и других мер экономического протекционирования;

5) лицензировании экспортно-импортных операций;

6) внесении изменений в перечень видов деятельности, подлежащих лицензированию;

7) принятии в пределах своей компетенции иных мер, содействующих развитию товарных рынков и конкуренции.

Кроме государственного контроля Закон «О противодействии монополистической деятельности и развитии конкуренции» (ст. 14) предусматривает возможность осуществления общественного контроля за соблюдением антимонопольного законодательства.

Общественные организации (объединения) потребителей, другие общественные объединения, уставы которых ставят своей целью защиту потребителей от злоупотреблений хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на товарном рынке, могут осуществлять общественный контроль за соблюдением антимонопольного законодательства.

Общественные объединения, осуществляющие общественный контроль за соблюдением антимонопольного законодательства, вправе:

- подавать в антимонопольный орган заявления о фактах нарушения антимонопольного законодательства и вносить предложения по их устранению;

- обращаться в суд с исками в защиту прав, свобод и законных интересов своих членов и других лиц от деяний, нарушающих антимонопольное законодательство;

- проводить собственную экспертизу принятия и осуществления решений о создании, реорганизации и ликвидации хозяйствующих субъектов на соответствие этих действий требованиям антимонопольного законода-тельства и информировать общественность о результатах экспертизы;

- осуществлять иные действия, не противоречащие законодательству.

Законодательство устанавливает специальные условия и по возможности заключения соглашений государственных органов, ограничивающих конкуренцию.

В соответствии с ними запрещаются и в установленном порядке признаются недействительными полностью или частично достигнутые в любой форме соглашения (согласованные действия) государственного органа с другим государственным органом либо с хозяйствующим субъектом, которые имеют либо могут иметь своим результатом ограничение конкуренции и (или) причинение вреда правам, свободам и законным интересам хозяйствующих субъектов или граждан, в том числе соглашения (согласованные действия), направленные на:

1) раздел товарного рынка по территориальному принципу; по видам, объемам сделок; по видам, объемам товаров и их ценам; по кругу потребителей;

2) исключение или ограничение доступа на товарный рынок других хозяйствующих субъектов;

3) незаконное повышение, снижение или поддержание цен, в том числе на торгах.

Государственным органам запрещается принимать (издавать) акты, заключать соглашения, совершать иные действия, которые ограничивают самостоятельность хозяйствующих субъектов, создают дискриминационные условия деятельности для отдельных хозяйствующих субъектов, если такие акты или действия имеют либо могут иметь своим результатом ограничение конкуренции и (или) причинение вреда правам, свободам и законным интересам хозяйствующих субъектов или граждан, в том числе:

1) необоснованно препятствовать созданию новых хозяйствующих субъектов в какой-либо сфере деятельности;

2) устанавливать запреты на осуществление определенных видов деятельности хозяйствующими субъектами, в том числе на производство определенных видов товаров, за исключением случаев, предусмотренных законодательством;

3) незаконно ограничивать право хозяйствующих субъектов заключать сделки;

4) давать хозяйствующим субъектам указания о первоочередной поставке товаров определенному кругу покупателей (заказчиков) или о приоритетном заключении договоров, не предусмотренных законодательством;

5) необоснованно предоставлять отдельным хозяйствующим субъектам льготы, ставящие их в преимущественное положение по отношению к другим хозяйствующим субъектам на товарном рынке того же товара.

Решения государственных органов по вопросам предоставления льгот отдельному хозяйствующему субъекту или нескольким хозяйствующим субъектам подлежат согласованию с антимонопольным органом, если иное не предусмотрено законодательными актами.

Наши рекомендации