Перераспределение земель района по категориям и формам собственности
Центральным вопросом разработки схемы землеустройства административно-территориального образования является перераспределения земель, по категориям, уточнения их площади и размещения с целью формирования эффективной и оптимальной межотраслевой системы использования территории. На информационной основе съемок, обследований, классификаций и районирования устанавливается соответствие между отраслевой пригодностью земель и их фактическим использованием. При необходимости предлагаются изменения сложившегося назначения земель.
Перераспределение земель сельскохозяйственного назначения решает задачи:
1) Выявления непригодных для использования в сельском хозяйстве площадей;
2) Передачи малопродуктивных угодий в лесное, водное хозяйство или иное использование;
3) Выявления резерва продуктивных земель для сельского хозяйства;
4) Выделения особо ценных сельскохозяйственных угодий, со специальным режимом использования;
5) Определения особо охраняемых территорий и объектов;
6) Установления объемов и размещения мероприятий по улучшению угодий (осушение, орошение, рекультивация и т.д.);
Земли сельскохозяйственного назначения, должны по своему качеству обеспечивать рентабельное ведение отраслей растениеводства и животноводства.
Земли лесного фонда при перераспределении анализируются с позиции:
1) Оптимальных параметров лесистости территории и комплексного многоцелевого использования лесных земель;
2) Увеличения воздействия леса на окружающую природную среду, возрастания его роли в организации территории и создании экологического каркаса;
3) Возможностей и целесообразности расширения площади лесов или их сокращения при организации подсобных хозяйств, предприятий коллективных садов и граждан и т.д.;
4) Предоставления лесных земель для сенокошения и пастьбы животных без ущерба для лесного хозяйства.
Перераспределение земель поселений учитывает коренные изменения в этой категории, произошедшие за годы земельной реформы (правового статуса, площади, размещения). В частности оцениваются:
1) Фактическая землеобспеченность различных населенных пунктов;
2) Соответствие способов использования земель населенных пунктов целевому назначению;
3) Состояние сервисного обслуживания граждан при обработке приусадебных участков, улучшении сенокосов и пастбищ.
Дефицит земель поселений восполняется за счет фонда перераспределения, а избыток земель подлежит изъятию для передачи гражданам и предприятиям.
Земли промышленности, энергетики, транспорта и иного специального назначения при перераспределении характеризуют соответствие использования целевому назначению уровень отрицательного воздействия объектов на природную среду:
1) Соответствие площади землеемких объектов нормативам, аналогам, типовым проектам;
2) Возможности изъятия неиспользуемых земель для других отраслей;
3) Выделения при необходимости дополнительных площадей вне городов и поселков;
4) Сокращение и устранение выбросов вредных веществ и производственных отходов;
5) Проведение работ по рекультивации нарушенных земель;
6) Установление экологически безопасных режимов использования земель, в т.ч. особо охраняемых территорий и объектов;
Организация использования земель водного фондаможет включать:
1) Передачу для водохозяйственного использования дополнительных площадей, занятых водными объектами;
2) Определение перспективной площади для нового водохозяйственного строительства;
3) Защиту водохозяйственных объектов от загрязнения, а смежных территорий от подтопления и т.д.;
Передаваемые в состав земель водного фонда участки должны иметь хорошие гидрогеологические свойства.
Земли запаса при перераспределении оцениваются с целью:
1) Установления пригодности земель для эффективной производственной деятельности;
2) Выделения территорий с особым охранным режимом пользования;
3) Передачи земель конкретным землевладельцам и землепользователям;
4) Разработки мероприятий по повышению плодородия земель запаса, орошению, осушению, обводнению.
Земли особо охраняемых территорийвыделяются с 1991 г. Их формирование далеко не закончено. Поэтому при перераспределении необходимо:
1) Проверить земельно-учетные данные по наличию особо охраняемых территорий и объектов и сравнить их с фактическим положением;
2) Оценить правильность их выделения на землях других категорий;
3) установить режим их использования и охраны.
Разработка этой составной части схемы землеустройства завершается составлением земельного баланса района, отражающего наличие земель по категориям назначения, перспективный их состав, изменения за расчетный период, формы собственности на землю (примерная форма приведена в таблице 13).
Таблица 13 - Прогноз распределения земельного фонда Волоколамского района Московской области по категориям
№ п/п | Категории земель | Площадь фактическая, тыс. га | Изменения 1990-2011, + , – | Площадь прогнозная, тыс. га | Изменения 2011-2025, + , – | |||
Земли сельскохозяйственного назначения | 101,06 | 88,88 | 86,74 | -14,32 | 85,50 | 84,80 | -1,94 | |
Земли населенных пунктов | 0,55 | 13,74 | 15,32 | 14,77 | 15,40 | 15,90 | 0,58 | |
Земли промышленности, энергетики, транспорта и иного специального назначения | 9,62 | 7,74 | 8,23 | -1,39 | 8,30 | 8,60 | 0,37 | |
Земли особо охраняемых территорий и объектов | - | 0,50 | 0,94 | 0,94 | 2,60 | 4,10 | 3,16 | |
Земли лесного фонда | 55,76 | 55,08 | 54,92 | -0,84 | 53,80 | 50,20 | -4,72 | |
Земли водного фонда | - | - | 0,90 | 3,31 | 3,31 | |||
Земли запаса | 0,22 | 1,17 | 0,96 | 0,74 | 0,61 | 0,20 | -0,76 | |
Всего земель в АТО | 167,21 | 167,11 | 167,11 | -0,1 | 167,11 | 167,11 |