Консультирование по основным вопросам использования транспортных средств
В сельском хозяйстве
Ключевые вопросы использования транспортных средств в сельском хозяйстве
1. Своевременность выполнения сельскохозяйственных работ и себестоимость продукции в большой степени зависят от оснащения предприятий транспортными средствами и организации перевозок и погрузочно-разгрузочных работ. Сельскохозяйственные грузы подразделяются на следующие группы: насыпные и навалочные, наливные и штучные. Большинство сельскохозяйственных грузов навалочные: зерно, картофель, свекла, навоз и другие. Значительно меньше наливных: жидкое топливо, вода, молоко, жидкие корма и удобрения. Штучные грузы представлены в основном строительными материалами.
2. Для рациональной организации транспортных работ важно знать удельный вес и объем перевозимых грузов. В зависимости от удельного веса и коэффициента использования грузоподъемности транспортных средств грузы подразделяются на пять классов (таблица 9.1).
3. Потребность хозяйства в транспортных средствах рассчитывают в такой последовательности:
1) составляют перечень транспортных работ по технологическим картам возделывания сельскохозяйственных культур;
2) определяют объем перевозок в соответствии с валовым производством продукции;
3) устанавливают средние расстояния перевозок;
4) определяют объем грузооборота по каждой транспортной операции путем умножения объема перевозок на расстояние;
5) устанавливают сроки выполнения перевозок и дорожные условия;
6) распределяют общий объем перевозок грузов и грузооборот по видам транспорта, при этом необходимо предусмотреть возможное использование на транспортных работах тракторов в свободное от полевых работ время.
Таблица 9.1 – Классификация основных грузов, перевозимых
автомобильным транспортом в сельском хозяйстве
Груз | Масса 1 м3, кг | Объем 1 т, м3 | Класс груза |
Аммиачная селитра | 1,25 | ||
Арбузы | 600-630 | 1,66-1,59 | |
Брюква | 630-660 | 1,59-1,52 | |
Виноград | 220-300 | 4,54-3,33 | |
Глина | 1500-1700 | 0,67-0,59 | |
Горох | 750-800 | 1,33-1,25 | |
Дрова | 400-600 | 2,50-1,67 | |
Дыни | 340-450 | 2,94-2,22 | |
Зеленая трава | 320-360 | 3,13-2,78 | |
Капуста | 400-450 | 2,55-2,22 | |
Картофель | 650-750 | 1,54-1,33 | |
Кукуруза | 680-820 | 1,47-1,22 | |
Лесоматериал | 600-850 | 1,67-1,18 | |
Лук репчатый | 1,75 | ||
Молоко в бидонах, флягах | 1,43 | ||
Морковь | 550-600 | 1,82-1,67 | |
Мякина | 110-140 | 9,01-7,14 | |
Навоз | 400-700 | 2,50-1,43 | |
Натриевая селитра | 1100-1400 | 0,71-0,91 | |
Овес | 400-550 | 2,50-1,82 | |
Огурцы | 1,64 | ||
Песок | 1600-1800 | 0,63-0,56 | |
Подсолнечник | 270-440 | 3,70-2,27 | |
Помидоры | 1,56 | ||
Пшеница | 730-850 | 1,37-1,18 | |
Рожь | 680-750 | 1,47-1,33 | |
Свекла | 550-670 | 1,82-1,49 | |
Сено | 42-55 | 23,8-18,2 | |
Силосная масса | 425-550 | 2,35-1,82 | |
Суперфосфат | 1000-1100 | 1,00-0,91 | |
Турнепс | 580-650 | 1,72-1,54 | |
Щебень | 1450-1700 | 0,69-0,59 | |
Ячмень | 580-700 | 1,72-1,43 |
6. Потребность сельскохозяйственного предприятия в собственном автотранспорте (в автомобиле-тоннах) определяют на основе планового (расчетного) грузооборота и среднегодовой производительности одной среднесписочной автомобиле-тонны (в тонно-километрах).
Производительность исчисляют по формуле
где Тн – время пребывания автомобиля в наряде, ч. Его исчисляют с момента выхода автомобиля из гаража и до возвращения обратно (не включая перерыв на обед и отдых во время работы);
vт – техническая скорость, км/ч;
Дк – количество дней в планируемом периоде;
α– коэффициент выпуска автомобилей на линию (отношение автомобиле-дней работы к автомобиле-дням пребывания в хозяйстве);
l– среднее расстояние перевозки груза, км:
β– коэффициент использования пробега (отношение пробега с грузом к общему пробегу подвижного состава);
q – грузоподъемность автомобиля (в данном случае q=1);
γ– коэффициент использования грузоподъемности (отношение количества перевезенного за одну ездку к номинальной грузоподъемности);
tпр– время на погрузочно-разгрузочные работы на одну ездку, включая время на маневрирование, оформление документов и т.д., ч.
7. Среднегодовую потребность в автомобиле-тоннах определяют по формуле
,
где Г – грузооборот за год, т.км.
8. Приняв грузоподъемность (qср) среднесписочного автомобиля, можно исчислить среднегодовой парк автомобилей:
, шт.
9. Марочный состав поставки автомобилей для хозяйства подбирают из расчета минимума эксплуатационных затрат на перевозку 1 т каждого вида груза каждой маркой автомобиля.
ЗАДАЧИ
1. Определите производительность одной среднесписочной автомобиле-тонны для сельскохозяйственного предприятия при следующих условиях: время пребывания автомобиля в наряде 8 ч; средняя техническая скорость автомобиля, исходя из дорожных условий, составит 30 км/ч; среднее расстояние перевозки груза 20 км; количество дней в планируемом периоде (за год) 250; коэффициент выпуска автомобилей на линию 0,8; коэффициент использования пробега 0,5; коэффициент использования грузоподъемности 0,3; время на погрузочно-разгрузочные работы на одну поездку, включая время на маневрирование, оформление документов и т.д. может составлять 0,25 ч.
2. Определите среднегодовую потребность сельскохозяйственного предприятия в транспортных средствах в автомобиле-тоннах при условии, что годовой объем грузооборота в хозяйстве составляет 40000 т, производительность одной среднесписочной автомобиле-тонны 5000 т.км/год.
3. Определите численность среднегодового парка автомобилей приняв грузоподъемность среднесписочного автомобиля равной 3 т, при условии, что среднегодовая потребность сельскохозяйственного предприятия в транспортных средствах в автомобиле-тоннах равна 25 авто-тоннам.