Государственное управление и регулирование АПК. Государственное управление АПК. Государственное регулирование АПК. Аграрная политика.

Под государственным управлением АПК понимают прямое (непосредственное) целенаправленное управленческое воздействие на организации агропромышленного комплекса.

Государственное управление ограничено рамками государственной собственности и его объектами, которыми являются:

- органы отраслевого управления;

- государственные унитарные предприятия республиканского и регионального уровня;

- акционерные общества, у которых доля акций, принадлежащих государству, обеспечивает контроль над ними;

- контрольно-инспекционные службы;

- государственные целевые программы.

По отношению к этим объектам государство в лице органов государственной власти вправе осуществлять функции хозяйственного управления (назначать и снимать с работы руководителей, устанавливать плановые задания, определять уровень оплаты труда, контролировать хозяйственную и финансовую деятельность и т.д.).

Под государственным регулированием АПК понимают косвенное (опосредованное, т.е. осуществляемое преимущественно экономическими методами), управленческое воздействие на социально-экономические процессы (распределение, обмен и потребление) как в государственном, так и в негосударственном секторах агропромышленного производства.

Объектами государственного регулирования, независимо от их правового статуса, выступают все организации АПК.

Государственное регулирование и управление АПК тесно взаимосвязаны между собой и осуществляются через систему мер реализации аграрной политики.

В аграрной политике выделяют ряд элементов.

1. Земельная политика, основными направлениями которой являются:

- правовое разрешение вопросов о полном или частичном землевладении, аренде земли;

- регулирование вопросов землепользования и его структуры, мониторинг тенденций его развития;

- планирование и управление процессами землеустройства, включая программы развития сельских регионов и др.

2. Финансовая политика, основными направлениями которой являются:

- развитие системы кредитования аграрной сферы (виды и размеры кредитов, авансирования, система залога и поручительства);

- формирование доступности кредита (процентная ставка, сроки пользования и погашения);

- совершенствование системы текущего финансового обслуживания (возможности погашения платежей);

- упорядочение каналов бюджетного финансирования (субсидии, дотации, удешевление кредитов).

3. Социальная политика, основными направлениями которой являются:

- политика формирования доходов, как результат участия в регулировании рынков земли, труда, капитала;

- обновление и развитие деревни;

- развитие рыночной инфраструктуры села, консультативное обслуживание;

- социальные гарантии (система пенсионного обеспечения и страхования);

- экология.

4. Политика в области формирования рынка, основными направлениями которой являются:

- стабилизация внутреннего рынка сельскохозяйственной продукции (участники, ценообразование, замещение экспорта);

- регулирование поведения на внешних рынках сельскохозяйственной продукции (условия экспорта);

- совершенствование нормативно-правового обеспечения, ограничивающее свободу входа и выхода на рынки (инвестиционная привлекательность, антимонопольное законодательство)

Органы государственного управления АПК. Система и функции государственного управления АПК. Функциональные и отраслевые органы государственного управления. Структуры, осуществляющие государственный надзор и контроль.

Система организации государственного управления АПК включает:

- законодательство, регулирующее общественные отношения между участниками АПК;

- органы государственного регулирования и управления, реализующие ряд функций и осуществляющие управленческое воздействие на агропромышленный комплекс.

На республиканском уровне государство реализует следующие функции по регулированию и управлению АПК:

- нормотворческие. Они направлены на формирование аграрного и других отраслей права;

- разрешительные. Это предоставление организациям АПК свободы хозяйственного управления, связанного с выбором организационно-правовой формы, передачей акций в доверительное управление, самостоятельным распоряжением произведенной продукцией, созданием бюджетных и внебюджетных фондов, субсидированием, финансовым и ресурсным обеспечением целевых программ, лицензированием, квотированием и т д.;

- контрольно-запретительные. Это контроль за реализацией общей стратегии аграрной политики, надзор в области ветеринарии, химизации и защиты растений, использования земель, экологии, охраны труда, налогообложения, статистики и т.д.;

- аналитические. Они предполагают отслеживание тенденций, анализ состояния экономики отрасли, подготовку аналитических докладов и т.д.;

- информационные. Они основаны на мониторинге статистической, правовой, рыночной и иной информации;

- организационные. Они реализуются через формирование и совершенствование организационной структуры и системы государственного управления;

- регулирующие. Они основаны на контроле и регулировании межотраслевых, межрегиональных и межгосударственных отношений (ценовые, налоговые, кредитные, таможенные механизмы);

- кадровые. Они направлены на создание сети центров обучения, подбор руководителей государственных предприятий и организаций, аттестацию работников органов управления АПК;

- научного обеспечения АПК. Они реализуются путем организации и финансирования фундаментальных и наиболее важных прикладных исследований;

- прямое управление объектами собственности. Оно осуществляется путем назначения руководителей, доведения производственных заданий, финансирования программ, контроля за хозяйственной и финансовой деятельностью;

- участие в управлении акционерными обществами с контрольным или иным пакетом акций государства. Это обеспечивается через институт представительства в органах управления акционерных обществ.

К функциональным органам государственного управления относятся Министерства и их комитеты, Государственные комитеты Республики Беларусь, которые осуществляют управленческое воздействие в рамках реализации одной или нескольких функций государства. Особое, главенствующее место среди функциональных органов государственного управления занимает Министерство экономики. Его основные цели и задачи:

- разработка общей стратегии и главных направлений социально-экономических преобразований в республике в целях создания высокоэффективной социально ориентированной рыночной экономики;

- создание экономической среды, способствующей экономическому росту;

- подготовка государственных экономических программ, а также социально-экономических прогнозов по республике в целом, по секторам экономики, отраслям и регионам;

- координация работы министерств и иных центральных органов управления по вопросам внутренней и внешней экономической политики;

- анализ текущей экономической ситуации и корректировка государственных экономических программ;

- координация деятельности в области бюджетно-финансовой, налоговой, денежно-кредитной, инвестиционной, ценовой и социальной политики.

Немаловажное место по степени значимости для АПК, ввиду того, что земля выступает в качестве основного средства производства в аграрной сфере, занимает Государственный комитет по земельным ресурсам, геодезии и картографии при Совете Министров Республики Беларусь, Его основные задачи:

- проведение государственной политики в области земельных отношений;

- ведение земельного кадастра и осуществление мониторинга земель. Основным республиканским отраслевым органом государственного управления для АПК является Министерство сельского хозяйства и продовольствия. Целью его функционирования является:

- проведение государственной аграрной политики;

- осуществление управления в АПК;

- координация деятельности в АПК других республиканских органов;

- координация сельского хозяйства с перерабатывающими и обслуживающими отраслями;

- изучение рынка сельскохозяйственной продукции и средств производства;

- инициация законотворчества и правовое обеспечение функционирования сельскохозяйственного производства, перерабатывающих и обслуживающих отраслей;

- развитие научно-технического прогресса;

- мероприятия по проведению единой политики государства в области семеноводства, сортоиспытания, племенного дела, мелиорации и химизации;

- контроль за качеством продукции;

- экспертиза проектов на строительство, мелиорацию, внешнеэкономическая деятельность;

- содействие проведению экономической реформы.

Министерство сельского хозяйства и продовольствия возглавляет министр, который назначается Президентом Республики Беларусь. При министре в качестве совещательного органа действует коллегия, решения которой проводятся в жизнь посредством приказов министра. Первый заместитель министра курирует вопросы работы экономики и координирует работу научного совета министерства. Министр имеет также шесть заместителей, непосредственно возглавляющих основные структурные подразделения Министерства - главные управления («главки», департаменты): экономики, внешнеэкономической деятельности, по производству продукции растениеводства, по производству продукции животноводства, продовольствия, инвестиций и организации строительства, технического прогресса, аграрного образования, науки и кадров. В составе Минсельхозпрода действует Комитет по хлебопродуктам.

Министерство имеет в своем функциональном подчинении комитеты сельского хозяйства и продовольствия, действующие при областных исполкомах, и управления сельского хозяйства и продовольствия в составе райисполкомов.

Вторым по значению отраслевым органом государственного управления в АПК выступает Белорусский государственный концерн пищевой промышленности «Белгосгшщепром», подчиненный Совету Министров Республики Беларусь. С целью обеспечения научного, информационного, маркетингового сопровождения пищевой отрасли, разработки и внедрения новых видов продукции, обеспечения более эффективного решения стратегических вопросов развития пищевой промышленности, повышения ее вклада в обеспечение продовольственной безопасности республики концерн передан в ведение Совета Министров. Основными структурными подразделениями концерна «Белгоспищепром» являются главные управления экономики, внешнеэкономической и инвестиционной деятельности, маркетинга и торговли, материальных ресурсов и сырья, технического развития, инвестиций и капитального строительства, науки, образования, стандартизации и кадров, производственно-технологическое управление. Его региональными органами выступают областные объединения концерна.

Специальным отраслевым органом государственного управления в АПК является также Белорусский государственный концерн по строительству и эксплуатации мелиоративных и водохозяйственных систем «Белме-лиоводхоз». Его основные задачи - обеспечение сохранности мелиорированных земель, повышение их эффективности.

К органам государственного регулирования и управления относятся также структуры, осуществляющие надзор и контроль:

- Комитет по государственному контролю в семеноводстве,

- Республиканская государственная станция защиты растений,

- Государственные хлебные инспекции,

- Государственные инспекции по карантину растений;

- Республиканская нормативно-исследовательская станция по труду;

- Ветеринарный центр, республиканские ветеринарная и спецветери-нарная лаборатории;

- Республиканская инспекция котлонадзора.

Соответствующие организации, осуществляющие надзор и контроль, представлены на уровне регионов.

Наши рекомендации