Консалтинг и консультирование: осн.понятия.деловые услуги. Виды конс-ых услуг в АПК.
Консультант-специалист в опр-й области, дающий советы по вопросам своей спец-ти. В заруб-й практике ком-ая, платная консультация получила название консалтинг.Консалтинг-это предоставление советов и помощи по вопросам, включая опр-ие и оценку проблем и возможностей, рекомендацию соответствующих мер и помощь в их реализации.
Консультант – это физ.или юр.лицо, специалист в конкр-й области, кот. Обладает знаниями, аналитическими и диагностическими навыками, способный применить их для решения клиента.
Он приглашается клиентом на основе принятого решения для выполнения работы. Конс-ты оказывают деловые услуги, выступают в роли врем-х, дополнит-х работников, которых нецелесообразно держать в штате предприятия. Они не реализуют самих функций управления, а дают рекомендации по их выполнению.
Консалтинг- это вид интеллектуальной деят-ти, основная задача кот-го заключается в анализе, обосновании перспектив развития и использования научно-технических, организационно-эк-их инноваций проблем клиента. Консалтинг решает вопросы: управленческой, эк-кой, финансовой, инвестиц-ой деят-ти организации, стратегич-го планирования, оптимизации общего функционир-я п/п-я, прогнозирование рынков сбыта и.т.д. Это любая помощь, оказываемая консультантами в решении той или иной проблемы. Осн.цель консалтинга – улучшение качества руководства, повыш-е эффект-ти деят-ти п/п-я в целом.
Виды конс.услуг в АПК: 1) юр-ое представит-во в суде (при рег-ции вновь создаваемого п/п-я ; реализация з-на «об обороте земель с.-х. назнач») 2)бух-ие, аудиторские (налоговые консультации; налаживание учета; при разработке локальных нормативных актов;) 3) эк-кие (анализ и бизнес-планирование; внедрение систем мат.стимулирования) 4) узкотехнологические (агроном-ие, зоот-ие, ветер-ые, инженерные например при покупке техники)
22. Управленческое конс-ие. Совр-ая ситуация на рынке конс-х услуг в АПК.Форм-ие рынка в сфере кон-й дея-ти –это объективное влияние времени. Рынок кон-х услуг –это сложная система эк-х,фин-х,обменно-торговых и правовых отношений м/д произ-ми этих услуг и их потребителями. Призванная на принципах конкурен-ти обеспечить сбалансир-ть спрос и предложение на них путем созд-я и всемирного развития сферы кон-х услуг и устан-ие системы ценообр-я. Осн-ми условиями необх-ми для форм-я рынка конс-х услуг явл.наличие кон-х стр-р, обеспечение свободы действия этих структур, обоюдный интерес у произ-ля и потреб-яя этих услуг, обес-е рекламы кон-й дея-ти, наличие четкого мех-го достиж-я функ-я рынка этих услуг. В наст. время рынок не сформ-н, но отд-ые элементы его сущ-ют. Особ-но он развит в научно-исслед-х учреждених. Для план-я д-ти с/х кон-й службы необх-ма получ-ая оценка ее возможностей. Одним из важных факторов расширения рынка услуг-это профессионализм конс-ов, от него зависит потр-ть в консультантах и соот-но степень охвата. На основании утвержденной программы инф-но конс-й дея-ти АПК региональных ежегодно оформ-ся кадастровый контракт, к-й явл.док-ом непосредственно открывающий фин-е ИКС. Обяз-ми приложениями к нему явл.:1. техниеское задание –опр-е цели и осн-х практич-х назн-й планируемых рез-в 2.календарный план –опр-ся порядок, выпол-ие программ-х мероприятий3.калькуляция расходов. Некот-ые конс-е центры считают,что необ-мо увел-ть ст-ть улуг, но однако это м. привести к такому уровню цен, что нек-ые хоз-ва не пожелают восполь-ся инд-ми слугами ИКЦ, а могут воспол-ся инд-ми услугами отд-х спец-ов, потому что им легче пограж-м правовым договорам, чем договор с юр.лицами. анализ затрат раб-го времени конкурентов позволяет сделать вывод о том, что стабильно работающие к-ты могут выполнять след-ие объемы работ по оказанию иностр-х услуг:1.контакт по растен-ву в течении года может работать с 10-15 крупными и сред-ми хоз-ми и от 3 до 5 фер-х хоз-в2. контакт по жив-ву м. также в течении года с 10-15 лет фер-го хоз-ва. При .том следует учесть, что в условиях работы с крупными хоз-ми треб-я экономисты раз-х специал-й1. по эк-ке пр-ва орг-ции упр-я предприятия 2. контакт по бух.учету м. оказать помощь от 30 до 35 хоз-в, и до 15 фермерских 3. контакт по правовым вопросам м. обес-ть обсл-ие неменее 20 хоз-в и 10 фермеров в год.
23. орг-ия отн-й м/д клиентом и консультантом. Модели и методы консультирования.Консультантов привлекают для того чтобы снять неопр-ть, возникающую на разных стадиях процесса подготовки, принятия и реал-ии решений. после того как установлен контакт, приступают к разработке предложения. Сначала идет обсуждение проекта совместно. Консультанту важно знать, чем зан-ся фирма.затем опре-ся ситуация и суть проблемы.Далее сост-ся план-график выполнения работ и оформ-ся необх-ые юр-кие док-ты.В заключении оформ-ся письменный отчет или план мероприятий по реал-ии проекта либо перечень рекомендаций. Модели организации ИКС многообразны. 1.Службы, создающиеся как структурные подразделения отраслевых органов управления – министерства сельского хозяйства, региональных и местных управлений и департаментов.2Службы, организованные на базе крупных региональных многопрофильных или отраслевых университетов, сельскохозяйственных колледжей и профильных школ.3.Фермерские организации или объединения по оказанию консультационных услуг.4.Консультационные службы как подразделения коммерческих фирм.5.Частные консультационные службы. Каждая из представленных моделей обладает рядом преимуществ перед другими моделями, но, как правило, имеет и недостатки, часто, весьма существенные.
Методы:1.Экспертное конс-ие- пассивный метод консалтинга. Консультант сам-но проводит диагностику, разраб-ет решения и рекомендации по их внедрению.клиент лишь обеспечивает конс-та необх-ой инф-ей
.2. Процессное конс-е- спец-ты консалтинговой фирмы на всех этапах разработки проекта активно взаимодействуют с клиентом, побуждая его высказывать идеи, предложения. Конс-ты вместе с клиентом анал-ют проблемы и разрабатывают предл-я.
3. Обучающее кон-ие – гл-я задача спец-ов подготовить почву для возникн-я идей и выработки решений. Они проводят у клиента лекции, семинары, разр-ют учебные пособия(предст-ют теор-ю и практ-ю инф-ю).На практике исп-т комбинацию всех 3-х методов.