Формирование и организация использования основных и оборотных средств.

Основные средства — это совокупность материально-веще­ственных ценностей, используемых в качестве средств труда и действующих в натуральной форме в течение периода, превышаю­щего 12 мес, как в сфере материального производства, так и в не­производственной сфере.

По функциональному назначению они делятся на производствен­ные и непроизводственные.

Производственные основные средства — это средства труда, кото­рые непосредственно участвуют в производственном процессе (трак­торы, машины, скот, многолетние насаждения). В связи с этим про­изводственные основные фонды подразделяются на средства сельс­кохозяйственного и несельскохозяйственного назначения.

Непроизводственные основные средства не связаны непосред­ственно с производством продукции» используются в отраслях социально-культурной сферы (жилые дома, детские и спортивные школы, больницы, другие объекты бытового и культурного назначения).

По отраслевому признаку основные средства классифицируются на основные средства сельского хозяйства, промышленности, и строительства, транспорта и т. д. В свою очередь, основные сред­ства сельского хозяйства подразделяются на основные средства растениеводства, животноводства, общего назначения.

По вещественно-натуральному составу основные средства под­разделяются на следующие группы – здания, сооружения, передаточные устройства, машины и оборудование, транспортные средства, производственный и хозяйственный инвентарь, рабочий скот; лошади, волы, верблюды.

По стадии использования основные средства подразделяются

на средства, находящиеся: в эксплуатации; в запасе; в стадии достройки и реконструкции; на консервации.

По виду имущества основные средства подразделяются на дви­жимые и недвижимые.

По степени влияния на процесс производства основные сред­стваподразделяются на две части: активную и пассивную.

Структура основных фондов—это процентное соотношение раз­личных групп фондов в общей их стоимости.

Существует 2 формы оценки: натуральная (для опред. их технич. состояния) и стоимостная (4вида):

Первоначальная стоимость основных средств представляет со­бой сумму фактических затрат на их приобретение или создание, а также на доведение объекта до состояния готовности к эксплуата­ции; возведение зданий и сооружений, покупка, транспортировка установка и монтаж машин и оборудования и др. По ней фонды принимаются на учет и начисл. амортизация.

Восстановительная стоимость основных средств - это сто­имость их воспроизводства в современных условиях. На практике восстановительная стоимость определяется путем переоценки действующих основных средств.

Остаточная стоимость основных средств представляет собой разницу между первоначальной или восстановительной стоимо­стью и суммой износа, то есть это та часть стоимости основных средств, которая еще не перенесена на производимую продук­цию. Остаточная стоимость позволяет судить о степени изно­шенности основных средств, планировать их обновление и ре­монт.

Балансовая стоимость основных средств —это стоимость, по которой основные средства учитываются на балансе предприятия по данным бухгалтерского учета об их наличии и движении.

Ликвидационная стоимость основных средств — это стоимостьреализации средств труда (часто это цена лома).

Переоценка основных средств может проводиться двумя мето­дами:

путем индексации балансовой стоимости отдельных объектов с применением индексов изменения стоимости основных средств (индексный метод);

путем прямого пересчета стоимости отдельных объектов основ­ных средств по документально подтвержденным рыночным ценам на них, сложившимся на 1 января текущего года (экспертный ме­тод).

Разли­чают физический и моральный износ.

Физический износ основных средств — это их материальный из­нос, утрата технико-эксплуатационных свойств в связи с исполь­зованием и воздействием сил природы. Различают два вида физи­ческого износа: снашивание в процессе эксплуатации и износ под влиянием атмосферных условий при бездействии и хранении. Для характеристики степени физического износа основных средств используется ряд показателей.

Степень физического износа основных средств определяют по формуле, %,: 1. Сиф=И/Фо*100%

где И — сумма износа основных средств (начисленная амортизация за весь период их эксплуатации), руб.; Ф0 — первоначальная или восстановительная стоимость основных средств, руб.

2. По срокам службы: Сиф=Тф/Тн*100%, где Тф и Тн — фактический и нормативный срок службы данного объекта, лет.

Степень годности (сохранности): Сгф = (Фо- И)/ Фо*100% или Гф=100%-Иф.

Моральный износ основных средств — это процесс их обесценива­ния из-заудешевле­ние их производства и вследствие появления новых, более современным.

1. Степень мораль­ного износа = (Фб – Фв)/Фб*100%.

где ф6 _ балансовая стоимость, руб.; Фв — восстановительная стоимость, руб.

2. Степень мор. износа – (ПРн- ПРф) / ПРн*100%.,где ПРн — производительность новых основных средств; ПРф — производитель­ность действующих основных средств.

Сущ. 4 способа нач. амортиз.: Линейный способ заключается в том, что ежегодно в течение все­го срока функционирования основных средств амортизационные отчисления рассчитываются по одной и той же норме.

В основе нелинейного способа лежит идея перераспределения суммы амортизационных отчислений по годам таким образомПри способе списания стоимости по сумме чисел лет срока полез­ного использования годовая сумма начисления амортизации опре­деляется, исходя из первоначальной (восстановительной) стоимо­сти основных средств, При способе списания стоимости пропорционально объему продук­ции (работ) начисление амортизационных отчислений произво­дится, исходя из натурального показателя объема продукции (ра­бот) в отчетном периоде и соотношения первоначальной (восста­новительной) стоимости объекта и предполагаемого объема про­дукции (работ) за весь срок полезного использования объекта.

Показатели оснащенности хозяйств основными фондами: фон­дообеспеченность и фондовооруженность.

Экономическая эффективность использования : * |

1. Фондоотдача представляет собой отношение стоимости вало­вой (товарной, чистой) продукции к среднегодовой стоимости ос­новных производственных средств, 2. обратный показатель – фондоемкость. 3. уровень рентабельности осн. произ.фондов = Прибыль/ среднегод. стоимость осн. ф. 4. срок окупаемости = среднег.ст.осн.ф./прибыль,лет., 5. норма прибыли = Прибыль \ (средн.ст.осн. ф. + среднег. стоим. обор. ф).

Оборотные средства— это денежные средства, авансированные в оборотные производственные фонды и фонды обращения

Оборотные средства подразделяются на производственные обо­ротные фонды и фонды обращения.

Производственные оборотные фонды — это средства производства, которые целиком потребляются в процессе одного производственноц) цикла, полностью переносят свою стоимость на созданный продукт и изменяют натурально-вещественную форму. Производственные обо­ротные фонды подразделяются на производственные запасы, незавер­шенное производство и расходы будущих периодов.

Производственные запасы — это предметы, которые еще не вступили в процесс производственного потребления. К ним отно­сятся семена, посадочный материал, корма, удобрения, ядохими­каты, топливо, запасные части, мелкий инвентарь и молодняк животных и животных на откорме, Незавершенное производство — это оборотные фонды, которые находятся на стадии производства. Они включают: в земледелии — затраты под урожай будущих лет (подготовка почвы, посевы ози­мых культур), в животноводстве — затраты на незаконченную ин­кубацию яиц, зарыбление прудов, стоимость переходного запаса меда в ульях, в промышленном производстве — полуфабрикаты собственного изготовления. Расходы будущих периодов — это расходы, относящиеся к буду­щему году или ряду лет, произведенные в текущем году: затраты на строительство и содержание летних лагерей, загонов, навесов и других сооружений некапитального характера для животных, пусконаладочные работы (животноводческие комплексы, тепличные комбинаты и др.). Эти затраты включаются в себестоимость про­дукции равными долями в течение 2—3 лет.

Фонды обращения — это средства, обслуживающие процесс реа­лизации продукции: готовая продукция, предназначенная для реа­лизации, товары отгруженные, денежные средства в кассе и на счетах, а также средства в расчетах — расчеты с организациями, разными лицами, прочими дебиторами.

Источники формирования оборотных средств — собственные (прибыль),заемные (кредиты) и привлеченные средства(целевого финансирования до их использо­вания по прямому назначению).

По степени планирования оборотные средства подразделяются на две группы: нормируемые и ненормируемые. К числу нормируе­мых относятся производственные оборотные фонды (производ­ственные запасы, незавершенное производство и расходы будущих периодов) и готовая продукция, которые представляют материаль­ные оборотные средства. Денежные средства, средства в расчетах товары отгруженные — это ненормируемые оборотные средства.

Обеспеченность сельскохозяйственного предприятия матери­альными оборотными средствами характеризуется коэффициентом материалообеспеченности. который отражает соотношение между наличием материальных оборотных средств ФМ^ф и норматив­ной потребностью в них (ФМоб.н):

Эффективность использования:

1. Коэффициент оборачиваемости оборотных средств = (В+М-С)/Оср. 2. К-т загрузки средств в обороте = наоборот 1., 3. Продолж.1оборота,дн. =360(365)/Коборач.

Ускорение оборачиваемости определяется по их абсолютному (снижение суммы обор. средств при одном объеме реал-и или при его увеличении) и относит. высвобождению (когда Тр объема продаж опережают Тр обор. средств. Овыс. = Во*(Тб-То)/360 (365)., В-выручка от реал. в отч. пер., Тб и То – продолж. 1 оборота в баз. и отч.году.

6. Сущность и функции планирования в управлении п/п. Цели и задачи внутрихоз. планирования.

Таким образом, планирование на предприятии в условиях рынка представляет собой процесс принятия управленческих решений относительно того, что должно быть сделано, где и каким обра­зом. В процессе планирования рассматриваются и оцениваются альтернативные варианты будущих действий и для осуществления выбирается наилучший. Решения руководства передаются сверху вниз по иерархическим ступеням организации с тем, чтобы управ­ляющие каждого нижестоящего уровня могли конкретизировать свой план. В итоге планирование представляет собой процесс под­готовки решений о задачах, средствах и действиях работников предприятия путем целенаправленной сравнительной оценки различных вариантов действий при изменяющихся условиях. Функци­онирование предприятия всегда связано с использованием ресурсов. Поэтому можно упрощенно сказать, что план — это тот или иной вариант использования ресурсов предприятия, которые явля­ются, таким образом, предметом планирования. А основная цель планирования — это оптимизация использования ресурсов для до­стижения наиболее высокого эффекта от их потребления.

Разработка планов должна основываться на определенных методологических принципах. К важнейшим принципам плани­рования относятся: системность, непрерывность, комплексность, адекватность, целенаправленность и приоритетность, оптималь­ность, сбалансированность и пропорциональность, социальная ориентация, сочетание отраслевого и регионального аспектов планирования.

Принцип системности предполагает исследование количествен­ных и качественных закономерностей в экономических системах, построение такой логической цепочки исследования, при кото­рой процесс выработки и обоснования любого решения отталки­вается от определения общей цели системы и деятельность всех подсистем подчиняется достижению этой цели.

В связи с непрерывностью экономического развития, совер­шенствованием производства на базе развития науки и техники должен соблюдаться принцип непрерывности планирования, то есть преемственности прогнозов и планов. В соответствии с этим принципом следует разрабатывать прогнозы и планы различного временного аспекта и увязывать их между собой. Так, среднесроч­ные планы должны разрабатываться на основе перспективных на­правлений, отражаемых в долгосрочных планах, краткосрочные — исходя из показателей среднесрочных. Долгосрочные планы, в свою очередь, корректируют и продлевают, что связано с возник­новением новых потребностей рынка, изменениями в технике и другими причинами.

Принцип целенаправленности и приоритетности требует, чтобы каждый план носил целевой характер, то есть был бы направлен на достижение определенных целей, а в качестве приоритетов вы­делялись бы отрасли и социально-экономические проблемы, от развития и решения которых зависит развитие экономики в це­лом. Принцип приоритетности реализуется в тесной связи с прин­ципом комплексности, предполагающим рассмотрение всех сторон объекта исследования в его взаимосвязях с другими процессами и явлениями. При обеспечении приоритета в развитии важнейших отраслей должно предусматриваться соответствующее развитие и всех остальных отраслей.

С указанными принципами тесно связан и принцип социальной ориентации, требующий, безусловно, решения социальных проблем.

Для обеспечения наиболее эффективного функционирования экономики должен соблюдаться принцип оптимальности. Он означает, что из всех возможных вариантов должен выбираться нам лучший, наиболее эффективный. Оптимальность непосредствен но связана с повышением эффективности производства.

Принцип адекватности направлен на то, чтобы процесс планирования не отрывался от существующих реалий, в должной мере учитывал их. В частности, экономико -математические модели, ис­пользуемые в целях оптимального планирования, должны отражать реальную ситуацию на производстве. От этого во многом зависят результаты прогнозных и плановых расчетов.

Поступательное развитие экономики возможно лишь при учете и процессе планирования принципа сбалансированности и пропорциональности. Сущность его заключается в балансовой увязке показателей, установлении желаемых пропорций и строгом их соблюдении.

Принцип сочетания отраслевого и регионального аспектов планирования требует, чтобы отраслевые планы разрабатывались с учетом интересов данной территории и рационального использования местных ресурсов.

При планировании используются самые различные методы; перечислим важнейшие из них.

Планирование успешно применяется в компаниях развитых стран мира уже столетие и считается необходимой предпосылкой эффективного и стабильного бизнеса оказалось практически полузабытым, но недооценка планир-ия п/п деятельности в условиях рынка, сведение его к минимуму, игнорирование или некомпетентное осуществление зачастую приводит к неоправданным экономическим потерям и, в конечном счете, к банкротству. Рынок не подавляет и не отрицает планирование вообще, а только перемещает в основном его в первичное производственное звено.

Государство должно планировать стратегию своего экономического развития, решения глобальных проблем, крупных социальных и научно-технических программ, распределение бюджета страны, расходов на оборону страны и другое.

Функция руководства предусматривает обоснование стратегии и тактики, целей и задач предприятия, оценку и анализ внешней и внутренней среды функционирования, распределение ограничен­ных ресурсов, организацию и контроль выполнения намеченных планов. Стратегия развития предприятия, форму­лируется высшим руководством - руководи­телем предприятия и его главными специалистами, а тактика - специалистами и руководителями подразделений. При этом по практике планирования составление перспективных планов яв­ляется обязанностью высшего руководства. Руководители сред­него и низшего звеньев управления также участвуют в этой рабо­те, предоставляя соответствующую информацию и обеспечивая обратную связь.

Функция обеспечения — это устойчивые виды деятельности, вы­полняемые на п/п непосредственно для производства продукции, работ и услуг. Ф-ия определяется этапами произ­водственного цикла деятельности предприятия (закупки, произ­водство, сбыт), элементами производственного обеспечения (ма­териально-техническое оснащение, ресурсы, связь, транспорт) и направлениями деятельности (персонал, инновации, инвестиции, проекты, финансы, снабжение и сбыт, маркетинг, безопасность, риски, международная деятельность и т. д.).

Функция координации предполагает при разработке планов взаимоувязку их на всех уровнях планирования — от предприя­тия в целом до каждого подразделения. Планирование на пред­приятии будет эффективным в случае, если деятельность одно­го подразделения будет увязана с деятельностью другого. При этом планирование их деятельности должно осуществляться не только одновременно, но и во взаимосвязи и взаимозависимос­ти друг с другом. Особая роль функции координации отводится на этапе органи­зации выполнения планов, поскольку эффективность функцио­нирования подразделений, например растениеводства и животно­водства, напрямую зависит от рациональной организации произ­водства в каждом из них. Организация кормовой базы хозяйства предполагает одновременное планирование как развития кормо­производства в растениеводстве, так и потребности, приготовле­ния и использования кормов в подразделениях животноводства. Главное — рациональное сочетание и эффективная координация всех работ по производству, заготовке, хранению, приготовлению и скармливанию кормов в подразделениях.

Функция контроля процесса реализации, плана развития п/п укрепляет связь планирования с действительностью, спо­собствует совершенствованию организации управления, стиля и методов работы руководителей и специалистов, позволяет выяв­лять дополнительные резервы для выполнения плановых заданий, своевременно обнаруживать отклонения в плановых показателях, принимать необходимые меры по ликвидации диспропорций, обеспечивает повышение конкурентоспособности производимой продукции и экономической эффективности предприниматель­ской деятельности в целом.

Основная цель планирования — планирование хо­зяйственной деятельности предприятия в соответствии с потреб­ностями рынка и возможностями получения необходимых ресур­сов.

Предусматривается постановка следующих стратегических и тактических задач:

• организационно-управленческая и финансово-экономиче­ская оценка сегодняшнего состояния предприятия;

• выявление потенциальных возможностей предприниматель­ской деятельности с акцентированием внимания как на сильных, так и на слабых сторонах;

• формирование инвестиционно-проектных целей деятельно­сти на планируемый период.

7. Годовой план произ-фин. развития п\п-я. сущность, назначение и содержание основных разделов.

Годовое планирование — это средство реализации стратегичес­ких планов. Если цель стратегического плана заключается в том, чтобы определить перспективные параметры развития предприя­тия, то цель годового планирования — разработка параметров раз­вития на календарный год с учетом заданий стратегического плана. План производственно-финансовой деятельности представляет собой развернутую программу производственной, хозяйственной и социальной деятельности коллектива предприятия, направленную на выполнение заданий стратегического плана при наиболее полном и рациональном использовании материальных, трудовых, финансовых и природных ресурсов.

Годовой план по сравнению с перспективным более конкретен. Его разрабатывают по большому числу показателей, детализируют сроки выполнения заданий, доводят их до исполнителей.

Основной бланк плана содержит 30 форм, которые можно сгруппировать в 7 основных разделов: юридический статус; организационная структура; основные экономические по­казатели производственно-финансовой деятельности; основные показатели производственной программы; ценообразование; ин­вестиционная деятельность; финансовая деятельность.

Юридический статус включает решение следующих вопросов: государственная регистрация учредительных документов; участие в совместной деятельности; договор, заключенный с местной ад­министрацией; распределение имущества и земельных угодий по формам собственности (на начало планируемого года); состав уча­стников предприятия (организации) на начало планируемого года. Организационная структура. Показатели этого раздела опреде­ляются в соответствии с Классификатором организационно-пра­вовых форм хозяйствующих субъектов, который утверждается Российским статистическим агентством и ГКРФ. При этом учитываются основные произ­водственное направление п/п, другие отрасли и виды его деятельности, производственные подразделения.

В разделе основные экономические показатели производственно-финансовой деятельности содержатся отчетные и итоговые эконо­мические показатели на планируемый год. При разработке раздела необходимо систематизировать дого­воры реализации продукции предприятия по различным каналам с целью более точного планирования производственной и марке­тинговой стратегии. Эти показатели в последующем будут отра­жены в плановом балансе продукции растениеводства и живот­новодства.

В следующем разделе годового плана обосновывается инвести­ционная деятельность предприятия, которая включает планирова­ние капитальных вложений, ввод в действие производственных мощностей, жилья и объектов соцкультбыта, источники финанси­рования капитальных вложений. Принципы планирования других направлений инвестицион­ной деятельности — финансовых вложений в ценные бумаги, тех­нологии, депозиты, паи, лицензии, имущественные права, подго­товку кадров — пока только формируются. Основным источником инвестиционной деятельности являют­ся капитальные вложения, которые планируется осуществлять за счет федерального бюджета (на возвратной и безвозвратной осно­ве), федерального Фонда поддержки сельского хозяйства, бюдже­тов регионов, собственных и привлеченных средств (кредиты ком­мерческих банков, иностранные инвестиции, плата за землю и Другие средства).Финансовая деятельность — завершающий раздел плана, кото­рый включает расчет поступления средств и результатов реализа­ции продукции; общий финансовый результат реализации продукции, работ и услуг, валовой доход; бюджетные ассигнования; финансовый план в виде баланса доходов и расходов на предстоящий год, расчет потребности в кредитах.

8. Производственная программа по растениеводству и животноводству: содержание и элементы

Основные показатели производственной программы включают разработку всех факторов производства в отраслях растениеводства, животноводства, вспомогательных, обслуживающих и промышленных производствах, порядок формирования издержек производства и осуществления экспортно-импортных операций. Программа развития растениеводства включает разработку следующих основных форм: производство и себестомость продукции, потребность в семенах для посева под урожай будущего года, использование минеральных и органических удобрений, баланс продукции растениеводства, при составлении годового плана посевные площади под разными культурами опре­деляют предварительно на основе действующих севооборотов или планов освоения запроектированных севооборотов.Важное значение для хозяйства имеет правильное планирова­ние урожайности культур на основе прогнозирования и с помо­щью программирования. При выявлении потребности в кормах параллельно с расчетами по растениеводству определяют поголо­вье животных. В процессе увязки выхода продукции растениевод­ства с потребностью в ней вносят соответствующие изменения в севообороты, окончательно уточняют посевные площади, уро­жайность, поголовье скота и его продуктивность.

Увязка отраслей растениеводства и животноводства через кор­мопроизводство позволяет установить правильные балансы про­дукции растениеводства на календарный и сельскохозяйственный годы и уточнить объемы ее продажи государству, потребительской кооперации, работникам хозяйства, на рынке, расходы на семена и переработку, общественное питание и пр. Эти балансы дают воз­можность определить остатки растениеводческой продукции на конец года для использования их на страховые фонды, семена и корм скоту с учетом потребности до урожая будущего года.

На напряженные периоды рассчитывают общую потребность в технике и рабочей силе, исходя из прогрессивных норм выработки и полного использования техники. При этом предусматривают строгое соблюдение требований агротехники к срокам проведения операций и высокое их качество. При нехватке техники планиру­ет ее покупку или заключение договора с МТС.

Разработка программы развития растениеводства заканчивается расчетом себестоимости производства. Программа развития животноводства включа­ет разработку производственной программы по животноводству и программы обеспеченности животных и птицы кормами. В свою очередь, производственная программа по живот-ву пред­полагает разработку следующих разделов: поголовье животных, птицы и число пчелосемей; продуктивность животных и птицы' показатели воспроизводства; производство продукции животно­водства, реализация ее на мясо, племенные цели; себестоимость продукции.

Развитие животноводства планируют в тесной увязке с развити­ем кормовой базы, посевных площадей и природных кормовых угодий. Такая увязка необходима для обоснованной разработки и доведения до каждой фермы исходных показателей годового про­изводственного задания. После этого выход животноводческой продукции планируют и в годовых заданиях фермам, и в годовом плане хозяйства.

По каждой отрасли животноводства составляют планы оборота стада, в которых отражают движение поголовья по половым и воз­растным группам на протяжении года, квартала или месяца, при­ход и расход скота по половым и возрастным группам, поступле­ние приплода, покупку животных, перевод молодняка из младших возрастных групп в старшие, откорм, продажу на мясо, в том числе государству, на племя, прочий расход. В заключение определяют результат всех этих изменений — выход поголовья по группам на конец года. По разным статьям приходной и расходной частей ука­зывают и живую массу скота.

Продуктивность животных в годовом плане определяют как средневзвешенную по организационным подразделениям. тех кормов, которые будут получены от урожая этого года; в случае недостатка корректируют посевные площади и урожайность. Потребность в кормах рассчитывают для каждой отрасли по по­ловозрастным группам животных, исходя из обоснованных норм кормления на голову.

Калькуляцию себестоимости продукции проводят с помощью вспомогательных таблиц, прилагаемых к годовому плану.

9. Цели, основные функции и пользователи бизнес-плана. Содержание осн. разделов б.-п.

При перех. к рын. отношениям особое знач-е при­обрели бизнес-планы (б-п),необх. д/освоения новых сфер дея­т-ти, создания новых произ-в. Они м. разраб-ся как для вновь создающихся п/п, так и для уже су­ществующих на очередном эт. их развития.

Осн. задачи б-п — выработка стратегии п/п, оц-ка его жизнеспособности и устой-ти, опред-е потреб-ти в инвестициях, ↓ риска предпринимат. деят-ти, конкретизация перспектив бизнеса в виде системы колич. и кач-х пок-лей его развития, привле­чение фин. ср-в и потенциальных партнеров.

Б-п, как никакой др. из планов п/п, имеет внешнюю направленность, превращаясь в своего рода товар, прода­жа кот. должна принести мах возможный выигрыш. Он явл. сост. частью стратегич. плана и охватывает достаточно длит. период ( 3—5 лет, иногда >). В отличие от стратегич. плана, б-п вкл. не весь комплекс общих целей п/п, а только одну из них — ту, кот. связана с созданием и развитием опр. нового бизнеса. Он ориентирован только на развитие. Б-п имеет четко очерченные вре­менн. рамки, по истечении кот. определенные планом цели и задачи д. б. выполнены. Прототипом б-п м. служить технико-экон. обоснование (ТЭО) инвестиций, являю­щееся сост. частью проектно-технической документации. Од­нако ТЭО по ср-ю с б-п носит более узкий, специфич. характер.

Составлению б-п должен предшествовать анализ фи­н. деят-ти п/п, рынка и ТЭ исследование различных альтернатив его развития на осно­ве общепринятых междунар. стандартов. На основе прове­денного анализа и исследований формируется стратегия производ­ства и сбыта продукции. Д/принятия реш-я необх. иметь достоверную и достаточную инфо.

Обычно б-п сост. из след. разделов.

1. Тит. лист, содерж. заголовок плана, дату его под­готовки, имена разработчиков, полное наимен-е и адрес п/п.

2. Резюме, где в сжат. форме излагается суть предлагаемого плана развития п/п, его преимущ-ва, приводятся осн. итоги маркет. исслед-й и фин-экон. расчетов: V продаж, выручка от продаж, затраты на произ-во, Пр и уровень прибыльности вложений, срок, в течение кот. гарант-ся возврат заемных ср-в; после этого делаются выводы и рекомендации, касающиеся всех осн. аспектов реализации б-п. Особо выделяют момен­ты, подчеркивающие инвест. Привлекат-ть, надеж­ность, своевременность и технологич. новизну проекта.

3. Раздел описание п/п (история бизнеса) содержит след. данные: отраслевая принадлежность п/п, цель б-п, вид и номенклатура продукции, мощность п/п и место его размещения, ориентация проекта, график его осу­ществления, осн. мероприятия по разработке проекта.

4. Описание продукции и услуг. В этом разделе в опт. V представляется инфо о продукции, показывается новизна реш-я технич., технологич., рецептурных, потребит. и проч. проблем. Обязат. проводят срав­нит. анализ продуктов конкурентов, показывают, какие преимущ-ва получают производитель и потребители предла­гаемой прод-ции. В прилож. необх. привести офиц. документы, относящиеся к проекту: сертификат, рецепту­ру, патенты, заключения экспертов и другие, подтверждающие ка­чество и новизну предлагаемого продукта.

5. Маркет. план, вкл. анализ положения дел в от­расли, оц-ку конкурентов и выбор конкурен. стратегии. Опи­сывая отрасль, важно показать абс. размеры рынка, склонен ли этот рынок к ↑ или застою, осн. сегменты рынка (груп­пы потребителей). Нужно опр-ть, насколько он чувствителен к различным внутр. и внеш. факторам (так, рынок с­-х продукции сильно подвержен циклич. и сезон. колебаниям). Дается опис-е конкурентов, доли рынка, кот. они занимают, сегментов, на кот. они ориентируются; освеща­ются и др. отраслевые факторы, кот. м. иметь значение.Важно получить вывод об общей привлекат-ти данного рынка. Затем опр-т потенц. долю п/п на рынке, дают прогноз продаж своей прод-ции, выражаемый как в денежных показателях, так и в физ. ед. Инфо о возмож. конкурентах д. вкл. све­дения об их товарах, уровне кач-ва и цен, цен. политике, V и условиях продаж, доходах, внедрении нов. продук­ции, технологич. сервисе; следует остановиться на крупнейшем производителе аналогич. прод-и.

В разделе описывается стратегия маркетинга. Необх. ре­шить, как будет реализовываться прод-я — ч/з собств. фирменные магазины или ч/з оптовые торговые орг-ии; как будут определяться цены на прод-ию и какой предполагает­ся ур-нь рент-ти; как будет организована реклама и какие ср-ва на нее выделяются; как п/п будет добивать­ся пост ↑ V продаж — за счет расширения района сбыта или за счет различных форм привлеч-я покупателей (сти­мулир-е продаж); как будет организована служба сервиса и ск-ко на это потребуется ср-в. На основе маркет. исслед-ий осущ-ся про­гнозы спроса на прод-ю, цен, издержек, прибыли, требуемых ресурсов. Проводятся многовариантные расчеты по произ-ву прод-ии д/ принятия оптим. решения.

6. Производственный план. Данный раздел долж. показать, что экономич. потенциал п/п достаточен д/выпол-ия намечаемой программы. Необх. объективно оценить этот потенциал, возм-ти его качественного изменения, техноло­гич. уровень п/п. Особое внимание обращают на вопросы материально-технич. Обеспеч-я проекта; жела­тельно указать альтернат. вар-ты поставки матер. ресурсов и оборудования. Необх. представить матери­ал по кадр. обеспечению проекта.

7. В организацион. плане указ. форму собств-ти п/п, стр-ру руководства, распред-е полномочий и ответств-ти, тип орг. стр-ры.

Следует обратить особое внимание на способность системы упр-я гибко реагировать на измен-е рыночн. усл-й. В этом разд. необх. показать принципиальную схему принятия упр. реш-й; она д. б. опти­м. по затратам и эфф-ти.

8. Фин. план — один из важнейших разделов документа, содержащий план. итог. показатели. Он вкл. сле­д. подразделы: прибыль, рент-ть; денеж. потоки; анализ безубыточности; фин. анализ по отд. видам прод-ии; чувствительность проекта к различным изменениям; риски и намечаемые меры по их ↓. Важно пра­вильно рассчитать инвестиц. и производств. издерж­ки. Фин. оц-ка проекта осущ-ся на основе таких критериев, как чистая дисконтированная стоимость, внутр. норма рент-ти, период погашения задолженности и т. п. Стоит обратить внимание на показатели V продаж, предполагаемую с/с продукции. Желат. отразить различные вар-ты поставок сырья и реализ-ии прод-и.

9. Раздел, посвященный оценке и страхованию рисков, содерж. общий перечень возможных рисков, их источников и моментов возникновения, дает их оц-ку и описывает меры по минимиза­ции ущерба.

10. В плане исследований и разработок на основе анализа и учета всех внеш. и внутр. факторов произ-ва опи­сывают оптимальные рамки проекта, обосновывают его выбор, приводят перечень компонентов проекта (научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ), определяют соответству­ющие технологии и технологич. процессы, кот. предпо­лагается использовать, виды и кол-во требуемого оборуд-я и машин. Учит-тся характер требуемой технологии, ис­точники и пути ее приобретения.

11. Приложения. Это не регламентированный по объему раздел б-п, в кот. вкл. все дополнит. материа­лы (спецификации, технологич. описание сертификата или патента, результаты маркет. исслед-й и т.д.), данные о руководителе п/п, инвесторах, экспертах, кон­сультантах проекта и др. сведения, представляющие интерес для потенц. инвестора.

10. Стратегическое и тактическое планир-е на предприятии.

По типам целей, учитываемых в планировании, оно может быть: стратегическим; тактическим; оперативным.

При план-ии преследуют три осн. группы целей:

цели, кот. необх. достичь в пределах планируемого периода;

цели, к кот. предполагается приблизиться в рамках плани­руемого периода или несколько позже;

цели, пока недостижимые, но к кот. желательно прибли­зиться в планир. период или за его пределами.

Стратегич. план-е на п/п АПК — один из видов долгосрочн. план-ия. Долгоср. план способствует определе­нию реальных направлений развития, выявлению ресурсных огра­ничений, колич. и кач. последствий деят-ти.

Стратег. план-ие — это процесс разработки и реа­лизации стратегии формир-я и развития п/п как со­ц.-экономич. системы, его структурных подразд-й в будущем на основе прогнозир-я тенденций, определяющих параметров внеш. среды, представляющих угрозу или благоприятные возможности для расшир. воспроизводства, приоритетных направлений и методов целенаправл-го поддержания динамичной пропорциональности и эффект. использ-я стратегич. ресурсов.

Ф-ии стратег. планир-

Наши рекомендации