Оказатели эффективности использования основных фондов и оборотных средств.

P.S. Где есть «средне» или «средняя» - над буквой должна быть палочка=)

По фондам:

Фондовооруженность: Соф./Чп., где Соф. - среднегодовая величина основных фондов и Чп. – численность персонала.

Соф. = Соф.ост./n+1 = остаточные стоимости основных фондов/ количество месяцев отчетного периода +1.

Фондоотдача: Фо. = В/Соф., где В – выручка и Соф. - среднегодовая величина основных фондов.

Фондоемкость продукции: Фе. = 1/Фо = Соф./В.

Фондорентабельность: Фр. = (Пр./Соф.) *100%, где Пр. – прибыль и Соф. – среднегодовая величина основных фондов.

Коэффициент ввода основных фондов: Квв. = Свв./Соф., где Свв. –стоимость ввода.

Коэффициент вывода: Квыв. = Свыв./Соф., где Свыв. – стоимость вывода.

Коэффициент исправности: Кисп. = Соф.ост/ Соф., где Соф.ост. – стоимость остатка величины основных фондов.

По оборотным средствам:

Коэффициент оборачиваемости: Коб. = В/Сос., где В – выручка и Сос. – средняя стоимость оборотных средств.

Сос. = (Сос.н.+Сос.к.)/2, где Сос.н. и Сос.к. – средняя стимость оборотных средств на начало и конец года.

Коэффициент загрузки средств в обороте: Кз.об. = 1/Коб. = Сос./В.

Длительность оборотных средств: Tоб. = Tпл./К.об., где Тпл. – длительность планового периода.

21. Инновация — это внедренное новшество, обеспечивающее качественный рост эффективности процессов или продукции, востребованное рынком.

Для предприятия инновации могут выступить как:

А) продуктивные – производство нового изделия, продукции и услуги, что связано с созданием новых видов производства; созданный новый продукт может привести к уменьшению спроса на прежний, что повлечёт за собой ликвидацию старых видов производства. Следовательно, кумулятивное влияние инновации продукта состоит преимущественно в перераспределении рабочих мест;

Б) рыночные – открывающиеся новые сферы внедрения продукции и тем расширяющие пространства рынка;

В) процессорные – применение новых технологии, структур управления и организация ресурсосберегающего метода производства, продукта или услуги;

Г) потребительские – направленные на удовлетворение текущих запросов потребителя и формирование новых в перспективе.

По инновационному потенциалу в зависимости от предметного содержания и темпа реализации новшества различают следующие виды нововведений: радикальные (базовые), когда применяют принципиально новые изобретения; комбинаторные, характеризующиеся использованием различных сочетаний новшеств в виде конструктивного соединения элементов; модифицирующие, имеющие направленность на совершенствование, обновление конструкций и форм новшеств.

Инвестиции – это денежные средства, ценные бумаги, иное имущество, в том числе имущественные права, иные права, имеющие денежную оценку, вкладываемые в оценку деятельности в целях получения прибыли или достижения иного полезного эффекта.

Классификация инвестиций:

1)По объекту вложений:

а)реальные инвестиции ( в том числе капиталообразующие) – долгосрочное вложение средств в отрасли материального производства.

б) Финансовые инвестиции (в том числе портфельные) – вложение средств в финансовые инструменты.

Финансовый инструмент – любой договор, из которого вытекает любая активная финансовая операция для одной стороны и пассивная для другой.

Первичные финансовые инструменты – ценные бумаги, задолженности.

Вторичные финансовые инструменты – фьючерсы, свопы, опционы, варрант.

(Фью́черс (фьючерсный контракт)— производный финансовый инструмент, стандартный срочный биржевой контракт купли-продажи базового актива, при заключении которого стороны (продавец и покупатель) договариваются только об уровне цены и сроке поставки.

СВОП – это соглашение между двумя контрагентами об обмене в будущем платежами в соответствии с определенными в контракте условиями.

Опцион— договор, по которому потенциальный покупатель или потенциальный продавец получает право, но не обязательство, совершить покупку или продажу актива (товара, ценной бумаги) по заранее оговорённой цене в определённый договором момент в будущем или на протяжении определённого отрезка времени.

— это ценная бумага, дающая держателю право покупать пропорциональное количество акций по оговорённой цене в течение определённого промежутка времени;как правило, по более высокой по сравнению с текущей рыночной ценой.)

2)По участию в инвестиционном процессе:

а) Прямые инвестиции (вложение в объект без посредников)

б)Непрямые инвестиции ( через финансовых посредников).

3)В зависимости от стадии жизненного цикла организации:

а) НЭТТО инвестиции (при образовании организации)

б) БРУТО инвестиции.

Факторы, влияющие на разработку инвестиционной политики:

1)Соответствие инвестиционных предложений законодательству.

2)Эффективность инвестиционных предложений.

3)Возможность использования гос. поддержки

4)Возможность привлечения иностранных инвестиций.

5)Состояние рынка продукции.

6)Финансовое состояние организации.

7)Технико-организационный уровень предприятия.

8)Условия инвестирования на рыке капитала.

9)Возможность и условия лизинга.

10)Условия страхования инвестиционных рисков.

Инвестиционная политика реализуется в инвестиционной стратегии, которая должна быть конкурентоспособной.

22. Инвестиционный проект – совокупность мероприятий, направленных на создание нового или модернизированного действующего производства с целью получения выгоды.

4 фазы:

1)Прединвестиционная:

-исследование возможностей

-предварительный отбор

-разработка( технич. Оборудование)

-заключение по проекту

2)Инвестиционная:

-проведение переговоров и заключение контрактов

-проектирование

-строительство

-подготовка кадров

-сдача в эксплуатацию

3)Эксплуатация – хозяйственная деятельность с использованием объекта инвестиций.

4)Постинвестиционная фаза – анализ достигнутых результатов.

Дисконтирование.

При оценке эффективности инвестиционного проекта соизмерение разновременных показателей осуществляется путем дисконтирования – т.е. приведения их к ценности в начальном периоде.

Норма дисконтирования – приемлимая для инвестора норма дохода на капитал.

Технически дисконтирование проводится путем умножения показателей на коэффициент дисконтирования.

Коэффициент дисконтирования: Lt = 1/(1+r). скобка в степени t.

Показатели инвестиционной эффективности:

  1. Чистый дисконтированный доход( NPV или ЧДД).

NPV =

P.S.Смотрите задачу 17, там формула.

2.Индекс доходности (PI)

PI = NPV/ k, где k – капитальные вложения. Если PI больше 1, то эффективный.

3.Внутрення норма доходности (IRR)

IR = r*, когда NPV = 0/

4.Срок окупаемости. Тот срок, за который вложенные средства окупаются.

23. Лизинг-долгосрочная аренда основных фондов с их возможными выкупом арендатором по остаточной стоимости.

Разновидности лизинга:

- Оператиный- основные фонды сдаются на срок, меньше срока амортизации.

- Финансовый-договор аренды равными близок к сроку амортизации.

«+» ускорение амортизации до 3х раз

- Возвратный-лизингодатель берёт основные фонды у лизингополучателя

Преимущества лизинга:

- по окончании срока аренды, лизингополучатель может приобрести основные фонды в собственность по остаточной стоимости

- нет необходимости немедленно начинать лизинг плат.

- как правило, лизинговые операции осуществляются по фиксированной ставке

- лизингополучатель имеет право включать арендные платежи в затраты на производство продукции

- льготное налогообложение

- большая доступность лизинга по сравнению с банковскими кредитами

Недостатки:

- моральное и физическое старение арендных фондов

- стоимость лизинга может быть выше затрат на приобретение фондов в кредит

Франчайзинг- система ведения бизнеса, предоставляющая за плату успешную бизнес идею

Франчайзер-продавец бизнес идей

Франчайзи-покупатель, вносящий первоначальную франч. плату и переодически основы в гл54 ГК РФ «Коммерч.концессия»

Факторинг-прямая продажа дебеторской задолженности.

Для продавца:

«+» быстрое предоставление денежных средств, улучшение балансовой структуры

«-» высокая стоимость, усложнение взаимоотношений с дебиторами

24. Рынок труда (рабочей силы) . система экономических отношений по поводу купли-продажи такого специфического товара, как рабочая сила, важная сфера экономической и социально-политической жизни общества. На рынке труда фиксируются ставки заработной платы и условия занятости.

Рынок труда, как и любой товарный рынок, основан на спросе и предложении. Спрос в данном случае выступает в форме потребности на занятие свободных рабочих мест и выполнения работ, а предложение . в наличии незанятой рабочей силы или желания изменить место работы. Спрос и предложение реализуются в конкурентной борьбе между работниками на занятие того или иного рабочего места или выполнение работы и между работодателями за привлечение нужной рабочей силы, как по своему количественному, так и качественному составу.

Со стороны спроса главным фактором, влияющим на динамику занятости, является состояние экономической конъюнктуры, фаза экономического цикла.

Помимо этого серьезное влияние на потребность в рабочей силе оказывает научно-технический прогресс. На спрос и предложение рабочей силы влияет ряд факторов: демографические, миграционные, характеризующие экономическую активность разных групп населения, . на предложение рабочей силы, а состояние экономики . на спрос.

Компоненты рынка труда: Спрос и предложение раб.силы, стоимость, цена раб.силы и конкуренция между наёмными рабочими.

Характеристики:

1. Прямые: Выработка- количество продукции, произведенной 1 рабочим за определённое время. Трудоёмкость-затраты труда на производство единицы продукции

Прирост производительности труда в процентах за счёт увеличения объёма производства и уменьшения численности работников определяется по формуле

оказатели эффективности использования основных фондов и оборотных средств. - student2.ru оказатели эффективности использования основных фондов и оборотных средств. - student2.ru ПТ%=100(а-в)

 
 
100+в

а и в алгебраически в процентах

а-увеличение объёмов производства

в-уменьшение численности работников

25. Формы и системы оплаты труда.

26. Организация пр-ва – пространственно-временная структура предприятия, создаваемая для достижения высоких результатов деятельности при эффективном использовании ресурсов.

Первичное звено произв. структуры это рабочее место – это неделимое в организационном отношении звено производственного процесса, обслуживаемое работниками, предназначенное для выполнения определенных операций и оснащенное соответствующим оборудованием.

Участок – производственное подразделение, объединяющее ряд рабочих мест, сгруппированных по определенным признакам.

Цех – участки, связанные между собой постоянными технологическими связями.

ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОИЗВ-ВА:

1.Единичное пр-во: широкий ассортимент, малый объем выпуска. Нет глубокой специализации. Значительное незавершенное производство. Отсутствие закрепления операций за рабочими местами. Применение уникального оборудования. Частая переналадка оборудования. Высокая квалификация рабочих, высокая трудоемкость, высокая себестоимость, длительный цикл изготовления.

2. Серийное производство: ограниченный ассортимент, продукция выпускается партиями, специализация рабочих мест, труд средней квалификации. Эффективное использование производственных площадей и оборудования. Снижение расходов на зарплату, снижение трудоемкости и себестоимости продукции.

3. массовое производство: отдельные виды прод-ции выпускаются в больших кол-вах на узкоспециализированных рабочих местах в течение продолжительного времени. Снижение доли ручного труда, механизация и автоматизация, неизменная номенклатура. Применение спецоборудования. Низкая трудоемкость. Минимальная длительность производственного процесса. Минимальная себестоимость. Условия массового производства: устойчивый и значительный спрос на продукцию.

27. Принципы рациональной организации производственного процесса:

1. Специальизация – разделение труда между отдельными подразделениями и рабочими местами.

2. Пропорциональность – обеспечивает равную пропускную способность разных рабочих мест одного процесса.

Коэффициент пропорциональности – отношение min к max пропускной способности.

3. Принцип непрерывности – предусматривает max сокращение перерывов между операциями. Коэф непрерывности – отношение продолжительности рабочего времени к общей продолжительности процесса.

4. Параллельность – хар-ет степень совмещения операций во времени. Коэф параллельности – отношение продолжительности процесса при параллельном сочетании операций к прод-ти процесса при последовательном сочетании операций.

5. Прямоточность – обеспечивает кратчайший путь движения предметов труда.

Коэф прямоточности – отношение оптимальной длины пути прохождения предметов труда к фактической.

6. Ритмичность – хар-ет равномерность выполнения операций во времени. Коэф ритмичности – отношение фактического к плановому объему работы.

7. Техническая оснащенность – степень автоматизации и механизации производственного процесса. Коэф тех оснащенности – отношение активной к пассивной части основных фондов.

8. Гибкость – способность пр-ва обеспечивать быструю переналадку рабочих мест в условиях меняющейся номенклатуры продукции.

28. Оргструктура – 1. Состав подразделений в аппарете управления. 2. Их системная организация. 3. Характер подчиненности подразделений высшему органу управления. 4. Порядок распределнения организаций управления по уровням управления.

Принципы посторения орг структуры управления.

1. Функциональная пригодность и надежность

2. Оперативность

3. Мин кол-во уровней упр-я и наличие рациональных связей между органами упр-я

4. Экономичность.

Виды орг.управления:

1. Линейная

И1, и2<-Линейный руковод-ль1<- Руководитель ->Лин. рук-ль2->подчиненные(исполнители(и3,и4))

Преимущ-ва: простота.

Недостатки: высокие требования квалификации рук-лей, отсутствие инициативы, жесткая структура, большой объем инфы.

2. Функциональная

3. Линейно-функциональная

-окончательное решение принимается лин. рук с учетом рекомендаций рабочих. См схему.

4. . дивизиональная

1.продуктовая специализация. Изготовление и реализация продукта.

2. потребительская специализация. Продукт ориентирован на того или иного покупателя.

3. региональная специализация. Учет факторов связанных с регионом.

5. 5. Адаптивная

1. проектная структура (команда работает временно)

2. матричная структура ( «И» подчиняется руководителю проекта или функциональному руководителю.

29. Конкурентноспособность прод-ции – комплекс потребительских и стоимостных характеристик товара, определяющих его успех на рынке.

КС=ГП(группа показателей)нп(нормативные показатели) х ГПтп(техпараметры)/ГПэп(экономич. Параметры)

КС= ГПп(осн роль – кач-во)/ГПэп = К/Ц+Зэ(затраты на эксплуатацию)

Кс(чёрточка вверху) = (К/Ка(аналога))/(Ца/Ц + За/З)

Качество – степень, с которой совокупность характеристик выполняет определенные требования.

Показатели кач-ва:

1)Показатели назначения. Хар-ют область применения, произв-льность, конструктивные и др особенности изделия.

2)Показатели надежности – хар-ют способность изделия выполнять заданные функции, сохраняя свои эксплуатационные пок-ли в заданных пределах в течение определенного времени.

Св-ва.

1. Безотказность – св-во изделия неперрывно сохранять работоспособность в течение некоторого времени(срок эксплуатации)

2. Ремонтопригодность – приспособленность изделия к предупреждению, обнаружению и устранению отказов.

3. Сохраняемость(соотв сроку годности) – свойство сохранять исправность в течение срока годности.

4. Долговечность – сохранение исправности до наступления предельного состояния.

3)Показатели технологичности. Свойства изделия, обуславливающие оптимальное распределение затрат при технологической подготовке произв-ва, изготовлении и эксплуатации продукции.

4) Показатели стандартизации и унификации.

5)Эргономические показатели. Система: человек-изделие-среда.

6)Показатели технической эстетики(внешний вид)

7)Показатели транспортабельности

8)Показатели безопасности.

30. Стандарты и системы качества.

Международные стандарты( ISO 9000)

ГОСТ – госстандарт

ГОСТ Р (россии) (40.003)

ОСТ – отрасль

СТП – стандарт предприятий

СТО – стандарт общеста (научные)

Стандарт – нормативный документ, в котором устанавливаются правила, принципы, характеристики, требования и методы, касающиеся объектов стандартизации, которые направлен на достижение оптимальной степени упорядочения в определенной области.

Система качества – совокупность оргструктуры методик, процессов и ресурсов, необх для осуществления общего руководства качества.

1. TQM – обнаружение дефектов

1. Правило работы – предупреждение дефектов

2. Все произв отношнения строятся как отн-я потребителя и поставщика

3. Постоянное обучение персонала управлению качеством

4. Постоянное улучшение качества

Система качества по моделям стандартов ISO 9000

Задачи: 1. Снизить вероятность сделать что-л некачественно.

Система общего руководства предприятия.

Опр-е эффекта::

Э(сумма) = Э брака + Э рекламация – дельта П (производств потери) + дельта С (освоение) + Э мат. Затр + Э труд затр + дельта Прибыль увелич.

Э брака – годовой эффект от сокращения или ликвидации брака.

Эр – от рекламации (потерь от нее). Рекламация – претензия к производителю.

Дельта НП – от непроизвод. Потерь.

Дельта С осв. – от снижения расходов за освоен. Пр-ва.

Эм –от снижения материальных затрат.

Э тз –от снижения трудовых затрат.

Дельта П – год. Эффект от увеличения прибыли за счет увеличения объемов производства при повышении надежности оборудования.

31. Стратегия – обобщенные модели деятельности, необходимые для достижения целей.

Стратегии: - наступательная, - оборонительная (выживания), - сокращения.

SWOT анализ (Strength, Weakness, Opportunities, Threats) – оценка стратегии по след направлениям:

1) соответствие стратегии внешней среде;

2) соответствие стратегии потенциалу фирмы;

3) приемлемость риска, залож. в стратегии.

Критерии оценки эффективности стратегии:

1) экономический эффект (воздействие стратегии на прибыль, объем продаж; срок окупаемости);

2) соц. эффект (влияние стратегии на условия труда, развитие; качество жизни)

3) экологический эффект

4) технический эффект

5) синеритический (от объединения предприятия).

Разработка стратегии включает:

- определение миссии и постановку целей;

- анализ внутр. и внеш. среды;

- выбор стратегии;

- разработку программ и планов реализации стратегии;

- управление реализацией стратегии;

- контроль, оценку и корректировку хода реализации стратегии.

32. Планирование – определение целей развития объектов управления, методов, способов и средств достижения поставленных целей, разработка программы действий на ближайшую или дальнейшую перспективу.

Стадии:

1) стратегическое (перспективное) планирование – более года

2) бизнес (текущее) планирование – год, квартал

3) оперативное планирование – сутки, декада, месяц

Бизнес-план:

1) Резюме

2) Рынки товаров и услуг

3) Рынки сбыта

4) Конкуренция на рынках сбыта

5) План маркетинга

6) Ресурсное обеспечение

7) Орг. план (географ. место)

8) Правовое обеспечение

9) Оценка риска страхования

10) Финансовый план и стратегия финансирования

33. Произв. программа –ведущий раздел перспективного и текущего планов, оказывает влияние на все стороны произв.-хоз. деятельности пред-тия.

Произв. программа определяет объем выпуска и реализации продукции в номенклатурно-количественном выражении.

Njont = argextr ( W1(N1)* W2(N2)).

W1 и W2 в виде целевых функций: - прибыль; - снижение себестоимости.

Произв. мощность – максимально возможный выпуск продукции за единицу времени при полном и эффективном использовании производственного оборудования и площадей, применении прогрессивных технологий, эффективной организации труда, обеспечении высокого качества продукции.

Факторы, опред. произв. мощность:

- кол-во установленных машин, механизмов и агрегатов;
- технико-экономические нормы использования машин;

- режим работы предприятия.

Для учета произв. мощностей разрабатываются плановые и отчетные балансы.

Плановый баланс – сумма мощностей на начало планового периода и увеличение мощности за счет организ.- технических мероприятий, строительство и т.д. в связи с изменениями номенклатуры продукции за счет уменьшения мощности по причине выбытия.

Отчетный баланс – определяется на основе коэффициента использующихся мощностей как отношение объема выпуска к плановой мощности предприятия.

34. Доход организации – увеличение ее экон. выгод в результате поступления активов и погашения обязательств, приводящее к увеличению капитала организации за исключением кладов участников.

Положение по бух. учету 9/99 (ПБУ).

Доходы от:

1) обычных видов деятельности (=выручка); 2) прочие доходы.

Факторы, влияющие на выручку:

1) в сфере произ-ва: объем произ-ва, структура, ассортимент продукции, КСП, ритмичности произ-ва.

2) в сфере обращение: цена продукции, ритмичность отгрузки, соблюдене договорных условий, формы расчетов.

Налог – индивидуальный безвозмездный обязательный платеж, взимаемый с лиц в форме отчуждения принадлежащих им денежных средств в целях обеспечения функционирования гос-ва и муниципалитетов.

Прибыль – одна из форм чистого доходаЮ выражающая стоимость прибавочного продукта. Прибыль = сумме, оставшейся после того, как предприятие заплатило за издержки производства и обращения.

Бухг. прибыль – превышение доходов над расходами.

Экономическая прибыль – (возможная прибыль в динамике) сумма бух. прибыли и прибыли от внереализационных доходов в результате работы капитала.

Валовая прибыль – разница между выручкой без НДС и себестоимостью продукции.

Прибыль от продаж – из валовой прибыли вычесть коммерческие и управленческие расходы.

Балансовая прибыль – прибыль от продаж + сальдо прочих доходов и расходов.

Прибыль до налогообложения = балансовая прибыль + сальдо налоговых активов и обязательств.

Чистая прибыль – остается в распоряжении предприятия после всех выплат в бюджет, уплаты процентов за кредит, штрафов, неустоек; это прибыль до налогообложения – налог на прибыль.

Чистая прибыль идет на:

1) создание резервного фонда;

2) выплату расходов;

3) создание фондов накопления;

4) создание фондов потребления.

35. Производ-ть труда - оценка эф-ти в отношении трудовых ресурсов.

Фондоотдача – эф-ть использования имущества (= выручка / осн. фонды)

Коэф. оборачиваемости оборотных средств (= выручка / обор. средства)

Рентабельность – отношение прибыли к затратам.

Рентабельность деятельности = (прибыль / затраты на произ-во и реализацию)*100%

Рентабельность капитала = (прибыль / капитал)*100%. Капитал в валюте баланса.

36. Финансовое состояние предприятия хар-ся системой показателей, отражающих наличие, размещение и использование фин. ресурсов предприятия.

Показатели финансового состояния:

1) Показатели структуры баланса. Показатели горизонтального и вертикального анализа. Гориз. анализ – динамика по времени. Вертик. анализ – структура.

2) Показатели финансовой устойчивости. Фин. уст-ть – способность пред-тия засчет собственных ресурсов покрывать потребности в запасах и затратах.

Виды фин. устойчивости:

- Абсолютная (потребности в запасах и затратах покрываются полностью собственными ресурсами)

- Нормальная (покрываются собственными и долгосрочными заёмными источниками)

- Неустойчивость фин. состояния ( покрывается собственными источниками, долгосрочными и краткосрочными)

- Кризисное фин. состояние (нехватка ни собств., ни заёмного капиатала). Банкротство – если кризис более 3х месяцев.

Наши рекомендации