Правовой режим имущества сельскохозяйственных предприятий и характеристика правового регулирования трудовых отношений в сельскохозяйственных предприятиях

Оценивая современное состояние аграрного законодательства Республики Беларусь на фоне развития других отраслей права можно констатировать его статичность и неразвитость. Конкретно для отрасли имеется 5 законов и ряд Указов и Декретов Республики Беларусь. К Законам относится: "О приоритетном социально-культурном и экономическом развитии села и агропромышленного комплекса"(1991г.), который носит чисто декларативный характер и принят без учета необходимости разработки механизмов по реализации объявленных приоритетов; "О крестьянском (фермерском) хозяйстве(1991г.), ряд положений которого вступают в противоречии с принятым позже Гражданским кодексом Республики Беларусь; "О племенном деле в животноводстве"( 1994г.); "О ветеринарном деле"( 1994г.); "О патентах на сорта растений"( 1995г.); "О семенах"(1997г.), которые регламентируют исключительно технологические аспекты агропромышленного производства.

Поскольку аграрное право является скорее производной отраслью по отношению к другим традиционным отраслям права, то ряд общественных отношений в АПК регулируется широким спектром и других законодательных актов. С вступлением в силу нового Гражданского кодекса Республики Беларусь в 1999г. очевидным стала неопределенность юридического статуса подавляющего большинства субъектов предпринимательской деятельности в агропромышленной сфере: колхозов, совхозов, части реформированных предприятий, государственных предприятий республиканской и коммунальной собственности и крестьянских(фермерских) хозяйств.

Принятые в развитие Кодекса Декрет Президента Республики Беларусь №11 от 16 марта 1999г., № 22 от 16 ноября 2000г. и Указ Президента республики Беларусь №49 от 2 февраля 2001г. об утверждении Примерного устава колхоза (сельскохозяйственного кооператива) не внесли полной ясности в перспективы дальнейшего правового развития сельскохозяйственных организаций и их адаптации к формирующейся рыночной среде. Возможности по кооперации и интеграции с предприятиями других сфер АПК ограничиваются еще действующим в настоящее время Законом СССР "О кооперации" (1988г.). Проект Закона об адаптации сельского хозяйства к рыночным условиям обсуждался в парламентских комиссиях, но до настоящего времени не принят.

Управление предприятием представляет собой деятельность соответствующих органов и должностных лиц, направленную на обеспечение эффективного использования материальных, трудовых, финансовых и природных ресурсов в целях получения прибыли, удовлетворения социальных и экономических интересов работников предприятия. Субъектами управленческих правоотношений являются органы управления, должностные лица, трудовой коллектив. Работники предприятия обладают лишь управленческой правоспособностью, которую могут реализовать через участие в собраниях, выборах, которые являются основной формой осуществления полномочий трудового коллектива предприятия.

Объектом управленческих правоотношений выступают производственные процессы, имущественные и социальные отношения в коллективе. Управление осуществляется на основе сочетания принципов коллегиальности и единоначалия.

Так, собственник мог осуществлять управление непосредственно, через уполномоченный орган управления предприятием, но субъектом управленческих отношений мог выступать трудовой коллектив. В настоящее время применяются общие положения Гражданского кодекса, в соответствии с которым органом управления является руководитель, который назначается собственником имущества либо уполномоченным собственником органом и ему подотчетен. [1]

В колхозе все органы управления и должностные лица являются выборными и сменяемыми, при этом высшим органом управления является общее собрание членов колхоза, а правление, председатель и ревизионная комиссия ему подотчетны. Высший орган управления колхозом - общее собрание членов колхоза или собрание членов уполномоченных. Перечень вопросов, отнесенных к компетенции общего собрания, не является исчерпывающим.

Только общее собрание вправе решать следующие вопросы: принятие устава, внесение в него изменений и дополнений; избрание органов управления - председателя, правления, ревизионной комиссии; прием в члены кооператива, выход и исключение; принятие локальных нормативных актов; определение размеров вступительных и паевых взносов, порядка распределения доходов, утверждение планов деятельности; реорганизация, прекращение деятельности кооператива. [2]

Сегодня ни у кого не вызывает сомнение необходимость присутствия государственного регулирования в аграрной сфере. Субъекты предпринимательской деятельности получают более низкий доход и не могут конкурировать на рынке с производителями других отраслей. Кроме того, зависимость урожая, а следовательно, и доходов сельскохозяйственных товаропроизводителей от климатических условий ведет к нестабильности их положения.

Государство берет на себя функции регулирования отношений, складывающихся на продовольственном рынке. Характерной чертой белорусской практики управления АПК является отождествление понятий «государственное регулирование» и «государственное управление». Однако следует иметь в виду, что между данными категориями прослеживаются четкие различия.

Существует два основных экономических метода государственного регулирования:

1) определенная и достаточно жесткая налоговая политика, которая позволяет государству успешно решать его социальные задачи, а также перераспределять часть национального дохода в целях более сбалансированного развития производительных сил общества:

2) создание наиболее благоприятных условий хозяйствования в приоритетных отраслях экономики, развитие которых дает наибольшую выгоду обществу в целом.

Государственные органы вправе назначать и снимать с работы руководителей организаций государственной формы собственности согласно условиям заключенного контракта, устанавливать плановые задания, определять порядок начисления и размеры оплаты труда, контролировать хозяйственную и финансовую деятельность и т.д. В отношении предприятий других форм собственности, как это имеет место в колхозах и других негосударственных сельскохозяйственных организациях Республики Беларусь, такое вмешательство не должно иметь место и может рассматриваться как прямое ограничение предпринимательской деятельности. В такой ситуации председатель колхоза так и останется зависимым скорее не от избирающих его колхозников, а от райисполкома. [2]

В связи с регламентацией правового положения колхоза не общим, а специальным нормативным правовым актом, а именно - Указом Президента Республики Беларусь от 02.02.2001 № 49 «О некоторых вопросах организационно-правового обеспечения деятельности колхозов (вместе с "Примерным уставом колхоза (сельскохозяйственного производственного кооператива)")», целесообразно правовой режим имущества сельскохозяйственных предприятий и правовое регулирование трудовых отношений рассмотреть именно на примере сельскохозяйственного производственного кооператива - колхоза.

В сельском хозяйстве до 90-х гг. правовое регулирование имущественных отношений осуществляется путем совмещения двух форм собственности: государственной и колхозно-кооперативной. Государственная собственность рассматривалась в качестве ведущей, как собственность всего народа, возникшая в результате национализации.

Особенности колхозно-кооперативной собственности были связаны с особенностями внутренней организации управленческих отношений в колхозах, в основе которой лежали отношения членства. Колхозно-кооперативная собственность характеризовалась как групповая и принадлежала каждому колхозу в отдельности, возникала как результат добровольного отказа крестьян от личной собственности и передачи ее в общую.

В настоящее время признается равенство государственной и частной форм собственности. Изменились и правовые отношения собственности на землю, и, как результат, существенным образом расширилась сфера имущественных отношений с участием сельскохозяйственных предприятий.

Имущество колхоза составляют его основные фонды и оборотные средства, а также акции и иные ценные и приравненные к ним бумаги. Для осуществления своей деятельности колхоз создает, планомерно использует и пополняет основные и оборотные фонды. Кроме того, в целях заинтересованности членов колхоза в улучшении использования фондов, повышении экономической эффективности производства часть вновь создаваемых за счет собственных средств основных фондов, как в натуральном, так и в денежном выражении, может зачисляться в специальный фонд - долевой фонд членов колхоза. Средства этого фонда в денежном выражении распределяются между членами колхоза и зачисляются на их личные счета пропорционально конкретному трудовому вкладу. На эти средства из чистого дохода ежегодно начисляются проценты, размер которых определяется общим собранием (собранием уполномоченных) членов колхоза.

Основные и обротные фонды, кроме созданных за счет средств паевых взносов, имущественных вкладов, долевого фонда, являются неделимыми. Они не подлежат распределению между членами колхоза и используются только по целевому назначению по решению общего собрания (собрания уполномоченных) членов колхоза. Право распоряжаться имуществом, произведенной продукцией и денежными средствами колхоза принадлежит только колхозу - его органам управления.

Членами колхоза могут быть граждане Республики Беларусь, достигшие 16-летнего возраста, признающие Устав колхоза и принимающие личное трудовое участие в его деятельности. С лицом, принятым в члены колхоза, заключается трудовой договор (контракт) о приеме на работу, на него заводится членская книжка и трудовая книжка. Все работы в колхозе выполняются как личным трудом его членов, так и граждан, работающих в колхозе по трудовому договору (контракту).

Член колхоза имеет право пользоваться имуществом колхоза, в том числе колхозными сенокосами и пастбищами, средствами механизации и транспортом, для личных нужд в установленном в колхозе порядке, получать в колхозе долю дохода (прибыли) или продукции, подлежащих распределению на его денежные и имущественные взносы, а также средства долевого фонда, если это предусмотрено Уставом колхоза.

Доходы, получаемые членами колхоза ежегодно в виде процентов, накапливаются на их личных счетах, заносятся в членскую книжку и используются по усмотрению самих членов колхоза. При выходе на пенсию за членом колхоза пожизненно сохраняется его часть в долевом фонде, на которую начисляются проценты, или по желанию члена колхоза выплачивается денежная сумма в размере стоимости его части долевого фонда. [2]

Таким образом, подводя итог, можно сделать следующий вывод: все члены колхоза обязаны принимать трудовое участие в деятельности колхоза, следовательно, каждый член колхоза является его работником. В то же время для выполнения работ могут привлекаться другие лица, работающие в колхозе по трудовому договору (контракту). Однако, говоря о праве работников на часть имущества сельскохозяйственного предприятия, подразумевается именно право его членов на часть имущества.

Наши рекомендации