Прочитай слова парами. Все ли они однокоренные?
Выпиши пары однокоренных родственных слов и обозначь в них корень.
Овца — ягнята, тигр — тигрята, коза — козлята, лошадь — жеребята, ворона — воронята, курица — цыплята, свинья — поросята, ласточка — птенцы, кот — котята, слон — слонята, корова — телята, аист — аистята, лиса — лисята, собака — щенки.
7. Раздели данные слова на две группы. Расскажи по плану, как ты будешь это делать.
План действий.
1) : Времянка, резной, вовремя, вырезать, время, повременить, резник, резак.
2) по смыслу:
Времянка, вовремя, | Резной, вырезать, |
время, повременить | резник, резак |
3)
7-1. Набег, повар, отвар, варенье, бегун, забег, наваристый,
убегать.
7-2. Ласковый, пожар, жаровой, поласкать, жара, пожарник,
ласка, обласканный.
7-3. Поясной, стена, подпоясаться, застенок, пояс, опоясаться,
настенный.
7-4. Подряд, светильник, светлячок, рядовой, свет, ряды,
разряды, засветло.
7-5. Заработок, высушить, работа, сушка, сушёный, выработка,
сушь, работает.
7-6. Афишка, афишный, бизон, бизоновый, афиша, бизоний.
8. Внимательно рассмотри план действий. Расскажи кому-нибудь из окружающих или себе, как ты будешь выполнять это упражнение.
План действий.
1) : Валит снег, вялый листок, завяла трава, книжный развал, цветок увял, огромный валун, вяленый лещ, валяться в пыли, образовался завал, вялить рыбу.
2) Устно по смыслу:
валит снег | вялый листок | |
книжный развал | завяла трава | |
огромный валун | цветок увял | |
валяться в пыли | вяленый лещ | |
образовался | завал | вялить рыбу |
3) : | ||
валит | вялый | |
развал | завяла | |
валун | увял | |
валяться | вяленый | |
завал | вялить |
8-1. Лесной орех, лисьи повадки, пожилой лесник, пойманная
лисица, дальний лесок, редкий перелесок, рассерженные
лисы, лесничий дядя Гоша.
8-2. Мера длины, мировая известность, измерять величину,
мирно спать, производить замеры дома, примерка
платья, примирить двух врагов, мирная жизнь,
обмерить талию.
8-3. Отнёс книгу, носовой платок, унесла петуха, отнести в
школу, носатый пеликан, нанесли грязи, носик чайника,
принесённые ветром, очки на переносице.
8-4. Радоваться солнцу, уродились яблоки, рады гостям,
обрадоваться снегу, родовое имение, радостные встречи,
родительский дом, любимая Родина, неожиданная радость.
8-5. Смотреть печально, горькая печаль, гербовая печать,
грустить и печалиться, печатать на компьютере,
опечатанная дверь, печальная песня.
8-6. Сидеть на троне, разговаривать сидя, богатое седло,
расседлать лошадь, сидячая работа, седельных дел
мастер, небольшое сёдлышко, вечерние посиделки.
8-7. Первый звонок, опередить соперника, увидеть впервые,
бежать впереди всех, идти вперёд, я у мамы первенец,
передние ряды, первенство мира по боксу.
3-8. Медовое питьё, золотая медаль, медвяный запах, искусный
медальер, липовый медок, медальная лента, памятная
медалька.
9. Раздели данные слова на две группы. Выдели корень. Подчеркни глаголы. Расскажи по плану, как надо выполнять задание.
План действий.
1)
2) по смыслу
3)
4)
5) : чем отличаются корни двух групп?
6)
9-1. Летает, ледяной, лётчик, лётный, ледышка, полёт, лёд,
подлёдный, обледенелый.
9-2. Чернота, чертёж, начертить, чернила, чертёжник, чёрный,
чернявый, зачернить, начертано, причертить.
9-3. Кость, гостья, костяной, угостить, костяшка, гостевой,
костный, загоститься, гость.
9-4. Долина, дом, домашний, раздольный, надомный, подол,
домище, дол, домовой.
9-5. Холопская, холода, холодильник, холоп, холодок, холодец,
холопка, похолодало, холопы.
9-6. Ослеплён, следовать, следом, слепящий, следить, следы,
слепо, ослепнуть, слепец.
10. Внимательно рассмотри данные слова и попытайся определить, из одного или из двух разных корней они «выросли». Выбери по смыслу корень и вставь вместо точек.
10-1. Болеть, болтать, заболел, болтун.
Игорь Михайлович работает в ......нице.
Люба — ужасная ......ушка, она может вы......ать все
секреты. Врач делал записи в истории ......езни.
Бабушка тяжело ......на.
10-2. Настольная, застолбить, столбняк, застолье.
......ешница была сделана из мрамора.
Москва — ......ица России.
По ......овой дороге мчится тройка.
Веня о......енел от неожиданности.
На......е стоял красивый......овый сервиз.
10-3. Ворчун, ворюга, ворчливый, воровство.
Котяра......овато оглянулся вокруг.
Сороки любят ......овать блестящие предметы.
Из-за двери послышалось глухое ......ание.
Внутри машины что-то за......ало.
Мышонок-......ишка шмыгнул в норку.
10-4. Гористая, нагорный, горло, горластый.
Уральские ......ы очень красивы.
По склонам прыгали......ные козы.
Парень......анил какую-то песню.
Раздалось унылое......овое пение.
У бутылки было слишком узкое ......ышко.
10-5. Курсировать, курятник, куриный, курс.
Автобус ......ирует между вокзалами.
По экрану бегал чёрненький ......ор.
Пёстрая ......ица важно закудахтала.
Корабль шёл прежним ......ом.
Молодые ......очки бродили по двору.
10-6. Старики, стартовать, старичок, стартовая.
Судья поднял......овый пистолет.
Иван гостил у своих пре......елых родителей.
Прокатился гром......ующей ракеты.
В музее хранились предметы......ины.
Бегуна охватило пред......овое волнение.
11. Прочитай столбики парами. Скажи, в левом или правом столбике каждой пары ты бы стал (стала) искать одноко-ренные слова?
Найди однокоренные слова, подчеркни их и обозначь корень.
Выбери для работы одну пару столбиков и составь словосочетания. Напиши их.
весло | клоун | ||
весенний | танцуют | ||
весёлый | дети | ||
весело | пришёл | ||
весовщик | день | ||
веселятся | длинное | ||
горит | спелый | ||
горизонт | фонарь | ||
горелый | туманный | ||
горло | костёр | ||
горох | пирожок | ||
горящий | болит | ||
тщательно | запад | ||
богатые | запасной | ||
нужно | запах | ||
выход | запасы | ||
далёкий | запасаться | ||
приятный | запаять | ||
12. Прочитай слова. Скажи, пожалуйста, близки ли они по смыслу? А являются ли они однокоренными?
12-1. Название, имя, кличка, прозвище, наименование.
12-2. Неуклюжий, неловкий, неповоротливый, нескладный,
угловатый.
12-3. Вежливый, учтивый, любезный, деликатный,
обходительный.
12-4. Маленький, небольшой, крошечный, крохотный.
12-5. Горластый, крикливый, орущий, кричащий, шумный.
12-6. Счастье, радость, восторг, ликованье, торжество.
13. Как ты думаешь, почему слова каждой группы разделены на два столбика? В словах какого столбика можно легко выделить корень?
13-1. безграничный низкий
беспредельный низина
необозримый низенький
бесконечный понизить
необъятный низковатый
бескрайний снизиться
безбрежный низший
13-2. | неправильный | улов | |||||||
неверный | ловить | ||||||||
ошибочный | выловленные | ||||||||
ложный | ловля | ||||||||
неточный | ловец | ||||||||
13-3. | ясно объяснить | обидный колкий | |||||||
уяснил | резкий | ||||||||
пояснил | грубый | ||||||||
разъяснить | оскорбительный | ||||||||
13-4. | ездить | простой | |||||||
поезд | рядовой | ||||||||
поездка | заурядный | ||||||||
выезд | обыкновенный | ||||||||
приезд | обыденный | ||||||||
въезд | обычный | ||||||||
13-5. | единое объединились | выгода толк | |||||||
единство | прок | ||||||||
разъединение | польза | ||||||||
единожды | корысть | ||||||||
13-6. | зажимать | странник | |||||||
отжим | путник | ||||||||
пожимаю | турист | ||||||||
выжимки | путешественник | ||||||||