Прочитай слова парами. Все ли они однокоренные?

Выпиши пары однокоренных родственных слов и обо­значь в них корень.

Овца — ягнята, тигр — тигрята, коза — козлята, лошадь — жеребята, ворона — во­ронята, курица — цыплята, свинья — по­росята, ласточка — птенцы, кот — котята, слон — слонята, корова — телята, аист — аистята, лиса — лисята, собака — щенки.

7. Раздели данные слова на две группы. Расскажи по пла­ну, как ты будешь это делать.

План действий.

1) Прочитай слова парами. Все ли они однокоренные? - student2.ru : Времянка, резной, вовремя, вырезать, время, повременить, резник, резак.

2) Прочитай слова парами. Все ли они однокоренные? - student2.ru по смыслу:

Времянка, вовремя, Резной, вырезать,
время, повременить резник, резак

3) Прочитай слова парами. Все ли они однокоренные? - student2.ru

7-1. Набег, повар, отвар, варенье, бегун, забег, наваристый,

убегать.

7-2. Ласковый, пожар, жаровой, поласкать, жара, пожарник,

ласка, обласканный.

7-3. Поясной, стена, подпоясаться, застенок, пояс, опоясаться,

настенный.

7-4. Подряд, светильник, светлячок, рядовой, свет, ряды,

разряды, засветло.

7-5. Заработок, высушить, работа, сушка, сушё­ный, выработка,

сушь, работает.

7-6. Афишка, афишный, бизон, бизоновый, афи­ша, бизоний.

8. Внимательно рассмотри план действий. Расскажи кому-нибудь из окружающих или себе, как ты будешь выпол­нять это упражнение.

План действий.

1) Прочитай слова парами. Все ли они однокоренные? - student2.ru : Валит снег, вялый листок, завяла тра­ва, книжный развал, цветок увял, огром­ный валун, вяленый лещ, валяться в пыли, образовался завал, вялить рыбу.

2) Устно Прочитай слова парами. Все ли они однокоренные? - student2.ru по смыслу:

валит снег   вялый листок
книжный развал завяла трава
огромный валун цветок увял
валяться в пыли вяленый лещ
образовался завал вялить рыбу
  3) Прочитай слова парами. Все ли они однокоренные? - student2.ru :    
валит   вялый
развал   завяла
валун   увял
валяться   вяленый
завал   вялить

Прочитай слова парами. Все ли они однокоренные? - student2.ru

8-1. Лесной орех, лисьи повадки, пожилой лес­ник, пойманная

лисица, дальний лесок, редкий перелесок, рассерженные

лисы, лес­ничий дядя Гоша.

8-2. Мера длины, мировая известность, измерять величину,

мирно спать, производить заме­ры дома, примерка

платья, примирить двух врагов, мирная жизнь,

обмерить талию.

8-3. Отнёс книгу, носовой платок, унесла пету­ха, отнести в

школу, носатый пеликан, на­несли грязи, носик чайника,

принесённые ветром, очки на переносице.

8-4. Радоваться солнцу, уродились яблоки, рады гостям,

обрадоваться снегу, родовое имение, радостные встречи,

родительский дом, лю­бимая Родина, неожиданная радость.

8-5. Смотреть печально, горькая печаль, гербо­вая печать,

грустить и печалиться, печа­тать на компьютере,

опечатанная дверь, печальная песня.

8-6. Сидеть на троне, разговаривать сидя, бога­тое седло,

расседлать лошадь, сидячая ра­бота, седельных дел

мастер, небольшое сёд­лышко, вечерние посиделки.

8-7. Первый звонок, опередить соперника, уви­деть впервые,

бежать впереди всех, идти вперёд, я у мамы первенец,

передние ряды, первенство мира по боксу.

3-8. Медовое питьё, золотая медаль, медвяный запах, искусный

медальер, липовый медок, медальная лента, памятная

медалька.

9. Раздели данные слова на две группы. Выдели корень. Подчеркни глаголы. Расскажи по плану, как надо выполнять задание.

План действий.

1) Прочитай слова парами. Все ли они однокоренные? - student2.ru

2) Прочитай слова парами. Все ли они однокоренные? - student2.ru по смыслу

3) Прочитай слова парами. Все ли они однокоренные? - student2.ru

4) Прочитай слова парами. Все ли они однокоренные? - student2.ru

5) Прочитай слова парами. Все ли они однокоренные? - student2.ru : чем отличаются корни двух групп?

6) Прочитай слова парами. Все ли они однокоренные? - student2.ru

9-1. Летает, ледяной, лётчик, лётный, ледыш­ка, полёт, лёд,

подлёдный, обледенелый.

9-2. Чернота, чертёж, начертить, чернила, чер­тёжник, чёрный,

чернявый, зачернить, на­чертано, причертить.

9-3. Кость, гостья, костяной, угостить, костяш­ка, гостевой,

костный, загоститься, гость.

9-4. Долина, дом, домашний, раздольный, на­домный, подол,

домище, дол, домовой.

9-5. Холопская, холода, холодильник, холоп, холодок, холодец,

холопка, похолодало, холопы.

9-6. Ослеплён, следовать, следом, слепящий, следить, следы,

слепо, ослепнуть, слепец.

10. Внимательно рассмотри данные слова и попытайся оп­ределить, из одного или из двух разных корней они «вы­росли». Выбери по смыслу корень и вставь вместо точек.

10-1. Болеть, болтать, заболел, болтун.

Игорь Михайлович работает в ......нице.

Люба — ужасная ......ушка, она может вы......ать все

секреты. Врач делал записи в истории ......езни.

Бабушка тяжело ......на.

10-2. Настольная, застолбить, столбняк, застолье.

......ешница была сделана из мрамора.

Моск­ва — ......ица России.

По ......овой дороге мчится тройка.

Веня о......енел от неожи­данности.

На......е стоял красивый......овый сервиз.

10-3. Ворчун, ворюга, ворчливый, воровство.

Котяра......овато оглянулся вокруг.

Сороки любят ......овать блестящие предметы.

Из-за двери послышалось глухое ......ание.

Внутри машины что-то за......ало.

Мышонок-......ишка шмыгнул в норку.

10-4. Гористая, нагорный, горло, горластый.

Уральские ......ы очень красивы.

По скло­нам прыгали......ные козы.

Парень......анил какую-то песню.

Раздалось унылое......овое пение.

У бутылки было слишком узкое ......ышко.

10-5. Курсировать, курятник, куриный, курс.

Автобус ......ирует между вокзалами.

По экрану бегал чёрненький ......ор.

Пёстрая ......ица важно закудахтала.

Корабль шёл прежним ......ом.

Молодые ......очки броди­ли по двору.

10-6. Старики, стартовать, старичок, стартовая.

Судья поднял......овый пистолет.

Иван гос­тил у своих пре......елых родителей.

Прока­тился гром......ующей ракеты.

В музее хра­нились предметы......ины.

Бегуна охватило пред......овое волнение.

11. Прочитай столбики парами. Скажи, в левом или правом столбике каждой пары ты бы стал (стала) искать одноко-ренные слова?

Найди однокоренные слова, подчеркни их и обозначь ко­рень.

Выбери для работы одну пару столбиков и составь сло­восочетания. Напиши их.

весло клоун
весенний танцуют
весёлый дети
весело пришёл
весовщик день
веселятся длинное
     
горит спелый  
горизонт фонарь  
горелый туманный  
горло костёр  
горох пирожок  
горящий болит  
       
тщательно запад  
богатые запасной  
нужно запах  
выход запасы  
далёкий запасаться  
приятный запаять  
       

12. Прочитай слова. Скажи, пожалуйста, близки ли они по смыслу? А являются ли они однокоренными?

12-1. Название, имя, кличка, прозвище, наиме­нование.

12-2. Неуклюжий, неловкий, неповоротливый, нескладный,

угловатый.

12-3. Вежливый, учтивый, любезный, деликат­ный,

обходительный.

12-4. Маленький, небольшой, крошечный, кро­хотный.

12-5. Горластый, крикливый, орущий, крича­щий, шумный.

12-6. Счастье, радость, восторг, ликованье, тор­жество.

13. Как ты думаешь, почему слова каждой группы разделе­ны на два столбика? В словах какого столбика можно легко выделить корень?

13-1. безграничный низкий

беспредельный низина

необозримый низенький

бесконечный понизить

необъятный низковатый

бескрайний снизиться

безбрежный низший

13-2. неправильный улов  
  неверный ловить  
  ошибочный выловленные  
  ложный ловля  
  неточный ловец  
         
13-3. ясно объяснить обидный колкий
  уяснил резкий
  пояснил грубый
  разъяснить оскорбительный
       
13-4. ездить простой  
  поезд рядовой  
  поездка заурядный  
  выезд обыкновенный  
  приезд обыденный  
  въезд обычный      
13-5. единое объединились выгода толк  
  единство прок  
  разъединение польза  
  единожды корысть  
         
13-6. зажимать странник  
  отжим путник  
  пожимаю турист  
  выжимки путешественник  
                   

Наши рекомендации