Авторы: Г.В. Матусевич, Л.В. Стоноженко, А.К. Деева, Н.Г. Иванов
ОСНОВЫ ЛЕСОУСТРОЙСТВА
Рекомендовано к изданию Редакционно-издательским советом
университета в качестве учебно-методического пособия для выполнения курсового проектирования для бакалавров, обучающихся по направлению подготовки 35.03.01 "Лесное дело"
Москва
Издательство Московского государственного университета леса
2016
УДК 630*5
О-75
Разработано в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом ВО для направления подготовки
35.03.01 "Лесное дело"
Авторы: Г.В. Матусевич, Л.В. Стоноженко, А.К. Деева, Н.Г. Иванов,
Г.В. Анисочкин
Рецензенты: заведующий кафедрой лесоводства и подсочки леса МГУЛ,
кандидат биологических наук С. А. Коротков;
декан лесопромышленного факультета МГУЛ,
кандидат технических наук М. А. Быковский
Работа подготовлена на кафедре лесоустройства и лесоуправления
О-75 Основы лесоустройства: учебно-методическое пособие для курсового проектирования/ Г.В. Матусевич, Л.В.Стоноженко, А.К. Деева и др.; под общ.ред. Л.В.Стоноженко. – М. : ФГБОУ ВО МГУЛ, 2016. – 32 с.
В учебно-методическом пособиирассматривается порядок исчисления и обоснование выбора расчетной лесосеки, а также приводится методика расчета показателей земель лесного фонда по хозяйственным секциям и породам.
Учебно-методическое пособие включает в себя лесохозяйственные термины и определения, пример выполнения практического задания для курсового проектирования.
В приложениях к пособию приведены варианты исходных данных для выполнения практических заданий и справочная информация, необходимая для осуществления расчетов.
УДК 630*5
© Г.В. Матусевич, Л.В. Стоноженко, А.К. Деева, Н.Г. Иванов, Г.В. Анисочкин, 2016
© ФГБОУ ВО МГУЛ, 2016
ОГЛАВЛЕНИЕ
1. ОБОСНОВАНИЕ РАСЧЕТНЫХ РАБОТ ПО ЛЕСОУСТРОЙСТВУ И ПРИМЕР ИХ ВЫПОЛНЕНИЯ.. 5
1.1. Порядок исчисления расчетной лесосеки. 6
1.2. Формулы и методика исчисления расчетной лесосеки. 7
1.3. Составление плана рубок. 10
2. ПРИМЕР ВЫПОЛНЕНИЯ ЗАДАНИЯ ПО ЛЕСОУСТРОЙСТВУ.. 11
2.1. Расчет средних таксационных показателей по данным таблиц классов возраста 12
2.2. Исчисление расчетной лесосеки в еловой хозяйственной секции для заготовки древесины в спелых и перестойных лесных насаждениях по площади и запасу 13
2.3. Составление плана рубок. 15
Приложение 1 – Варианты заданий для расчетов по лесоустроительномупроектированию 19
Приложение 1.1 – Итоговые данные таблиц классов возраста по преобладающим породам и вариантам. 19
Приложение 1.2 – Распределение площади по классам бонитета. 24
Приложение 1.3 – Распределение площади по полнотам. 26
Приложение 1.4 – Распределение площади по классам товарности. 29
Приложение 2 – Возрасты рубок лесных насаждений в районе хвойно-широколиственных (смешанных) лесов европейской части РФ.. 31
Приложение 3 – Требования к расчетной лесосеке при составлении плана рубок 32
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.. 33
ВВЕДЕНИЕ
В пособии приводятся примеры расчетовпоказателей земель лесного фонда по преобладающим породам и хозяйственным секциям, позволяющие получить необходимое представление об основных способах определения отдельных показателей, характеристик и значений, применяемых в лесоустройстве и лесохозяйственном планировании.
В процессе выполнения заданий студенты овладевают методикой исчисления расчетной лесосеки и обоснования выбора исчисляемой в нескольких вариантах расчетной лесосеки.
Расчеты по лесоустроительному проектированию выполняются самостоятельно в соответствии с выданными студентам вариантами заданий, которые приводятся в приложениях 1.1-1.4 или выдаются преподавателем в виде таксационных описаний. Во втором случае студент производит распределение данных таксационных описаний поквартально в таблицу классов возраста и производит расчет средних показателей по землям лесного фонда по преобладающим породам и хозяйственным секциям.
Применяя в процессе обучения данное учебно-методическое пособие, студенты овладевают набором компетенций:
ПК-1 – способностью принимать участие в проектно-изыскательской деятельности в связи с разработкой мероприятий, обеспечивающих достижение хозяйственно-целесообразных лесоводственных и экономических результатов в лесном и лесопарковом хозяйстве;
ПК-4 – умением пользоваться нормативными документами, определяющими требования при проектировании объектов лесного и лесопаркового хозяйства.
Перед выполнением заданий данного учебно-методического пособия желательно изучить теоретические положения, на основе которых производят те или иные расчеты [1].
1. ОБОСНОВАНИЕ РАСЧЕТНЫХ РАБОТ
ПО ЛЕСОУСТРОЙСТВУ И ПРИМЕР ИХ ВЫПОЛНЕНИЯ
Для выполнения расчетной работы по лесоустройству студенты используют итоговые данные таблицы классов возраста, которые приводятся в приложении 1.1 по вариантам. Пользуясь возрастами рубок (приложение 2)[5], студенты составляют таблицу, в которую распределяют покрытые лесом площади и запасы по классам и группам возраста (таблица 5). Для этого студенты, в первую очередь, приступают к вычислению средних таксационных показателей по формулам, приведенным ниже.
Варианты заданий составлены для двух пород (хвойной и лиственной).Для хвойных пород класс возраста равен 20 лет, для лиственных – 10 лет. В твердолиственных хозяйствах семенные насаждения имеют 20-летние классы возраста, а порослевые – 10-летние.
Для характеристики состояния лесного фонда принято использовать средние показатели по хозяйствам (хвойное, твердолиственное, мягколиственное).
Расчет средних таксационных показателейосуществляется по следующим формулам:
1. Средний возраст:
2. Средний бонитет:
Средняя полнота:
4. Средний класс товарности:
5. Средний прирост в классе возраста:
где А1,А2, А3,…, Аn– средний возраст в каждом классе возраста (при продолжительности в классе возраста 20 лет – 10, 30, 50, 70 и так далее лет; при продолжительности в классе возраста 10 лет – 5, 15, 25, 35 и так далее лет).
Б1, Б2, Б3,…, Бn– классы бонитета–I; II; III; IV; V; Va; Vб;
П1, П2, П3, …, Пn– полнота древостоя–0,3; 0,4; 0,5; …;1,0;
Т1, Т2, Т3, …, Тn–классы товарности древостоев – 1; 2; 3;
S1,S2,S3, …,Sn– площадь древостоя, га;
M – запас древесины в классе возраста, м3.
В случаях, когда в участке леса имеются насаждения 1а класса бонитета (Б1а), формула расчета среднего класса бонитета имеет следующий вид:
При этом класс бонитета 1абудет равен единице, первый класс бонитета будет равен двум, второй класс бонитета – трем и т.д.
На основании принятых возрастов рубок насаждения по преобладающим породам распределяются на классы и группы возраста (таблица 5). Спелыми считаются насаждения класса возраста, соответствующему принятому возрасту рубок (приложение 2)[5]и следующий за ним класс. Более старшие классы возраста считаются перестойными. Класс возраста предшествующий спелым будет приспевающим. Два первых класса возраста – молодняки и оставшиеся классы между молодняками и приспевающими насаждениями называются средневозрастные.
После составления таблицы классов и групп возраста студенты определяют эксплуатационный фонд для хозяйственной секции по формуле:
где: m – запас на 1га эксплуатационного фонда, га;
Мсп, Мпер–запас спелых и перестойных лесных насаждений, м3;
Sсп, Sпер – площадь спелых и перестойных лесных насаждений, га.
Определив запас эксплуатационного фонда на 1га в хозяйственной секции приступают к вычислению расчетных лесосек по площади и запасу.
Определение среднейполноты
Исходные данные
Порода – ель
Способ рубки – сплошнолесосечный
Направление господствующих ветров – восточные ветра
Способ примыкания лесосек – непосредственный
Срок примыкания – 4 года
Ширина лесосеки – 100 м
Число зарубов в квартале – 1
Масштаб
1:25000
Направление господствующих ветров |
Рисунок 1 – Схематический план рубки лесосек:
2016-2025–годы рубки лесосек
Рисунок2 – Фрагмент плана рубки лесосек
(на примере Гусевского лесничества Владимирской области)
ПРИЛОЖЕНИЯ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Лесоустройство: учебник / В.И. Сухих, В.Л. Черных. - Йошкар-Ола: Поволжский государственный технологический университет, 2014. - 400 с.
2. Лесотаксационный справочник / О.А. Харин, Н.Н. Свалов, А.И. Ушаков и др.– М.: МЛТИ, 1991. – 155 с.
3. Общесоюзные нормативы для таксации лесов / В. В. Загреев, В.И. Сухих, А. З. Швиденко, Н.Н. Гусев, А.Г. Мошкалев. – М.: Колос, 1992. – 495 с. : ил.
4. Приказ Рослесхоза от 27.05.2011 N 191 "Об утверждении Порядка исчисления расчетной лесосеки"
5. Приказ Рослесхоза от 09.04.2015 N 105 "Об установлении возрастов рубок
6. Приказ Рослесхоза от 01.08.2011 г. N 337 "Об утверждении Правил заготовки древесины"
7. Приказ Рослесхоза от 12.12.2011 N 516 "Об утверждении Лесоустроительной инструкции"
8. Приказ МПР РФ от 16.07.2007 N 185 "Об утверждении Правил ухода за лесами"
9. Применение MS Excel и StatisticaforWindows для лесотаксационных вычислений и обработки экспериментальных данных методами математической статистики : учеб.пособие / Л.В. Стоноженко, А.Н. Югов, В.Н. Карминов, Н.Г. Иванов. – М. : ФГБОУ ВПО МГУЛ, 2012. - 87 с.
Учебное издание
МатусевичГерман Власович
СтоноженкоЛеонид Валерьевич
Деева Алина Константиновна
ИвановНиколай Георгиевич
АнисочкинГригорий Вячеславович
ОСНОВЫ ЛЕСОУСТРОЙСТВА
Под общей редакцией Л. В. Стоноженко
Оригинал-макет подготовила А.К. Деева
По тематическому плану внутривузовских изданий учебной
литературы на 2016 г.
Подписано в печать02.10.2015. Формат 60×90 1/16. Бумага 80 г/м2
Гарнитура "Таймс". Ризография. Усл. печ. л. 2,0.
Тираж 250 экз. Заказ №368
Издательство Московского государственного университета леса.
141005, Мытищи-5 Московская область, ул. 1-я Институтская,1, МГУЛ.
E-mail: [email protected]
По вопросам приобретения литературы издательства ФГБОУ ВО МГУЛ
обращаться в отдел реализации.
Телефон: (498) 687-41-33, E-mail: [email protected]
ОСНОВЫ ЛЕСОУСТРОЙСТВА
Рекомендовано к изданию Редакционно-издательским советом
университета в качестве учебно-методического пособия для выполнения курсового проектирования для бакалавров, обучающихся по направлению подготовки 35.03.01 "Лесное дело"
Москва
Издательство Московского государственного университета леса
2016
УДК 630*5
О-75
Разработано в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом ВО для направления подготовки
35.03.01 "Лесное дело"
Авторы: Г.В. Матусевич, Л.В. Стоноженко, А.К. Деева, Н.Г. Иванов,
Г.В. Анисочкин
Рецензенты: заведующий кафедрой лесоводства и подсочки леса МГУЛ,
кандидат биологических наук С. А. Коротков;
декан лесопромышленного факультета МГУЛ,
кандидат технических наук М. А. Быковский
Работа подготовлена на кафедре лесоустройства и лесоуправления
О-75 Основы лесоустройства: учебно-методическое пособие для курсового проектирования/ Г.В. Матусевич, Л.В.Стоноженко, А.К. Деева и др.; под общ.ред. Л.В.Стоноженко. – М. : ФГБОУ ВО МГУЛ, 2016. – 32 с.
В учебно-методическом пособиирассматривается порядок исчисления и обоснование выбора расчетной лесосеки, а также приводится методика расчета показателей земель лесного фонда по хозяйственным секциям и породам.
Учебно-методическое пособие включает в себя лесохозяйственные термины и определения, пример выполнения практического задания для курсового проектирования.
В приложениях к пособию приведены варианты исходных данных для выполнения практических заданий и справочная информация, необходимая для осуществления расчетов.
УДК 630*5
© Г.В. Матусевич, Л.В. Стоноженко, А.К. Деева, Н.Г. Иванов, Г.В. Анисочкин, 2016
© ФГБОУ ВО МГУЛ, 2016
ОГЛАВЛЕНИЕ
1. ОБОСНОВАНИЕ РАСЧЕТНЫХ РАБОТ ПО ЛЕСОУСТРОЙСТВУ И ПРИМЕР ИХ ВЫПОЛНЕНИЯ.. 5
1.1. Порядок исчисления расчетной лесосеки. 6
1.2. Формулы и методика исчисления расчетной лесосеки. 7
1.3. Составление плана рубок. 10
2. ПРИМЕР ВЫПОЛНЕНИЯ ЗАДАНИЯ ПО ЛЕСОУСТРОЙСТВУ.. 11
2.1. Расчет средних таксационных показателей по данным таблиц классов возраста 12
2.2. Исчисление расчетной лесосеки в еловой хозяйственной секции для заготовки древесины в спелых и перестойных лесных насаждениях по площади и запасу 13
2.3. Составление плана рубок. 15
Приложение 1 – Варианты заданий для расчетов по лесоустроительномупроектированию 19
Приложение 1.1 – Итоговые данные таблиц классов возраста по преобладающим породам и вариантам. 19
Приложение 1.2 – Распределение площади по классам бонитета. 24
Приложение 1.3 – Распределение площади по полнотам. 26
Приложение 1.4 – Распределение площади по классам товарности. 29
Приложение 2 – Возрасты рубок лесных насаждений в районе хвойно-широколиственных (смешанных) лесов европейской части РФ.. 31
Приложение 3 – Требования к расчетной лесосеке при составлении плана рубок 32
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.. 33
ВВЕДЕНИЕ
В пособии приводятся примеры расчетовпоказателей земель лесного фонда по преобладающим породам и хозяйственным секциям, позволяющие получить необходимое представление об основных способах определения отдельных показателей, характеристик и значений, применяемых в лесоустройстве и лесохозяйственном планировании.
В процессе выполнения заданий студенты овладевают методикой исчисления расчетной лесосеки и обоснования выбора исчисляемой в нескольких вариантах расчетной лесосеки.
Расчеты по лесоустроительному проектированию выполняются самостоятельно в соответствии с выданными студентам вариантами заданий, которые приводятся в приложениях 1.1-1.4 или выдаются преподавателем в виде таксационных описаний. Во втором случае студент производит распределение данных таксационных описаний поквартально в таблицу классов возраста и производит расчет средних показателей по землям лесного фонда по преобладающим породам и хозяйственным секциям.
Применяя в процессе обучения данное учебно-методическое пособие, студенты овладевают набором компетенций:
ПК-1 – способностью принимать участие в проектно-изыскательской деятельности в связи с разработкой мероприятий, обеспечивающих достижение хозяйственно-целесообразных лесоводственных и экономических результатов в лесном и лесопарковом хозяйстве;
ПК-4 – умением пользоваться нормативными документами, определяющими требования при проектировании объектов лесного и лесопаркового хозяйства.
Перед выполнением заданий данного учебно-методического пособия желательно изучить теоретические положения, на основе которых производят те или иные расчеты [1].
1. ОБОСНОВАНИЕ РАСЧЕТНЫХ РАБОТ
ПО ЛЕСОУСТРОЙСТВУ И ПРИМЕР ИХ ВЫПОЛНЕНИЯ
Для выполнения расчетной работы по лесоустройству студенты используют итоговые данные таблицы классов возраста, которые приводятся в приложении 1.1 по вариантам. Пользуясь возрастами рубок (приложение 2)[5], студенты составляют таблицу, в которую распределяют покрытые лесом площади и запасы по классам и группам возраста (таблица 5). Для этого студенты, в первую очередь, приступают к вычислению средних таксационных показателей по формулам, приведенным ниже.
Варианты заданий составлены для двух пород (хвойной и лиственной).Для хвойных пород класс возраста равен 20 лет, для лиственных – 10 лет. В твердолиственных хозяйствах семенные насаждения имеют 20-летние классы возраста, а порослевые – 10-летние.
Для характеристики состояния лесного фонда принято использовать средние показатели по хозяйствам (хвойное, твердолиственное, мягколиственное).
Расчет средних таксационных показателейосуществляется по следующим формулам:
1. Средний возраст:
2. Средний бонитет:
Средняя полнота:
4. Средний класс товарности:
5. Средний прирост в классе возраста:
где А1,А2, А3,…, Аn– средний возраст в каждом классе возраста (при продолжительности в классе возраста 20 лет – 10, 30, 50, 70 и так далее лет; при продолжительности в классе возраста 10 лет – 5, 15, 25, 35 и так далее лет).
Б1, Б2, Б3,…, Бn– классы бонитета–I; II; III; IV; V; Va; Vб;
П1, П2, П3, …, Пn– полнота древостоя–0,3; 0,4; 0,5; …;1,0;
Т1, Т2, Т3, …, Тn–классы товарности древостоев – 1; 2; 3;
S1,S2,S3, …,Sn– площадь древостоя, га;
M – запас древесины в классе возраста, м3.
В случаях, когда в участке леса имеются насаждения 1а класса бонитета (Б1а), формула расчета среднего класса бонитета имеет следующий вид:
При этом класс бонитета 1абудет равен единице, первый класс бонитета будет равен двум, второй класс бонитета – трем и т.д.
На основании принятых возрастов рубок насаждения по преобладающим породам распределяются на классы и группы возраста (таблица 5). Спелыми считаются насаждения класса возраста, соответствующему принятому возрасту рубок (приложение 2)[5]и следующий за ним класс. Более старшие классы возраста считаются перестойными. Класс возраста предшествующий спелым будет приспевающим. Два первых класса возраста – молодняки и оставшиеся классы между молодняками и приспевающими насаждениями называются средневозрастные.
После составления таблицы классов и групп возраста студенты определяют эксплуатационный фонд для хозяйственной секции по формуле:
где: m – запас на 1га эксплуатационного фонда, га;
Мсп, Мпер–запас спелых и перестойных лесных насаждений, м3;
Sсп, Sпер – площадь спелых и перестойных лесных насаждений, га.
Определив запас эксплуатационного фонда на 1га в хозяйственной секции приступают к вычислению расчетных лесосек по площади и запасу.