Тема 8: Предупредительные меры по охране лесов от пожаров
Студент должен
уметь:
- работать с нормативной документацией по охране леса;
- заполнять протокол о нарушении правил пожарной безопасности;
знать:
- нормативную документацию по охране лесов от пожаров;
- массово-разъяснительную работу, направленную на воспитание бережного отношения к лесу;
- мероприятия по охране лесов в местах массового отдыха населения;
- мероприятия по ограничению распространения пожаров в лесу.
Нормативные правовые акты и нормативно-технические документы по охране лесов от пожаров. Значение отраслевых нормативных документов в работе специалиста, их практическое использование. Основные меры обеспечения пожарной безопасности в лесах и регламент работы лесопожарных служб. Массово-разъяснительная работа с населением, направленная на воспитание бережного отношения к лесу.
Мероприятия по благоустройству мест отдыха граждан, повышению пожароустойчивости лесов, регулированию состава лесных насаждений, очистка от захламлённости. Требования пожарной безопасности в лесах, установленные Правила пожарной безопасности. Ответственность за нарушения.
Противопожарное обустройство лесов. Создание лесной инфраструктуры. Дороги противопожарного назначения, противопожарные разрывы, минерализованные полосы, водные объекты.
Системы предупреждения лесных пожаров. Пожарно-наблюдательные вышки, мачты, пункты, павильоны, автомашины, противопожарные телевизионные установки, патрульные самолёты, искусственные спутники земли. Организация связи.
Литература
Основная: (19) стр. 101 - 166
Дополнительная: (3)
Методические указания
Студенты-заочники должны твердо усвоить, что предупредительные меры по борьбе с пожарами имеют первостепенное значение, т. к. уберечь лес от огня значительно легче, чем тушить пожары, возникшие в нем.
При изучении этой темы необходимо на месте ознакомиться со всеми объектами предупредительных мероприятий в лесу, обратив особое внимание на организацию взаимодействия и связи между всеми звеньями лесопожарных служб.
Кроме того, при посещении лесничества (лесопарка) необходимо выяснить, какими способами и в каком объеме ведется очистка лесосек и внелесосечной захламленности; методику работы с населением в целом и отдельными его контингентами (охотники, пастухи и т.п.); ознакомиться с долей участия членов школьного лесничества в проводимых мероприятиях.
Тема 9: Тушение лесных пожаров.
Студент должен
уметь:
- назначать способы и средства по тушению пожара;
знать:
- основные способы тушения лесных пожаров;
- тактику тушения лесных пожаров;
- особенности тушения крупных пожаров в горных лесах;
- использование средств пожаротушения;
- технику безопасности при борьбе с лесными пожарами;
- требования к технике и способы тушения лесных пожаров в зонах радиоактивного загрязнения;
- технику радиационной безопасности при тушении пожаров в лесах, загрязненных радионуклидами.
Организация тушения пожаров. Основные способы тушения лесных пожаров. Захлёстывание огня по кромке пожара, засыпка кромки низового пожара грунтом, прокладка заградительных и опорных минерализованных полос и канав. Тушение водой и огнетушащими растворами. Краткая характеристика основных огнетушащих химикатов. Смачиватели.
Использование взрывчатых материалов и отжига в борьбе с лесными пожарами. Тушение пожара искусственно вызванными осадками.
Тактика тушения лесных пожаров. Основные тактические приёмы тушения лесных пожаров. Особенности тушения крупных пожаров в горных лесах.
Тушение лесных пожаров в лесах, заражённых радионуклидами.
Использование средств пожаротушения. Авиация, ранцевые огнетушители, мотопомпы, зажигательные аппараты. Использование противопожарных машин. Вездеход противопожарный лесной, тракторный лесопожарный агрегат, автоцистерна пожарная лесная, лесопожарный комплект оборудования ЦОС, грунтомёт тракторный.
Охрана труда при борьбе с лесными пожарами.
Литература
Основная: (19) стр. 166 – 232, (22)
Дополнительная: (3)
Методические, указания
При изучении данной темы необходимо иметь в виду, что тушение разных видов и форм лесных пожаров имеет свои особенности; что при тушении одного и того же пожара могут применяться самые различные способы; однако главным является тот, который используется для остановки пожара по фронту его распространения.
Студенты-заочники должны уяснить и усвоить особенности технологии каждого способа тушения.
При тушении пожаров водой из имеющегося источника (пункта водозабора) руководитель и исполнители должны рассчитать возможную дальность подачи воды имеющимся в их распоряжении насосом.
Дальность подачи определяется по специальной формуле или по заранее составленным таблицам. При самых благоприятных условиях работы это расстояние не превышает 1 км.
При борьбе с лесными пожарами широко применяются химические вещества (усилители и смачиватели). Студенты-заочники должны уметь определять потребность в том или ином химическом веществе.
С 1972 года в лесном хозяйстве практикуется заблаговременный пуск огня по напочвенному покрову навстречу сильным низовым и верховым пожарам. Это – управляемый встречный низовой огонь или отжиг.
Отжиг по своему исполнению и тактическому назначению отличается от применявшегося ранее «встречного верхового огня»; он является более безопасным и действенным способом.