Профессиональный модуль ПМ 2

Профессиональный модуль ПМ 2

«Охрана, воспроизводство и рациональное использование природных ресурсов»

МДК.02.02 «Охрана и защита леса»

Методические указания и контрольные задания

для студентов-заочников образовательных учреждений среднего

профессионального образования

Специальности 35.02.14 Охотоведение и звероводство

     
     

Введение

МДК « Охрана и защита лесов» включает в себя 2 раздела: I раздел «Охрана лесов» и II раздел «Защита лесов».

Вопросы данного МДК очень важны для специалистов лесного хозяйства и имеют огромное практическое значение.

Охрана лесов от пожаров и лесонарушений, их защита от вредителей и болезней является составной частью общего комплекса мер по охране окружающей среды.

МДК «Охрана и защита лесов» включает следующие профессиональные компетенции:

Проводить предупредительные мероприятия по охране лесов от пожаров, загрязнений и иного негативного воздействия.

Осуществлять тушение лесных пожаров.

Проводить лесопатологическое обследование и лесопатологический мониторинг.

Проводить работы по локализации и ликвидации очагов вредных организмов, санитарно-оздоровительные мероприятия в лесных насаждениях и руководить ими.

С целью овладения указанным видом профессиональной деятельности и соответствующими профессиональными компетенциями обучающийся в ходе освоения профессионального модуля должен:

иметь практический опыт:

- осуществления мероприятий по охране лесов от пожаров, загрязнений и иного негативного воздействия;

- использования средств тушения лесных пожаров;

- сбора и анализа данных о лесопатологическом состоянии лесов;

- проведения санитарно-оздоровительных мероприятий;

уметь:

- работать с нормативной документацией по охране леса;

- назначать предупредительные мероприятия в зависимости от класса пожарной опасности;

- составлять планы противопожарных мероприятий;

- производить расчеты ущерба от лесного пожара и лесонарушений;

- определять степень угрозы насаждению от вредных организмов;

- выбирать методы борьбы с вредными организмами;

- назначать санитарно-оздоровительные мероприятия и осуществлять контроль за соблюдением санитарных требований к использованию лесов;

- оформлять документацию по лесопатологическому обследованию, лесопатологическому мониторингу и охране лесов;

- организовывать работу производственного подразделения;

- проводить инструктаж лиц, привлекаемых к тушению пожаров;

знать:

- организацию охраны лесов;

- условия возникновения и распространения лесных пожаров;

- предупредительные меры по охране лесов от пожаров;

- организацию проведения лесопожарного мониторинга;

- противопожарное устройство лесной территории;

- виды ответственности за нарушение лесного законодательства в области охраны лесов от пожаров, загрязнений и иного негативного воздействия;

- способы тушения лесных пожаров;

- порядок расчета потребности сил и средств пожаротушения, машины, агрегаты и аппараты для предупреждения и борьбы с лесными пожарами;

- порядок организации и осуществления лесопатологического обследования и лесопатологического мониторинга;

- методы оценки санитарного и лесопатологического состояния лесов;

- методы борьбы с вредителями и болезнями леса;

- принцип работы и конструкции базовых машин для проведения санитарно-оздоровительных мероприятий;

- нормативную и правовую документацию по охране лесов и лесозащите;

- безопасные меры при тушении лесных пожаров, выполнение противопожарных и лесозащитных работ;

- правила пожарной безопасности при работах в лесу.

МДК «Охрана и защита лесов» изучается на II курсе. После освоения теоретического курса по профессиональному модулю и выполнения видов работ по учебной и производственной (по профилю специальности) практик сдаётся экзамен (квалификационный).

МДК.02.02.02 Охрана и защита лесов. Раздел II

Тема 1. Вредные и полезные насекомые древесных пород.

Тема 2. Болезни древесных пород.

Тема 3. Методы лесозащиты.

Тема 4. Защита объектов л/хоз.

Тема 5. Машины и аппараты для химической защиты леса от вредителей и болезней.

Литература

Основные источники:

1. Лесной кодекс Российской Федерации (в последней редакции на момент использования программы)

2. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12. 2001 № 195-ФЗ

3. Положение об особенностях реализации заказа на выполнение работ по охране, защите, воспроизводству лесов и заключению договоров.

30 июня 2007 № 418

4. Порядок организации лесопатологического мониторинга от 9 июля 2007 № 174

5. Правила санитарной безопасности в лесах от 29 июня 2007 № 414

6. Руководство по локализации и ликвидации очагов вредных организмов от 29.12. 2007 № 523

7. Руководство по планированию, организации и ведению лесопатологических обследований от 29.12. 2007 № 523

8. Руководство по проектированию, организации и ведению лесопатологического мониторинга от 29 декабря 2007 № 523

9. Руководство по проведению санитарно-оздоровительных мероприятий от 29.12. 2007 № 523

10. Участие общественности в управлении лесами (правовые, экологические и социальные основы). М.: IUCN, ГОУ ВИПКЛХ, 2005

11. В.Н. Винокуров, Г.В. Силаев, В.И. Казаков. Механизация лесного и лесопаркового хозяйства. М.: ООО Издательский дом «Лесная промышленность», 2006

12. В.Н. Винокуров, В.И. Казаков, Г.В. Силаев. Практикум по лесохозяйственным машинам. М.: ООО «ЭкоСервис», 2007

13. Главацкий Г.Д.и др. Работа с населением по предотвращению лесных пожаров. М.: «Весь мир», 2006

14. Ловцова Н.В. Государственный лесной контроль и надзор (учебное пособие), г. Пушкино, 2009

15. Ловцова Н.В. Правовое регулирование использования лесов (учебное пособие). М.: ГОУ ВИПКЛХ, 2011

16. Мозолевская Е.Г., Семенкова И.Г., Беднова О.В. Лесозащита. М.: Лесная промышленность, 2006

17. Петров А.П. Государственное и хозяйственное управление лесами в условиях децентрализации. М.: ГОУ ВИПКЛХ, 2007

18. Петров А.П. Государственное управление лесами. М.: 2011

19. Щетинский Е.А. Охрана лесов. ВНИИЛМ, 2001

20. Ремезов Н.П., Погребняк П.С. Лесное почвоведение. М.: Лесная промышленность, 1965

21. Вуколова И.А. Геоинформатика в лесном хозяйстве. М.: ВНИИЛМ, 2002

22. Ефимцев Ю.А. Охрана труда в лесном хозяйстве. М.: ООО Издательский дом «Лесная промышленность», 2006

23. Гражданский кодекс РФ. Ч. I, 1994

24. Петров А.П., Бельдиева А.А., Дикарева О.А., Климонтова Л.Я. М.: ВНИИЛМ, 2002

Дополнительные источники:

1. Воронцов А.И., Мозолевская Е.Г., Соколова Э.С. Технология защиты леса. М.: Экология, 1991

2. Гусев В.И. Определитель повреждений лесных, декоративных и плодовых деревьев и кустарников. М.: Лесная промышленность, 1984

3. Щетинский Е.А. Авиационная охрана лесов. Учебное пособие для лётчиков-наблюдателей. М.: ВНИИЛМ, 2001

4. Анисимов В.П., Васенков В.А., Дмитриева И.В., Коленова С.Д. и др. Правоведение: практикум. М.: «Инфра-М», 2001

Учебное занятие № 1.

Введение

Задачи дисциплины, содержание и связь с другими дисциплинами. Краткая история охраны леса. Значение охраны лесов от пожаров.

Литература:

Основная: (19) стр. 4-8.

Методические указания

Кроме материала, изложенного в учебниках по вопросам «Введения» студентам необходимо изучать дополнительную литературу, а так же интернет ресурсы, публикации в специализированных журналах.

Литература

Основная: (1), (19) стр. 9 – 72, (22) стр. 10-17, (23)

Методические указания:

Изучение вопросов предлагаемой темы должно сочетаться с обязательными посещениями конторы лесничества (лесопарка), с целью ознакомления с работой службы лесной охраны и нормативно – правовой документаций используемой службой в работе, а так же с целью ознакомления со структурой лесничества (лесопарка), его должностными лицами. Необходимо проработать статьи лесного кодекса РФ, касающиеся вопросов охраны и защиты лесов.

Литература

Основная: (1), (18) стр. 122 – 126, (18)

Методические указания

Изучение темы следует начать с уяснения понятия лесохозяйственный регламент. Далее рассмотреть какие пункты входят в содержание лесохозяйственного регламента. Выяснить какие структуры занимаются разработкой и утверждением регламентов. Лесохозяйственные регламенты обязательны для исполнения гражданами, юридическими лицами, осуществляющими исполнение, охрану, защиту и воспроизводство лесов.

Методические указания

Лесной сектор – важнейшая экологическая, экономическая и социальная составляющая устойчивого развития России.

Общественные взаимоотношения определяются как правовой сферой, так и социально-психологической.

Понятие «общественность» в русском языке трактуется как «передовая часть общества, выражающая его мнение».

Вопросы участия общественности в принятии решений по проблемам лесного хозяйства, использования лесов и лесоуправления очень актуальны. При изучении темы следует найти ответ на вопросы, которые возникают при реализации профессиональной деятельности.

Литература

Основная: (1), (15) – стр. 41-45; (3)

Методические указания

Согласно Конституции РФ вопросы владения, пользования, распоряжения природными (в том числе лесными) ресурсами, природопользование и лесное законодательство относятся к предметам совместного ведения органов государственной власти РФ и субъектов РФ.

В рамках данных предметов ведения органы государственной власти РФ и субъектов РФ обладают определенным объемом нормотворческих, контрольно-надзорных, правоприменительных и иных полномочий.

Изучение темы следует начать со ст. 19 ЛК РФ. Необходимо разобраться в вопросе: кто и в каких случаях должен проводить мероприятия по охране, защите и воспроизводству лесов?

Литература

Основная: (1), (2), (14) стр. 51 – 158, (23)

Дополнительная: (4)

Методические указания

Изучение темы необходимо начать с понятия юридической ответственности и её видов, с понятия «лесонарушение», далее обратиться к соответствующим статьям Лесного кодекса РФ. Затем последовательно остановиться на видах юридической ответственности.

Рассматривая гражданско-правовую ответственность следует изучить условия и меры гражданско-правовой ответственности, формы и принципы возмещения вреда природной среде, взыскание неустойки и убытков.

Изучая административную ответственность за нарушение лесного законодательства, необходимо детально рассмотреть процедуру составления протокола о лесонарушении, рассмотрение дел о наложении штрафа, обжалование постановления о наложение штрафа.

Рассмотреть виды и состав преступлений, а также обратить внимание в каких случаях может возникать уголовная ответственность.

Как работает судебная и исполнительная система в РФ. Изучите стадии исполнительного производства в соответствии с федеральным законом от 02.10. 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве».

Литература

Основная: (1), (14) стр. 6 – 50

Дополнительная: (4)

Методические указания

Изучение темы следует начать с построения схемы структуры органов государственной власти РФ, осуществляющие государственный лесной контроль и надзор. Далее уяснить, какими правами и обязанностями наделена служба государственного контроля и надзора.

Следует знать, какие документы составляются по государственному лесному контролю. Необходимо также знать какие документы оформляются о нарушении лесного законодательства.

Литература

Основная: (19) стр. 72 – 101, (22) стр. 154-156

Методические указания

Для предупреждения пожаров и успешной борьбы с ними студенты-заочники должны знать причины возникновения, виды и формы лесных пожаров, классификацию их по скорости распространения кромки огня («сила пожаров») и элементы территории, охваченной пожаром (и изменение их при изменении направления ветра).

Студенту-заочнику необходимо обратиться в лесничество с целью ознакомления с картой-схемой ПП мероприятий лесничества; на ПХС – с целью ознакомления с журналом пожарной опасности по условиям погоды (хранится 10 лет) для уяснения напряженности данного пожароопасного сезона по срав­нению с предшествующими и для сопоставления работы ПХС (и др. лесопожарных служб) в соответствии с величиной «КП».

Кроме того, студенту-заочнику необходимо обратиться в ближайшее лесничество и ознакомиться с «Книгой учета лесных пожаров».

Литература

Основная: (19) стр. 101 - 166

Дополнительная: (3)

Методические указания

Студенты-заочники должны твердо усвоить, что предупредительные меры по борьбе с пожарами имеют первостепенное значение, т. к. уберечь лес от огня значительно легче, чем тушить пожары, возникшие в нем.

При изучении этой темы необходимо на месте ознакомиться со всеми объектами предупредительных мероприятий в лесу, обратив особое внимание на организацию взаимодействия и связи между всеми звеньями лесопожарных служб.

Кроме того, при посещении лесничества (лесопарка) необходимо выяснить, какими способами и в каком объеме ведется очистка лесосек и внелесосечной захламленности; методику работы с населением в целом и отдельными его контингентами (охотники, пастухи и т.п.); ознакомиться с долей участия членов школьного лесничества в проводимых мероприятиях.

Литература

Основная: (19) стр. 166 – 232, (22)

Дополнительная: (3)

Методические, указания

При изучении данной темы необходимо иметь в виду, что тушение разных видов и форм лесных пожаров имеет свои особенности; что при тушении одного и того же пожара могут применяться самые различные способы; однако главным является тот, который используется для остановки пожара по фронту его распространения.

Студенты-заочники должны уяснить и усвоить особенности технологии каждого способа тушения.

При тушении пожаров водой из имеющегося источника (пункта водозабора) руководитель и исполнители должны рассчитать возможную дальность подачи воды имеющимся в их распоряжении насосом.

Дальность подачи определяется по специальной формуле или по заранее составленным таблицам. При самых благоприятных условиях работы это расстояние не превышает 1 км.

При борьбе с лесными пожарами широко применяются химические вещества (усилители и смачиватели). Студенты-заочники должны уметь определять потребность в том или ином химическом веществе.

С 1972 года в лесном хозяйстве практикуется заблаговременный пуск огня по напочвенному покрову навстречу сильным низовым и верховым пожарам. Это – управляемый встречный низовой огонь или отжиг.

Отжиг по своему исполнению и тактическому назначению отличается от применявшегося ранее «встречного верхового огня»; он является более безопасным и действенным способом.

Литература

Основная: (20) стр. 245-251.

Методические указания

Большое внимание на состав растительности и свойства почв оказывают лесные пожары, которые часто охватывают огромные площади в лесной зоне.

При изучении данной темы необходимо иметь ясное представление о влиянии почвенных условий на возникновение и распространение лесных по­жаров, их связи с типами леса, условиями местообитания и составом леса.

Следует обратить внимание на круговорот элементов питания и резкое сокращение вовлечения элементов в биологический круговорот при верховых пожарах, а также на изменение физических свойств почв (плотности, влагоёмкости, водопроницаемости, воздухоёмкости и т.д.).

Литература

Основная: (11) стр. 330-338, (12) стр. 134-142

Методические указания

Одной из основных задач работников лесного хозяйства является охрана леса от пожаров, борьба с ними. Лесные пожары наносят народному хозяйству страны огромный ущерб. Поэтому изучению этой темы необходимо уделять особое внимание.

Для охраны лесов от пожаров разработаны и производятся технологиче­ские комплексы машин для:

- проведения профилактических мероприятий и противопожарной пропаганды (автомобиль лесной патрульный АЛЛ -10-66 -147 и др.);

- обнаружения лесных пожаров (различные пожарно-наблюдательные вышки и мачты, авиационная охрана лесов и т.д.);

- доставки рабочих и средств пожаротушения к очагам пожара (тот же АЛП-10-66-147, ВПЛ - 149А и др.);

- тушения лесных пожаров (мотопомпы, пожарные насосы, автомобили и многое другое).

Все вопросы данной темы в полном объеме изложены в рекомендуемой литературе. Вам необходимо обратить внимание на работу с ручным пожарным инструментом: зажигательными аппаратами, ранцевыми огнетушителями, а также изучить конструкции наиболее распространенных мотопомп: МЛП-0,2; МЛВ-1; МЛ-1/0,75; ПМП-Л1; МП-600Б и МП-800Б. Также передвижных по­жарных средств: ТЛП- 100; АЛЛ -10 - 66-147; АЛЛ -15 -Т150К -177; ВПЛ -149А и др.

Тема 12. Организация борьбы с лесными пожарами и планирование противопожарных мероприятий

Студент должен

уметь:

- составлять схемы противопожарных мероприятий, планов противопожарного устройства;

- рассчитывать потребности сил и средств пожаротушения;

- составлять годовые оперативныные планы противопожарных мероприятий;

знать:

- порядок привлечения дополнительных сил и средств для борьбы с лесными пожарами;

- мероприятия по организации тушения лесных пожаров;

- авиационную службу охраны лесов;

- основные виды работ, выполняемые ФБУ «Авиалесоохрана»;

- ответственность «Авиалесоохраны» перед лесохозяйственными учреждениями за выполнение договорных обязательств;

- применение авиационных сил и средств для обнаружения и тушения лесных пожаров;

- противопожарное устройство лесной территории.

Привлечение дополнительных сил и средств для борьбы с лесными пожарами. Авиационная служба охраны лесов. Порядок организации и осуществления авиационных работ. Авиационное патрулирование, выполнение работ связанных с обеспечением пожарной и санитарной безопасности в лесах, тушение пожаров. Развитие авиационной охраны и её оснащённость. Взаимодействие авиационной и наземной охраны лесов.

Основные задачи ИСДМ. Пользователи.

Противопожарное устройство лесной территории. Планы противопожарного устройства. Годовые оперативные планы противопожарных мероприятий.

Литература

Основная: (19) стр. 232- 284, (24) стр. 180-181

Дополнительная: (3)

Методические указания

Годовой оперативный план противопожарных мероприятий. Состоит из двух разделов. В первом разделе предусматриваются мероприятия, проводимые самими лесничествами, во втором – мероприятия по привлечению дополнительных сил и средств пожаротушения при возникновении ситуации стихийного развития лесных пожаров и охвате ими значительных территорий.

Второй раздел плана не позднее февраля должен быть внесен на утверждение соответствующих органов исполнительной власти.

С этим планом и его разделами студенты-заочники должны познакомиться в лесничестве.

Студенты-заочники должны хорошо уяснить разницу в организации руководства тушения «обычных пожаров» и крупных пожаров.

Крупными считаются пожары, распространившиеся на значительных площадях, для тушения которых сил и средств самих лесничеств и авиаподразделений недостаточно.

Авиационная борьба с лесными пожарами получает с каждым годом все большее признание и распространение. Студенты-заочники должны подробно ознакомиться с учебным материалом по ведению патрульных и разведочных полетов, по высадке парашютистов-пожарных, по доставке грузов и ис­пользованию водосливных устройств (в т. ч. и модульных).

Необходимо также получить представление о перспективах развития авиационного метода борьбы с лесными пожарами и использовании космических информационных систем.

И её задачи

Студент должен

уметь:

- пользоваться базой данных государственного учета лесов;

- работать в информационной системе дистанционного мониторинга «ИСДМ – Рослесхоз»;

знать:

- задачи информационного обеспечения;

- основные проблемы информационного обеспечения;

- космические средства и методы мониторинга лесных пожаров;

- функциональные подсистемы ГИС мониторинга и их задачи.

ГИС – мониторинг лесных пожаров. Функциональные подсистемы ГИС мониторинга и их задачи. База данных государственного учёта лесов. Типы базы данных ГИС о лесных пожарах. Картографическая составляющая банка данных ГИС. Цифровое изображение районов крупных пожаров. Учёт горимости лесов на неохраняемой территории.

Оценка воздействия огня на лесные экосистемы по космическим снимкам. Космические средства и методы наблюдения мониторинга лесных пожаров как дополнение к наземным и воздушным средствам наблюдения. Развитие и совершенствование космической системы мониторинга. Важность и стратегический характер ГИС мониторинга лесных пожаров.

Литература

Основная: (19) стр. 284 – 291, (21) стр. 118-121, 169-176

Методические указания

При изучении данной темы обязательным является не только работа с учебником, но и умение использовать компьютерные программы, можно порекомендовать обратиться в лесничество (лесопарк) и ознакомиться с принципами работы дистанционного мониторинга за лесными пожарами.

Литература

Основная: (19) стр. 291 – 297, (21).

Методические указания

Данная тема является достаточно важной, т.к. в охране лесов от пожаров используют GPS – приёмник позволяет определять места возникновения и площади лесных пожаров, места нахождения в лесу сил и средств пожаротушения, а так же принимать участие в управлении полётами патрульных самолётов и вертолетов. Чтобы получать данные сведения необходимо научиться грамотно пользоваться GPS приёмником. Для овладения навигатором работать с GPS приёмником можно обратиться в ближайшее лесничество (лесопарк).

Литература

Основная: (19) стр. 297 – 327, (15), (14)

Методические указания

Материал подробно изложен в учебниках. Необходимо только учитывать, что многие нормативные документы, на которые ссылаются авторы учебной литературы, изданной до 2007 года, утратили свою силу по причине изменения политической и экономической обстановки в стране.

Студенты-заочники должны уяснить, что грамотное и своевременное составление документов (протоколов) о лесонарушениях увеличивает эффективность применения лесного законодательства, поднимает авторитет государственной лесной охраны, снижает вероятность повторного лесонарушения.

Усвоение вопросов изучаемой темы будет более глубоким и основательным при посещении лесничества, где необходимо лично ознакомиться с практикой ведения и учета дел о лесонарушениях.

Вопросы к контрольной работе № 1.

1. Лесной кодекс РФ об охране лесов от пожаров.

2. Полномочия субъектов РФ в сфере лесных отношений.

3. Полномочия органов местного самоуправления в сфере лесных отношений.

4. Лесная охрана, её должностные лица и их полномочия.

5. Специализированная служба в охране лесов.

6. Школьные лесничества и их основные задачи.

7. Дайте определение понятию «общественность». Субъекты общественного участия.

8. Состав лесохозяйственного регламента, порядок разработки и срок действия.

9. Участие общественности в управлении лесами.

10. Порядок размещения заказа на выполнения работ по охране и защите леса.

11. Ответственность лиц, осуществляющих мероприятия по охране и защите лесов.

12. Порядок осуществления государственного контроля и надзора.

13. 13. Правила ведения лесного хозяйства в условиях радиоактивного загрязнения.

14. Радиационная безопасность, меры индивидуальной защиты при ведении лесного хозяйства в условиях радиоактивного загрязнения.

15. Структура и задачи авиационной охраны лесов.

16. Лесной пожар; его виды, условия развития (в т. ч. дневной цикл).

17. Работа с населением по предупреждению лесных пожаров и противопожарная пропаганда, их постановка в Вашем (ближайшем) лесничестве (лесопарке).

18. Рассчитать комплексный показатель пожарной опасности по условиям погодных данных («КП») и установить класс пожарной опасности (на каждый день) по следующим показателям:

Таблица № 1

Дата Температура Точка росы Комплексный показатель за сутки Осадки за сутки Комплексный показатель горимости Класс пожарной опасности
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       

Назначить регламент лесопожарных служб, исходя из установленного класса пожарной опасности. День выпадения осадков соответствует последней цифре вашего шифра, если цифра равна нулю осадки не выпадали. Количество выпавших осадков 3 мм.

19. Снижение уровня природной пожарной опасности насаждений.

20. Оценка лесных участков по степени природной пожарной опасности вашего (ближайшего) лесничества (лесопарка).

Примечание: берется три реальных участка (выдел, квартал) и на основании лесорастительной характеристики, дается заключение о степени пожарной опасности каждого из них.

21. Правила пожарной безопасности в лесах Российской Федерации; Структура «Правил пожарной безопасности в лесах Российской Федерации».

22. Противопожарные барьеры в лесу.

23. Регламентация работы лесопожарных служб.

24. Способы и приборы для обнаружения лесных пожаров.

25. Обнаружение лесных пожаров с помощью авиации.

26. Развитие и применение спутниковой информации по контролю за пожарами и пожарной обстановкой.

27. Характеристика первичных лесных горючих материалов и необходимость противопожарной очистки зон рекреации.

28. Управляемый огонь в лесу.

29. Организация пунктов приема донесений о лесных пожарах и организация связи между лесопожарными подразделениями.

30. Тактика и последовательность тушения лесных пожаров.

31. Способы тушения лесных пожаров (в т. ч. сочетание различных способов в зависимости от вида пожара).

32. Тушение пожаров водой (в т. ч. способы доставки воды).

33. Применение химических веществ (и определение потребности в них при тушении лесных пожаров).

34. Использование землеройной техники (агрегатов) при борьбе с лесными пожарами (цели и технические приемы).

35. Тушение лесных пожаров способом «отжиг горючих материалов». Виды отжига.

36. Тушение подземных пожаров. Особенности тушения пожаров в горах.

37. Ранцевые огнетушители и зажигательные аппараты, их применение.

38. Дотушивание пожаров, окарауливания пожарищ.

39. Тушение лесных пожаров с применением авиации, перспективы развития метода.

40. Руководство работами по тушению лесных пожаров.

41.Техника безопасности при тушении лесных пожаров.

42. Привлечение дополнительных сил и средств для борьбы с пожарами.

43. Ведомственная подсистема Российской системы чрезвычайных ситуаций («ВПРСЧС-лес») по борьбе с лесными пожарами; ее организация и задачи.

44. Взаимодействие авиации и наземных сил.

45. Показатели работы авиалесоохраны и контроль за выполнением взаимных обязательств.

46. Перспективы развития авиационной охраны и ее технической оснащенности.

47. Порядок ведения отчетности о лесных пожарах.

48. Годовой оперативный план противопожарных мероприятий.

49. Порядок оплаты работ на тушении лесных пожаров.

50. Противопожарная карта-схема лесничества (порядок составления; содержание).

51. Законодательные и нормативные документы по охране лесов от пожаров.

52. Информационная система мониторинга лесных пожаров и ее задачи.

52. GPS приемник и его применение.

53. Как влияют лесные пожары на почву и почвообразовательный процесс?

54. Лесонарушение. Виды лесонарушений (привести примеры из практики работы Вашей лесохозяйственной организации.

55. Виды ответственности за ущерб, причиненный лесному хозяйству.

56. Порядок фиксирования лесонарушений; документы иприложения к ним.

57. Оформление дел о взыскании ущерба, нанесенного лесному хозяйству и дальнейшее их направление.

58. Сроки рассмотрения дел о лесонарушениях и участие работников в них.

59. Сроки исковой давности и порядок обжалования неправильных решений (постановлений).

60. Учет и реализация незаконно добытой лесной продукции. Привести примеры из лесоохраной деятельности лесничества (лесопарка) за последние 2-3 года.

Учебное задание № 2

Литература

Основная: (16) с. 67-113

Дополнительная: (2)

Методические указания

Данная тема раздела является главнейшей для специалистов лесного хозяйства. Вредители леса наносят огромный ущерб лесному хозяйству, но бороться с ними можно только при хорошем знании их морфологии, биологии, экологии.

Г.Ф. Морозов писал: «В природе не существует полезных и вредных на­секомых, там все служит друг другу и взаимно приспособлено».

Вредными насекомые становятся в результате нарушения законов «об­щежития» в природе, т.е. когда численность какого-то живого организма (в данном случае насекомого) возрастает до такой степени, что начинает наносить вред другим компонентам леса.

Взаимосвязь всех живых организмов в природе хорошо показал академик В.Н. Сукачев, создав науку биоценологию.

Вам необходимо тщательно изучить морфологию (внешние отличитель­ные признаки), экологию (среду обитания), биологию (процессы жизнедеятель­ности) главнейших вредителей леса по группам вредности.

Учебный материал невозможно усвоить без наглядных пособий, поэтому необходимо пользоваться определителями, атласами, рисунками, собранным Вами практическим материалом (насекомые, повреждения растений), только таким образом Вы сможете приобрести знания.

Рекомендуем для лучшего усвоения и запоминания учебного материала составить конспект в форме таблицы по примерной схеме:

Литература

Основная: (16) с. 241 -281

Методические указания

С данной темы Вы начинаете изучение болезней взрослых насаждений. Некрозные, раковые и сосудистые болезни относятся к инфекционным болез­ням, их называют негнилевые болезни, т.к. распада растительных тканей не наблюдается.

Следует обратить внимание на то, что при некрозных и раковых болезнях поражаются камбий и луб, но характер течения этих болезней, наносимый ими вред насаждениям, возбудители болезней разные. Из некрозных болезней наи­более распространены нектриевый некроз лиственных пород, ценангиевый нек­роз сосны. Некрозы, в основном, остро протекающие болезни, сильно снижаю­щие прирост насаждений. Раковые болезни, в основном, хронические, приво­дящие насаждения к медленному усыханию. Особое внимание уделите изуче­нию рака-серянки, поперечного рака дуба, ступенчатым формам рака листвен­ных пород.

При изучении сосудистых болезней особое внимание обратите на диагно­стические признаки, проявляющиеся в древесине. Следует хорошо знать такие основные сосудистые болезни, как голландская болезнь ильмовых (графиоз), микоз дуба, вертициллезное усыхание лиственных пород (вилт).

В лесу встречаются самые разнообразные дереворазрушающие грибы. Вам следует наиболее тщательно изучить следующие:

Корневые и напенные гнили - корневая губка, опенок.

Стволовые гнили лиственных пород - настоящий, ложный, серно-желтый, дуболюбивый трутовики, ложный дубовый трутовик, дубовая, березовая губки.

Стволовые гнили хвойных пород – сосновая, еловая губки, лиственничная губка, окаймленный трутовик.

Следует помнить, что хвойные породы в отличие от лиственных имеют иммунитет к гнилевым болезням стволов в форме смоляных ходов.

Нужно хорошо знать расположение гнили в дереве, тип гнилей, окраску и структуру гнили, стадии гниения, внешний вид плодового тела гриба, вызы­вающего гниль дерева, форму гименофора.

Изучите основные виды грибов, вызывающих гниение мертвой древесины, характер проявления и течения процесса гниения древесины на складах, в сооружениях, зданиях, при хранении в лесу.

При изучении темы следует пользоваться атласами, альбомами, практическим материалом, собранным Вами.

Учебный материал в достаточном объеме изложен в рекомендуемой ли­тературе.

Литература

Основная: (1), (4), (5), (8), (16) с. 281-298

Дополнительная: (1) с. 28 -132

Методические указания

Федеральный орган управления лесным хозяйством уделяет большое внимание изучению вопросов по организации, назначению и технике проведе­ния лесозащитных мероприятий, т.к. данные работы в лесу являются основопо­лагающими при выращивании здорового, высокопродуктивного леса.

Базой для изучения данного раздела являются знания, приобретенные Вами при изучении предыдущих тем. Чтобы правильно планировать и проводить лесозащитные мероприятия нужно хорошо знать вредные и полезные для леса организмы, кроме того, нужно хорошо знать почвоведение, дендрологию и лесоведение, лесную таксацию, чтобы уметь определять причину заболевания, правильно и своевременно назначать лесозащитные мероприятия, правильно отводить лесную площадь, предназначенную для проведения лесозащитных мероприятий.

Лесозащитные работы начинаются с лесопатологического мониторинга и обследований лесных массивов. Для ознакомления с данными работами следует проработать соответствующие руководства (см. приказ Рослесхоза № 523 от 29.12. 2007).

Нужно хорошо знать организацию службы лесозащиты, права и обязан­ности должностных лиц, особенно межрайонного инженера-лесопатолога, пра­ва и обязанности которого в вопросах лесозащиты весьма обширны.

Необходимо посетить лесничество, обратиться к участковому лесничему или инженеру по защите и охране леса, ознакомиться с действующей нормативной документацией по лесозащите, с организацией надзора за появлением и распространением вредителей и болезней в данном лесничестве, посмотреть «Объяснительную записку» к таксационному описанию с целью ознакомления с системой лесозащитных мероприятий, намеченных инвентаризационным лесопатологическим обследованием в период лесоустройства.

Обратите внимание на лесохозяйственные методы борьбы, которые за­ключаются в повышении устойчивости леса к болезням и вредителям, они на­чинаются с момента сбора семян (поговорка: «лес начинается с шишки» – со здорового неповрежденно

Наши рекомендации