Дело начальника милиции И.В. Васильева
Васильев Иван Васильевич, 27 апреля 1904 года рождения, уроженец хутора Филькино Заручьевской волости Бежецкого уезда, исполняющий обязанности начальника Карельского окружного отдела милиции.
3 августа 1938 года прокурор Лихославльского района Старостин написал докладную записку на имя прокурора Калининской области. В ней говорилось, что 2 августа газета «Карельская правда» опубликовала статью помощника начальника Карельского окружного отдела милиции сержанта Ершова, под названием «Прокурор Старостин – покровитель преступников». В ней Ершов указал факт ареста стахановки Шумилиной, санкцию на который дал он, как прокурор района.
Старостин писал, что 28 июля 1938 года при проверке камеры предварительного заключения (КПЗ), он выявил арестованных четверых несовершеннолетних: Осипова Владимира, Тютина Михаила, Комракова Федора и Тихомирова Виктора. Их на квартирах арестовал оперуполномоченный уголовного розыска Хвалынский с санкции начальника милиции Васильева. Об этом факте Старостин доложил исполняющему обязанности прокурора округа Семенову, который составил акт в присутствии Васильева, и предложил немедленно освободить несовершеннолетних, которые были арестованы незаконно.
В отместку за этот факт, Ершов написал статью в газету об аресте Шумилиной, дело которой вела не милиция, а УНКВД по Карельскому округу. Санкцию на ее арест давал непосредственно прокурор округа, Ершову об этом было хорошо известно.
В отношении Ф. Иванова и П. Иванова, которые в день выборов в Верховный Совет РСФСР избили Французова, Старостин предложил Васильеву рассмотреть их дело в судебном порядке, так как они являлись колхозниками деревни Язвище. Начальник милиции Васильев их из-под стражи не освободил и оформил дело на внесудебное рассмотрение. Прокурор Лихославльского района Старостин просил изучить это дело в областном управлении милиции.
Учитывая, что не было веских доказательств по факту кражи жительницей поселка Калашниково Николаевой и ее сыном денег в сумме 350 рублей у пьяного председателя колхоза «Пламя труда», Старостин не дал санкцию на ее арест. Также обстояли дела в отношении Воробьева. Пискарева. Веселова, в отношении которых он не дал санкции на арест. Именно в этом его и обвинял сержант милиции Ершов.
В докладной записке прокурор Старостин писал, что начальник Карельского окружного отдела милиции Васильев игнорирует его устные и письменные указания в том, что, прежде всего, надо разобраться, а потом арестовывать человека. С 21 апреля по 1 августа 1938 года из 77 арестованных были освобождены самим начальником отдела Васильевым без предъявления обвинения 17 человек, или более 20% из числа арестованных.
Начальник окружного отдела милиции Васильев и его помощники сначала арестовывали, а потом вели следствие, при отказе в даче санкции на арест поднимают шум, что прокурор района не дает им вести борьбу с преступным элементом. Старостин писал, что работая прокурором в течение 8 лет, он не является прокурором «Чего изволите?» Он просил направить ответственных работников областной прокуратуры для проверки фактов, изложенных в газете Ершовым.
Одновременно с заметкой Ершова в газете «Карельская правда» донесение о работе прокурора Старостина в Калининский обком партии написал кандидат в члены ВКП (б), председатель колхоза «Аврора» Е.В. Соболев [152].
Начальник Карельского окружного отдела милиции И.В. Васильев был арестован 5 августа 1938 года. Меру пресечения ему избрал начальник 2-го отделения 3-го отдела УНКВД по Калининской области младший лейтенант госбезопасности Асташкин, согласился начальник 3-го отдела капитан госбезопасности Доценко, утвердил начальник УНКВД по Калининской области капитан госбезопасности Никонов, согласился областной прокурор Максимов.
При обыске была изъята Почетная грамота и значок «Почетный работник Рабоче-крестьянской милиции», которыми за службу был награжден Васильев. Постановление об аресте было объявлено Васильеву через 2 месяца и 11 дней после ареста – 16 октября 1938 года. В тот же день, 16 октября, Васильеву было предъявлено обвинение в том, что, будучи на работе в органах милиции, изменил родине, вступил в карельскую буржуазно-националистическую шпионско-повстанческую организацию.
Срок содержания под арестом Васильева постоянно продлевался каждый месяц до 14 января 1939 года. На третий день после ареста Васильев написал заявление на имя начальника УНКВД Калининской области Никонова, что будет давать откровенные показания о своей антисоветской деятельности. Что в буржуазно-националистическую организацию он был завербован в 1937 году В.И. Ивановым – секретарем Карельского окружкома ВКП (б). В тот же день, 8 августа 1938 года, Васильев начал давать собственноручные показания, которые он писал до 26 сентября 1938 года на 68 развернутых листах.
Заявил, что был завербован в карельскую буржуазно-националистическую организацию в 1935 году Смирновым – работником научно-методическим кабинетом. Смирнов сказал ему, какие задачи ставит перед собой эта организация.
1.Создание единой латинизированной письменности среди карельского населения Советского Союза.
2.Объединение калининских карел с петрозаводскими карелами на основе территориального объединения. Это объединения должно произойти при активной помощи Финляндии во время военных действий западных стран совместно с Финляндией против Советского Союза.
3.Подготовка национальных кадров из карел для повстанческого движения [153].
Кроме многочисленных показаний Васильева в деле имеются протоколы очных ставок его с П.П. Смирновым и И.С. Беляковым, где все они подтвердили свое участие в карельской буржуазно-националистической организации. Очные ставки одновременно проводили три сотрудника УНКВД: помощник начальника УНКВД старший лейтенант госбезопасности Дергачев, начальник 3-го отдела УНКВД капитан госбезопасности Доценко и помощник начальника 8-го отдела УНКВД сержант госбезопасности Рабинович [154].
Виновность Васильева следователи доказывали выписками из протоколов допросов арестованных В.И. Иванова, И.С. Белякова, П.П. Смирнова, Д.М. Петрова. Позднее Васильев и другие обвиняемые отказались от своих показаний, добытых следователями с помощью пыток.
Уголовное дело в отношении Ивана Васильевича Васильева было прекращено 7 апреля 1939 года сержантом госбезопасности Митрофановым. Утвердил постановление о прекращении уголовного дела и освобождения Васильева из-под стражи начальник Калининского УНКВД Токарев, Васильев был освобожден из-под стражи на следующий день, 8 апреля 1939 года [155].