Техническое обслуживание и диагностика машин

ФГБОУ ВО НОВОСИБИРСКИЙ ГАУ

ИНЖЕНЕРНЫЙ ИНСТИТУТ

Техническое обслуживание и диагностика машин

Техническое обслуживание и диагностика машин - student2.ru

Новосибирск 2017

Кафедра эксплуатации машинно-тракторного парка

УДК 631.3.004. (075.8)

Составитель: д-р техн. наук, проф. Ю.Н. Блынский

канд. техн. наук, доцент В.С. Кемелев

канд. техн. наук, доцентА.А. Долгушин

Рецензент: канд. техн. наук, доц. П.И. Федюнин

Техническое обслуживание и диагностика машин: учебно-методич. пособие / Новосиб. гос. аграр. ун-т. Инж. ин-т; сост.: Ю.Н.Блынский, В.С. Кемелев, А.А. Долгушин – Новосибирск, 2017. – 18 с.

Учебно-методическое пособие для выполнениярасчетно-графической работыпо теме «Планирование технического обслуживания парка тракторов» предназначено для бакалавров Инженерного института очной и заочной форм обучения, Новосибирского государственного аграрного университета понаправлению подготовки - «Агроинженерия».

В Учебно-методическом пособии излагаются методы инженерных расчетов при проектировании технического обслуживания машин. В зависимости от состава машинно-тракторного парка и желаемой точности применяются несколько методов расчета.

Рассмотрено и рекомендовано к изданию на заседании Учебно-методического совета Инженерного института НГАУ (протокол № 6 от 31 января 2017г.).

Ó Новосибирский государственный аграрный университет, 2017

Ó Инженерный институт, 2017

ВВЕДЕНИЕ

Учебно-методическое пособие предназначено для практических занятий по планированию ТО МТП и при выполнении расчетно-графической работы. Вместе с тем оно будет полезно и для самостоятельной работы студентов очной и заочной форм обучения.

Для профиля «Технические системы в агробизнесе» в расчетно-графической работенеобходимо дать основные технические характеристики тракторов (согласно заданию) и область их применения в сельскохозяйственном производстве. Произвести расчеты технического обслуживания аналитическим и графическим методами по каждому трактору, по наработке марки тракторов и средневзвешенной периодичности для всего парка заданного варианта, а также необходимо разработать технологическую карту на проведение технического обслуживания (ТО-2) за трактором класса 3т или 5т. Графики интегральных кривых расхода топлива по маркам тракторов и технологическую карту для ТО-2 необходимо изобразить на листе формата А1.

1. Краткая характеристика методов планирования ТО тракторов

и выбор задания

В первой части расчетно-графической работы необходимо привести характеристику тракторов по основным показателям и область их использования в сельскохозяйственном производстве.

В зависимости от численности парка тракторов (у фермера, в бригаде, отделении, цехе, хозяйстве и т. п.), назначения плановых показателей, точности расчетов планирование ТО может проводиться различными методами. В практике наибольшее распространение имеют следующие методы планирования ТО:

– индивидуальные (аналитический, графический).

– усредненные (по наработке марки тракторови средневзвешенной периодичности).

Среди всех методов планирования ТО наиболее точны методы индивидуального планирования, так как они позволяют определить все виды ТО в планируемом периоде для каждого отдельного трактора, а так же примерную дату проведения ТО (графический метод).

Усредненные методы применяют для расчетов при планировании ТО крупных парков тракторов при экономических расчетах. В этом случае планирование может вестись по суммарной наработке отдельных марок тракторов, или средневзвешенной периодичности ТО для данного парка тракторов.

Недостаток этого способа – обезличивание индивидуальных особенностей конкретных тракторов.

Исходные данные по планированию ТО тракторов принимаются из табл. 1.1 – 1.3 путем нахождения трехзначного числа по формуле:

для студентов очной формы обучения

Чз=(500 - 2NЗК) (1.1)

для студентов заочной формы обучения

Чз=(500 - 2NЗК)+1, (1.2)

где NЗК – цифры номера зачетной книжки или шифра.

Пример. Зачетная книжка студента заочной формы обучения М 06072. Значит NЗК = 072. Тогда Чз = (500 – 072 × 2) + 1 = 356 + 1 = 357. Цифра 3 – это вариант 3 из табл. 1.1, цифра 5 – вариант 5 из табл. 1.2, цифра 7 – вариант 7 из табл. 1.3.

Марку трактора для разработки технологической карты технического обслуживания (ТО-2) студент выбирает для трактора класса 3т или 5т, по согласованию с преподавателем.

Таблица 1.1

Планируемая средняя наработка на один трактор*

Марка трактора Средний расход топлива по кварталам, т
вариант
I II III IV I II III IV I II III IV I II III IV
К-744 Р.1 - - - - - - - -
ХТЗ-150К-09 - - - -
«Беларус-800» «Беларус-82.1»
ВТ-100Д - - - -
Т-402.01 - -

________________

* Планируемая средняя наработка по кварталам года и наработка одного трактора от последнего ТО-3даны как среднее арифметическое значение. При расчетах следует поступать следующим образом. Допустим, имеются три трактора ВТ-100Д со средней наработкой до планируемого периода 4 т. Каждому трактору присваивается хозяйственный номер, например, №5, 6, 7, а наработка до планируемого периода может быть у трактора №5 – 3 т, у №6 – 4 т, у №7 – 5т.

По такому же принципу определяется планируемая средняя наработка по кварталам для каждого трактора с учетом его хозяйственного номера.

Таблица 1.2

Наличие тракторов

Марка трактора Количество тракторов, шт.
вариант
К-744 Р.1
ХТЗ-150К-09
«Беларус-800» «Беларус-82.1»
ВТ-100Д
Т-402.01

Таблица 1.3

Наработка от последнего ТО-3 на начало планируемого периода

Марка трактора наработка от последнего ТО-3, т
вариант
К-744 Р.1
ХТЗ-150К-09 1,5 3,5 5,5
«Беларус-800» «Беларус-82.1» 0,5 1,0 2,0 2,5 3,0 3,5 3,2 2,8 2,4 2,0
ВТ-100Д 1,0 1,5 2,0 2,5 3,5 4,0 4,5 4,8 4,2
Т-402.01 7,5 6,5 5,5 4,5

Таблица 1.4

Исходные данные

Марки тракторов и их количество, шт. (вариант 7. см. табл.1.2) Средний расход топлива по кварталам, т (вариант 4, см. табл. 1.1) Наработка от последнего ТО-3 на начало планируемого периода, т (вариант 9, см. табл. 1.3)
I II III IV
К-744.Р1 -
«Беларус-800» «Беларус-82.1» 2,4
ВТ-100Д - - 4,8

Таблица 1.5

Исходные данные с учетом*

Марки тракторов и их количество, шт. (вариант 7. см. табл.1.2) Расход топлива по кварталам, т (вариант 4, см. табл. 1.1) Наработка от последнего ТО-3 на начало планируемого периода, т (вариант 9, см. табл. 1.3)
I II III IV
К-744.Р1 №1 №2 -
«Беларус-800» «Беларус-82.1» №3 №4 №5 1,2
ВТ-100Д №6 №8 №9 - - - - - - 3,2

2. Индивидуальные методы планирования ТО

Планирование ТО по наработке марки трактора

Количество разных видов ТО определяют по планируемой наработке. При этом предстоящую наработку всех тракторов одной марки суммируют. Расчеты ведут, начиная с высших видов ТО:

– количество ТО-3

Техническое обслуживание и диагностика машин - student2.ru ; (3.1)

– количество ТО-2

Техническое обслуживание и диагностика машин - student2.ru ; (3.2)

– количество ТО-1

Техническое обслуживание и диагностика машин - student2.ru , (3.3)

где кi – количество тракторов одноименной марки.

Сезонные ТО планируют для тракторов, используемых в зимний период времени, а число ресурсных диагностирований определяют по сумме ТО-3.

Планирование ТО по средневзвешенной периодичности

Этот способ удобен для организации работы службы мастеров-наладчиков. Зная средневзвешенную периодичность ТО и контролируя расход топлива по всему парку, можно узнать количество ТО, которые надо проводить в тот или иной календарный промежуток времени. При этом отдельный трактор не выделяется.

Объемы работ по ТО необходимо рассчитывать в соответствии с количеством расходуемого топлива, структурой и количественным составом МТП. Работу специализированных звеньев по ТО надо планировать для весенне-летнего и осенне-зимнего периодов.

Количество ТО можно рассчитывать в следующем порядке.

Определить общий расход топлива на работу тракторов за период полевых работ – Qp.

Определить средневзвешенную периодичность ТО-1 тракторов:

qср. то-1=( q то-1.1×к1+ q то-1.2× к2 + ... + q то-1.n×кn)/( к1+ к2+...+ кn), (3.4)

где q то-1.1, q то-1.2, q то-1.n – периодичность ТО-1 по маркам тракторов, в тоннах израсходованного топлива (см. табл.2.1)

к1, к2,... кn – количество тракторов одноименной марки.

Для каждого последующего вида ТО надо подсчитать средневзвешенную периодичность:

qср. то-2 = 4 qср. то-1; (3.5)

qср. то-3 = 8 qср. то-1; (3.6)

qср. тр = 16 qср. то-1; (3.7)

qср. кр= 48 qср. то-1; (3.8)

Определить количество планируемых ТО на планируемый период :

nрто-1=3/4 Qр/ qср. то-1; (3.9)

nрто-2=1/2 Qр/ qср. то-2; (3.10)

nрто-3=1/2 Qр/ qср. то-3; (3.11)

nртр= 2/3 Qр/ qср. тр; (3.12)

nркр= Qр/ qср..кр; (3.13)

где Qр – общий расход топлива тракторами в планируемый период, кг ;

3/4, 1/2 и 2/3 – коэффициенты, учитывающие очередность проведения ТО и ТР при периодичности обслуживаний 125, 500 и 1000 мото-ч.

4.Определение трудоемкости ТО, продолжительности простоев
тракторов на ТО, числа исполнителей и коэффициента
технического использования тракторов

4.1. Расчет трудоемкости и продолжительности
простоев тракторовна ТО

Затраты труда и продолжительность простоев на ТО необходимо определять с учетом нормативов трудоемкости ТО и норм времени простоя (табл. 4.1) по видам ТО и маркам тракторов.

Таблица 4.1

Нормативы трудоемкости ТО тракторов,* чел.-ч

Марка трактора Обслуживание при использовании тракторов
ЕТО ТО-1 ТО-2 ТО-3 СТО
К-744 Р.1 0,6 2,2 11,6 25,2 18,3
ХТЗ-150К-09 0,2 1,9 6,8 42,3 5,3
«Беларус-800» «Беларус-82.1» 0,5 2,7 6,4 21,4 17,1
ВТ-100Д 0,5 1,7 5,7 31,8 16,5
Т-402.01 0,4 2,7 6,9 19,8 3,5

* Нормативы продолжительности времени простоя в часах при проведении ТО тракторов ориентировочно составляют 0,5 от нормативов трудоемкости ТО.

Расчет затрат труда и продолжительности простоев тракторов можно производить по формулам

Зт.об.= SnТО-1×Зт.ТО-1 + SnТО-2×Зт.ТО-2 + SnТО-3×Зт.ТО-3 +SnСТО×Зт.СТО; (4.1)

tоб= SnТО-1×tТО-1+SnТО-2×tТО-2+SnТО-3×tТО-3+SnСТО×tСТО, (4.2)

где Зт.об. – общая трудоемкость ТО, чел.-ч ;

tоб – общие затраты времени простоя тракторов на ТО, ч ;

nТО-1, nТО-2, nТО-3, nСТО – количество разных видов ТО соответственно по маркам тракторов, шт.;

Зт.ТО-1 , Зт.ТО-2 , Зт.ТО-3 , Зт.СТО – трудоемкость разных видов ТО соответственно по маркам тракторов, чел.-ч;

tТО-1 , tТО-2 , tТО-3 , tСТО– продолжительность простоя на разных видах ТО соответственно по маркам тракторов, ч.

Трудоемкость полевого ремонта для всех методов расчета можно принять в пределах 0,25-0,36 от Зт.об.

Зт.пр=(0,25-0,36) Зт.об, (4.3)

а продолжительность простоя tпр – соответственно в пределах 0,30-0,50 от tоб

tпр=(0,30-0,50) tоб . (4.4)

Таким образом, трудоемкость и продолжительность простоев при периодических ТО и полевых ремонтах тракторов на планируемый период равны

Зтр= Зт.об+ Зт.пр; (4.5)

tр=tоб+ tпр. (4.6)

Результаты расчетов необходимо свести в таблицу 4.2.

Таблица 4.2 Расчетные данные о планировании ТО тракторов

Марка трактора Хоз. номер Количество ТО Трудоемкость, чел.-ч. Продолжительность простоя, ч
    ТО-1 ТО-2 ТО-3 СТО ТО-1 ТО-2 ТО-3 СТО пол. рем. общая ТО-1 ТО-2 ТО-3 СТО пол. рем. общая
Аналитический способ
                                   
                                   
                                   
                                   
                                   
                                   
                                   
                                   
Итого                                  
Графический способ
                                   
                                   
                                   
                                   
                                   
                                   
                                   
                                   
Итого                                  
По наработке марки тракторов
                                   
Итого                                  
По средневзвешенной периодичности
                                   
Итого                                  

4.2.Определениеколичества исполнителей и коэффициент
технического использования тракторов

Количество исполнителей периодических и сезонных ТО определяется по формуле

m = Зт.об/ Ф, (4.7)

где Ф – фонд рабочего времени исполнителя, ч.

Условно фонд рабочего времени слесаря при работе на стационаре при выполнении одного вида ТО равен примерно 1900 ч в год. В связи с тем, что при проведении ТО меняются виды работ, фонд рабочего времени можно определить по формуле:

Ф = Др×Тсм×aсм, (4.8)

где Др – число рабочих дней планируемого периода с учетом праздничных и выходных;

Тсм – продолжительность смены, Тсм = 10 ч.

aсм – коэффициент использования времени смены (для стационарных пунктов ТО – СПТО aсм =0,8-0,85, а для передвижных средств – агрегат технического обслуживания – АТО – aсм =0,6-0,7).

Для определения коэффициента технического использования необходимо знать время работы тракторов и простоев на разных видах ТО, в том числе и ЕТО.

В связи с тем, что периодичность проведения ТО в мото-часах составляет 125, а количество разных видов ТО определено по израсходованному топливу, то можно рассчитать примерную наработку трактора в моточасах:

Тмч = 125Sni , (4.9)

где Sni – общее количество периодических ТО.

Условно сравнивая астрономический час и моточас, можно определить время работы трактора и число нормосмен, выполненных им по формулам

Тр = 1,25Тмч; (4.10)

Н = Тр / 10, (4.11)

где Н – количество смен за время работы трактора;

Тр – время работы трактора, ч.

Продолжительность простоев на выполнении ЕТО трактора можно определить по формуле

ТЕТО= tЕТО×Н, (4.12)

где tЕТО– норма простоя трактора на ЕТО, ч (см. сноску под табл. 4.1).

Годовые затраты времени на выполнение разных видов ТО определяют как суммарные:

ТТО= tоб + tпр + ТЕТО. (4.13)

Коэффициент технического использования определяют из соотношения :

t = Тр / (Тр+ ТТО). (4.14)

Общие выводы

Необходимо сделать общие выводы по выполненным расчетам при планировании технического обслуживания парка тракторов.

Список литературы

1. Диагностика и техническое обслуживание машин: учебник для студентов высш. Учеб. Заведений [А.Д. Ананьин, В.М. Михлин, И.И. Габитов и др.]. – М.: Издательский центр «Академия», 2015. – 432 с.

2. Техническая эксплуатация автомобилей: Учебник для вузов 4-е изд., перераб. и дополн. Кузнецов Е.С., Болдин А.П., Власов А.П. и др. - М.: Наука, 2004. – 535 с.

3. Практикум по эксплуатации МТП/ Под. Ред. Ю.Н.Блынского; Новосиб. гос. аграр. ун-т - Новосибирск 2008. – 263 с.

4. Техническая эксплуатация автомобилей: учебник для вузов. Дидманидзе О.Н., Солнцев А.А., Митягин Г.Е.и др. - М.: ООО «УМЦ «Триада», 2012. – 456 с.

5. Зангиев А.А., Скороходов А.Н. Практикум по эксплуатации МТП. – М.: КолосС, 2006. -320 с.

Составители: Блынский Юрий Николаевич

Кемелев Виктор Степанович

ФГБОУ ВО НОВОСИБИРСКИЙ ГАУ

ИНЖЕНЕРНЫЙ ИНСТИТУТ

Техническое обслуживание и диагностика машин

Техническое обслуживание и диагностика машин - student2.ru

Новосибирск 2017

Кафедра эксплуатации машинно-тракторного парка

УДК 631.3.004. (075.8)

Составитель: д-р техн. наук, проф. Ю.Н. Блынский

канд. техн. наук, доцент В.С. Кемелев

канд. техн. наук, доцентА.А. Долгушин

Рецензент: канд. техн. наук, доц. П.И. Федюнин

Техническое обслуживание и диагностика машин: учебно-методич. пособие / Новосиб. гос. аграр. ун-т. Инж. ин-т; сост.: Ю.Н.Блынский, В.С. Кемелев, А.А. Долгушин – Новосибирск, 2017. – 18 с.

Учебно-методическое пособие для выполнениярасчетно-графической работыпо теме «Планирование технического обслуживания парка тракторов» предназначено для бакалавров Инженерного института очной и заочной форм обучения, Новосибирского государственного аграрного университета понаправлению подготовки - «Агроинженерия».

В Учебно-методическом пособии излагаются методы инженерных расчетов при проектировании технического обслуживания машин. В зависимости от состава машинно-тракторного парка и желаемой точности применяются несколько методов расчета.

Рассмотрено и рекомендовано к изданию на заседании Учебно-методического совета Инженерного института НГАУ (протокол № 6 от 31 января 2017г.).

Ó Новосибирский государственный аграрный университет, 2017

Ó Инженерный институт, 2017

ВВЕДЕНИЕ

Учебно-методическое пособие предназначено для практических занятий по планированию ТО МТП и при выполнении расчетно-графической работы. Вместе с тем оно будет полезно и для самостоятельной работы студентов очной и заочной форм обучения.

Для профиля «Технические системы в агробизнесе» в расчетно-графической работенеобходимо дать основные технические характеристики тракторов (согласно заданию) и область их применения в сельскохозяйственном производстве. Произвести расчеты технического обслуживания аналитическим и графическим методами по каждому трактору, по наработке марки тракторов и средневзвешенной периодичности для всего парка заданного варианта, а также необходимо разработать технологическую карту на проведение технического обслуживания (ТО-2) за трактором класса 3т или 5т. Графики интегральных кривых расхода топлива по маркам тракторов и технологическую карту для ТО-2 необходимо изобразить на листе формата А1.

1. Краткая характеристика методов планирования ТО тракторов

и выбор задания

В первой части расчетно-графической работы необходимо привести характеристику тракторов по основным показателям и область их использования в сельскохозяйственном производстве.

В зависимости от численности парка тракторов (у фермера, в бригаде, отделении, цехе, хозяйстве и т. п.), назначения плановых показателей, точности расчетов планирование ТО может проводиться различными методами. В практике наибольшее распространение имеют следующие методы планирования ТО:

– индивидуальные (аналитический, графический).

– усредненные (по наработке марки тракторови средневзвешенной периодичности).

Среди всех методов планирования ТО наиболее точны методы индивидуального планирования, так как они позволяют определить все виды ТО в планируемом периоде для каждого отдельного трактора, а так же примерную дату проведения ТО (графический метод).

Усредненные методы применяют для расчетов при планировании ТО крупных парков тракторов при экономических расчетах. В этом случае планирование может вестись по суммарной наработке отдельных марок тракторов, или средневзвешенной периодичности ТО для данного парка тракторов.

Недостаток этого способа – обезличивание индивидуальных особенностей конкретных тракторов.

Исходные данные по планированию ТО тракторов принимаются из табл. 1.1 – 1.3 путем нахождения трехзначного числа по формуле:

для студентов очной формы обучения

Чз=(500 - 2NЗК) (1.1)

для студентов заочной формы обучения

Чз=(500 - 2NЗК)+1, (1.2)

где NЗК – цифры номера зачетной книжки или шифра.

Пример. Зачетная книжка студента заочной формы обучения М 06072. Значит NЗК = 072. Тогда Чз = (500 – 072 × 2) + 1 = 356 + 1 = 357. Цифра 3 – это вариант 3 из табл. 1.1, цифра 5 – вариант 5 из табл. 1.2, цифра 7 – вариант 7 из табл. 1.3.

Марку трактора для разработки технологической карты технического обслуживания (ТО-2) студент выбирает для трактора класса 3т или 5т, по согласованию с преподавателем.

Таблица 1.1

Планируемая средняя наработка на один трактор*

Марка трактора Средний расход топлива по кварталам, т
вариант
I II III IV I II III IV I II III IV I II III IV
К-744 Р.1 - - - - - - - -
ХТЗ-150К-09 - - - -
«Беларус-800» «Беларус-82.1»
ВТ-100Д - - - -
Т-402.01 - -

________________

* Планируемая средняя наработка по кварталам года и наработка одного трактора от последнего ТО-3даны как среднее арифметическое значение. При расчетах следует поступать следующим образом. Допустим, имеются три трактора ВТ-100Д со средней наработкой до планируемого периода 4 т. Каждому трактору присваивается хозяйственный номер, например, №5, 6, 7, а наработка до планируемого периода может быть у трактора №5 – 3 т, у №6 – 4 т, у №7 – 5т.

По такому же принципу определяется планируемая средняя наработка по кварталам для каждого трактора с учетом его хозяйственного номера.

Таблица 1.2

Наличие тракторов

Марка трактора Количество тракторов, шт.
вариант
К-744 Р.1
ХТЗ-150К-09
«Беларус-800» «Беларус-82.1»
ВТ-100Д
Т-402.01

Таблица 1.3

Наработка от последнего ТО-3 на начало планируемого периода

Марка трактора наработка от последнего ТО-3, т
вариант
К-744 Р.1
ХТЗ-150К-09 1,5 3,5 5,5
«Беларус-800» «Беларус-82.1» 0,5 1,0 2,0 2,5 3,0 3,5 3,2 2,8 2,4 2,0
ВТ-100Д 1,0 1,5 2,0 2,5 3,5 4,0 4,5 4,8 4,2
Т-402.01 7,5 6,5 5,5 4,5

Таблица 1.4

Исходные данные

Марки тракторов и их количество, шт. (вариант 7. см. табл.1.2) Средний расход топлива по кварталам, т (вариант 4, см. табл. 1.1) Наработка от последнего ТО-3 на начало планируемого периода, т (вариант 9, см. табл. 1.3)
I II III IV
К-744.Р1 -
«Беларус-800» «Беларус-82.1» 2,4
ВТ-100Д - - 4,8

Таблица 1.5

Исходные данные с учетом*

Марки тракторов и их количество, шт. (вариант 7. см. табл.1.2) Расход топлива по кварталам, т (вариант 4, см. табл. 1.1) Наработка от последнего ТО-3 на начало планируемого периода, т (вариант 9, см. табл. 1.3)
I II III IV
К-744.Р1 №1 №2 -
«Беларус-800» «Беларус-82.1» №3 №4 №5 1,2
ВТ-100Д №6 №8 №9 - - - - - - 3,2

2. Индивидуальные методы планирования ТО

Наши рекомендации