Техническое обслуживание и диагностика машин
ФГБОУ ВО НОВОСИБИРСКИЙ ГАУ
ИНЖЕНЕРНЫЙ ИНСТИТУТ
Техническое обслуживание и диагностика машин
Новосибирск 2017
Кафедра эксплуатации машинно-тракторного парка
УДК 631.3.004. (075.8)
Составитель: д-р техн. наук, проф. Ю.Н. Блынский
канд. техн. наук, доцент В.С. Кемелев
канд. техн. наук, доцентА.А. Долгушин
Рецензент: канд. техн. наук, доц. П.И. Федюнин
Техническое обслуживание и диагностика машин: учебно-методич. пособие / Новосиб. гос. аграр. ун-т. Инж. ин-т; сост.: Ю.Н.Блынский, В.С. Кемелев, А.А. Долгушин – Новосибирск, 2017. – 18 с.
Учебно-методическое пособие для выполнениярасчетно-графической работыпо теме «Планирование технического обслуживания парка тракторов» предназначено для бакалавров Инженерного института очной и заочной форм обучения, Новосибирского государственного аграрного университета понаправлению подготовки - «Агроинженерия».
В Учебно-методическом пособии излагаются методы инженерных расчетов при проектировании технического обслуживания машин. В зависимости от состава машинно-тракторного парка и желаемой точности применяются несколько методов расчета.
Рассмотрено и рекомендовано к изданию на заседании Учебно-методического совета Инженерного института НГАУ (протокол № 6 от 31 января 2017г.).
Ó Новосибирский государственный аграрный университет, 2017
Ó Инженерный институт, 2017
ВВЕДЕНИЕ
Учебно-методическое пособие предназначено для практических занятий по планированию ТО МТП и при выполнении расчетно-графической работы. Вместе с тем оно будет полезно и для самостоятельной работы студентов очной и заочной форм обучения.
Для профиля «Технические системы в агробизнесе» в расчетно-графической работенеобходимо дать основные технические характеристики тракторов (согласно заданию) и область их применения в сельскохозяйственном производстве. Произвести расчеты технического обслуживания аналитическим и графическим методами по каждому трактору, по наработке марки тракторов и средневзвешенной периодичности для всего парка заданного варианта, а также необходимо разработать технологическую карту на проведение технического обслуживания (ТО-2) за трактором класса 3т или 5т. Графики интегральных кривых расхода топлива по маркам тракторов и технологическую карту для ТО-2 необходимо изобразить на листе формата А1.
1. Краткая характеристика методов планирования ТО тракторов
и выбор задания
В первой части расчетно-графической работы необходимо привести характеристику тракторов по основным показателям и область их использования в сельскохозяйственном производстве.
В зависимости от численности парка тракторов (у фермера, в бригаде, отделении, цехе, хозяйстве и т. п.), назначения плановых показателей, точности расчетов планирование ТО может проводиться различными методами. В практике наибольшее распространение имеют следующие методы планирования ТО:
– индивидуальные (аналитический, графический).
– усредненные (по наработке марки тракторови средневзвешенной периодичности).
Среди всех методов планирования ТО наиболее точны методы индивидуального планирования, так как они позволяют определить все виды ТО в планируемом периоде для каждого отдельного трактора, а так же примерную дату проведения ТО (графический метод).
Усредненные методы применяют для расчетов при планировании ТО крупных парков тракторов при экономических расчетах. В этом случае планирование может вестись по суммарной наработке отдельных марок тракторов, или средневзвешенной периодичности ТО для данного парка тракторов.
Недостаток этого способа – обезличивание индивидуальных особенностей конкретных тракторов.
Исходные данные по планированию ТО тракторов принимаются из табл. 1.1 – 1.3 путем нахождения трехзначного числа по формуле:
для студентов очной формы обучения
Чз=(500 - 2NЗК) (1.1)
для студентов заочной формы обучения
Чз=(500 - 2NЗК)+1, (1.2)
где NЗК – цифры номера зачетной книжки или шифра.
Пример. Зачетная книжка студента заочной формы обучения М 06072. Значит NЗК = 072. Тогда Чз = (500 – 072 × 2) + 1 = 356 + 1 = 357. Цифра 3 – это вариант 3 из табл. 1.1, цифра 5 – вариант 5 из табл. 1.2, цифра 7 – вариант 7 из табл. 1.3.
Марку трактора для разработки технологической карты технического обслуживания (ТО-2) студент выбирает для трактора класса 3т или 5т, по согласованию с преподавателем.
Таблица 1.1
Планируемая средняя наработка на один трактор*
Марка трактора | Средний расход топлива по кварталам, т | |||||||||||||||
вариант | ||||||||||||||||
I | II | III | IV | I | II | III | IV | I | II | III | IV | I | II | III | IV | |
К-744 Р.1 | - | - | - | - | - | - | - | - | ||||||||
ХТЗ-150К-09 | - | - | - | - | ||||||||||||
«Беларус-800» «Беларус-82.1» | ||||||||||||||||
ВТ-100Д | - | - | - | - | ||||||||||||
Т-402.01 | - | - |
________________
* Планируемая средняя наработка по кварталам года и наработка одного трактора от последнего ТО-3даны как среднее арифметическое значение. При расчетах следует поступать следующим образом. Допустим, имеются три трактора ВТ-100Д со средней наработкой до планируемого периода 4 т. Каждому трактору присваивается хозяйственный номер, например, №5, 6, 7, а наработка до планируемого периода может быть у трактора №5 – 3 т, у №6 – 4 т, у №7 – 5т.
По такому же принципу определяется планируемая средняя наработка по кварталам для каждого трактора с учетом его хозяйственного номера.
Таблица 1.2
Наличие тракторов
Марка трактора | Количество тракторов, шт. | |||||||||
вариант | ||||||||||
К-744 Р.1 | – | – | – | – | – | – | ||||
ХТЗ-150К-09 | – | – | – | – | ||||||
«Беларус-800» «Беларус-82.1» | ||||||||||
ВТ-100Д | – | – | – | – | – | |||||
Т-402.01 | – | – | – | – | – |
Таблица 1.3
Наработка от последнего ТО-3 на начало планируемого периода
Марка трактора | наработка от последнего ТО-3, т | |||||||||
вариант | ||||||||||
К-744 Р.1 | ||||||||||
ХТЗ-150К-09 | 1,5 | 3,5 | 5,5 | |||||||
«Беларус-800» «Беларус-82.1» | 0,5 | 1,0 | 2,0 | 2,5 | 3,0 | 3,5 | 3,2 | 2,8 | 2,4 | 2,0 |
ВТ-100Д | 1,0 | 1,5 | 2,0 | 2,5 | 3,5 | 4,0 | 4,5 | 4,8 | 4,2 | |
Т-402.01 | 7,5 | 6,5 | 5,5 | 4,5 |
Таблица 1.4
Исходные данные
Марки тракторов и их количество, шт. (вариант 7. см. табл.1.2) | Средний расход топлива по кварталам, т (вариант 4, см. табл. 1.1) | Наработка от последнего ТО-3 на начало планируемого периода, т (вариант 9, см. табл. 1.3) | ||||
I | II | III | IV | |||
К-744.Р1 | – | - | ||||
«Беларус-800» «Беларус-82.1» | 2,4 | |||||
ВТ-100Д | - | - | 4,8 |
Таблица 1.5
Исходные данные с учетом*
Марки тракторов и их количество, шт. (вариант 7. см. табл.1.2) | Расход топлива по кварталам, т (вариант 4, см. табл. 1.1) | Наработка от последнего ТО-3 на начало планируемого периода, т (вариант 9, см. табл. 1.3) | ||||
I | II | III | IV | |||
К-744.Р1 | №1 №2 | – | - | |||
«Беларус-800» «Беларус-82.1» | №3 №4 №5 | 1,2 | ||||
ВТ-100Д | №6 №8 №9 | - - - | - - - | 3,2 |
2. Индивидуальные методы планирования ТО
Планирование ТО по наработке марки трактора
Количество разных видов ТО определяют по планируемой наработке. При этом предстоящую наработку всех тракторов одной марки суммируют. Расчеты ведут, начиная с высших видов ТО:
– количество ТО-3
; (3.1)
– количество ТО-2
; (3.2)
– количество ТО-1
, (3.3)
где кi – количество тракторов одноименной марки.
Сезонные ТО планируют для тракторов, используемых в зимний период времени, а число ресурсных диагностирований определяют по сумме ТО-3.
Планирование ТО по средневзвешенной периодичности
Этот способ удобен для организации работы службы мастеров-наладчиков. Зная средневзвешенную периодичность ТО и контролируя расход топлива по всему парку, можно узнать количество ТО, которые надо проводить в тот или иной календарный промежуток времени. При этом отдельный трактор не выделяется.
Объемы работ по ТО необходимо рассчитывать в соответствии с количеством расходуемого топлива, структурой и количественным составом МТП. Работу специализированных звеньев по ТО надо планировать для весенне-летнего и осенне-зимнего периодов.
Количество ТО можно рассчитывать в следующем порядке.
Определить общий расход топлива на работу тракторов за период полевых работ – Qp.
Определить средневзвешенную периодичность ТО-1 тракторов:
qср. то-1=( q то-1.1×к1+ q то-1.2× к2 + ... + q то-1.n×кn)/( к1+ к2+...+ кn), (3.4)
где q то-1.1, q то-1.2, q то-1.n – периодичность ТО-1 по маркам тракторов, в тоннах израсходованного топлива (см. табл.2.1)
к1, к2,... кn – количество тракторов одноименной марки.
Для каждого последующего вида ТО надо подсчитать средневзвешенную периодичность:
qср. то-2 = 4 qср. то-1; (3.5)
qср. то-3 = 8 qср. то-1; (3.6)
qср. тр = 16 qср. то-1; (3.7)
qср. кр= 48 qср. то-1; (3.8)
Определить количество планируемых ТО на планируемый период :
nрто-1=3/4 Qр/ qср. то-1; (3.9)
nрто-2=1/2 Qр/ qср. то-2; (3.10)
nрто-3=1/2 Qр/ qср. то-3; (3.11)
nртр= 2/3 Qр/ qср. тр; (3.12)
nркр= Qр/ qср..кр; (3.13)
где Qр – общий расход топлива тракторами в планируемый период, кг ;
3/4, 1/2 и 2/3 – коэффициенты, учитывающие очередность проведения ТО и ТР при периодичности обслуживаний 125, 500 и 1000 мото-ч.
4.Определение трудоемкости ТО, продолжительности простоев
тракторов на ТО, числа исполнителей и коэффициента
технического использования тракторов
4.1. Расчет трудоемкости и продолжительности
простоев тракторовна ТО
Затраты труда и продолжительность простоев на ТО необходимо определять с учетом нормативов трудоемкости ТО и норм времени простоя (табл. 4.1) по видам ТО и маркам тракторов.
Таблица 4.1
Нормативы трудоемкости ТО тракторов,* чел.-ч
Марка трактора | Обслуживание при использовании тракторов | ||||
ЕТО | ТО-1 | ТО-2 | ТО-3 | СТО | |
К-744 Р.1 | 0,6 | 2,2 | 11,6 | 25,2 | 18,3 |
ХТЗ-150К-09 | 0,2 | 1,9 | 6,8 | 42,3 | 5,3 |
«Беларус-800» «Беларус-82.1» | 0,5 | 2,7 | 6,4 | 21,4 | 17,1 |
ВТ-100Д | 0,5 | 1,7 | 5,7 | 31,8 | 16,5 |
Т-402.01 | 0,4 | 2,7 | 6,9 | 19,8 | 3,5 |
* Нормативы продолжительности времени простоя в часах при проведении ТО тракторов ориентировочно составляют 0,5 от нормативов трудоемкости ТО.
Расчет затрат труда и продолжительности простоев тракторов можно производить по формулам
Зт.об.= SnТО-1×Зт.ТО-1 + SnТО-2×Зт.ТО-2 + SnТО-3×Зт.ТО-3 +SnСТО×Зт.СТО; (4.1)
tоб= SnТО-1×tТО-1+SnТО-2×tТО-2+SnТО-3×tТО-3+SnСТО×tСТО, (4.2)
где Зт.об. – общая трудоемкость ТО, чел.-ч ;
tоб – общие затраты времени простоя тракторов на ТО, ч ;
nТО-1, nТО-2, nТО-3, nСТО – количество разных видов ТО соответственно по маркам тракторов, шт.;
Зт.ТО-1 , Зт.ТО-2 , Зт.ТО-3 , Зт.СТО – трудоемкость разных видов ТО соответственно по маркам тракторов, чел.-ч;
tТО-1 , tТО-2 , tТО-3 , tСТО– продолжительность простоя на разных видах ТО соответственно по маркам тракторов, ч.
Трудоемкость полевого ремонта для всех методов расчета можно принять в пределах 0,25-0,36 от Зт.об.
Зт.пр=(0,25-0,36) Зт.об, (4.3)
а продолжительность простоя tпр – соответственно в пределах 0,30-0,50 от tоб
tпр=(0,30-0,50) tоб . (4.4)
Таким образом, трудоемкость и продолжительность простоев при периодических ТО и полевых ремонтах тракторов на планируемый период равны
Зтр= Зт.об+ Зт.пр; (4.5)
tр=tоб+ tпр. (4.6)
Результаты расчетов необходимо свести в таблицу 4.2.
Таблица 4.2 Расчетные данные о планировании ТО тракторов
Марка трактора | Хоз. номер | Количество ТО | Трудоемкость, чел.-ч. | Продолжительность простоя, ч | |||||||||||||
ТО-1 | ТО-2 | ТО-3 | СТО | ТО-1 | ТО-2 | ТО-3 | СТО | пол. рем. | общая | ТО-1 | ТО-2 | ТО-3 | СТО | пол. рем. | общая | ||
Аналитический способ | |||||||||||||||||
Итого | |||||||||||||||||
Графический способ | |||||||||||||||||
Итого | |||||||||||||||||
По наработке марки тракторов | |||||||||||||||||
Итого | |||||||||||||||||
По средневзвешенной периодичности | |||||||||||||||||
Итого |
4.2.Определениеколичества исполнителей и коэффициент
технического использования тракторов
Количество исполнителей периодических и сезонных ТО определяется по формуле
m = Зт.об/ Ф, (4.7)
где Ф – фонд рабочего времени исполнителя, ч.
Условно фонд рабочего времени слесаря при работе на стационаре при выполнении одного вида ТО равен примерно 1900 ч в год. В связи с тем, что при проведении ТО меняются виды работ, фонд рабочего времени можно определить по формуле:
Ф = Др×Тсм×aсм, (4.8)
где Др – число рабочих дней планируемого периода с учетом праздничных и выходных;
Тсм – продолжительность смены, Тсм = 10 ч.
aсм – коэффициент использования времени смены (для стационарных пунктов ТО – СПТО aсм =0,8-0,85, а для передвижных средств – агрегат технического обслуживания – АТО – aсм =0,6-0,7).
Для определения коэффициента технического использования необходимо знать время работы тракторов и простоев на разных видах ТО, в том числе и ЕТО.
В связи с тем, что периодичность проведения ТО в мото-часах составляет 125, а количество разных видов ТО определено по израсходованному топливу, то можно рассчитать примерную наработку трактора в моточасах:
Тмч = 125Sni , (4.9)
где Sni – общее количество периодических ТО.
Условно сравнивая астрономический час и моточас, можно определить время работы трактора и число нормосмен, выполненных им по формулам
Тр = 1,25Тмч; (4.10)
Н = Тр / 10, (4.11)
где Н – количество смен за время работы трактора;
Тр – время работы трактора, ч.
Продолжительность простоев на выполнении ЕТО трактора можно определить по формуле
ТЕТО= tЕТО×Н, (4.12)
где tЕТО– норма простоя трактора на ЕТО, ч (см. сноску под табл. 4.1).
Годовые затраты времени на выполнение разных видов ТО определяют как суммарные:
ТТО= tоб + tпр + ТЕТО. (4.13)
Коэффициент технического использования определяют из соотношения :
t = Тр / (Тр+ ТТО). (4.14)
Общие выводы
Необходимо сделать общие выводы по выполненным расчетам при планировании технического обслуживания парка тракторов.
Список литературы
1. Диагностика и техническое обслуживание машин: учебник для студентов высш. Учеб. Заведений [А.Д. Ананьин, В.М. Михлин, И.И. Габитов и др.]. – М.: Издательский центр «Академия», 2015. – 432 с.
2. Техническая эксплуатация автомобилей: Учебник для вузов 4-е изд., перераб. и дополн. Кузнецов Е.С., Болдин А.П., Власов А.П. и др. - М.: Наука, 2004. – 535 с.
3. Практикум по эксплуатации МТП/ Под. Ред. Ю.Н.Блынского; Новосиб. гос. аграр. ун-т - Новосибирск 2008. – 263 с.
4. Техническая эксплуатация автомобилей: учебник для вузов. Дидманидзе О.Н., Солнцев А.А., Митягин Г.Е.и др. - М.: ООО «УМЦ «Триада», 2012. – 456 с.
5. Зангиев А.А., Скороходов А.Н. Практикум по эксплуатации МТП. – М.: КолосС, 2006. -320 с.
Составители: Блынский Юрий Николаевич
Кемелев Виктор Степанович
ФГБОУ ВО НОВОСИБИРСКИЙ ГАУ
ИНЖЕНЕРНЫЙ ИНСТИТУТ
Техническое обслуживание и диагностика машин
Новосибирск 2017
Кафедра эксплуатации машинно-тракторного парка
УДК 631.3.004. (075.8)
Составитель: д-р техн. наук, проф. Ю.Н. Блынский
канд. техн. наук, доцент В.С. Кемелев
канд. техн. наук, доцентА.А. Долгушин
Рецензент: канд. техн. наук, доц. П.И. Федюнин
Техническое обслуживание и диагностика машин: учебно-методич. пособие / Новосиб. гос. аграр. ун-т. Инж. ин-т; сост.: Ю.Н.Блынский, В.С. Кемелев, А.А. Долгушин – Новосибирск, 2017. – 18 с.
Учебно-методическое пособие для выполнениярасчетно-графической работыпо теме «Планирование технического обслуживания парка тракторов» предназначено для бакалавров Инженерного института очной и заочной форм обучения, Новосибирского государственного аграрного университета понаправлению подготовки - «Агроинженерия».
В Учебно-методическом пособии излагаются методы инженерных расчетов при проектировании технического обслуживания машин. В зависимости от состава машинно-тракторного парка и желаемой точности применяются несколько методов расчета.
Рассмотрено и рекомендовано к изданию на заседании Учебно-методического совета Инженерного института НГАУ (протокол № 6 от 31 января 2017г.).
Ó Новосибирский государственный аграрный университет, 2017
Ó Инженерный институт, 2017
ВВЕДЕНИЕ
Учебно-методическое пособие предназначено для практических занятий по планированию ТО МТП и при выполнении расчетно-графической работы. Вместе с тем оно будет полезно и для самостоятельной работы студентов очной и заочной форм обучения.
Для профиля «Технические системы в агробизнесе» в расчетно-графической работенеобходимо дать основные технические характеристики тракторов (согласно заданию) и область их применения в сельскохозяйственном производстве. Произвести расчеты технического обслуживания аналитическим и графическим методами по каждому трактору, по наработке марки тракторов и средневзвешенной периодичности для всего парка заданного варианта, а также необходимо разработать технологическую карту на проведение технического обслуживания (ТО-2) за трактором класса 3т или 5т. Графики интегральных кривых расхода топлива по маркам тракторов и технологическую карту для ТО-2 необходимо изобразить на листе формата А1.
1. Краткая характеристика методов планирования ТО тракторов
и выбор задания
В первой части расчетно-графической работы необходимо привести характеристику тракторов по основным показателям и область их использования в сельскохозяйственном производстве.
В зависимости от численности парка тракторов (у фермера, в бригаде, отделении, цехе, хозяйстве и т. п.), назначения плановых показателей, точности расчетов планирование ТО может проводиться различными методами. В практике наибольшее распространение имеют следующие методы планирования ТО:
– индивидуальные (аналитический, графический).
– усредненные (по наработке марки тракторови средневзвешенной периодичности).
Среди всех методов планирования ТО наиболее точны методы индивидуального планирования, так как они позволяют определить все виды ТО в планируемом периоде для каждого отдельного трактора, а так же примерную дату проведения ТО (графический метод).
Усредненные методы применяют для расчетов при планировании ТО крупных парков тракторов при экономических расчетах. В этом случае планирование может вестись по суммарной наработке отдельных марок тракторов, или средневзвешенной периодичности ТО для данного парка тракторов.
Недостаток этого способа – обезличивание индивидуальных особенностей конкретных тракторов.
Исходные данные по планированию ТО тракторов принимаются из табл. 1.1 – 1.3 путем нахождения трехзначного числа по формуле:
для студентов очной формы обучения
Чз=(500 - 2NЗК) (1.1)
для студентов заочной формы обучения
Чз=(500 - 2NЗК)+1, (1.2)
где NЗК – цифры номера зачетной книжки или шифра.
Пример. Зачетная книжка студента заочной формы обучения М 06072. Значит NЗК = 072. Тогда Чз = (500 – 072 × 2) + 1 = 356 + 1 = 357. Цифра 3 – это вариант 3 из табл. 1.1, цифра 5 – вариант 5 из табл. 1.2, цифра 7 – вариант 7 из табл. 1.3.
Марку трактора для разработки технологической карты технического обслуживания (ТО-2) студент выбирает для трактора класса 3т или 5т, по согласованию с преподавателем.
Таблица 1.1
Планируемая средняя наработка на один трактор*
Марка трактора | Средний расход топлива по кварталам, т | |||||||||||||||
вариант | ||||||||||||||||
I | II | III | IV | I | II | III | IV | I | II | III | IV | I | II | III | IV | |
К-744 Р.1 | - | - | - | - | - | - | - | - | ||||||||
ХТЗ-150К-09 | - | - | - | - | ||||||||||||
«Беларус-800» «Беларус-82.1» | ||||||||||||||||
ВТ-100Д | - | - | - | - | ||||||||||||
Т-402.01 | - | - |
________________
* Планируемая средняя наработка по кварталам года и наработка одного трактора от последнего ТО-3даны как среднее арифметическое значение. При расчетах следует поступать следующим образом. Допустим, имеются три трактора ВТ-100Д со средней наработкой до планируемого периода 4 т. Каждому трактору присваивается хозяйственный номер, например, №5, 6, 7, а наработка до планируемого периода может быть у трактора №5 – 3 т, у №6 – 4 т, у №7 – 5т.
По такому же принципу определяется планируемая средняя наработка по кварталам для каждого трактора с учетом его хозяйственного номера.
Таблица 1.2
Наличие тракторов
Марка трактора | Количество тракторов, шт. | |||||||||
вариант | ||||||||||
К-744 Р.1 | – | – | – | – | – | – | ||||
ХТЗ-150К-09 | – | – | – | – | ||||||
«Беларус-800» «Беларус-82.1» | ||||||||||
ВТ-100Д | – | – | – | – | – | |||||
Т-402.01 | – | – | – | – | – |
Таблица 1.3
Наработка от последнего ТО-3 на начало планируемого периода
Марка трактора | наработка от последнего ТО-3, т | |||||||||
вариант | ||||||||||
К-744 Р.1 | ||||||||||
ХТЗ-150К-09 | 1,5 | 3,5 | 5,5 | |||||||
«Беларус-800» «Беларус-82.1» | 0,5 | 1,0 | 2,0 | 2,5 | 3,0 | 3,5 | 3,2 | 2,8 | 2,4 | 2,0 |
ВТ-100Д | 1,0 | 1,5 | 2,0 | 2,5 | 3,5 | 4,0 | 4,5 | 4,8 | 4,2 | |
Т-402.01 | 7,5 | 6,5 | 5,5 | 4,5 |
Таблица 1.4
Исходные данные
Марки тракторов и их количество, шт. (вариант 7. см. табл.1.2) | Средний расход топлива по кварталам, т (вариант 4, см. табл. 1.1) | Наработка от последнего ТО-3 на начало планируемого периода, т (вариант 9, см. табл. 1.3) | ||||
I | II | III | IV | |||
К-744.Р1 | – | - | ||||
«Беларус-800» «Беларус-82.1» | 2,4 | |||||
ВТ-100Д | - | - | 4,8 |
Таблица 1.5
Исходные данные с учетом*
Марки тракторов и их количество, шт. (вариант 7. см. табл.1.2) | Расход топлива по кварталам, т (вариант 4, см. табл. 1.1) | Наработка от последнего ТО-3 на начало планируемого периода, т (вариант 9, см. табл. 1.3) | ||||
I | II | III | IV | |||
К-744.Р1 | №1 №2 | – | - | |||
«Беларус-800» «Беларус-82.1» | №3 №4 №5 | 1,2 | ||||
ВТ-100Д | №6 №8 №9 | - - - | - - - | 3,2 |
2. Индивидуальные методы планирования ТО