Нормативно-правовое регулирование в сфере сохранения и повышения плодородия почв
Нормативно-правовое регулирование в сфере сохранения и повышения плодородия почв можно рассматривать на трех уровнях власти:
· На федеральном
· На уровне субьектов федерации
· На муниципальном уровне
Целями осуществления мероприятий по поддержанию почвенного плодородия являются сохранение и рациональное использование земель сельскохозяйственного назначения и агроландшафтов, выполнение комплекса гидромелиоративных, культуртехнических, агрохимических, агролесомелиоративных, водохозяйственных и организационных мероприятий с использованием современных достижений науки и техники.
Для достижения поставленных целей необходимо решение следующих задач:
· систематическое воспроизводство и повышение природного плодородия почв;
· защита земель от затопления, подтопления, водной эрозии и воздействия других негативных техногенных факторов;
· сохранение и поддержание агроландшафтов в системе сельскохозяйственного производства, охрана сельскохозяйственных угодий от ветровой эрозии;
· внесение органических и минеральных удобрений;
· организация мониторинга плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения и формирование информационной базы данных по плодородию почв.
Мероприятия по поддержанию почвенного плодородия реализуются в рамках Федеральной целевой программы «Сохранение и восстановление плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения и агроландшафтов как национального достояния России на 2006 - 2010 годы», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 20 февраля 2006 г. N 99.
Программами предусматриваются как прямое выделение государственных инвестиций на строительство, реконструкцию и восстановление объектов мелиорации и проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, так и оказание государственной поддержки в отношении отдельных предусмотренных мероприятий.
Финансирование мероприятий по поддержанию почвенного плодородия направлено на:
· агрохимическую мелиорацию почв (известкование, фосфоритование);
· мелиоративные мероприятия на рыбохозяйственных водоемах;
· реконструкцию и восстановление мелиоративных систем;
· мониторинг плодородия почв на основе материалов агрохимического и эколого-токсикологического обследования.
Одной из причин падения плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения является неэффективность земельных отношений, медленный переход земли к ответственным и эффективным собственникам и пользователям.
В этой связи важно безотлагательно осуществить комплекс правовых и организационно-экономических мер по обеспечению повышения эффективности использования земель сельскохозяйственного назначения, сохранению и повышению плодородия почв в долгосрочной перспективе.
В этих целях в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 12.05.2008 № 724 «Вопросы системы и структуры федеральных органов исполнительной власти» и принятых в его исполнение решений Правительства Российской Федерации проделана определенная работа.
Разработаны основные направления совершенствования организационно-экономического и правового обеспечения регулирования земельных отношений в части земель сельскохозяйственного назначения, утвержден сетевой график по выполнению поручений Правительства Российской Федерации в сфере оборота и использования земель сельскохозяйственного назначения.
Координирует работу по реализации принятых решений Межведомственная рабочая группа по совершенствованию нормативной правовой базы в сфере оборота и использования земель сельскохозяйственного назначения, созданная распоряжением Правительства Российской Федерации (далее — Межведомственная рабочая группа).
В целях совершенствования земельного законодательства в рамках Межведомственной рабочей группы подготовлены проекты федеральных законов «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования оборота земель сельскохозяйственного назначения», «О внесении изменений в Федеральный закон «Об ипотеке (залоге недвижимости)» и Федеральный закон «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» и «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации» (в части создания дополнительных гарантий целевого использования земель племенных организаций).
С целью создания системы государственного мониторинга земель сельскохозяйственного назначения как природного ресурса, используемого в качестве главного средства производства в сельском хозяйстве, включая расширение мониторинга плодородия почв и мониторинга мелиорированных земель, разработана Концепция развития государственного мониторинга земель, используемых или предназначенных для ведения сельского хозяйства, и формирования государственных информационных ресурсов на период до 2020 года.
Силами федеральных государственных учреждений центров и станций агрохимической службы осуществляется мониторинг плодородия пашни, используемой сельскохозяйственными товаропроизводителями.