Характеристика туристических услуг. Определение сельского туризма
Туризм, туристская деятельность, туристская отрасль обладают множеством особенностей. Туризм выполняет одновременно экономические, социальные, политические, гуманитарные функции и др.
Туризм характеризуется непосредственно как временные выезды граждан Российской Федерации (РФ), иностранных граждан и лиц без гражданства с постоянного места жительства в оздоровительных, познавательных, профессионально-деловых, спортивных, религиозных и иных целях без занятия оплачиваемой деятельностью в стране (месте) временного пребывания; туристская деятельность - как деятельность туроператора и турагента по организации туристского путешествия.[1]
Согласно ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» от 24 ноября 1996 г. № 132-ФЗ, туристский продукт - это право на тур, предназначенное для реализации туристу (ст. 1), а индустрия туризма — совокупность гостиниц и иных средств размещения, средств транспорта, объектов общественного питания, объектов и средств развлечения, объектов познавательного, делового, оздоровительного, спортивного и иного назначения, организаций, осуществляющих туроператорскую и турагентскую деятельность, а также организаций, предоставляющих экскурсионные услуги и услуги гидов-переводчиков.
Также существует такое понятие как инфраструктура туризма. Это комплекс сооружений, инженерных и коммуникационных сетей дорог, средств связи, а также предприятий, обеспечивающих нормальный доступ туристов к туристским ресурсам.[2]
Туристический рынок - это сфера удовлетворения потребностей населения в услугах, связанных с отдыхом, содержательным проведением досуга или оздоровлением.[3]
На наличие большого количества подходов к определению туризма указывает А. В. Бабкин, который отмечает, что в отечественной и зарубежной литературе туризм определяется как:
· временные перемещения людей, их нахождение вне постоянной среды обитания и временное пребывание на объекте, вызывающем туристский интерес;
· сложная социально-экономическая система, основу которой составляет многоотраслевой производственный комплекс, называемый туристской индустрией;
· сегмент рыночной экономики, на котором взаимодействуют различные предприятия хозяйственного комплекса с целью предложения продукта, удовлетворяющего туристский интерес;
· временные выезды граждан и лиц без гражданства в свободное время с постоянного места жительства в оздоровительных, познавательных, профессиональных, спортивных, религиозных, деловых, образовательных и иных целях на срок не менее 24 часов и не более 6 месяцев и без занятия оплачиваемой деятельностью в месте временного пребывания.[4]
Последний из приведенных подходов практически полностью соответствует принципам определения туризма, заложенным в Федеральном законе «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации». А сами эти принципы в определенной степени перекликаются со значительно более широким определением туризма, даваемым ВТО: «Туризм является разновидностью путешествий. Туризм в основном охватывает деятельность лиц, путешествующих и осуществляющих пребывание в местах, находящихся за пределами их обычной среды для отдыха, коммерческой деятельности и с другими целями».
Бабкин приводит вариант классификации видов туризма, предусматривающий их деление на типы, категории, виды и формы:
1. Типы туризма определяются национальной принадлежностью туристов и включают:
· внутренний туризм — путешествия граждан в пределах государственных границ собственной страны;
· въездной туризм — путешествия нерезидентов в пределах государственных границ какой-либо страны;
· выездной туризм — путешествия резидентов одной страны в какую-либо иную страну.
2. Сочетание типов туризма обусловливает следующие его категории:
· туризм в пределах страны — внутренний и въездной туризм;
· национальный туризм — внутренний и выездной туризм;
· международный туризм включает — въездной и выездной туризм.
3. Функциональная классификация определяется целью поездок и предполагает выделение следующих видов туризма: рекреационный; лечебно-оздоровительный; познавательный; деловой; спортивный; этнический; религиозный; транзитный; образовательный.
4. В зависимости от способа организации выделяют:
· организованный туризм, который «предполагает заранее разработанную и организованную туристской фирмой программу путешествия для туриста/туристов согласно их пожеланиям и бюджету»;
· неорганизованный туризм, предполагающий, что туристы самостоятельно без участия туристской фирмы организовывают свое путешествие, разрабатывают его маршрут, определяют объекты посещения, планируют места ночлегов и пр.
5. По продолжительности путешествий выделяют: краткосрочные туристические поездки (туры «выходного дня», поездки на срок до 7 дней); среднесрочные туристические поездки (туры продолжительностью от 9 до 12 дней); долгосрочные туристические поездки (туры на срок от 15 до 30 дней).
6. В зависимости от использования транспортных средств выделяются следующие виды туризма: железнодорожный; авиационный; теплоходный / водный (морской и речной); автомобильный; автобусный; велосипедный; с использованием иных средств передвижения.
7. По интенсивности выделяется: постоянный туризм, т.е. равномерный по своим объемам в течение всего календарного года; сезонный туризм, зависящий от климатических условий посещаемого региона и субъективных потребительских характеристик объекта посещения.
8. По возрастной категории туристов выделяется: детский туризм; молодежный туризм; туризм лиц среднего возраста; туризм лиц третьего возраста.
9. По источникам финансирования выделяется: коммерческий туризм, продукт которого распределяется в условиях свободного ценообразования и в финансировании которого не участвуют средства государства; социальный туризм, субсидируемый из средств государства с целью обеспечить доступность туристских услуг для тех категорий населения, которые в них объективно нуждаются и не могут приобрести их самостоятельно.
Создание национального туристического рынка обусловлено действием внутренних и внешних факторов.
К внутренним факторам относятся следующие:
1. Уровень социально-экономического развития:
- научно-технический прогресс;
- исторические факторы образования экономики;
- уровень развития отраслей производства;
- уровень развития транспорта и транспортной сети;
- демографическая ситуация и структура населения;
- характер миграционных процессов;
- особенности занятости.
2. Качество жизни населения:
- условия жизни (экологические, жилищно-бытовые, социально-культурные);
- уровень жизни (уровень доходов, сбережений и т.д.).
3. Социально-политическая ситуация
- социальный строй;
- правовое обеспечение общественных и экономических свобод;
- развитие общественно-политической жизни;
- уровень развития информационной сферы и СМИ.
К внешним факторам образования и функционирования рынка туристических услуг относятся:
- политическая и экономическая стабильность государства;
- участие государства в международных организациях;
- характер международных отношений;
- степень интегрированности в свитогосподарску систему.
В зависимости от цели поездки различают следующие туристические рынки:
- рынок рекреационного туризма;
- рынок зеленоватого туризма;
- рынок этнического туризма;
- рынок делового туризма;
- рынок спортивного туризма;
- рынок религиозного туризма;
- рынок экстремального туризма и иные.
По государственной признаку туристические рынки разделяют на национальный туристический рынок и м/н туристический рынок.
Непосредственно туристические рынки тоже классифицируют по форме организации, по сезонности, по классу обслуживания и др.
Выделяют следующие типы национальных туристических рынков:
1. Высокоинтенсивные.
Характерны для стран высокого уровня экономического развития с преобладанием международного туризма импортного направления, которые являются поставщиками туристов (США, Германия, Великобритания, Скандинавские страны) и экспортного направления, по большей части принимающих туристов (Италия, Австрия, Израиль, ЮАР).
2. Стабилизированные.
Характерны для стран среднего уровня экономического развития, которые по большей части принимающих туристов (Испания, Греция, Турция, Кипр), новых индустриальных стран (Мексика, Аргентина, Чили, Гонконг, Таиланд, Малайзия), стран переходного типа, по большей части принимающих туристов (Польша, Венгрия, Чехия, Хорватия, Словакия, Словения)
3. Аккумулирующие.
Характерны для развивающихся стран со средними возможностями экономического развития (Индия, Египет, Тунис, Танзания, Барбадос), стран плановой экономики (Куба) и менее развитых стран, которые практически не принимают участия в м/н туризме (большая часть стран Центральной Африки).[5]
Можно отметить, что особое место на рынке туристических услуг занимает сельский туризм.
Сегодня сельский туризм – туристский продукт, отвечающий новым запросам потребителей туристской продукции в новых условиях постиндустриального общества. В рамках сельского туризма учитываются особенности нового образа жизни человека, его психологические и культурные потребности, ценностные ориентации.[6]
Сельский туризм является относительно новым и перспективным направлением, позволяющим горожанам приобщиться к традиционному укладу жизни сельских жителей.
Суть данного вида туризма заключается в отдыхе в сельской местности, где все организационное обеспечение проживания туристов (в том числе питание, досуг, обслуживание и др.) берёт на себя принимающая семья. По оценкам специалистов, потенциальный ежегодный спрос на указанный вид туризма составляет около 600 тыс. человек.
Исторически сельский туризм возник как реакция на стремительный отток сельских жителей в города. В этой связи в аграрном секторе снизилось количество занятых, на селе снизился уровень жизни. Агротуризм призван сформировать альтернативный вид трудовой занятости и предпринимательства в сельской местности, стать источником заработка сельских домохозяйств.[7]
Однако сельский туризм – не только туристский продукт, отвечающий современным требованиям, он – также альтернативная, несельскохозяйственная форма занятости в сельской местности, позволяющая решить ряд экономических и социальных проблем.[8]
Туристов привлекают красивые природные ландшафты, экологически чистые продукты питания, спокойная жизнь в сельской местности. Кроме того, данный вид отдыха привлекателен относительно низкой стоимостью и безопасностью. Отдых за рубежом теряет свою привлекательность в связи с частыми авариями при перевозке туристов, отсутствием страховых гарантий. Агротуризм наиболее привлекателен для городских жителей, которых тянет на природу, к «своим» корням. Агротуризм способствует повышению занятости сельского населения, развитию социальной инфраструктуры, возрождению «заброшенных» деревень. Недостатком агротуризма туризма является его сезонный характер, так как основной приток отдыхающих приходится на летний период. Летом сельчанам необходимо осуществить основной объем полевых работ. Однако сезонный фактор может быть сглажен, путем предложения туристам таких видов отдыха как катание на лыжах зимой, экскурсий и др.
На официальном сайте Федерального агентства по туризму Минспорттуризма России дается определение сельскому туризму: «Сельский туризм – это вид туризма, который предполагает временное пребывание туристов в сельской местности с целью отдыха и/или участия в сельскохозяйственных работах. Обязательное условие: средства размещения туристов, индивидуальные или специализированные, должны находиться в сельской местности или малых городах без промышленной и многоэтажной застройки».
Существует мнение, с которым сложно не согласиться, что представленный выше подход к определению сельского туризма, рассматривающий его как синоним сельского или деревенского туризма, является достаточно традиционным, но не совсем верным. Отмечая типичность ситуации, при которой ассматриваются эти понятия, а зачастую еще и понятия сельскохозяйственного и экологического туризма как родственные и не требующие разграничения. Причем такой подход является превалирующим как у теоретиков, так и у практиков организации туризма, в том числе, сельского.
Для того чтобы восполнить данный пробел, принимая за базовую терминологию ВТО, можно предложить следующие определения сельского и аграрного туризма, показывающие принципиальные различия между ними: сельский туризм – группа функциональных видов туристской деятельности, которые могут осуществляться в сельской местности и включают деятельность лиц, находящихся за пределами их обычной среды, путешествующих и осуществляющих пребывание в данной местности для отдыха и с другими целями;
Аграрный туризм – функциональный вид туристской деятельности, представляющий собой деятельность лиц, находящихся за пределами их обычной среды, путешествующих и осуществляющих пребывание в сельской местности для отдыха и с другими целями, обязательно включающую участие в сельскохозяйственном производстве принимающей стороны для получения новых знаний и навыков, физических нагрузок, впечатлений, а также исходя из иных неэкономических мотивов и (или) в обмен на вознаграждение.[9]
Рассматривая процесс формирования словарно-терминологической базы туризма, мы отмечаем, что в российской законодательной практике термина, четко характеризующего данный вид туристской деятельности, не существует. Чаще всего в научной и публицистической литературе можно встретить следующие термины «агротуризм», «сельский туризм», «зеленый туризм», «сельский зеленый» или «деревенский» туризм. Так в литературе определяют агротуризм как туризм в сельской местности, при котором туристы во время своего отдыха ведут сельский образ жизни на фермах и хуторах. Так же деревенский туризм трактуется как отдых в сельской местности туристов - индивидуалов, организованный посредством туроператоров и туристических агентств.
Необходимо отметить, что принципиального отличия в трактовке терминов нет. Все вышеперечисленные понятия определяют альтернативную форму туристской деятельности, подразумевающую под собой отдых в сельской местности, при котором набор предоставляемых услуг может включать такие компоненты, как размещение туристов, питание, организация познавательных и развлекательных мероприятий, другие услуги, перечень которых зависит от возможностей фермеров и пожеланий клиентов. В зарубежной литературе определение агротуризма и сельского туризма не являются синонимами, так как агротуризм является более узким видом туристической деятельности и объединяемым более общим направлением – сельский туризм.[10]
Вместе с тем, согласно толковому словарю, «аграрный – 1) связанный с землевладением, землепользованием, земельный; 2) характеризующийся преимущественным развитием сельского хозяйства.
Сельский – 1) соотносящийся по значению с существительным «село», связанный с ним; 2) свойственный селу, характерный для него; 3) а) находящийся в селе; б) проживающий, работающий в селе; 4) земледельческий, сельскохозяйственный».
Таким образом, хотя в определении прилагательного «сельский» и присутствует ассоциация с земледелием и сельским хозяйством, она не является главной: сельский в данном случае, скорее, является характеристикой местности, населенного пункта с соответствующей плотностью расселения и образом жизни. В то же время прилагательное «аграрный» четко указывает на принадлежность к определенному виду экономической деятельности, работе на земле в сельском хозяйстве.
Предлагаемое разграничение понятий несет в себе не только филологическую нагрузку. С точки зрения организации туризма оно означает, что аграрный характер туризма определяет цель туристической поездки – участие в агропромышленном производстве для получения новых навыков, физических нагрузок, соответствующих впечатлений и т.д. Наоборот, сельскохозяйственный туризм означает, что поездка осуществляется в сельскую местность, но не ради самого ее посещения (хотя иногда возможно и это), а для занятий спортом, рыбалки, посещения культурно-исторических достопримечательностей, ознакомления с этнографической спецификой и т.д. в сельской местности. То есть сельская местность представляет собой не цель посещения, а его место, где возможен сельский аграрный, спортивный, культурный, познавательный, этнографический, экологический (т.е. связанный с наблюдением флоры и фауны, контактом с незатронутой антропогенным воздействием природой) и прочий туризм.[11]
На сегодняшний день не существует общепринятого конкретного определения понятия “агротуризм”. Найти оптимальное определение агротуризму не просто, т. к. он, представляя собой широкое многофункциональное и развивающееся направление в индустрии туризма, имеет множество определений и классифицируется по-разному в зависимости от принятой модели.
Существует иной подход в трактовке агротуризма, понятия “сельский туризм” и “туризм в сельской местности”, отмечая, что последний является более широким понятием. Рассмотрение туризма в сельской местности (или сельского туризма в широком смысле слова) требует подробной характеристики каждого вида туризма, попадающего в круг исследования по территориальному признаку (локализации). К видам туризма, имеющим непосредственную связь с сельской местностью, можно отнести сельский туризм (в узком смысле слова), экологический, этнографический, частично натуралистический и познавательный туризм, разновидности лечебного и спортивного туризма и др. Сельский туризм выделяется как самостоятельный вид туризма на основе приобщения к сельскому образу жизни, сельскому быту, местным традициям, участия в аграрной деятельности и тесного контакта с коренным населением, организации особого вида досуговой деятельности (уход за домашними животными, работа в поле, ознакомление с блюдами местной кухни, прогулки по сельской местности и др.)
Приведем определения понятия “сельский туризм” некоторых авторов и организаций: “Сельский туризм – это отдых горожан в сельской местности в гостевых домах, созданных сельской семьей на основе собственного жилого дома и приусадебного участка, а также на земельном участке, отведенном под фермерское хозяйство. Главной фигурой, обеспечивающей проживание, питание и знакомство с достопримечательностями сельской местности, является сельская семья”.
Так же рассматривается сельский туризм как “набор разнообразных услуг при проживании в сельском доме, экотуры, приключенческие походы и непосредственное участие в жизни местного сельского населения”.
Существует мнение, что сельский туризм – это целенаправленные путешествия на сельские территории с относительно ненарушенными экосистемами и этнокультурными комплексами, обеспечивающими непосредственный вклад в решение проблем сельского населения и подлежащими адекватному режиму управления на основе устойчивого развития.
Всемирная туристская организация приняла следующее определение: “Сельский туризм – это сегмент туристского рынка, отличительной чертой которого являются рекреационные виды деятельности на природе в привлекательных сельских местностях, на охраняемых природных территориях. Этот сегмент включает в себя ряд различных видов деятельности: от научного туризма, наблюдений за дикой природой и фотографирования до потребительской деятельности (рыбалка и охота), а также спорт и приключенческий туризм”.
Таким образом, агротуризм – это вид туризма, при котором основной мотивацией является отдых в сельской местности, приобщение к традиционным культурам, преобладающим на природных сельских территориях; его можно охарактеризовать как вид деятельности, организуемый в сельской местности, при которой предоставляются комплексные услуги по проживанию, отдыху, питанию, экскурсионному обслуживанию, организации досуга и спортивных мероприятий, активными занятиям по желанию гостей в разного рода сельских работах, организации рыбалки, охоты, по приобретению знаний и навыков сельского труда и технологий. Агротуризм ориентирован на использование сельскохозяйственных, природных, культурно-исторических и иных ресурсов сельской местности и ее специфики для создания комплексного туристского продукта. Следовательно, общая концепция агротуризма или хотя бы терминологическое единство на глобальном уровне пока отсутствуют, хотя имеется ряд общепринятых принципов и подходов. Однако реализуется ряд значительно отличающихся моделей агротуризма, которые были выработаны в соответствии с конкретными условиями территорий, регионов и практикуются в разных группах стран. Надо отметить, что во всех моделях агротуризма присутствует как идейная первооснова социокультурный аспект, являющийся главным, приоритетным направлением.
Итак, обобщая вышеизложенное, можно сделать определенные выводы:
· агротуризм возник на волне экологизации и гуманизации общественных взглядов на проблемы окружающей среды;
· сельский туризм представляет собой относительно новое, но динамично развивающееся направление в индустрии туризма;
· отсутствует единая концепция и терминология, принятые на глобальном уровне;
· существует множество моделей сельского туризма в зависимости от наличия и специфики ресурсов страны или территории;
· моделям сельского туризма присущи аспекты: экономические, социальные, культурные;
· сельский туризм не должен обязательно включать в себя производственную деятельность, как, например, в агротуризме;
· сельский туризм явление многогранное, многофункциональное с разнообразными формами.[12]