Конституционный закон «О государственной независимости РК».
25 октября того же года была принята Декларация о государственном суверенитете Казахстана, провозглашавшая главенство республиканских законов над союзными и стремление республики к фактической самостоятельности в рамках СССР. 16 декабря был принят Закон о государственной независимости Казахстана.
72). Соц-экономич. реформы в КЗ на современном этапе 1991-2002 гг.С распадом СССР республика столкнулась с множеством экономических проблем: спад производства, высокий уровень инфляции и безработица. Был проведен ряд реформ по стабилизации экономики, выводу ее из глубокого структурного, финансового и валютного кризиса, но реформы не принесли результата. В К. провозглашен принцип открытой экономики как необходимое условие включения в мирохозяйственные связи и международное разделение труда. Экономика начала реформироваться в условиях глубокого кризиса. На первом этапе (1992-1994) реформы были направлены на либерализацию экономики, создание законодательной и институциональной базы рыночных отношений. На данном этапе отмечалось значительное сокращение объемов производства продукции, работ и услуг во всех отраслях. Инфляция за короткий срок обесценила все накопления и имеющиеся оборотные средства. Предприятия продолжали производить продукцию, которая не была нужна внутреннему рынку. Начиная с 1994 г., с приходом в промышленность иностранных компаний, наблюдается значительный рост инвестиций. Второй этап (1995-1999) проведения рыночных реформ в промышленности связан со стабилизацией производства в отраслях, обеспечивающих потребности внутреннего рынка. Созданы условия для притока иностранных инвестиций в стратегические отрасли казахстанской экономики. Впервые за годы реформирования был обеспечен прирост промышленного производства в 1996-1997 гг. (соответственно на 0,3 и 4,0 %). В 1999-2000 гг. этот прирост составил уже 2,7 и 14,6 %. Современный этап определен в промышленной политике как поддержка отечественных товаропроизводителей за счет реализации мер по защите отечественного рынка от недобросовестной конкуренции.
75). внешняя политика РК на современном этапеБудучи членом ООН, Казахстан имеет реальную возможность активно участвовать в выработке решений по многим международным вопросам, и в первую очередь тем, которые входят в сферу его жизненно важных интересов, обеспечивая безопасность и территориальную целостность, содействуя становлению демократического общества через создание благоприятного международного климата, в том числе для реформирования экономики нашей страны. Именно с трибуны ООН (на 47 сессии ГА, 1992 г.) Казахстан впервые заявил о себе как о государстве, стремящемся внести свой вклад в построение более безопасного мира, в укрепление глобальной стабильности, а также информировал мировую общественность, что главными направлениями деятельности нашего государства стали вопросы международного мира и безопасности, устойчивого социально-экономического роста и развития государства.
2 марта 1992 года Казахстан был принят (без голосования) в ООН. До конца 1992 года республику признали 106 государств мира, дипломатические отношения были установлены с 61 государством. Казахстан стал членом Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе (СБСЕ), Мирового банка реконструкции и развития (МБРР), Европейского банка реконструкции и развития (ЕБРР), Международного валютного фонда (МВФ), Всемирного банка (ВБ) и других авторитетных международных организаций.
В 1993 году была приняты Стратегия национальной безопасности Республики Казахстан на 1993-2005 гг. и первая Военная доктрина Казахстана. В
С 1992 года Казахстан выступил с рядом внешнеполитических инициатив. Важным направлением внешнеполитической деятельности нашей страны в области международной безопасности стало налаживание сотрудничества с международными организациями по безопасности, в первую очередь, с Организацией по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ).[1] В январе 1992 года Казахстан был принят в ОБСЕ, в стране было создано и функционирует представительство ОБСЕ.
В декабре 1991 года НАТО[2] создала Совет Североатлантического сотрудничества (ССАС) для развития связей со странами бывшего Варшавского Договора. В марте 1992 года Казахстан присоединился к ССАС. В 1994 году НАТО было создана программа «Партнерство ради мира» (ПРМ), к которой наша страна также присоединилась. В 2002 году Казахстан присоединился к программе НАТО «Процесс планирования и обзора» (ПАРП).[3]
В 1995 году Казахстан был принят в качестве наблюдателя на Конференцию по разоружению.[4] Важной внешнеполитической инициативой Казахстана стало предложение о создании Евразийского союза, обнародованное весной 1994 года. В 1996 году в Москве было подписано Соглашение о Таможенном союзе между Россией, Белоруссией, Казахстаном и Киргизией. В 1998 году в Москве был подписаны соглашения: об общем таможенном тарифе, акцизной политике и др. В 2000 году Президенты России, Казахстана, Белоруссии, Киргизии и Таджикистана подписали в Астане Договор об учреждении на базе Таможенного союза новой международной экономической организации – Евразийского экономического сообщества (ЕврАзЭС).
В мае и сентябре 2002 года в Москве и Астане состоялись заседания Межгосударственного совета ЕврАзЭС на уровне глав государств. В 1998 года был подписан Договор о вечной дружбе и сотрудничестве между Казахстаном и Россией. В июне 2000 года состоялся визит в Россию Н. Назарбаева, в октябре состоялся официальный визит в Казахстан Президента России В. Путина. В ноябре 2001 года правительства России и Казахстана подписали Соглашение о сотрудничестве в газовой отрасли сроком на 10 лет.
В июне 2000 года в Астане прошла встреча председателей правительств Казахстана, Киргизии, Таджикистана и Узбекистана, на которой одобрена стратегия интеграционного развития стран региона до 2005 года и программу первоочередных мер по формированию единого экономического пространства на период до 2002 года. В январе 2002 года лидеры четырех центральноазиатских государств - Узбекистана, Казахстана, Киргизии и Таджикистана - объявили о создании новой организации "Центральноазиатское сотрудничество" (ЦАС). В заявлении А. Акаева, И. Каримова, Н. Назарбаева и Э. Рахмонова отмечалось, что ЦАС пришла на смену Центральноазиатскому экономическому сообществу.2002 года все спорные проблемы были, наконец, разрешены и делимитация закончена к удовлетворению обеих сторон. В 1993 году Казахстан присоединился к Организации экономического сотрудничества (ОАС). [5] В 1994 году Казахстан вступил в качестве наблюдателя, а в 1995 году стал членом Организации Исламская Конференция (ОИК).[6] В соответствии с уставом ОИК Казахстан стал также членом Исламского банка развития.
Важнейшее значение сохраняют отношения с КНР. В ходе визитов Н.Назарбаева в Пекин в июле 1991 года, в октябре 1993 года и в сентябре 1995 года и визитов Премьера Госсовета КНР Ли Пэна в Казахстан в 1994, Председателя КНР Цзян Цзэминя в 1996 году страны подписали: совместную Декларацию о дальнейшем развитии и углублении дружественных взаимоотношений; Договор о прохождении казахстанско-китайской границы; Соглашение об использовании китайского порта Ляньюнган для обработки и транспортировки казахстанских грузов.
Достаточно успешно развиваются отношения Казахстана со странами дальнего зарубежья.В 1993 году в Алматы с официальным визитом побывал Вице-президент США А.Гор, в феврале 1994 года Н.Назарбаев во второй раз был с официальным визитом в США. В ходе этих встреч были подписаны Хартия о демократическом партнерстве, Соглашение о сотрудничестве в области науки и техники и другие документы. К концу 1997 года в Казахстане было зарегистрировано 178 казахстанско-американских совместных предприятий и 82 американские компании, функционируют 49 американских НПО.
76). КЗ – 2030. послание президента страны народу.Послание Президента страны к народу республики. Оно подготовлено в рамках конституционных обязанностей Президента выступать с ежегодными посланиями к народу Казахстана об основных направлениях внутренней и внешней политики. По мнению Назарбаева «Государство, да и общество в целом, нуждается в более глубоком видении и стратегии, являющиеся для нас системой координат, в рамках которой мы сможем ежегодно составлять планы действий». Очень важно, что в числе долгосрочных приоритетов Президента Республики отметил развитие средств связи и сетей коммуникации. На сегодняшний день перед нами стоит создать собственной независимой и эффективной системы телекоммуникационных услуг, конкурентоспособной в будущем с аналогичными инфраструктурами разных стран мира. Сегодняшнее состояние телекоммуникации Казахстана, несмотря на достаточно плотные линии по сравнению с другими странами мира, становятся серьёзной экономической проблемой. В послании к народу Президент республики видит 8 преимуществ развития республики. Первое. Мы заложили основы нашего независимого суверенного государства. Второе. Мы окончательно отошли от старой политической системы, в которой жили 70 лет. Третье. Изменение общества. Мы - стали свободными. Четвёртое. Качество населения, человеческие ресурсы. Пятое. Природные ресурсы. ( Огромные ресурсы). Шестое. Обширные земельные площади, сельскохозяйственные угодия Седьмое. Политическая стабильность и единство общества. Восьмое. Толерантность и терпимость казахстанцев.
68). Культура 2 половины 20 векаХрущевские идеи приближения умственного и физического труда и укрепления связи между школой и производством привели к проведению в конце 50-х — начале 60-х годов радикальной реформы образования. В 1958 году был принят союзный закон, продублированный в 1959 году республиканским Законом “Об укреплении связи школы с жизнью”. Согласно ему, вместо семилетнего и десятилетнего образования вводилось обязательное восьмилетнее образование, по завершению которого выпускники обязаны были три года проработать на заводах или в сельском хозяйстве. Эта реформа вызвала неоднозначные последствия. Усилилась текучесть кадров на производстве, где увеличилось число рабочих — “транзитников” на пути в вузы. Падал престиж высшего образования, ученые и интеллигенция использовались на физических, непроизводительных работах в ущерб их профессиональной деятельности. Все научные учреждения Казахстана в 50-х — 80-х годах делились на две группы — собственно казахстанские и учреждения центрального подчинения, работающие на территории республики. Последние осуществляли преимущественно разработки военного характера. Огромным успехом советской и казахстанской науки стало осуществление космической программы. 4 октября 1957 года с космодрома Байконур был выведен на орбиту Земли первый искусственный спутник. 12 апреля 1961 года с территории Казахстана поднялся космический корабль с первым в мире космонавтом Ю. Гагариным. Развивалась и казахстанская теоретическая наука. С 1972 года Астрофизический институт АН КазССР стал ведущим в СССР по проблеме изучения планет-гигантов, динамике и физике галактик, изучались проблемы развития звездных систем. В 1967 году начал действовать первый в республике ядерный реактор. В 50 — 80-е годы развитие казахской советской литературы характеризовалось усилением контроля над писателями и поэтами партийно-советской бюрократической машиной. Огромную роль в развитии литературы сыграл выдающийся писатель М. Ауэзов, завершивший в 50-х годах четырехтомный роман “Путь Абая”. В 1959 году этот труд был отмечен Ленинской премией. Государственной премии был удостоен роман-трилогия Нурпеисова “Кровь и пот” и работы Ж. Молдагалиева. Важное место в казахской литературе этого периода заняли работы на историческую тематику, прежде всего, роман-трилогия И. Есенберлина “Кочевники”. 50 -70-е годы нашего столетия стали временем дальнейшего развития казахского музыкального искусства. В республике в этот период работали Академический театр оперы и балета им. Абая, Государственная филармония, Хоровая капелла, Академический оркестр народных инструментов им. Курмангазы, Ансамбль песни и танца, Симфонический оркестр, эстрадные ансамбли “Гульдер”, “Дос-Мукасан”, “Айгуль”. В 1955 — 79 годах было снято более 70 фильмов, среди которых “Наш милый доктор” (Ш. Айманов, 1957), “Сказ о матери” (А. Карпов, 1963), “Выстрел на перевале” (Б. Шамшиев, 1968), “Кыз Жибек” (С. Ходжиков, 1970), “Конец атамана” (Ш. Айманов, 1970), “Транссибирский экспресс” (Э.Оразбаев, 1977) и другие. Большая работа велась по дублированию фильмов, снятых на киностудиях других республик СССР. В целом развитие культуры в 50— 80-е годы было процессом неоднозначным. Вместе с несомненными успехами в различных сферах, в области культуры были заметны явные кризисные тенденции, вызванные прежде всего национальной политикой СССР. Шло постепенное сокращение сферы применения казахского языка. 95% книг и 70% телепередач выходили на русском языке, на нем велось все делопроизводство. В 60-е — 70-е годы русский язык стал основным языком вуза и науки, началось сокращение количества школ с казахским языком обучения. В итоге сложилась ситуация, когда около трети казахов в конце 70-х годов вообще не знали родного языка. Это привело к сокращению аудитории казахскоязычных литераторов, общему ощущению дискомфорта в межэтнических отношениях.
Внешняя политика.
Перспективы большие. Казахстан намерен взаимодействовать с Россией и Китаем. На первый план выходит связь с развитыми странами Азии и ближней Европы. Планируется создание Центрально Азиатского Содружества (ЦАС) и переход всех этих стран к тесной экономической интеграции и общей валюте. В 2009 г Казахстан планирует председательствовать в ОБСЕ.
Прорыв в строительстве.
Будет построено 1600 квартир для социально защищенных групп населения. По ипотечной программе кредитования 11 600 квартир. За 3 года в Казахстане намерены построить 195 000 квартир.
Внутренняя политика
Повышение уровня ВВП с 3000 $ на душу населения до 5000 $ до 2015 г. В скором должны увеличить ВВП в 2 раза. Построим еще один Казахстан. Каким он будет, зависит от народа. На ряду с экономической развивается и политическая реформа. Начнутся выборы акимов (сначала в Алматы и Астане). Существует необходимость реформирования исполнительной власти и судебной системы граждан, совершенствования выборного законодательства. Создана нормативно-правовая база для диалога и взаимопонимания религий. В Казахстане сосуществуют множество различных религий. Построено 229 церквей и 1600 мечетей, создано 35 религиозных изданий.
[1] Начало процессу создания системы коллективной безопасности в Европе было положено в 1975 году подписанием в Хельсинки Заключительного Акта Совещания по безопасности и сотрудничества в Европе (СБСЕ). В 1995 году СБСЕ было преобразовано в ОБСЕ. Структура ОБСЕ состоит из следующих органов: Встречи глав государств и правительств; КоГенераль; нференции по обзору; Совет министров; Парламентская Ассамблея; Руководящий совет; Постоянный совет; Форум по сотрудничеству в области безопасности; Действующий Председатель; Тройка Председателей; Бюро по демократическим институтам и правам ный секретарь ОБСЕ; меньшинств человека; Миссии ОБСЕ; Миссии по Секретариат ОБСЕ; Верховный комиссар по делам национальных поддержке санкций, Суд по примирению и арбитражу; Совместная консультативная группа; Консультативная комиссия по открытому небу. Решения ОБСЕ носят рекомендательный характер.
[2] НАТО – Организация Северо-Атлантического Договора
[3] Цель программы – развитие прозрачности в области национального военного планирования и совершенствование подготовки сил государств-партнеров к сотрудничеству с силами НАТО.
[4] Конференция по разоружению была созвана в 1979 году
[5] ОЭС была создана в 80-е годы, в нее вошли Пакистан, Афганистан, Турция и Иран. Главная цель ОЭС – развитие регионального экономического сотрудничества.
[6] ОИК была создана в 1970 году. Основными целями были провозглашены действия по усилению исламской солидарности и сотрудничества между исламскими государствами.