Освоение целины: цели и результаты.
Освоение целинных земель. В 1954 г. ЦК КПСС принял решение о расширении посевных площадей в стране за счет освоения целинных земель в северных районах Казахстана, в Сибири, на Урале и Северном Кавказе. Это были зоны рискованного земледелия с очень уязвимыми к эрозии почвами и недостаточной увлажненностью. Их распашка означала отказ от интенсивных методов агротехники, консервирование отсталых способов хозяйствования. Уже к августу 1954 г. в Казахстане было распахано 6,5 млн. га. К началу 1955 г. площадь обрабатываемых земель выросла на 8,5 млн. га, было создано 90 новых совхозов. С осени 1954 г. началось создание еще 250 совхозов. Всего в годы освоения целины (1954-1960гг.) было распахано 25,5 млн. га. Для обеспечения новых земель рабочей силой была проведена мобилизация добровольцев из западных районов страны, которым давались значительные льготы - бесплатный проезд с имуществом, денежные пособия до 1 тыс. руб., кредит на постройку до 20 тыс. руб на 10 лет, до 2 тыс. руб. на приобретение скота, освобождение от сельхозналога от 2 до 5 лет. Всего на освоение целины в 1954-59 гг. было выделено более 20 млрд. руб.Первые годы освоения целины, кроме засушливого 1954 г., были достаточно благоприятными. В 1956 г. в стране был собран рекордный урожай в 125 млн. тонн зерновых, из которых 50% было получено на целинных землях. Однако нарушение экологического равновесия и ветровая эрозия уже в конце 50-х годов стали превращаться в серьезную проблему. К I960 г. в Северном Казахстане из-за нерационального освоения целинных земель из хозяйственного оборота было выведено более 9 млн. га. почв. С начала 60-х годов начались периодические засухи, приведшие к катастрофе 1963 г., когда впервые страна была вынуждена для обеспечения продовольствием закупить за границей 12 млн. т зерна на 1 млрд. долларов. Эффективность целинных почв ежегодно падала и если в 1954-58 гг. средняя урожайность была 7,3 ц/га, то в 1961-65 гг. -6,1 ц/га.Распашка гигантских площадей целинных земель привела к резкому сокращению в Казахстане сенокосных и пастбищных угодий и началу длительного кризиса традиционной отрасли сельского хозяйства республики - животноводства. В 1955 г. пришлось принять специальное постановление ЦК КПСС и обязать 47 степных районов и 225 совхозов разводить мясной скот. Начались работы по орошению земель и расширению кормовой базы. В результате с большим трудом удалось поднять общую численность скота в республике к 1960 г. до 37,4 млн. голов (в 1928 г. - 29,7 млн. голов). Тем не менее, рост численности населения привел к определенным затруднениям в обеспечении продовольствием, что заставило власти в 1962 г. впервые пойти на повышение цен на мясо на 30% и на масло - на 25%. Планируемого увеличения производства мяса в три раза не получилось.Отрицательно на сельском хозяйстве сказалась и реорганизация МТС (машинно-тракторных станций) с обязательным выкупом техники колхозами и совхозами. Более благополучные хозяйства, несомненно, выиграли от реформы и получили возможность улучшить организацию труда. Однако многие колхозы попали в критическое положение, т.к; выкуп техники изъял все средства, полученные в результате повышения закупочных цен, и потребовал новых государственных дотаций. Эта реформа вызвала отток квалифицированных специалистов-механизаторов из села и сокращение парка сельскохозяйственных машин. В Казахстане сокращение было покрыто только присылкой техники на освоение целины.В целом, освоение целины превратило Казахстан в один из крупнейших производителей зерновых в мире и в то же время заложило причины длительного кризиса сельского хозяйства в республике в последующие годы.
65). КЗ в годы 1965-1985.К началу девятой пятилетки промышленность занимала ведущее место в экономике республики. В структуре валового общественного продукта в 1970 г. ее удельный вес составлял 48 %. На ее долю приходилось 39,8 % основных производственных фондов народного хозяйства, на обслуживании которых было занято 1052 тыс. человек, или 22,4% всех рабочих республики. В 1970–1985 гг. шло определенное нарастание индустриального потенциала республики. В развитие промышленности было вложено 40,8 млрд. руб., или 32% от всех капиталовложений в народное хозяйство. Основные производственные фонды увеличились в 3,1 раза, при этом в химической и нефтехимической в 6,5 раз, в машиностроении почти в 4, в топливной промышленности в 3,8 раза. За 15 лет общий объем промышленной продукции увеличился вдвое, а таких отраслей, как машиностроение и химическая промышленность, более чем втрое. Было введено в строй около 1000 новых промышленных предприятий и цехов. Наращивание экономического потенциала осуществлялось за счет вовлечения в народнохозяйственный оборот сырьевых и топливно-энергетических ресурсов. При жесткой централизации управления экономикой неизменной сохранялась отраслевая структура промышленности, характеризующаяся сырьевой направленностью. Сообразуясь с амбициозными интересами базовых министерств, центр отдавал приоритет в развитии экономики республики добывающим отраслям. В них направлялись крупные капитальные вложения в ущерб развитию наукоемких производств. Доля добывающих отраслей в промышленности республики в начале 80-х г. была в 1,7 раза выше, чем в среднем по стране. Около половины промышленности республики находилось в ведении союзных министерств. Выкачивая из республики сырьевые ресурсы и получая громадную прибыль, союзные ведомства почти не вкладывали средства в республиканский бюджет на развитие инфрастуктуры. При общей прибыли своих предприятий в 15 млрд. руб. в год они отчисляли в него всего 30 млн. руб., или менее 1%. В погоне за валовыми показателями и прибылью союзные министерства игнорировали интересы республики в развитии социальной инфраструктуры, в подготовке национальных рабочих кадров, в охране окружающей среды. Нараставший кризис в экономике вел к потере динамизма в развитии народного хозяйства. Среднегодовые темпы прироста промышленной продукции с 8,4% в девятой пятилетке уменьшились до 3,8% в одиннадцатой, а национального дохода соответственно с 4,4% до 1,4%. План девятой пятилетки в К. по увеличению объема промышленного производства был недовыполнен на 12,6%, десятой - на 25%, одиннадцатой – на 3,6%. Незавершенное строительство. Вкладывая капиталовложения в строительство объектов тяжелой промышленности, министерства забывали строительстве жилых домов, школ, вузов. Население недополучило 1,4 млн. кв. м жилья, 121,5 тысяч школьных мест,7 тысяч мест в больницах. Падение темпов роста производства, ухудшение структуры производства и качества продукции сопровождалось нарастанием и отставанием в сфере научно-технического прогресса. В экономике республики в 70-80-е гг. проявились все те деформации, которые были характерны для народного хозяйства страны в целом. Это прежде всего упрочение командно-административных методов управления. Система игнорировала экономические стимулы. Народное хозяйство несло огромные потери от бесхозяйственности, слабого внедрения новой техники и технологи. Производительная активность также не повышалась, а снижалась. В производстве стали привычными равнодушие, небрежность, безынициативность, хищения и другие черты бесхозяйственного отношения к делу. Образованный в 1922 г. СССР, задуманный как федеральное государство, на самом деле превратился в унитарное. Союзные республики не имели реального суверенитета. Право наций на самоопределение было фактически забыто. Возникавшие проблемы нарастали быстрее, чем решались. Отдельные попытки общественности восстановить историческое, научное и культурное наследие казахского народа жестоко пресекались партийным аппаратом. Хотя произошло некоторое смягчение режима, но все же в политической жизни господствовали антидемократические методы. Национальная по форме культура, образование и воспитание на самом деле были переводными. В 70-80-е г. больше провозглашались европейские, нежели национальные обычаи. Происходил процесс потери исторической памяти, когда настойчиво заставляли забыть все то, что существовало до Октября 1917. Проблема казахского языка. Русским языком в республике владело более 60% казахов, тогда как казахским – менее 1% русских. Казахский язык выполнял только 10 из 50 социальных функций, необходимых для его полнокровного существования. 95% книг издавались на русском языке, 70% телепередач выходило в эфир на русском языке. Названия городов, населенных пунктов, колхозов, совхозов, озер, рек и гор работали на укрепление позиций русского языка. В 1963 г. в Москве на основе ансамбля “Жас тулпар” (“Молодой тулпар”) возникло одно из первых неофициальных объединений казахской молодежи, обучающейся в московских вузах. В начале оно объединяло в своих рядах около 800 студентов, позднее общество значительно пополнилось. Организаторами и активными членами “Жас тулпара” были М. Ауэзов, Б. Тайжанов, А. Кадыржанов, С. Акатаев, К. Тлеуханов, М. Татимов и др. Молодежь организовывала лекции, концерты, экспедиции в аулы и села К., выступала с радикальными предложениями в вышестоящие инстанции по устранению имеющихся недостатков. Отношение официальных властей к этому движению в целом было отрицательным, а его деятельность находилась под наблюдением КГБ. Руководители “Жас тулпара” подвергались гонениям, угрозам, как всегда, их называли националистами. Прекращение деятельности “Жас тулпара” и других подобных организаций свидетельствовало об ужесточении системы. Проявлением нараставших противоречий в национальных отношениях явились события лета 1979 г. в Целинограде. Они показали, что практика центра регулировать национальные отношения командным методом себя исчерпала. Попытка создания немецкой автономии в 1979 г. в К. и выступление с протестом казахского населения и сегодня остаются одним из «белых пятен» политической истории республики.
67. Казахстан в годы перестройки.(1985-91 гг)
Социально-политическая ситуация в Казахстане в 1985-86гг. отличалась относительной стабильностью, т.к. экономическая ситуация в республике была несколько лучше, чем в целом по СССР. Поэтому народный протест против методов руководства республикой со стороны Москвы был для властей полной неожиданностью.
16 декабря на Пленуме ЦК Компартии Казахстана было объявлено о рекомендовании высшими партийными органами Колбина на пост республиканского первого секретаря. Партийная верхушка Казахстана без обсуждения проголосовала "за" и таким образом, в нарушение всех партийных норм и устава, главой республики был избран человек, не только не связанный с Казахстаном и не знавший местных условий, но даже не стоящий на учете нив одной из местных партийных организаций и не имеющий казахстанской прописки. Это было воспринято как оскорбление казахского народа и вызвало стихийный протест.
После декабрьский период был ознаменован в Казахстане усилением тоталитарных и репрессивных функций государства. Прием в вузы и на работу стал осуществляться по процентным квотам по национальному признаку, что наделе закрывало доступ к образованию и престижной работе представителям коренной национальности, составлявшим в городах абсолютное меньшинство.
В конце 1988 - начале 1989 года началось объединение и политизация экологических движений. В феврале 1989 г. по инициативе О. Сулейменова возникло антиядерное движение "Невада - Семипалатинск", выступающее за прекращение испытаний ядерного оружия на Семипалатинском полигоне. Попытки властей в конце 1988 - начале 1989гг. организовать травлю неформальных общественных организаций в Казахстане прекратились только с приходом к власти Н. Назарбаева. Летом 1989 г. окончательно скомпрометировавший себя Г. Колбин был отозван в Москву, а первым секретарем республиканского ЦК был избран Н. Назарбаев.
Озабоченный растущим напряжением в обществе Н. Назарбаев в конце сентября 1991 г. провел встречу с представителями наиболее влиятельных партий и движений, на которой было достигнуто соглашение о годичном моратории на проведение массовых акций протеста в столице. Одновременно с ростом политической активности масс набирал темпы процесс развала СССР. Переход к рыночной экономике требовал децентрализации политической системы, но московские власти этому противились. 24 апреля 1990 г. в Казахстане был учрежден пост Президента. На сессии Верховного Совета президентом был избран Н. Назарбаев. 25 октября того же года была принята Декларация о государственном суверенитете Казахстана.
После августовского путча и его провала в Казахстане была распущена Коммунистическая партия, а республика стала фактически самостоятельной. Президент СССР М. Горбачев не мог воспрепятствовать центробежным тенденциям, и с каждым днем его власть все более слабела. Чтобы сделать свою власть более легитимной Н. Назарбаев пошел на большую демократизацию политической системы и объявил о проведении всенародных выборов президента. 1 декабря 1991 г. в результате выборов Президентом вновь стал Н. Назарбаев, а 16 декабря был принят Закон о государственной независимости Казахстана.
67). Декабрьские события 1986 г.В 1985-1986 гг. М.Горбачев стал последовательно избавляться от "старой гвардии" Л.Брежнева. К таковой принадлежал и Д.А.Кунаев. Д.Кунаев всегда оставался человеком Системы, беспредельно верил в "коммунистическую идею". Кунаев сделал много для социально-экономического и культурного развития К. И тем не менее его время прошло. 16 декабря 1986 г. на Пленуме ЦК Компартии К. (естественно, с указания Москвы) Д. Кунаев был освобожден от своей должности. Новым лидером в К. был направлен "солдат партии" (как он сам себя называл) Г. Колбин. Пленум продолжался 18 минут без всякой информации и гласности. Столь пренебрежительное отношение ущемляло достоинство казахского населения, его национальное самосознание, вызвало чувство обиды за публичную демонстрацию отказа в доверии к народу и его представителям. 17 декабря значительные массы студенческой и рабочей казахской молодежи вышли на улицы и площади Алма-Аты. Подавлением волнений руководила непосредственно Москва, которая в экстренном порядке прислала в Алма-Ату не только своих функционеров, но и войсковые подкрепления. В ход были пущены милиция, пожарные части. Им удалось разогнать митингующих, избивая и поливая тех холодной водой из брандспойтов. За кровавым подавлением народного выступления последовали жестокие репрессии. В уголовном порядке было осуждено 99 человек, среди них был приговорен к расстрелу 18-летний К. Рыскулбеков. Только в столице 264 человека были исключены из вузов, 758 человек – из комсомола и 52 человека – из партии. Комсомольские и партийные взыскания получили около 1400 человек. Из органов внутренних дел было уволено 1200 человек, из транспортных и медицинских учреждений – более 300 человек. Своих постов лишились 12 ректоров вузов. В начале 1987 г. было принято постановление ЦК КПСС, в котором происшедшее объявлялось проявлением “казахского национализма”. События декабря 1986 г. тем не менее показали, что межнациональное согласие и мир, как любая гармония, как и все драгоценное в этом мире - вещи весьма хрупкие и поэтому требуют бережного отношения. Три декабрьских дня 1986 г., по словам первого Президента Республики К. Н.А.Назарбаева, положили начало обретению К. независимости и суверенитета: «Декабрьские события 1986 г. показали, насколько выросло самосознание казахской молодежи. Она первой преодолела страх перед тоталитарной системой, которая почти столетие заставляла жить народы в казарменном режиме.