Народы Центральной и Восточной Азии
В конце 5-нач.4-го тыс. до н.э. на территории Восточной Азии существовало несколько центров формирования неолитических культур, где возникла культура Циньланган и в долине Хуанхэ – культура Яньшао. Западные яншаньцы стали основой формирования тибетско-бирманских народов, а восточные яншаньцы вошли в состав древнекитайского этноса. Консолидация этнической общности древних китайцев привела к созданию в 3-м в. до н.э. империи Цинь и Хань. К началу 20в. лишь японцы сформировались как современная нация.
В восточной Азии существует 5 крупных языковых семей: алтайская, сино-тибетская, австронезийская, тайская, автроазиатская, исключение составляют корейцы, японцы, айны- занимают изолированное языковое положение. Подавляющее коренное население Вост. Аз. принадлежит к монголоидой большой расе, которая делится на две малые расы: тихоокеанская и континентальная. Среди современного населения ВА – тихоокеанская раса:
1. Восточно-азиатская группа тихоокеанских монголоидов. Рассовые типы: северо-китайцы, корейско-маньчжурские, амурский тип, восточно-тибетский.
2. Южно-азиатская группа тихоокеанских монголоидов. Расовые типы: гималайский и восточно-гималайский. Японцы занимают промежуточное положение между 1 и 2.
Континентальная раса – монголоидно-монгольские и некоторые тюркские народы.
Государства: Китай, Япония, Южная и Северная Корея, Монголия.
Хоз.культ.типы: прослеживается связь с географической средой. Существует два географических пояса: теплый и умеренный. Первый тип – тип охотников, рыболовов и собирателей - самые древние на территории возникли еще в мезолите. Второй – с эпохой неолита связано формирование группы хоз.культ.типов, связанных с ручным земледелием (выращивают чумизу, просо с помощью копательных орудий). Третий – ручное земледелие становится пашенным (рисосеяние). Применение железных орудий труда. Для выращивания заливного риса используется бесполозный плуг (буйволы). Четвертый – скотоводство (разведение овец, лошадей, реже – крупный рогатый скот).
Разнообразие жилища зависит от хоз.культ.типов. Оседлые земледельцы имеют постоянные жилища; ручные земледельцы умеренного пояса в 4-3 тыс. до н.э. – землянки, затем наземные жилища; у земледельцев теплого пояса – свайные жилища с полом. У народов ВА отличительная особенность постройки является каркасно-столбовая конструкция – харна для углубленных и наземных и свайных жилых древних и современных народов (китайцы, корейцы, японцы).
У кочевников-скотоводов – штаны для верховой езды, наплечная распашная типа халата, у земледельцев умеренного пояса – наплечная одежда запахивалась направо, а у кочевников – налево.
Пища состоит из двух комплексов: скотоводы-кочевники и земледельцы. Основная еда – рис, рыба и мучные блюда.
У многих народов ВА сохранились пережитки клановой организации. Внешним признаком принадлежности к определенной группе родственных семей являлось общеклановое имя, из которого потом возникали современные фамилии.
Ни одна из мировых религий не укрепилась в данном регионе, но христианство было занесено в Китай в 7-8в., но не пустило своих корней, а принятие мусульманство способствовало формированию особой этнографической группы китайцев – хуэй. Буддизм наибольше воздействовал на культуру. Мифология – цикл космогонических мифов о трансформации первоначального хаоса и появлении из него земли, неба, человеческих существ. Самостоятельный цикл составляет этногонические мифы, в которых отражаются древние тотемические представления; мифы о культурных героях. В устном народном творчестве значительное место занимает эпос (героический, с произведениями другого изобразительного искусства). Здесь существует длительная письменная традиция: древнейшая система письма – древнекитайская иероглифика (возникла в начале 2-го тыс. до н.э.), которая развивается вплоть до нашего времени.
Народы Сибири
Занимают территорию от Урала до Тихого океана.
Наиболее крупные коренные народы – буряты, якуты, тувинцы. Средней численности – западно-сибирские татары, хакасы, алтайцы. Малые народы – ненцы, эвенки, ханты, чукчи, эвены, нанайцы, манси, коряки. По численности говорящих на родственных языках на первом месте народы алтайской языковой семьи (тюркские, монгольские, тунгузские ветви). В Западной Сибири с давних времен формировались этнические общности уральской языковой семьи. Среди значительной части алтайскоязычного населения Сибири (алтайцы, тувинцы, якуты, буряты) распространен монголоидный центральноазиатский тип. В конце 3-го-нач.2-го тыс.до н.э. в Южной Сибири существовала афанасьева культура. В 5-13вв. до н.э. существовала культура самусськая. В железном веке наблюдается подъем производительных сил и рост населения. Основной социально-производительной единицей была территориально-соседская общность.
Хоз.культ.типы коренного населения Сибири: это прежде всего формы хозяйственного и материального уклада скотоводов (на Алтае) и земледельцев – татар лесостепной полосы Западной Сибири.
К периоду прихода русских скотоводство развивалось лучше земледелия. Оседлые рыболовы – коллективные зимние землянки, наземные чумы, применение санного собаководства, меховая долгополая одежда. Охотники-оленеводы – кочевой образ жизни, транспортное средство – вьючно-верховое. Жилища – конический чум, для передвижения по воде – лодки. Используются лыжи. Оленеводы тундры (ненцы, чукчи, коряки) – кочевали с зимних пастбищ на летние. Специальные пастушечьи собаки. Жилище – яранга. Арктические охотники на морского зверя (эскимосы) – охотились на тюленя и моржа, которых били гарпуном. Жили сначала в землянках, затем в ярангах.
Духовная культура: шаманизм – наиболее распространенная форма верования. Это вера в то, что определенные люди, т.е. шаманы имеют способность вступать в общение с духами. У отсталых народов шаманить мог любой человек, у более развитых существовала уже специальность шамана. Профессиональное шаманство расцветает в период распада патриархального родового строя. Шаман здесь особое лицо, живет доходами своей профессии. Распространен буддизм, христианство, бурхаизм и ислам. Выделяются категории самостоятельных верований: семейно-бытовой культ и промысловый культ (жертвоприношение хозяевам природы).
Народы Кавказа
Занимают географическое положение как связующее звено между Европой и Азией. По антропологическим данным все население Кавказа имеет монголоидные черты (за исключением нагайцев) и принадлежит к европеоидной расе. Самые распространенные языки: кавказские или ибиро-кавказские. дО Октябрьской революции большинство языков Кавказа были безписьменные.
Кавказ освоен человеком с древнейших времен. Начиная со 2-го тыс. до н.э. народы Кавказа упоминаются в летописях. В Грузии рано начинает складываться государственность – это самые крупные народы. В феодальный период складывается абхазская народность, затем адыгейская и армянская.
Земледелие началось на Кавказе в 3 тыс до н.э. Сеяли просо, пшеницу, ячмень, рожь, рис, кукуруза. Виноградарство появляется со 2-го тыс.до н.э. Землю обрабатывали с древнейших времен пахотными орудиями с железными наконечниками, урожай убирали серпами.
Скотоводство появилось в 3-м тыс. до н.э., а во 2-м стало широко распространяться в связи с освоением горных пастбищ, сложился тип отгонного скотоводства, которое существует до настоящего времени: летом -–в горах, зимой – на равнине. Кочевое скотоводство существует только в некоторых регионах. Ремесленное производство – ковроткачество, ювелирные изделия. Изготовление оружия, производство гончарной и металлической посуды.
Кавказ делится на Северный Кавказ+Дагестан и Закавказье. Они имеют разные хоз.культ.типы. В дореволюционный период основное население Кавказа – сельские жители. Крупные города только Тбилиси и Баку. Типы поселений и жилища связаны с природными условиями: в горных местах – тесные застройки, а на плоскости – более свободные. У всех народов Кавказа долго сохранялись обычаи родственного селения, образуя отдельный квартал.
В Северном Кавказе типичные жилища – четырехугольные каменные постройки (иногда в два этажа) с плоской крышей, стены из плетня с двух- или четырехскатными крышами. В Закавказье сооружения из камня с плоской или двухскатной крышей из дерева (1 и 2-хэтажные).
Одежда: мужская – бешмет (кафтан), узкие штаны, заправленные в сапоги, папаха и бурка, узкий пояс с серебряными украшениями, женская – рубаха, длинные штаны, распашное платье в талию, высокие головне уборы и покрывала (по одежде отличались в зависимости от народа).
Общественный и семейный быт: в основном следы патриархального уклада, сильные родственные связи (в 19 веке это малые семьи) – моногамия. Был распространен калым. Женщины в неравном положении.
Религия: христианство и мусульманство. Христианство начало проникать в первые века новой эры и сначала утвердилось среди армян. В Грузии христианство стало господствующей религией в 4 веке. Появление ислама на Кавказе связано с завоевательными походами арабов.
Фольклор: эпические сказания, сказки, легенды, пословицы, поговорки, в которых отражаются все стороны народного быта. На Кавказе богат музыкальный фольклор, песенное творчество у грузин (многоголосие). Были странствующие народные певцы.
Народы Западной Европы
В Западной Европе 58 народов. 96% населения говорят на языке индоевропейской семьи. Наиболее значительные из этой семьи (по числу народов) – германская группа, романская группа, славянская группа и др.
Антропологический состав: европеоидный расовый тип.
Греки: начало этого этноса на землях современной Греции. В 8-5 вв. до н.э. установилось общее этническое название – эллины, родина – Эллада. Основные занятия – выращивают виноград, маслины, миндаль, отгонное овцеводство и разведение коз, гончарство и ковроделие. Дома из необработанного камня (1 и 2 этажа), где живет и скот. Народный мужской костюм: черные или синие шаровары, белая рубаха, жилет, кушак, феска, плащ; женский – длинная белая рубаха туникообразного покроя с широким длинным рукавом, широкая длинная юбка.
Албанцы. Происходят от древнего населения Балкан – иллирийцев (фракийцев). В 4в. до н.э. первые государственные образования. Главные занятия: отгонное скотоводство, земледелие (зерновые – ячмень, рожь; в горах – овес, пшеница; в долинах – просо; выращивают также картофель, кукурузу, хлопок, сахарную свеклу). Сельские поселения трех типов: разбросанного, скученного и регулярного. Обычно 2-этажные дома с верандой. Более 2/3 – мусульмане, около четверти – православные.
Романская группа. 15 народов (итальянцы, италошвейцарцы, корсиканцы, испанцы, португальцы, французы, румыны и т.д.). Римляне подчинили себе и ассимилировали многие народы, романизация шла вплоть до 5 в. н.э. Традиционные занятия итальянцев – садоводство, зерновое земледелие, животноводство. Пища – макаронные изделия, много специй и приправ. Более половины населения живет в городах, сельские поселения 3-х типов: деревни, хутора, крепости. Костюм: мужской – панталоны, камича (туникообразная рубаха), джакка (куртка), шляпа или берет; женский – гонна (длинная юбка), камича, корсетто, джакетта (верхняя одежда), фаццолетто (головной платок), туфли деревянные с железными шипами. Верующие в большинстве католики. Традиционные занятия французов: животноводство, полеводство, виноградарство. Основные культуры – рис, кукуруза, рожь. Пища: сыр, мясо кроликов, птица (на юге голуби), овощи, корнеплоды. Сельские поселения 2 видов: уличного плана (ряд) и кучевого. Это 1-этажный дом под крышей, жилые и хозяйственные помещения. Мужской костюм: штаны, рубашка, жилет, шейный платок, соломенная шляпа. Верующие в основном католики. Валлоны (40% населения Бельгии) – ремесленный народ. Большие деревни уличного и кучевого типа. Народы Пиренейского полуострова: Испания стоит на 1 месте по производству оливкового масла. Развито зерновое хозяйство. Уже в римскую эпоху разводили крупный рогатый скот, рыболовство имеет очень древние истоки. Женский костюм: широкая сборчатая юбка с передничком, светлая блузка, корсаж, на голове платок. Католики.
Германская группа – 17 народов. Говорят на языках германской группы (немцы, австрийцы, германошвейцарцы, люксембургцы, лотарингцы, датчане, шведы, голландцы, норвежцы, англичане, шотландцы и т.д.). Традиционное занятие – животноводство (крупный рогатый скот) – отгонно-стойловый характер, земледелие. Традиционные поселения: большие кучевые деревни с беспорядочно расположенными домами и кривыми улицами. Одежда: мужская – рубаха (состоит из двух полотнищ), длинные штаны, обувью служила кожаная подошва с кожаными ремешками; женская – руба также из двух полотнищ, плащ с капюшоном. Ремесла – вязание, ковроделие, ткачество, вышивка.
Кельтская группа. 4 народа – ирландцы, валлийцы, гэлы, бретонцы. Традиционные занятия – земледелие и скотоводство. Выращивают ячмень, овес, пшеницу. Главную роль играет животноводство (крупный рогатый скот). Пища – крупы, рыба, молочные блюда, супы. Один из старейших городов – Дублин. Сельские поселения хуторского типа. Дома каменные и плетеные. Традиционный костюм: одежда черного цвета у пожилых женщин; у молодых – длинная широкая юбка и корсет, длинный белый передник и белый кружевной чепец; мужской – узкие короткие штаны, куртка с глухим воротом, шляпа. В большинстве католики.
Народы Поволжья и Приуралья
Карелы, вепсы, коми (зыряне), коми-пермяки, ненцы, саамы. Все население за исключением ненцев, относится к европеоидной расе. Ненцы принадлежат к монголоидам.
Языки относятся к уральской языковой семье. Эти народы рано начали заниматься земледелием, наряду с ним развивалось скотоводство (у ненцев – оленеводство), которые дополнялись собирательством, охотой, рыболовством. У лопарей – хозяйство комплексное (оленеводство, рыболовство, охота). В отличие от ненцев они доили оленей. Тип расселения гнездовой, когда вокруг главного поселения располагались небольшие выселки. Жилище – срубные избы на высоком подклете. Под одной крышей с избой ставились хозяйственные постройки. Одежда: женская – рубаха с длинными рукавами, на которую надевали разного покроя сарафаны на лямках. Головные уборы обычно сложные: непосредственно на волосы надевали шапочки, затем головной убор на твердой основе. Широко бытовали различные платки и шали. Мужской костюм был таким же как у соседствующего русского населения.
Жилищем лопарей первоначально служила вежа – низкий, углубленный в грунт сруб, засыпанный сверху землей. В крыше для света и выхода дыма оставлялось небольшое отверстие. Летом они сооружали конические шалаши, покрытые берестой. Под влиянием русских стали переходить к оседлому образу жизни, в связи с чем появились небольшие срубные избушки с окнами, позднее распространились срубные избы.
До революции ни один из народов не имел письменности, если не считать особой зырянской письменности, созданной в 15 веке, но не получившей распространения и вскоре забытой. В духовной жизни этих народов большое место занимало устное народное творчество и прикладное искусство. Широко бытовали эпос, предания, песни, сказки, особенно богат карело-финский эпос «Калевала». Из прикладного искусства популярны были вышивка, узорное ткачество, резьба по дереву.
Верующие – православные, сохраняются пережитки дохристианских верований (почитали «оленью хозяйку», и других покровителей промыслов, культ священных камней и пережитки шаманизма).