История этнологической науки. Выдающие этнологи прошлого и современности
Еще в античное время слоилась гипотеза о трехступенчатом развитии хозяйства: от собирательства к скотоводству, а затем к земледелию. В средние века продолжалось накопление этнографических наблюдений, но в условиях засилья церкви они не получили теоретического осмысления. В 18 веке складывается концепция об универсальных закономерностях всемирно-исторического процесса, зарождается сравнительно-исторический метод исследования. Складывание этнологии как самостоятельной науки относится к середине 19 века и связано с развитием естествознания. Ж.Б. Ламарк, Ч. Дарвин создали теорию, согласно которой все в мире изменяется от простого к сложному, причем эволюция не случайна, а подчиняется закономерностям. Эту концепцию назвали концепцией эволюционизма. Ученые начинают исследовать историю первобытного общества, пользуясь сравнительно-этнографическим методом. Особое место среди крупнейших ученых занимает Л.Г. Морган, который предпринял попытку создать периодизацию истории первобытного общества на основе развития производства и культуры. Большое внимание уделялось в его трудах вопросам семьи и брака. Известны его труды о жизни североамериканских индейцев. К концу 19века стала развертываться критика концепций эволюционизма. Все большее распространение получила концепция диффузионизма, основанная на признании диффузии как основного фактора в развитии культуры, где миграция идей и вещей принимались за основу исторического развития. Одним из первых направлений было учение, известное под название антропогеографии (Ф. Ратцель). Суть ее в том, что определяющую роль в развитии культуры и общества играют диффузия и географическая среда. Существовали также школа «культурной морфологии» (Л. Фробениус) – рассматривали развитие культуры с точки зрения биологических закономерностей, школа «культурных кругов» (Ф. Гребнер) – объясняли развитие культуры взаимодействием так называемых «культурных кругов».
Позднее начинает формироваться концепция функционализма (Б. Малиновский), в которой задачи этнологии были в первую очередь в изучении функций культурных явлений, их взаимосвязей и взаимообусловленностей. Положительным в этом учении был призыв изучать культуру каждого общества как единое явление, в котором все части связаны между собой выполнением определенных функций. Функционалистами был собран большой и достоверный полевой материал.
В Америке в конце 19в. возникло новое учение – «американская школа исторической этнологии», основоположник Ф. Боас. Положительной стороной была борьба с расизмом и колониализмом, но представители этого учения относились отрицательно к широким теоретическим обобщениям и возможности выведения общеисторических закономерностей. Боас считал, что культурные ценности разных народов несопоставимы. Эта идея легла в основу культурного релятивизма.
В это время во Франции складывается «социологическая» школа Э. Дюркгейма, исходившая из идей неопозитивизма. Ее последователи избрали предметом исследования общество, в котором они изучали системы нравственных связей, этнопсихологию. При этом они рассматривали каждое общество как изолированное явление.
З. Фрейд создал учение о психоанализе и затрагивал в свих трудах некоторые проблемы истории первобытного общества и этнографии. Явления культуры, по Фрейду, связывались с неврозами. По Фрейду обществом управляли не социально-экономические, а психологические, биологические законы.
Дальнейшее развитие школ и направлений привело к возникновению культурного релятивизма (идея абсолютизации каждой культуры и отрицание единства человечества), структурализма (вечная и неизменная структура общества, что является отражением извечных свойств человеческого сознания) и др.
Русская этнология сложилась в виде научного направления в середине и19в. на развитие русской дореволюционной этнологии большое влияние оказал эволюционизм (М.М, Ковалевский, Ю.Э. Петри, Л.Я. Штернберг и др.), в начале 20в. он подвергается критике (А.Н. Максимов). В это же время получает распространение марксизм. Советскими учеными было разработано учение о хозяйственно-культурных типах и историко-этнографических областях.