Виды этнологических источников и методы этнологического исследования
Этнография в своих исследования опирается на ранние этнографические источники – материалы непосредственного наблюдения действительности (работы очевидцев – купцов, путешественников, послов, которые описывали различные народы, чае всего экзотические). Описания народов становились разновидностью обширной категории письменных памятников. Особенно много таких материалов стало поступать в эпоху Великих географических открытий. И до сегодняшнего дня этнология черпает из них сведения о народах, их культуре, обычаях, нравах. Ценность этих источников и в том, что в них содержатся сведения о народах, которые исчезли с лица земли в ходе колониальной экспансии.
Становление этнографии как науки в значительной степени базировалось на материалах непосредственного изучения жизни народов, или на полевых наблюдениях, полевых исследованиях. Немалую роль сыграл тот факт, что с начала 19в. наряду с изучением народов далеких экзотических стран ученые стали все больше обращать внимание на исследование собственного народа. Полевые наблюдения перестают быть случайными заметками, зависящими от вкусов наблюдателя. Создаются программы для собирания тех или иных сведений, появляются и первые анкеты с перечнем вопросов (например, анкета Русского географического общества 1845г.).
Примером научного подхода к организации полевых исследований может служить исследование Н.Н. Миклухо-Маклая, изучавшего жизнь папуасов Новой Гвинеи. Начинают разрабатываться особые приемы, методы наблюдений, обработки их результатов (методика описаний, картографирования явлений, правила записи фольклорных произведений и многое другое). Полевые наблюдения становятся методом накопления источников этнологии.
Для этнологии, как и для других исторических наук, особенно важны письменные свидетельства прошлого. Наибольший интерес вызывают, конечно, самые древние письменные свидетельства – клинопись, папирусы и т.д. Столь же внимательно исследуются и различного рода летописи, хроники. Уникальные по этнографическому значению сведения содержатся в начальном Своде русских летописей, где дается этническая карта расселения народов в Восточной Европе в 6-9вв. Еще более разнообразные виды памятников оказываются в распоряжении этнологии в эпоху широкого распространения грамотности и обширной письменной фиксации различных событий и явлений жизни.
Особую категорию источников составляют изобразительные материалы: рисунки, барельефы, скульптуры, мелкая пластика. Во многих случаях рисунки намного древнее письменности и позволяют заглянуть в весьма отдаленное прошлое. Например, наскальная живопись верхнего палеолита позволяет сделать интересные предположения об охотничьей магии древнейших племен. По изобразительным материалам стало известно об очень раннем возникновении лунного календаря и пятеричного счета, так как элементы украшений часто группируются по 5, 7, 14, 28 (в лунном месяце 28 дней). Особый раздел составляют народные орнаменты. В орнаменте выражены сюжеты и образы древней мифологии, древних религиозных представлений.
Столь же важны и специальные этнографические зарисовки, фотографии, кинодокументы, полученные в ходе полевых исследований, а также различные планы, чертежи, схемы, карты.
Особая категория источников – музейные собрания. В них отражены самые разные стороны жизни народов: хозяйство, одежда, жилище, украшения, утварь, предметы культа, образцы искусства. Музейные собрания позволяют наглядно представить себе особенности культур и быта различных народов, проводить сравнительно-типологическое изучение предметов, устанавливая их сходство и различия.
Также этнология не может обойтись без источников смежных с ней наук. Так, широко используются материалы фольклора: песни, сказки, предания, загадки, танцы, народная музыка. Широко учитываются и результаты языковедения, лингвистики. Язык – один из важнейших этнических признаков. Данные языкознания позволяют установить родство языков, следы процессов ассимиляции, время и условия жизни прежних языковых общностей. Органичная связь этнологии с археологией. Рождение, распространение и смена археологических культур отражают взаимоотношения групп населения в прошлом. Данные антропологии вскрывают пути перемещения, степень смешений или обособления отдельных групп населения. Без знания ботаники и медицины невозможна правильная оценка народной медицины, без ботаники и агрономии, зоологии и механики невозможно понять многое в истории развития хозяйства. Привлекаются и данные по истории климата на Земле, процессов формирования почв и многое другое.
Этнология также применяет самые разнообразные методы изучения исторической действительности. Один из наиболее известных и значительных по результатам – сравнительно-исторический. Суть этого метода в том, что для реконструкции прошлых исторических эпох используются материалы современности или недавнего прошлого, которые рассматриваются как пережитки, реликты этого прошлого. Опираясь на законы диалектического материализма, современный метод сравнительно-исторической реконструкции учитывает как общие, основные законы поступательного развития, так и влияние местных факторов, взаимообусловленность явлений в человеческом коллективе.
Второй метод – метод типологического анализа, т.е. выделение группы сходных или одинаковых явлений у разных народов.
Третий метод – метод комплексного подхода к изучению этнологических и историко-культурных проблем, который заключается в комплексном изучении всех источников.