Культура Беларуси во второй половине XVII – XVIII вв. Эпоха Просвещения.
Во второй половине XVII – XVIII вв. условия для развития белорусской национальной культуры ухудшились. Усилились полонизация и окатоличивание населения восточных земель Речи Посполитой. Белорусский язык постепенно вытеснялся из судебного и государственного делопроизводства, а в конце XVIIв. его использование как официального и письменного языка было запрещено. Постановлением сейма в 1696г. все переводилось на польский язык. С XVIIв. книги печатались на польском, французском, латинском, итальянском, немецком, русском, еврейском языках. Усилилось ущемление прав православных и протестантов. В 1668 г. Cейм запретил переходить из католичества в другие вероисповедания. Православной шляхте, священникам, мещанам был запрещен доступ в государственные органы власти.
Интеллектуальная жизнь во второй половине XVII – начале XVIII вв. характеризовалась как бы движением вспять. Забывались достижения времен эпохи Возрождения и Реформации, снова приобрели популярность идеи периода средневековья. Условия, в которых развилась культура Беларуси, определили ее особенность – полилингвистический характер. Из-за неблагоприятной ситуации белорусскоязычной была преимущественно народная культура – культура крестьянства, городских низов, части шляхты и духовенства.
Школьное образование до середины XVIII в. концентрировалось, в основном, в руках монашеских орденов. Большинство школ принадлежало иезуитам. Была прекращена деятельность братских и протестантских школ. Преподавание велось на латинском языке, предметами для обучения были грамматика, риторика, диалектика, арифметика, геометрия, музыка и астрономия. Центрами образования были Виленская Иезуитская академия и Полоцкая Иезуитская коллегия. В 1773 г. была создана Комиссия по национальному образованию (Адукационная комиссия). Ее стараниями школа приобретает светский характер.
В общественно-политической мысли господствовала схоластика. Однако широкую известность получили атеистические взгляды Казимира Лыщинского. Оставив Орден иезуитов, он написал трактат «О несуществовании Бога», где утверждал, что Бог не существует, а является только иллюзией, рожденной фантазией людей. Католическое духовенство жестоко расправилось с белорусским вольнодумцем. В 1689 г. К. Лыщинский был сожжен на костре.
Во второй половине XVIII в. на территорию Беларуси начали проникать научно-философские идеи западноевропейских просветителей Ф. Вольтера, Ж.Ж. Руссо, Д. Дидро, Р. Декарта и др. В Беларуси появились ученые-философы, разделявшие просветительские идеи французов. Среди них К. Нарбут, Б. Дабшевич, М. Карпович. Сторонниками идей физиократов были И. Хрептович, И. Стройновский, М. Карпович и др. Широкую известность получил философ и церковный деятель Г. Конисский, который высоко ценил естественные науки и их роль в познании природы.
Одним из ярких представителей белорусской литературы того времени был Симеон Полоцкий (1629 – 1680 гг.). Существенная часть его жизни была связана с Москвой. С. Полоцкий создал рукописные сборники «Ветроград многоцветный», «Рифмологион». Писал на белорусском, латинском и старославянском языках. Он был воспитателем царских детей, основал типографию в Кремле и Славяно-греко-латинскую академию. На становление белорусской литературы в немалой степени повлияло устное народное творчество. Литературная жизнь Беларуси XVIII в. отличалась еще большими полилингвизмом, чем в предыдущую эпоху.
Театральная жизнь Беларуси на рубеже XVII – XVIII вв. была представлена школьным театром и народным кукольным – батлейкой. В их репертуаре преобладали постановки на польском и латинском языках. Во второй половине XVIII в. происходит становление профессионального театра. При этом преобладали крепостные театры. Магнаты приглашали на придворную сцену зарубежных актеров, музыкантов. Особенно высоким был художественный уровень крепостных театров Несвижа, Слуцка, Шклова, Гродно, Ружан, Слонима, Могилева.
В каменном зодчестве проявились особенности барокко. В городах и деревнях строились помпезные костелы, монастыри, замки. К таким сооружениям относятся бернардинский, бригидский, иезуитский костелы в Гродно, францисканский костел в Пинске, Монастырский комплекс в Жировичах и др.
В XVII – XVIII вв. дальнейшее развитие получила иконопись. Ведущее место в светской живописи занимает портрет. Сложилось несколько типов портрета: парадный, репрезентативный, рыцарский, погребальный. Развивалась книжная графика. Высокий уровень оформления и иллюстрирования книг демонстрировали Супрасльская и Могилевская типографии. Признание за пределами Беларуси получило мастерство местных резчиков. Белорусские мастера создали ряд высокохудожественных иконостасов для Донского, Симеоновского, Ново-Иерусалимского и других монастырей. Ими же оформлены многие соборы, помещения Московского Кремля.
Беларусь в составе Российской империи: изменения в политической, социально-экономической, религиозной и культурной сферах.
После присоединения Беларуси к России, имперское правительство начало проводить политику, направленную на нивелировку местных особенностей, имевшую конечной целью сближение и слияние с собственно русскими регионами. На присоединенные земли было распространено административно-территориальное деление на губернии и уезды. В соответствии с реформой 1802 г. на территории Беларуси создавалось пять губерний: Витебская, Могилевская, Минская, Виленская и Гродненская. В 1807 г. по условиям Тильзитского мира к России отошли Белосточчина (с 1843 г. в составе Гродненской губернии). Самодержавие, учитывая пограничное расположение Беларуси, а также напряженное политическое и социальное положение, создало здесь генерал-губернаторства: Белорусское (1772 – 1856 гг.), в которое вошли Витебская и Могилевская губернии, Литовское (Виленское) (1794 – 1912 гг.), в которое входили Минская, Гродненская и Виленская губернии. Губернии делились на уезды (примерно по 20-30 тыс. населения в каждом). Генерал – губернаторы фактически обладали неограниченными полномочиями. Один из них – граф Чернышев – свое всевластие подчеркивал даже специальным троном. Власть генерал-губернаторов опиралась на мощный административный, военно-политический аппарат.
Население белорусских земель на протяжении месяца после опубликования указа правительства о включении в состав России приводилось к присяге. Те, кто отказывался присягнуть, должны были в трехмесячный срок выехать за границу, распродав недвижимое имущество. Основным действующим законодательным документом в области гражданского права оставался Статут Великого княжества Литовского 1588г., так как царские власти не решались проигнорировать коренные отличия государственно-правового положения населения белорусских земель. Местные жители (шляхта) имели возможность занимать различные административные должности, но ведущую роль в управлении краем занимали ставленники имперского центра.
В отношении к разным социальным группам общества новая власть проводила разную политику. Шляхте, присягнувшей царскому правительству, давались все права российского дворянства. Но правительство ликвидировало самостоятельность магнатов, лишило их права иметь свои войска, крепости, ограничила самоуправство шляхты. В целях укрепления своей социальной базы в присоединенных к России землях царизм проводил здесь политику насаждения русского землевладения. Царское правительство раздавало имения с крестьянами русским помещикам, крупным военным чинам и чиновникам. Отдавались староства и королевские экономии, секвестрированные имения магнатов и шляхты, которые выехали за рубеж, и владения некоторых ликвидированных монастырей. Крупнейшими владельцами стали князь Г.А. Потемкин, который получил Кричевское староство с 14274 крепостными, граф П.А. Румянцев-Задунайский, который стал собственником 11195 крепостных в Гомельском старостве, А.В. Суворов получил 7тыс. крестьян в Кобринской волости Брестской экономии и др. Всего на территории Беларуси Екатерина II и Павел I пожаловали в наследственное владение 200 тыс. ревизских (мужских) душ, как крепостных, так и бывших государственных крестьян.
На белорусские города было распространено положение «Жалованной грамоты городам» 1785 г. Действием магдебургского права было отменено. Для руководства хозяйственной деятельностью городов из представителей городских сословий избиралась дума. Купечество получило право на гильдейскую организацию. Многочисленное еврейское население указом 1794 г. попало под действие закона о черте оседлости в пределах Белорусского генерал-губернаторства и части украинских губерний. С 1795 г. сельских евреев было приказано переселить в города. С 1827 г. вместо денежного налога на евреев была распространена воинская повинность. 19 декабря 1844 г. вышел указ о ликвидации органов общинной автономии кагалов и подчинении евреев общим городским и уездным властям. Переступить эту черту разрешалось тем евреям, которые имели высшее образование, переходили в другую веру, ремесленникам, купцам первой гильдии.
Положение крестьян Беларуси почти не изменилось. На них была распространена российская налоговая система, которая сменяла подымный (хозяйственный) на подушный налог. Вначале, учитывая слабую платежеспособность и необходимость приспособления крестьян к новой налоговой системе, они получили льготы по уплате подушных налогов. Из политических соображений и хозяйственной необходимости с 1797 г. на протяжении 10 лет во всех губерниях Беларуси подушный налог с крестьян собирался в размере наполовину меньшим, чем в русских губерниях. В дальнейшем крестьянство Беларуси было поставлено в одинаковые условия с крестьянами других губерний России.
В конфессиональной сфере власти придерживались, в основном, обещаний, данных во время разделов Речи Посполитой. Правда, были приняты меры, которые препятствовали католическому и унитарному духовенству склонять в свою веру православных. Во время борьбы с восстанием во главе с Костюшко Екатерина II посчитала необходимым укрепить позиции православия переводом туда униатов (указ 22 апреля 1794 г.). В православие перешло 1,5 млн. человек. При преемнике Екатерины II многие из “воссоединенных” перешли в унию. Католическая церковь утратила свое господствующее положение в Беларуси, хотя в соответствии с дарственной грамотой Екатерины II 1774 г. учреждалась Белорусская католическая епархия. Земельные владения костелов и католических монастырей сохранялись.
Присоединение к России создало условия для включения территории Беларуси в общероссийскую государственную систему, оказало воздействие на все отрасли экономики, стало во многом определяющим для дальнейшей хозяйственной специализации. Создавались новые мануфактуры (полотняные, парусиновые, канатные, суконные и др.), в Кричеве была заложена судоверфь, строившая суда для Черноморского флота. В сельском хозяйстве происходило увеличение посевных площадей, в том числе под технические культуры. Сбыт сельскохозяйственных продуктов стимулировался отменой пошлин на их продажу, ликвидацией внутренних таможен. Расширились торговые связи с русскими городами. Активизация торговли способствовала реконструкции старых и строительству новых дорог. Включение белорусских земель в Российскую империю вело к искоренению на присоединенных землях традиций средневековой государственности, хотя расширяло и укрепляло крепостное право. Было положено начало переориентации экономической, политической и культурной жизни Беларуси на Восток.