Развитие экономики Франции (1940-гг.- ХХ - ХХ1 вв.)
Вторая мировая война нанесла экономике Франции значительный экономический ущерб:
-промышленное производство сократилось на 70%;
-продукция сельского хозяйства уменьшилась вдвое;
-значительная часть промышленных, гражданских строений и транспортная система были разрушены.
За годы войны Франция из мирового банкира превратилась в страну – должника. Начался распад колониальной империи. Для роста экономики требовался новый источник. Этим источником могла стать промышленность, которая нуждалась в глубокой перестройке.
1940-1950 гг. Государственная концепция развития французской экономики в эти годы предусматривала проведение национализации и решение социальных проблем.
Под давлением левых сил в течение 1045-1847 гг. были национализированыпредприятия в электроэнергетике, угле- и газодобывающей промышленности, машиностроении. В руки государства переходили предприятия морского судоходства, авиатранспорта, крупнейшие банки (Французский банк в том числе), страховые компании. До 29% производственных мощностей страны были охвачены национализацией. Государство финансировало и регулировало её деятельность. Для управления создавались административные советы с участием представителей трудящихся.
В сфере социальных отношений происходили следующие перемены:
-восстанавливалась 40-часовая рабочая неделя, вводились двухнедельные оплачиваемые отпуска;
-повысилась номинальная заработная плата и пенсии рабочих и служащих;
-создана единая государственная система социального страхования рабочих и служащих;
-устанавливались пенсии престарелым крестьянам;
-для восстановления разрушенных крестьянских хозяйств предоставлялись ссуды.
Послевоенное восстановление экономики происходило достаточно быстро. К 1948 году был восстановлен довоенный уровень производства. По темпам промышленного развития Франция обгоняло большинство стран. Этому способствовали быстрое обновление основного капитала, устремление инвестиций из стран-колоний в национальную экономику, а также активное участие государства в решении вопросов модернизации производства, развития стратегических отраслей и проведения научных исследований. Франция присоединилась к «плану Маршалла». Она получала от США продукты, денежные субсидии, которые использовались для оснащения новейшим импортным оборудованием металлургических, химических, автомобильных предприятий.
1950-1970-гг.Общие тенденции экономического развития с середины 50-х гг. и до экономического кризиса проявлялись в следующем:
-устойчивый экономический рост. Среднегодовые темпы роста ВВП составляли 5,2%, преимущественно за счёт роста производительности труда;
-индустриальный характер развития. Активно шла модернизация промышленности, возникали новые отрасли, связанные с НТП. Особое внимание уделялось созданию новейших отраслей ВПК - атомной, электронной, ракетной, аэрокосмической;
-повышение уровня концентрации. К такому шагу подтолкнуло подписание в 1957 году соглашения о создании ЕЭС. Заботясь о повышении конкурентоспособности фирм, государство поощряло посредством льгот и субсидий концентрацию. В результате появились финансово-промышленные группы, ставшие главной формой монополистических объединений;
-значительное уменьшение вывоза капитала. Принимались меры по возвращению ушедших из страны капиталов, накоплению золотовалютных запасов страны. Вывоз капитала стал осуществляться в форме производственного, а не ссудного капитала, как это было в начале ХХ века.;
-интенсификация внешнеторговых связей. К 1965 году объём внешней торговли увеличился в 4 раза по сравнению с довоенным. Была ликвидирована задолженность США, Франция вновь стала страной-кредитором;
-преобразования в аграрном секторе. Удельный вес, занятых в сельском хозяйстве работников, снизился до 15%, росла товарность, активно внедрялись технические новшества. Крупные капиталовложения значительно увеличили производство сельскохозяйственной продукции. Страна вышла на второе место по экспорту зерна, молочных продуктов, вина.
Важным инструментом экономической политики государства было индикативное планирование, получившее название «дирижизм». Суть политики состояла в том, что государство подходило к бизнесу не как к важнейшему агенту воспроизводства, а как к инструменту, который следует использовать в определённых направлениях для решения задач на макроуровне.
Генеральным комиссариатом разрабатывались планы-программы(модернизация национализированного сектора, укрепление конкурентоспособности частных фирм и переход к «открытой экономике»,промышленная переориентация и др.). Система программирования носила рекомендательный характер. Правительством намечались необходимые объёмы производства продукции, разрабатывались программы развития отраслей, на основе которых заключались контракты с крупнейшими предприятиями, при этом, предприятиям предоставлялись государственные кредиты, налоговые льготы, выдавалась иностранная валюта для закупки оборудования. По мере укрепления монополий государственная опека стесняла их деятельность, и промышленные гиганты требовали от государства отхода от «дирижизма».
В конце 1960-х от политики «дирижизма» перешли к политике либерализма, основанной на отраслевых программах развития, прекращении бюджетного финансирования государственных компаний, оказании финансовой помощи независимо от форм собственности, исходя из стратегии развития. Государство поддерживало крупные проекты (космические программы, создание «аэробуса», «Конкорда», телекоммуникации), НИОКР посредством прямого финансирования государственных и частных компаний.
1970-1980-е гг. В связи с внезапным повышением цен на нефть в 1973 году, Франция, ввозившая почти всю потребляемую нефть, оказалась в очень сложном положении. Огромные средства, выделяемые правительством на закупку нефти, привели к внешнеторговому дефициту и снижению устойчивости валюты. В большинстве отраслей наблюдалось сокращение производства, уменьшение инвестиций предприятий, выросла безработица. В условиях кризиса Франция пыталась добиться подъёма посредством государственного регулирования. Основные действия правительства сводились к следующему:
1.национализация.Государству отошла треть промышленности, 36 банков, страховые компании;
2.государственный контроль над ценами и иностранной валютой;
3.усиление налогового пресса на крупный бизнес.
Правительству удалось добиться финансового оздоровления и технической модернизации национализированных компаний, но эффект был недолгим. Началось снижение инвестиционной деятельности, отток капитала из страны, обострение экономического положения и это заставило правительство пересмотреть свои взгляды на роль государства и частного бизнеса.
С 1980 года правительство осуществляет следующие меры по оздоровлению экономики:
1.Денационализация. Сначала правительство оставило неприкосновенной государственную собственность в электроэнергетике, газоснабжении, телекоммуникации. Схема реприватизации была достаточно жёсткой. От 18 до 50% составляли стабильные акционеры компаний (финансовые, страховые и промышленные группы), 10% акций распространялись среди рабочих и служащих, до 20%-могли принадлежать иностранному капиталу. Остальные акции могли продаваться с публичных торгов.
2.Сокращение масштабов налогообложения. Большая часть доходов оставалась в распоряжении предприятий.
3.Сокращение регламентирующих функций государства. Предприятия промышленности сферы услуг получили право самостоятельно устанавливать цены, ориентируясь на рынок. Сохранялся контроль над ценами на книги, медикаменты, тарифы на свет, газ, транспорт. Отменялся контроль над валютными операциями.
4.Политика бездефицитного бюджета. Сокращались бюджетные ассигнования на субсидирование кризисных отраслей и стимулирование развития перспективных.
5.Ужесточение социальной политики. Ограничивался рост заработной платы, отменялся контроль над продолжительностью рабочей недели.
Положение в экономике Франции стало выравниваться. Франция вошла в пятёрку ведущих капиталистических стран. Ежегодный прирост ВВП повысился в среднем до 3%.
На рубеже ХХ-ХХ1 вв. основные тенденции во французской экономике такие:
-активизация инвестиционной деятельности в сфере производства машин и оборудования;
-снижение энергопотребления;
-уменьшение удельного веса продукции аграрного сектора и полуфабрикатов при одновременном повышении доли технологичной продукции;
-снижение уровня инфляции, и проч.