Экономика Германии. Движение к экономическому лидерству

Для Германии последствия Второй мировой войны оказались чрезвычайно тяжёлыми: огромные людские потери, уничтоженные жилые дома, промышленные предприятия, средства транспорта, огромные военные расходы, разрушившие финансовую систему, катастрофический государственный долг, разрушенный потребительский рынок, промышленное производство составляло около трети от довоенного, сильно пострадало сельское хозяйство.

В этих условиях началось создание новой системы свободного рыночного хозяйства (середина 1940-х – начало 1950-х гг.). Становление новой экономики ФРГ происходило в соответствии с Программой восстановления и формирования социального рыночного хозяйства, в котором должны были сочетаться свобода предпринимательской деятельности, частная собственность, свобода распоряжения собственными средствами производства с активной ролью государства в хозяйственной жизни. Главным идеологом и архитектором экономического возрождения стал профессор Л, Эрхард. Главные элементы программы: цель- высокий уровень благосостояния всех слоёв населения, путь достижения цели- свободная рыночная конкуренция и частное предпринимательство, главная регулирующая сила – государство. Реформирование экономики началось в 1948 году и включало следующие направления:

1.Упорядочение денежного хозяйства. Денежная реформа 1948 года была непопулярна, но необходима для избавления от огромной массы обесцененных денег и создания твёрдой валюты. В западной зоне Германии прекратили хождение рейхмарки, вместо них были введены в обращение новые деньги – дойчмарки. Каждый житель страны получил по 40 марок. Наличные деньги обменивались в соотношении 1:10, половина сбережений была заморожена. Предприятия получали деньги только для выплаты первой зарплаты. Регулирование отношений с частными банками было поручено образованному эмиссионному банку – Банку немецких земель.

2.Освобождение цен.Ценовая политика строилась по принципу либерализма. Цены отпускались постепенно, но достаточно быстро, но государственный контроль за ними сохранялся, что позволяло избежать инфляции. Происходило это посредством принятия законодательных актов, препятствовавших произвольному завышению цен, выпуска каталогов рекомендуемых цен с учётом покупательной способности потребителей товаров.

3.Стимулирование предпринимательской деятельности. Предпринимательская деятельность возрождалась путём проведения кредитной и налоговой политики, которая законодательно ограничивала деятельность монополий, устанавливала льготы для свободного частного инвестирования. Политика государства была направлена на всемерную поддержку и развитие малого и среднего бизнеса. Уже в 1953 г. на предприятиях численностью до 500 чел. Работало более половины всех занятых.

Особая государственная поддержка оказывалась базовым отраслям: угольной, металлургической и электроэнергетике. Инвесторам и предпринимателям предоставлялись налоговые льготы.

Реформы дали положительный результат в кратчайшие сроки. В течение двух лет исчез «чёрный рынок», производство товаров широкого потребления увеличилось в два раза, почти не ощущалось инфляции, появилась устойчивая валюта. Быстро росла производительность труда. В стране практически не было безработицы. Ежегодный прирост промышленного производства достиг 10-15%. Ускоренно развивались машиностроение, оптика, производство электроэнергии. Успехи в сельском хозяйстве также были значительны. Удельный вес занятых в сельском хозяйстве снижался, а объёмы производства увеличивались. Крестьянские хозяйства были высокомеханизированными и электрифицированными, что способствовало росту производительности труда и урожайности. Мелкое крестьянское хозяйство уступало более крупному фермерскому хозяйству.

В середине 1950-х годов произошло некоторое замедление экономического роста, которое затем сменилось подъёмом, получившим название «немецкое экономическое чудо». В начале 1960 –х гг. по объёму промышленного производства и экспорта Германия уступала только США. «Чуду» способствовали следующие факторы:

-высокий уровень капиталовложений, в которых большую роль играл иностранный капитал, особенно американский;

-увеличение бюджетных ассигнований на развитие гражданских отраслей, вследствие сокращения в 2 раза военных расходов, увеличения налоговых поступлений с прибыли корпораций;

-быстрое развитие научно-технического прогресса. Техническому обновлению производства на начальном этапе способствовали иностранные лицензии и патенты;

-интенсификация труда. За десятилетие производительность труда поднялась более чем в 1,5 раза.

Большое влияние на экономическое развитие оказала европейская интеграция – вступление Германии в ЕЭС, что позволило снять некоторые таможенные барьеры, усилить кооперацию и специализацию между странами «Общего рынка», активизировать внешнюю торговлю.

В первой половине 1970-х гг. экономику Германии поразил экономический кризис, спровоцированный перепроизводством и мировым энергетическим кризисом. В результате сократилось производство ВВП и промышленности, снизились внутренние частные инвестиции, возросло число банкротств, усилилась инфляция. Такие же явления имели место и в 1980-1982 гг. Основные направления экономической политики Германии в 1970-1980 – е годы:

-устойчивое развитие малого и среднего бизнеса, особенно в социальной сфере. Доля малых и средних предприятий в ВНП в 1980 – х гг. достигла 50%;

-активная структурная перестройка. Германия, как и другие страны, переходила к наукоёмким, ресурсосберегающим технологиям. Некоторые виды производств были перенесены за рубеж. Это были в основном малорентабельные, а также экологически вредные производства химической промышленности и машиностроения;

-экспорт капиталов. Правительство стимулировало экспорт долгосрочного капитала с целью выравнивания платёжного баланса и укрепления германской валюты на мировом рынке;

-усиление государственного регулирования, это особенно проявлялось в долгосрочном планировании и перераспределении значительной части ВВП (до 50%).

В середине 1980-х гг. усиливается роль рыночных механизмов: проводится приватизация части государственных предприятий, поощряются частные капиталовложения, предприятия освобождаются от излишней государственной опеки. Результатом такой политики стало повышение темпов прироста ВВП (до 4,5% в год), снижение темпов инфляции (до 1% в год), снижение уровня безработицы (до 7%). Сельское хозяйство развивается стабильно, при сокращении численности занятых объёмы сельскохозяйственной продукции увеличиваются благодаря применению новых видов удобрений, высокоурожайных сортов растений, селекционной работе в животноводстве, механизации и т.д.

В первой половине 1990-х гг. темпы роста ВВП Германии снизились. Главным фактором ухудшения экономической обстановки стало объединение Западной и Восточной Германии в 1990 г. и создание единого немецкого государства. Начиная с 1994 года положение начало исправляться. Государственная политика в области экономики состояла в следующем:

-изменение налогообложения. Снижены прямые налоги и повышены личные подоходные налоги (до 57%);

-сокращение предпринимательской функции государства путём приватизации предприятий через продажу акций и превращение их в смешанные компании;

-увеличение расходов на финансирование НИОКР. Государство финансировало значительную часть фундаментальных исследований в области космической техники, ядерной энергетики.

Доля материального производства в 1990-е годы в ВВП снижалась, а росла доля услуг. ФРГ по-прежнему остаётся крупнейшим производителем чёрных металлов. Сельское хозяйство по уровню интенсивности, несмотря на насыщенность машинным парком и химикатами, уступает Франции, Дании, Нидерландам. Большая часть земли сдаётся в аренду. В полной собственности фермеров находится лишь 22% земли. В аграрной политике федерального правительства большая роль отводится развитию всевозможных форм кооперации. Через кооперативы проводится кредитование хозяйств, снабжение средствами производства, заготовка и переработка продукции. Отечественное производство обеспечивает свыше 4/5 потребностей в продовольствии.

Многие отрасли отличаются высоким уровнем концентрации капитала. Среди крупнейших компаний мира семь являются германскими, но половину ВВП создают мелкие и средние фирмы, обеспечивая 2/3 рабочих мест.

По объёму экспорта ФРГ занимает второе место в мире, особенно в экспорте автомобилей, машин, оборудования, химических и электротоваров.

Германские компании вывозят свои капиталы в страны Западной Европы и США, вкладывая их в создание производственных мощностей. Это позволило укрепить позиции германских компаний, особенно в электронике («Сименс»), автомобилестроении.

Наши рекомендации