Рецензент – профессор кафедры агрономической, биологической химии и радиологии, доктор биологических наук И.В. Верниченко
МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Российский государственный аграрный университет –
МСХА имени К.А. Тимирязева
Факультет почвоведения, агрохимии и экологии
Кафедра агрономической и биологической химии
Курсовая работа
по дисциплине АГРОХИМИЯ
Методические указания
Москва 2011
УДК [378.147.88:63:54](083.131)
ББК [74.580.252.4:40.4]я81
К 93
Курсовая работа по дисциплине «Агрохимия»: / И.И. Серегина, В.Ф. Волобуева, В.М. Лапушкин, Т.В. Украинская. М.: Изд-во РГАУ – МСХА имени К.А.Тимирязева, 2011. 60 с.
Издание содержит методические указания и задание для выполнения курсовой работы при изучении дисциплины «Агрохимия». Содержит методику разработки научно-обоснованной системы применения удобрений в овощных севооборотах хозяйств и многолетних насаждений при достаточной обеспеченности минеральными удобрениями единицы площади пашни.
Предназначено для студентов факультета садоводства и ландшафтной архитектуры, обучающихся по направлению 110200 «Агрономия» на очном, очно-заочном и заочном отделениях.
Рекомендовано к изданию методической комиссией факультета почвоведения, агрохимии и экологии (протокол № 15 от 22 декабря 2010 г).
Рецензент – профессор кафедры агрономической, биологической химии и радиологии, доктор биологических наук И.В. Верниченко
© Серегина И.И.,
Волобуева В.Ф.
Лапушкин В.М.,
Украинская Т.В., 2011
© ФГОУ ВПО РГАУ – МСХА
Имени К.А. Тимирязева, 2011
Оглавление
Аннотация. 4
1. Внешние и внутренние требования. 6
2. Основные этапы курсового проектирования. 8
3. Требования к написанию и оформлению курсовых работ. 12
4. Порядок защиты курсовой работы.. 37
Контрольные вопросы.. 39
5. Учебно-методическое и информационное обеспечение курсовой работы/проекта 44
6. Методическое, программное обеспечение курсовой работы.. 45
Приложения. 46
Аннотация
Цель курсовой работы для студентов 3 курса факультета Садоводства и ландшафтной архитектуры состоит в том, чтобы квалифицированно, с учетом достижений науки решать задачи рационального применения удобрений и химических мелиорантов в конкретных природно-экономических условиях хозяйства. Важнейшая задача курсовой работы заключается в том, чтобы, исходя из планируемых урожаев, биологических особенностей культур, почвенного плодородия конкретных полей, научиться определять оптимальные дозы удобрений под культуры севооборота и правильно распределять эти дозы по срокам внесения и способам заделки.
Курсовая работа по агрохимии выполняется по индивидуальному заданию, что позволяет студенту активно, творчески применять знания, полученные при изучении теоретического курса. На примере одного севооборота студент разрабатывает систему применения удобрений на всю ротацию на первом поле, а также на 1 год освоения севооборота в конкретных почвенно-климатических условиях с учетом планируемой урожайности и класса обеспеченности почвы подвижными питательными веществами (фактического плодородия). На основе составленной системы применения удобрений для получения планируемой урожайности культур разрабатывается годовой план применения удобрений и химических мелиорантов, а также календарный план приобретения и их внесения на год освоения севооборота. Устанавливается потребность в сельскохозяйственной технике по внесению удобрений.
Разработка научно обоснованной системы применения удобрений в хозяйстве осуществляется для овошного или овоще-кормового севооборота. Кроме того, студент составляет систему удобрения многолетнего насаждения, сада, или отдельной овощной (в т.ч. защищенного грунта) или ягодной культуры.
Работа над курсовой работой способствует более глубокому овладению студентами методиками расчета рациональной системы применения удобрений.
Знание различных методик дает возможность будущему агроному творчески и более осмысленно решать вопросы применения удобрений в конкретных условиях производства. Правильно выполненная курсовая работа показывает способность студента, а в дальнейшем специалиста, решать научные проблемы в области агрохимии.
Выписка из ГОС ВПО
«Требования к обязательному минимуму содержания по дисциплине «_СД. 03___Агрохимия__»
Питание растений и методы его регулирования: почва как источник питания растений, химическая мелиорация почв. Азотные, фосфорные, калийные, комплексные и органические удобрения, а также микроудобрения технология хранения, подготовка и внесение удобрений, экология и удобрения, практикум.
Примерная тематика курсовой работы
Таблица 1
Примерная тематика курсовых работ по учебной модульной дисциплине
«Агрохимия»
№ п/п | Темы курсовых работ |
1. | Разработка системы применения удобрений в овощном (овоще-кормовом) севообороте Белгородской области. |
2. | Разработка системы применения удобрений в овощном (овоще-кормовом) севообороте Владимирской области. |
3. | Разработка системы применения удобрений в овощном (овоще-кормовом) севообороте Вологодской области. |
4. | Разработка системы применения удобрений в овощном (овоще-кормовом) севообороте Воронежской области. |
5. | Разработка системы применения удобрений в овощном (овоще-кормовом) севообороте Ивановской области. |
6. | Разработка системы применения удобрений в овощном (овоще-кормовом) севообороте Калужской области. |
7. | Разработка системы применения удобрений в овощном (овоще-кормовом) севообороте Кировской области. |
8. | Разработка системы применения удобрений в овощном (овоще-кормовом) севообороте Костромской области. |
9. | Разработка системы применения удобрений в овощном (овоще-кормовом) севообороте Курской области. |
10. | Разработка системы применения удобрений в овощном (овоще-кормовом) севообороте Липецкой области. |
11. | Разработка системы применения удобрений в овощном (овоще-кормовом) севообороте Московской области. |
12. | Разработка системы применения удобрений в овощном (овоще-кормовом) севообороте Новгородской области. |
13. | Разработка системы применения удобрений в овощном (овоще-кормовом) севообороте Орловской области. |
14. | Разработка системы применения удобрений в овощном (овоще-кормовом) севообороте Рязанской области. |
15. | Разработка системы применения удобрений в овощном (овоще-кормовом) севообороте Смоленской области. |
16. | Разработка системы применения удобрений в овощном (овоще-кормовом) севообороте Тамбовской области. |
17. | Разработка системы применения удобрений в овощном (овоще-кормовом) севообороте Тверской области. |
18. | Разработка системы применения удобрений в овощном (овоще-кормовом) севообороте Тульской области. |
19. | Разработка системы применения удобрений в овощном (овоще-кормовом) севообороте Ярославской области. |
Примечание: Тема курсовой работы избирается студентом по согласованию с научным руководителем (преподавателем, ведущим дисциплину). Выбор темы курсовой работы регистрируется преподавателем в журнале регистрации курсовых работ.
Структура курсовой работы
Курсовая работа по учебной дисциплине «Агрохимия» носит опытно-экспериментальный характер.
Таблица 2
Рекомендации по организации работ над курсовой работой
Подготовка курсовых работ/проектов проводится студентом самостоятельно в указанные преподавателем сроки. Контроль знаний проводится в дни и часы, устанавливаемые преподавателем (таблица 3).
Таблица 3
План-график выполнения курсовой работы/проекта
№ | Наименование действий | Исполнители | Сроки |
Выбор темы | студент | декабрь | |
Получение задания по курсовой работе | студент | декабрь | |
Уточнение темы и содержания курсовой работы | студент | декабрь | |
Составление списка используемой литературы | студент | декабрь | |
Изучение научной и методической педагогической литературы | студент | январь | |
Сбор материалов, подготовка плана курсовой работы | студент | февраль | |
Анализ собранного материала | студент | февраль | |
Предварительное консультирование | студент | февраль | |
Написание теоретической части | студент | февраль | |
Разработка системы применения удобрений, годового и календарного планов, расчет потребности в технике, выводы и заключение | студент | март | |
Представление руководителю первого варианта курсовой работы и обсуждение представленного материала и результатов | студент | март | |
Составление окончательного варианта курсовой работы | студент | апрель | |
Заключительное консультирование | студент | апрель | |
Рецензирование курсовой работы | преподаватель | апрель | |
Защита курсовой работы | студент | апрель |
Примечание: Выбрав тему, определив цель, гипотезу, структуру и содержание курсовой работы научный руководитель курсовой работы/проекта совместно со студентом составляет план-график ее выполнения с указанием сроков выполнения каждого пункта план - графика курсовой работы/проекта. К общему плану содержания курсовой работы прилагается график её выполнения.
3. Требования к написанию и оформлению курсовых работ
Указанные выше основные разделы курсовой работы должны иметь следующее содержание.
Введение.
Необходимо кратко охарактеризовать роль и значение удобрений в оптимизации почвенного плодородия и повышении урожайности сельскохозяйственных культур и улучшении их качеств. Охарактеризовать основные принципы рациональной системы применения удобрений.
Таблица 4
Таблица 5
Классы обеспеченности почвы подвижными питательными веществами и нормативы баланса (коэффициенты возврата) по полям севооборота
№ поля | Классы обеспеченности почвы по ________________________ | Нормативы баланса (коэффициенты возврата) | ||||
N | Р2О5 | К2О | N | Р2О5 | К2О | |
1. | ||||||
2. | ||||||
3. | ||||||
4. | ||||||
5. | ||||||
а) расчет доз минеральных удобрений на всю ротацию севооборота на первом поле с использованием балансового метода. Применение балансовых коэффициентов (или нормативов баланса) в зависимости от обеспеченности подвижным фосфором и калием дает возможность устанавливать дозы и соотношения удобрений, а также целенаправленно изменять плодородие почвы.
Посторенние системы удобрений в севообороте начинают с определения очередности культур и их планируемого урожая на первом поле севооборотного участка, а также распределения рассчитанных доз органических удобрений (табл. 6).
Таблица 6
Чередование культур на первом поле севооборота и планируемые урожаи товарной продукции
Год | Чередование культур | Товарная продукция | Планируемый урожай, т/га | Дозы органических удобрений, т/га |
20__ | ||||
20__ | ||||
20__ | ||||
20__ | ||||
20__ | ||||
20__ |
На примере 1-го поля с учетом планируемой урожайности культур севооборота (за всю ротацию) и класса обеспеченности почвы подвижными питательными веществами определяют оптимальные дозы N, Р2О5, К2О для каждой культуры севооборота с использованием балансовых коэффициентов использования элементов питания в среднем за ротацию, выраженных в долях от единицы:
ДN = ВN·У·К – (Nмин.·Кмин.+С1·КИ1+ С2·КИ2+ С3·КИ3+ С4·КИ4+…), (I)
где ДN – доза азота под планируемый урожай, кг/га;
ВN – вынос азота единицей урожая, кг/т;
У – планируемый урожай, т/га;
КВ – коэффициент возврата (в зависимости от плодородия почвы (приложение 2));
Nмин – содержание минерального азота (в слое почвы 0-60 см), кг/га;
Кмин – коэффициент использования минерального азота (для овощных культур с интенсивным потреблением азота может быть принят 0,5, для остальных овощных культур 0,4);
С1 – количество азота, внесенного с органическими удобрениями под данную культуру в первый год внесения, кг/га;
КИ1 – коэффициент использования азота, внесенного с органическими удобрениями под данную культуру в первый год действия, кг/га;
С2 – количество азота, используемого культурой из навоза в первый год последействия (внесенного под предшествующую культуру), кг/га;
КИ2 – коэффициент использования азота из навоза в первый год последействия;
С3 – количество азота, используемого культурой из навоза во второй год последействия, кг/га;
КИ3 – коэффициент использования азота из навоза во второй год последействия;
С4 – количество азота, внесенного с пожнивно–корневыми остатками, кг/га;
КИ4 – коэффициент использования азота пожнивно–корневыми остатками.
Дозы фосфора и калия (кг/га) в овощеводстве рекомендуется определять на основании возмещения выноса элементов питания с введением поправочных коэффициентов и учетом последействия ранее внесенных органических и минеральных удобрений с помощью формул:
ДР2О5,К2О = В·У·К – (С1·КИ1+ С2·КИ2+ С3·КИ3+ С4·КИ4) (II)
где ДР2О5,К2О – доза фосфора или калия под планируемый урожай, кг/га;
В– вынос фосфора или калия единицей урожая, кг/т;
У – планируемый урожай, т/га;
КВ – коэффициент возврата фосфора или калия (в зависимости от плодородия почвы (приложение 2));
С1 – количество фосфора или калия, внесенного с органическими удобрениями под данную культуру в первый год внесения, кг/га;
КИ1 – коэффициент использования фосфора или калия, внесенного с органическими удобрениями под данную культуру в первый год внесения, кг/га;
С2 – количество фосфора или калия, используемого культурой из навоза в первый год последействия (внесенного под предшествующую культуру), кг/га;
КИ2 – коэффициент использования фосфора или калия из навоза в первый год последействия;
С3 – количество фосфора, используемого культурой из навоза на второй год последействия (калий во второй год последействия навоза не используется), кг/га;
КИ3 – коэффициент использования фосфора на второй год последействия;
С4 – доза фосфора или калия минеральных удобрений, внесенных под предшествующую культуру, кг/га;
КИ4 – коэффициент использования фосфора или калия минеральных удобрений, внесенных под предшествующую культуру.
При расчете доз удобрений необходимо учесть, что навоз и ПКО многолетних бобовых трав оказывают действие на повышение урожая сельскохозяйственных культур в течение трех лет, согласно коэффициентам распределения (приложение 3).
Дозы органических удобрений и рассчитанные дозы минеральных удобрений указывают в табл. 7.
Таблица 7
Дозы минеральных (кг/га) и органических удобрений (т/га)
Таблица 8
Вынос N, Р2О5, К2О с планируемым урожаем в (кг/кг)
(на первую ротацию севооборота)
Годы | Культуры севооборота на поле № 1 | Планируемый урожай, т/га | Вынос на 1 т основной продукции, кг | Вынос планируемым урожаем, кг/га | ||||
N | Р2О | К2О | N | Р2О | К2О | |||
20__ | ||||||||
20__ | ||||||||
20__ | ||||||||
20__ | ||||||||
20__ | ||||||||
Суммарный вынос за ротацию севооборота, в кг/га |
Дозы минеральных удобрений необходимо обосновать балансом питательных элементов в севообороте (табл. 9).
Расход питательных веществ может превысить их приход с удобрениями на 20-40% (Кв = 0,8-0,6) только при высоком и очень высоком содержании в почве подвижных питательных веществ. В случае среднего и повышенного содержания в почве подвижных питательных веществ баланс (питательных веществ) должен быть положительным, т.е. с удобрениями (а также азота с пожнивно-корневыми остатками бобовых трав) в почву должно поступить значительно больше питательных веществ, чем их выносится с планируемым урожаем (Кв>1).
На дерново-подзолистых, серых лесных почвах с удобрениями и пожнивно–корневыми остатками бобовых трав коэффициент возврата по азоту составляет 1,2-1,3; 1,2 и 1,1, соответственно. По фосфору коэффициент возврата при среднем содержании подвижного фосфора в почве равен 2,0, а при его повышенном содержании – 1,5.
Что касается калия, то при среднем содержании подвижного калия в почве Кв составляет 1,3, а при повышенном и высоком Кв = 1,0 и 0,8, соответственно.
Таблица 9
Таблица 10
Поступление питательных веществ под сельскохозяйственные культуры (на всю ротацию севооборота)
Культура севооборота | Используется из органических удобрений, кг/га | Внесено с минеральными удобрениями, кг/га | Итого внесено, кг/га | ||||||
N | Р2О5 | К2О | N | Р2О5 | К2О | N | Р2О5 | К2О | |
Итого поступило за ротацию севооборота в кг/га с органическими и минеральными удобрениями в кг/га |
С учетом принятых нормативов баланса питательных веществ в зависимости от класса обеспеченности почвы подвижными питательными веществами осуществляют корректировку доз удобрений в разработанной системе применения удобрений. С этой целью сначала необходимо рассчитать фактические коэффициенты возврата по каждому полю (табл. 11).
Таблица 11
Таблица 12
Таблица 13
Система применения удобрений в овощном севообороте на первый год освоения СПУ (на 20__ г)
№ поля | Культуры севооборота | Общие дозы минеральных удобрений, кг/га | Основное удобрение | Припосевное (припосадочное) удобрение | Подкормка | |||||||||
навоз | известь | N | Р2О5 | К2О | N | Р2О5 | К2О | N | К2О | |||||
N | Р2О5 | К2О | т/га | кг/га | ||||||||||
В первую очередь распределяют дозы припосевного удобрения с учетом обеспеченности почв элементами питания.
Под зерновые, зернобобовые культуры и травы вносят не более 5-10 кг/га Р2О5, под пропашные и овощные культуры по 10-20 кг/га NPK, под картофель 20-40 кг/га NPK, под культуры чувствительные к концентрации почвенного раствора (например, кукуруза) по 5-7 кг/га Р2О5.
После определения доз припосевного удобрения определяют необходимость проведения азотных и калийных подкормок и их дозы. Подкормки необходимы для выращивания озимых культур, многолетних трав, а также при высоких общих дозах удобрений, особенно азотных. Обычно в подкормку выделяют не менее 25 кг/га.
Дозы основного удобрения определяют как разницу между общей дозой удобрения, дозой припосевного удобрения и дозой подкормки. Например, общая доза азотных удобрений под капусту равна 240 кг/га, доза припосевного удобрения равна 20 кг азота, доза азотной подкормки - 100 кг, доза основного удобрения будет равна: 240 - 20 - 100 = 120 кг/га.
При выращивании многолетних трав, зачастую, дозы основного удобрения вносят под покровную культуру, оставляя на травы лишь подкормки.
Годовой план применения удобрений
Далее приступают к составлению годового плана применения удобрений в севообороте (табл. 14) с указанием доз удобрений (в пересчете на физическую массу), приемов, сроков внесения и способов заделки (см. табл. 13).
Студент самостоятельно выбирает форму удобрений. При выборе формы минеральных удобрений необходимо учитывать основные их свойства и биологические особенности культур севооборота. Так, например, для основного внесения из азотных удобрений, чаще всего используют аммонийную селитру (Naa), хлористый аммоний (Nx), сульфат аммония (Nc). Есть ряд культур плохо реагирующих на хлор (картофель, гречиха, бахчевые культуры и т.д.), следовательно, под них не рекомендуется применять удобрения, содержащие хлор. При посеве азотные удобрения индивидуально, как правило, не вносят. В подкормку можно использовать аммонийную селитру (Naa), либо мочевину (Nм).
Таблица 14
Годовой план применения органических и минеральных удобрений в овощном севообороте на первый год освоения СПУ (на 20__ год)
№ по- ля | Культуры севооборота | Основное | При посеве, ц/га | Подкормка, ц/га | ||||||
Навоз, известь т/га | ц/га | |||||||||
Naa | Pсд Рф | Kх | Км | НАФК | Pсд | Naa Nм | Kх | |||
Примечание: Naa – аммонийная селитра, Nм – мочевина, Pсд – суперфосфат двойной, Рф – фосфоритная мука, Kх – калий хлористый, Км – калимагнезия, НАФК – нитроаммофоска и т.д. (см. приложение 7).
Фосфорные удобрения как правило вносят в виде двойного суперфосфата (Pсд), простого гранулированного суперфосфата (Pc), если на данной почве эффективна фосфоритная мука (Pф) то ее можно применять только в качестве основного удобрения.
Калийные удобрения можно вносить в виде хлористого калия (Кх), сульфата калия (Кс), калимагнезии (Км), 40-% калийной соли (Кх40%).
Если необходимо вносить одновременно азот, фосфор и калий, то можно выбрать комплексное удобрение: нитроаммофоску (НАФК), нитрофоску (НФК).
При заполнении таблицы 14 студент должен указывать какое именно удобрение он использует.
Перерасчет доз действующего вещества в физическую массу удобрений проводят следующим образом:
Доза конкретного минерального удобрения, кг/га | = | Доза элемента питания, кг/га • 100 % Содержание действующего вещества в удобрении, % | (IV) |
Далее дается обоснование системы удобрений каждой культуры севооборота с учетом отношения культур к условиям минерального питания (табл. 15).
Таблица 15
Обоснование системы удобрения _________________поле № _______
(культура)
Сроки и способы внесения | Доза, вид и форма удобрения | |
Навоз, известь, т/га | Минеральные, ц/га | |
Основное: под зяблевую вспашку, под весеннюю перепашку, или культивацию, или боронование………… | ||
Припосевное (припосадочное)…………………….. | ||
Подкормка: корневая, некорневая…………..... |
Особое внимание при этом уделяется динамике потребления элементов питания в разные периоды роста растений, отношению культур к реакции почвы и известкованию, органическим и минеральным удобрениям. Указывается вынос элементов питания 1 т основной продукции сельскохозяйственных культур с учетом побочной, средние рекомендуемые дозы минеральных и органических удобрений, а также формы, сроки и способы их внесения. Необходимо рассмотреть влияние условий минерального питания на урожай и качество продукции.
Календарный план приобретения и использования удобрений в соответствии с годовым планом
После составления годового плана применения удобрений определяют потребность севооборота в минеральных удобрениях по срокам их внесения и в целом за севооборот, в пересчете на удобряемую площадь. Для этого составляют календарный план применения удобрений (табл. 16), где отражается сезонная очередность внесения удобрений, формы минеральных удобрений, сезонная и общая потребность в удобрениях.
Таблица 16
Календарный план применения удобрений в овощном севообороте на первый год освоения СПУ на 20__ г (пример)
Сроки внесения, удобряемые культуры и способ внесения | Удобряемая площадь, га | Требуется удобрений для внесения, в т на удобряемую площадь | ||
навоз | известь | аммоний-ная селитра | супер- фосфат | и т. д. |
Осеннее применение удобрений | ||||||
1. поле № ____. Внесение навоза под картофель | ||||||
2. поле №___. Внесение извести под капусту | ||||||
3. поле №___. Основное внесение фосфоритной муки под овес+травы | ||||||
4. поле №___. Основное внесение РК под картофель | ||||||
и т.д. | ||||||
Итого за осенний период, т | ||||||
Весенне-летнее применение удобрений | ||||||
1. поле №__. Ранневесенняя подкормка N многолетних трав | ||||||
2. поле №__. Основное предпосевное внесение N под капусту | ||||||
3. поле №___. Припосевное внесение НАФК под капусту | ||||||
4. поле №___. Припосевное внесение PК под кукурузу | ||||||
5. поле №___. Подкормка капусты | ||||||
и т.д. | ||||||
Итого за весенне-летний период, т | ||||||
ВСЕГО за севооборот, т |
Начинать следует с осенних работ. Осенью вносят органические удобрения и известь. Затем вносят минеральные удобрения, при этом учитывают климатическую зону, в которой расположен данный севооборот. Так в зоне недостаточного увлажнения (Черноземная зона) азот в составе комплексных удобрений можно вносить осенью, а в зоне достаточного увлажнения (Нечерноземная зона) азотные удобрения необходимо вносить весной, чтобы не было потерь азота из-за его вымывания.
Весенне-летние работы начинают (если зона достаточного увлажнения) с основного внесения азотных удобрений. Затем приступают к внесению припосевного (припосадочного) удобрения. Заканчивают работы внесением подкормок.
Для установления потребности в отдельных видах удобрений и приобретения их в разные периоды года, а также для расчета объема склада для их хранения в этой таблице подсчитывают отдельно для внесения количество удобрений в весенне-летний и осенний периоды применения.
Размеры склада (в м3) для хранения минеральных удобрений рассчитывают на основании общей потребности в разных видах и формах минеральных и органических удобрений на год. Коэффициенты перевода массы удобрений в кубические метры берут из справочной литературы (Агрохимия, 1989, 2003; Справочник агронома, 1990).
Таблица 17
Таблица 18
Общая схема системы удобрения плодоносящего сада (ягодника)
Годы плодоношения | Урожай-ность плодов, ц/га | Примерный хозяйственный вынос элементов питания, кг/га д.в. | Дозы удобрений органических и минеральных (в кг/га д.в.) | В том числе | |||||||||||||
Под осеннюю обработку почвы | В течение вегетации | ||||||||||||||||
N | Р2О5 | К2О | MgО | навоз | N | Р2О5 | К2О | MgО | N | Р2О5 | К2О | MgО | N | К2О | другие | ||
20__ | |||||||||||||||||
20__ | |||||||||||||||||
20__ | |||||||||||||||||
20__ |
Для определения доз минеральных удобрений на плодоносящих виноградниках широко применяется комплексный метод расчета (по С.Г. Бондаренко, 1986), в основе которого лежит учет биологического выноса элементов минерального питания, обеспеченности почвы конкретного участка подвижными формами питательных веществ, влагообеспеченности, а также состояния насаждения по урожаю, его качеству и приросту полноценных побегов (приложение 12).
Общие выводы или заключение по курсовой работе
Автор курсовой работы делает выводы и дает заключение на основании полученных результатов, которые желательно также сопоставить с анализом литературных источников.
Библиографический список.
Библиографический список использованной литературы оформляется в соответствии с принятыми требованиями.
Общий объем курсовой работы должен составлять не более 25-35 стр. рукописного текста. На титульном листе указывается место обучения, тема курсовой работы, кем она выполнена (фамилия студента с инициалами имени и отчества), факультет и номер студенческой группы, должность и ученая степень преподавателя – руководителя курсовой работы, календарный год ее выполнения.
Работа подписывается автором после списка использованной литературы, здесь же указывается дата завершения работы.
Общие требования к оформлению курсовой работы/проекта являются обязательными для всех направлений подготовки:
1. Курсовая работа может быть выполнена в рукописном, машинописном или в компьютерном варианте.
2. Формат А 4 (210x297 мм).
3. Поля: с левой стороны – 30 мм; с правой – 10 мм; в верхней части – 20 мм; в нижней – 25 мм.
4. Страницы должны быть пронумерованы. Порядковый номер ставится в середине нижнего поля. Первой страницей считается титульный лист, но номер страницы на нем не проставляется. Содержание - страница 2, затем 3 и т.д.
5. Главы работы по объему должны быть пропорциональными.
6. Заголовки глав и разделов пишут прописными буквами, выделяют жирным шрифтом и не подчеркивают. Заголовки разделов внутри глав и подразделов пишут строчными буквами, кроме первой прописной, и не выделяют жирным шрифтом.
7. Главы и разделы имеют сквозную нумерацию в пределах работы и обозначаются арабскими цифрами. В конце заголовка точка не ставится.
8. В работе необходимо чётко и логично излагать свои мысли, следует избегать повторений и ненужных отступлений от основной темы.
9. На последней странице курсовой работы ставятся дата окончания работы и подпись автора. Оставляется один чистый лист бумаги для рецензии, замечаний преподавателя.
10. Законченную работу следует переплести в папку.
11. Написанную и оформленную в