Доктор биологических наук, профессор Е.В. Малышева

  С Гулин, А.В. Биохимия (часть 1): Учебное пособие для студентов университетов, обучающихся по специальностям «Лечебное дело», «Педиатрия», «Стоматология» / А.В. Гулин, С.Е. Синютина, А.г. Шубина; Министерство образования и науки РФ, Тамб. гос. ун-т им. Г.Р. Державина, Тамбов: Издательский дом ТГУ им. Г.Р. Державина, 2014. - с.
        УДК ББК   © Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина, 2014

СОдержАНИЕ

  С.
Предмет биохимии  
1. Химия белков  
1.1. Методы выделения и очистки белков  
1.2. Функции белков  
1.3. Аминокислотный состав белков  
1.4. Структурная организация белков  
1.5. Физико-химические свойства белков  
1.6. Классификация белков  
1.6.1. Простые белки  
1.6.2. Сложные белки  
2. Ферменты  
2.1. Химическая природа ферментов  
2.2.Механизм действия ферментов  
2.3. Кинетика ферментативных реакций  
2.4. Свойства ферментов  
2.5. Регуляция активности ферментов  
2.6. Классификация и номенклатура ферментов  
2.7. Ферменты в медицине  
3. Витамины  
3.1. Жирорастворимые витамины  
3.2. Водорастворимые витамины  
4. Основные принципы организации биомембран  
4.1. Строение и функции мембран  
4.2. Транспорт веществ через мембрану  
5. Механизмы передачи гормонального сигнала  
6. Введение в метаболизм  
6.1. Общая схема катаболизма  
6.2. Биоэнергетика  
6.3. Организация и функционирование дыхательной цепи  
6.4. Разобщение дыхания и фосфорилирования  
6.5. Микросомальное окисление  
6.6. Антиоксидантная система  
6.7. Реакции общего пути катаболизма  
6.7.1. Окислительное декарбоксилирование ПВК  
6.7.2. Цикл трикарбоновых кислот  
7. Обмен углеводов  
7.1. Переваривание углеводов  
7.2. Обмен гликогена  
7.3. Гликолиз  
7.4. Включение фруктозы и галактозы в гликолиз  
7.5. Челночные механизмы  
7.6. Цикл Кори  
7.7. Спиртовое брожение  
7.8. Пентозофосфатный путь превращения глюкозы  
7.9. Глюконеогенез  
7.10. Регуляция обмена углеводов  
7.11. Нарушения углеводного обмена  
Литература  

ПРЕДМЕТ БИОХИМИИ

Биохимия– наука о химических основах процессов жизнедеятельности, изучающая химические компоненты живых клеток, а также реакции и процессы, в которых они участвуют. Предметом медицинской биохимии являются химические процессы, происходящие в организме человека в норме и при патологии.

Основная цель биохимии - изучение молекулярных основ физиологических функций человека в норме с учетом онтогенеза, молекулярных механизмов развития патологических процессов, предупреждения и лечения болезней, биохимических методов диагностики болезней и контроля состояния здоровья человека.

Ряд выдающихся открытий в биохимии и в некоторых ее разделах – энзимологии, биохимической генетике, молекулярной биологии, биоэнергетике и др., - выдвинули ее в раздел фундаментальных научных дисциплин, сделав орудием решения многих важных проблем биологии и медицины.

ХИМИЯ БЕЛКОВ

Белки - высокомолекулярные азотсодержащие органические вещества, молекулы которых построены из остатков аминокислот, соединенных пептидными связями. Белки называют также протеинами (от греч. рrotos – первый). Свое название они получили, когда в тканях животных и растений были обнаружены вещества, имеющие сходство с белком куриного яйца.

Белки составляют основу и структуры, и функций живых организмов. Природные белки построены из 20 различных аминокислот. Эти аминокислоты могут объединяться в самой разной последовательности, поэтому способны образовывать порядка 1018 разнообразных белков. Белки обеспечивают существование около 106 видов живых организмов, начиная от вирусов и заканчивая человеком. Каждый организм характеризуется уникальным набором белков.

Содержание белков в различных тканях одного организма неодинаково. Так, в организме человека содержится белков в % от сухой массы: в мышцах – 80, в мозге – 45, в костях – 20.

Элементный состав белков в пересчете на сухое вещество, %: С - 50-54; Н - 6,5-7,3; О - 21-23; N - 15-17; S - до 0,5. В составе некоторых белков в небольших количествах содержатся фосфор, железо, марганец, магний, йод и др. Содержание азота относительно постоянно во всех белках (около 16%), поэтому по белковому азоту можно определять количество белка в биологических объектах.



Наши рекомендации