Массовая культурно-просветительская работа.

Большую роль в культурно-просветительской работе среди населения играли библиотеки и клубы. Библиотеки в городе, избы-читальни в деревне» включились в активную просветительскую и пропагандистскую деятельность учреждений культуры. В 30-е годы самыми актуальными формами работы библиотек были мероприятия к праздничным датам, выборным кампаниям, политическим акциям. Так, например, именно через библиотеки было устроено широкое обсуждение «Краткого курса истории ВКП(б)», вышедшего в 1938 году.

В работу библиотек вовлекались читатели, которые помогали организовывать читательские конференции, приглашать писателей, поэтов, деятелей культуры. Важ­ное место в работе городских библиотек занимала шеф­ская помощь деревне. Сельским избам-читальням из фон­дов библиотек выделялись книги. Только центральная библиотека Ярославля в 1930 г. выделила три тысячи книг для села. К 40-м годам сельская сеть насчитывала около 900 изб-читален.

В начале 30-х годов в библиотеках была проведена массовая чистка фондов. Из библиотек изымалась рели­гиозная литература. Во второй половине 30-х годов были изъяты работы репрессированных членов партии и деяте­лей культуры.

Объявленный в конце 20-х годов культпоход за всеоб­щую грамотность обусловил новые направления культурной политики в деревне. К началу 30-х годов изменилась структура сельских учреждений культуры и направления их работы. Нововведения касались многих сторон жизни села и прежде всего, сферы культурного досуга. В нала­живании такой работы оказали большую помощь комсо­мольцы и городские рабочие. Многие ярославские пред­приятия выделяли средства на развитие образовательных и просветительских учреждений. Так, например, автоза­вод в середине 30-х годов помогал колхозам Меленковского сельского совета, а резинокомбинат оказывал шефскую помощь Серенковскому и Бекреневскому сельсоветам.

Эта помощь заключалась в ремонте школ, организации клубов, изб-читален, налаживании кино- и радиоустано­вок. Шефы создавали различные кружки: театральные, музыкальные, спортивные. Частыми были выезды в де­ревню самодеятельных коллективов различных предпри­ятий города.

Клуб имени Воровского, например, организовал агита­ционный поезд из девяти вагонов, в котором имелись клуб, киноустановка, библиотека, фотолаборатория и т. д.

Все структурные подразделения агитпоезда занима­лись на железнодорожных станциях, где они останавли­вались, культурно-массовой и агитационно-пропагандист­ской работой. При поезде были агитбригада, хор, два ду­ховых оркестра.

В Сереновском сельсовете был создан по инициативе местной интеллигенции лекторий-университет для колхоз­ников. Для проведения занятий в нем' стали активно при­влекаться представители различных учреждений культуры из Ярославля. Занятия могли посещать все грамотные колхозники с 16 лет. В общей сложности в этом универси­тете занималось около 100 человек. Шефы помогли заку­пить учебники и наладить регулярные поездки.

Силами ярославских научных работников здесь был проведен день науки, во время которого читались науч­но-популярные лекции. Успешность этого мероприятия привела к тому, что позже такие культурные акции стали носить регулярный характер. На них выступали уже не только ученые, но и проводились концерты Стомпелевского оркестра, показывались спектакли Волковского театра.

Издательское дело и литература.

К началу 30-х годов в губернии выходило несколько газет. Самой кpyпной была газета «Северный рабочий». С 1936 г. стала издаваться молодежная газета «Сталинская смена» (с 1956 г. — «Юность»). С 1930 г. в Рыбинске издавалась газета «Верхне-Волжская правда» (с 1935 г. — «Рыбинская правда»). Отличительной особенностью работы газет в этот период было привлечение к сотрудничеству в них рабочих и сельских корреспондентов.

Получили распространение многотиражные газеты на предприятиях: «Веретено» на фабрике «Красный Пере­коп», «Автомобилист» на автозаводе, «Торфяник» на Ляпинской электростанции. Наличие большого количества газет позволяло активно заниматься литературным твор­чеством рабочим крупных предприятий.

В начале 30-х годов продолжила свою работу Ярославская ассоциация пролетарских писателей, в состав которой входило 40 членов. После отъезда ее председателя А. Суркова эту должность занял В. Смирнов. Тридцатые годы начались для ярославских писателей и поэтов с осуществления решений окружной конференции пролетарских писателей, состоявшейся в декабре 1929 года. На ней были намечены создание новых литературных кружков, организация литературных вечеров для рабочих, помощь начинающим авторам.

Литературным творчеством в различных объединениях занималось в те годы около 100 человек. Особенно активно работали литературные кружки на фабрике «Красный Перекоп», в учебных заведениях города При доме Красной Армии работала литературная группа «Локаф». В 1930 г. появился второй выпуск альманах; «Рост», а затем последовали сборники «Ядро», «Сила удара».

Активно велась работа с читателями через читательские конференции, проводимые как библиотеками области, так и литературными объединениями. Особенно ак­тивно она проходила накануне I съезда советских писателей. В ноябре 1933 г. вопрос о задачах советской литературы обсуждался даже на собрании партийного актива Ярославля, на которое были приглашены представи­тели Всесоюзного комитета писателей.

В августе 1934 г. состоялся I съезд советских писате­лей, на котором был взят курс на утверждение метода со­циалистического реализма в литературе. Это означало от­ход от многообразия творческих форм и методов в лите­ратурном процессе. Нельзя сказать, что все писатели Ярославского края сразу же стали работать в русле ново­го метода. Для того чтобы это произошло, потребовалось серьезное вмешательство партийной организации.

В 1935 г. бюро Ярославского окружкома партии при­няло постановление «О состоянии литературного движе­ния в Ярославле», которое было направлено на регулиро­вание деятельности литературных кружков на предпри­ятиях. Был создан литературно-художественный сектор при редакции газеты «Северный рабочий», который не только осуществлял отбор произведений для публикации, но и давал их авторам творческие рекомендации. В 1936 г. было открыто Ярославское областное отделение Государственного издательства.

Театральная жизнь.

В начале 30-х годов в Волковском театре произошли значительные изменения. В предвоенные годы дирек­тором театра был П. А. Нечаев, а наиболее заметными художественными руководителями сначала И. Г. Громов, а затем И. А. Ростовцев. По-новому была переоборудована сцена, на которой установили вращающийся круг, что расширило возмож­ности в подготовке спектаклей. На иных принципах проходила подготовительная часть спектаклей: репети­ции, приглашение актеров. Развивалось шефство театра над самодеятельными театральными коллективами. До­вольно активно проводилась работа со зрительской ауди­торией: концерты на предприятиях, зрительские конфе­ренции, закрепление за передовыми рабочими именных мест в театре. В здании театра был создан театральный музей.

Появились и весьма специфические формы работы, например, социалистическое соревнование с другими театральными коллективами, что было признаком новою отношения к театру, как к производственному коллек­тиву. Тоталитарная эпоха диктовала и новый репертуар. Принципы социалистического реализма в полной мере за­тронули и драматургию. Показ светлого будущего, вос­питание «нового человека», борьба за претворение социалистических идей — темы, которые нашли воплощение к ярославской сцене.

Главными героями новых постановок стали рабочие крестьяне, солдаты, рабочая и учащаяся молодежь. Ставились пьесы Н. Ф. Погодина «После бала», Е. Г. Яновского «Ярость», С. А. Семенова «Не сдадимся», В. В. Вишневского «Первая Конная», А. А. Корнейчука «Гибель зекары». Из классического репертуара чаще всего ставились пьесы А. М. Горького.

Новый художественный руководитель театра И. А. Ростовцев в 1934 г. поставил пьесу А. М. Горького «Мещане», а затем «Бешеные деньги» А. Н. Островского и «Вишневый сад» А. П. Чехова. В оформлении спектаклей этого периода были новаторские подходы в конструктивистском ключе, но они не проявились так ярко, как в столичных театрах. Реалистическое направление оставалось господствующим. Период репрессий 30-х годов оказал серьезное влия­ние на работу театра. Руководителей коллектива обвиня­ли в местной прессе в том, что они разваливают театр. Последовали частые смены директоров и художественных руководителей, уход актеров. Ситуацию в театре коммен­тировала даже газета «Правда», отмечавшая, что ежегод­но коллектив театра меняется почти наполовину.

Все чаще и чаще возникал вопрос о повышении квали­фикации артистического состава. Для внесения новых прин­ципов игры в коллектив режиссеры должны были осваивать новые театральные приемы, разрабатывавшиеся в столич­ных театрах. Так, И. А. Ростовцев ездил на консультации в МХАТ. Для волковцев стали проводиться специальные за­нятия, читаться лекции. В 1934 г. была попытка организо­вать «Университет культуры и театральной технологии» Стабилизировался актерский состав только после 1937 г., когда появился приказ Всесоюзного комитета по делам ис­кусств о работе театров с постоянной труппой. Среди ярославских актеров 30-х годов выделялись Г. С. Свободный, А. Д. Чудинова, С. Д. Ромоданов, В. Е. Соколов.

Театральная жизнь города обогащалась и гастрольны­ми спектаклями. На сцене старейшего российского театра показывали свои постановки Московский театр юного зрителя, Второй МХАТ, Свердловский и Горьковский те­атры оперы и балета,. Московский оперный театр имени К. С. Станиславского.

По российским городам гастролировали и волковцы. Они выступали в Иванове, Серпухове, Полтаве. В 1939 г. состоялись двухмесячные гастроли в Москве, где были показаны спектакли «Петр I» A. H. Толстого, «Последняя жертва» А. Н. Островского, «Ромео и Джульетта» В. Шек­спира, а также пьеса писателей-ярославцев М. Хардина и И. Назарова «Город на Волге». Наибольшей популярно­стью у столичных зрителей пользовался «Петр I».

Помимо Волковского театра в 30-е годы в городе ра­ботали и другие коллективы. В 1931 г. был создан Яро­славский театр юного зрителя. Продолжал работу ку­кольный театр.

Успехом у зрителей пользовались самодеятельные те­атральные коллективы. В 1934 г. лучшим таким коллек­тивом стал на городском смотре художественной самодея­тельности театр рабочей молодежи фабрики «Красный Перекоп ».

В 1930 г. городской совет профсоюзов создал пере­движной рабочий театр, который организовывал выступ­ления на предприятиях города во время обеденных пере­рывов или давал спектакли в рабочих клубах города. Чаще всего это были агитационные постановки, по­священные проблемам, интересовавшим рабочих, отра­жавшие политические новости, а также проблемы проф­союзной жизни.

В 1931 г. из самодеятельной агитбригады, работавшей на стройках, был создан рабочий театр «Стройка». Этот коллектив давал спектакли в клубах и на строительных площадках. От постановок агитационного характера он по­степенно переходил к классическому репертуару, ставил пьесы современных драматургов. Его зрителями стали строители Ляпинской электростанции, резинокомбината, Волгостроя.

В 1935 г. на базе этого театра был создан Ярослав­ский совхозно-колхозный театр. Главной его задачей ста­ло налаживание работы в сельской местности. Он осуще­ствлял поездки по районам области и давал спектакли для колхозников. На специальном смотре в Иванове кол­лектив был признан лучшим среди аналогичных театров.

Музыкальная жизнь края.

Процесс идеологизации культурной жизни в полной мере коснулся и музыкальной ее составляющей. Раз­витие музыкального искусства определялось задачей пе­реустройства жизни на социалистических началах, то есть музыка должна была формировать личность «ново­го человека». Решать эту задачу стали по двум направениям: с одной стороны, развивалось музыкальное про­свещение взрослого населения, с другой, — совершенст­вовалась система музыкального образования детей.. Музыка стала обязательным предметом в общеобразовательной школе.

Таким образом, выполнять поставленную задач, должны были прежде всего профессиональные музыканты. Для их подготовки совершенствовалась система про­фессионального музыкального образования. В 30-е годы не была утрачена традиция создания музыкальных школ для детей. В Ярославле работала центральная музыкальная школа при музыкальном училище и ее филиалы. В 30-е годы материальное положение школы было крайне тяжелым, не хватало площадей для занятий.

С 1938 г. школа стала работать как самостоятельное учреждение. Ее директором стал Л. И. Мешалкин. Обучение осуществлялось по нескольким направлениям. В 1939 г. в школе обучалось 152 человека.

Школа имела четыре филиала при общеобразователь­ных учреждениях города, в которых обучалось около 100 человек. Если школа в основном готовила к поступлению в музыкальное училище, то филиалы ориентирова­лись на подготовку к обучению в основной школе. Обуче­ние как в школе, так и в филиалах было платным.

Важное место в развитии музыкального образования играл музыкальный техникум, преобразованный в 1933 г в училище и получивший имя Л. В. Собинова. Преподава­ние велось по нескольким направлениям: скрипка, вио­лончель, фортепьяно, контрабас, народные инструменты, баян; готовились также инструкторы для хора, хореогра­фы, руководители детского музыкального воспитания. Наиболее популярным к 40-м годам становится отделение баяна и игры на духовых инструментах.

Преподавательский состав училища в предвоенные го­ды не отличался высоким уровнем подготовки. Высшее образование не имела даже половина его состава. Ситуа­ция стала изменяться только в 50-е годы.

Наличие квалифицированных специалистов в городе на протяжении нескольких десятилетий, регулярная рабо­та музыкальных школ и введение музыкального воспита­ния в общеобразовательной школе определили неослабе­вающий интерес к музыке у значительной части населе­ния края. Поддержка художественной самодеятельности профессиональными музыкантами способствовала созда­нию новых музыкальных коллективов.

В 1934 г., например, был создан хор русской народ­ной песни на фабрике «Красный Перекоп». Руководил хором преподаватель училища Б. М. Назьмов. При клубе фабрики был создан и танцевальный коллектив. Хоры создавались на многих промышленных предприятиях, тем более, что с 1930 г. в городе стали проводиться олим­пиады художественной самодеятельности, насчитывавшие тысячи участников.

Заметную роль в музыкальной жизни края стал играть оркестр народных инструментов под управлением Е. М. Стомпелева. В состав оркестра входили 34 челове­ка — рабочие, служащие многих ярославских предприятий и учреждений. Они работали на добровольных началах, не получая вознаграждения. В 30-е годы оркестр осуществлял гастрольные поездки. Так, в 1931 г. он выступал перед ра­бочими Сталинградского тракторного завода. В 1934 г. на Московской олимпиаде самодеятельного творчества коллек­тив занял второе место. В 1936 г. Е. М. Стомпелеву было Присвоено звание заслуженного артиста республики.

Большую роль сыграл оркестр в подготовке руководите­лей для самодеятельности. Музыканты приходили в рабочие клубы руководить кружками, снабжали необходимо.} литературой самодеятельные коллективы, дарили инструменты. В городе были проведены музыкальная конференция и городская олимпиада народных инструментов.

Важным событием в музыкальной жизни края стало создание в 1937 г. областной филармонии, в задачи коте рой входила «пропаганда советского и западноевропейского музыкального творчества и культуры». При филармонии стали работать многие творческие коллективы. Были созданы симфонический оркестр, ансамбль песни и танца, хоровая капелла, оркестр народных инструментов. При нем в послевоенные годы работал музыкально-литературный лекторий, слушатели которого устраивали обсуждения ре-боты творческих коллективов и встречи с артистами.

Наши рекомендации