Массовая культурно-просветительская работа.
Большую роль в культурно-просветительской работе среди населения играли библиотеки и клубы. Библиотеки в городе, избы-читальни в деревне» включились в активную просветительскую и пропагандистскую деятельность учреждений культуры. В 30-е годы самыми актуальными формами работы библиотек были мероприятия к праздничным датам, выборным кампаниям, политическим акциям. Так, например, именно через библиотеки было устроено широкое обсуждение «Краткого курса истории ВКП(б)», вышедшего в 1938 году.
В работу библиотек вовлекались читатели, которые помогали организовывать читательские конференции, приглашать писателей, поэтов, деятелей культуры. Важное место в работе городских библиотек занимала шефская помощь деревне. Сельским избам-читальням из фондов библиотек выделялись книги. Только центральная библиотека Ярославля в 1930 г. выделила три тысячи книг для села. К 40-м годам сельская сеть насчитывала около 900 изб-читален.
В начале 30-х годов в библиотеках была проведена массовая чистка фондов. Из библиотек изымалась религиозная литература. Во второй половине 30-х годов были изъяты работы репрессированных членов партии и деятелей культуры.
Объявленный в конце 20-х годов культпоход за всеобщую грамотность обусловил новые направления культурной политики в деревне. К началу 30-х годов изменилась структура сельских учреждений культуры и направления их работы. Нововведения касались многих сторон жизни села и прежде всего, сферы культурного досуга. В налаживании такой работы оказали большую помощь комсомольцы и городские рабочие. Многие ярославские предприятия выделяли средства на развитие образовательных и просветительских учреждений. Так, например, автозавод в середине 30-х годов помогал колхозам Меленковского сельского совета, а резинокомбинат оказывал шефскую помощь Серенковскому и Бекреневскому сельсоветам.
Эта помощь заключалась в ремонте школ, организации клубов, изб-читален, налаживании кино- и радиоустановок. Шефы создавали различные кружки: театральные, музыкальные, спортивные. Частыми были выезды в деревню самодеятельных коллективов различных предприятий города.
Клуб имени Воровского, например, организовал агитационный поезд из девяти вагонов, в котором имелись клуб, киноустановка, библиотека, фотолаборатория и т. д.
Все структурные подразделения агитпоезда занимались на железнодорожных станциях, где они останавливались, культурно-массовой и агитационно-пропагандистской работой. При поезде были агитбригада, хор, два духовых оркестра.
В Сереновском сельсовете был создан по инициативе местной интеллигенции лекторий-университет для колхозников. Для проведения занятий в нем' стали активно привлекаться представители различных учреждений культуры из Ярославля. Занятия могли посещать все грамотные колхозники с 16 лет. В общей сложности в этом университете занималось около 100 человек. Шефы помогли закупить учебники и наладить регулярные поездки.
Силами ярославских научных работников здесь был проведен день науки, во время которого читались научно-популярные лекции. Успешность этого мероприятия привела к тому, что позже такие культурные акции стали носить регулярный характер. На них выступали уже не только ученые, но и проводились концерты Стомпелевского оркестра, показывались спектакли Волковского театра.
Издательское дело и литература.
К началу 30-х годов в губернии выходило несколько газет. Самой кpyпной была газета «Северный рабочий». С 1936 г. стала издаваться молодежная газета «Сталинская смена» (с 1956 г. — «Юность»). С 1930 г. в Рыбинске издавалась газета «Верхне-Волжская правда» (с 1935 г. — «Рыбинская правда»). Отличительной особенностью работы газет в этот период было привлечение к сотрудничеству в них рабочих и сельских корреспондентов.
Получили распространение многотиражные газеты на предприятиях: «Веретено» на фабрике «Красный Перекоп», «Автомобилист» на автозаводе, «Торфяник» на Ляпинской электростанции. Наличие большого количества газет позволяло активно заниматься литературным творчеством рабочим крупных предприятий.
В начале 30-х годов продолжила свою работу Ярославская ассоциация пролетарских писателей, в состав которой входило 40 членов. После отъезда ее председателя А. Суркова эту должность занял В. Смирнов. Тридцатые годы начались для ярославских писателей и поэтов с осуществления решений окружной конференции пролетарских писателей, состоявшейся в декабре 1929 года. На ней были намечены создание новых литературных кружков, организация литературных вечеров для рабочих, помощь начинающим авторам.
Литературным творчеством в различных объединениях занималось в те годы около 100 человек. Особенно активно работали литературные кружки на фабрике «Красный Перекоп», в учебных заведениях города При доме Красной Армии работала литературная группа «Локаф». В 1930 г. появился второй выпуск альманах; «Рост», а затем последовали сборники «Ядро», «Сила удара».
Активно велась работа с читателями через читательские конференции, проводимые как библиотеками области, так и литературными объединениями. Особенно активно она проходила накануне I съезда советских писателей. В ноябре 1933 г. вопрос о задачах советской литературы обсуждался даже на собрании партийного актива Ярославля, на которое были приглашены представители Всесоюзного комитета писателей.
В августе 1934 г. состоялся I съезд советских писателей, на котором был взят курс на утверждение метода социалистического реализма в литературе. Это означало отход от многообразия творческих форм и методов в литературном процессе. Нельзя сказать, что все писатели Ярославского края сразу же стали работать в русле нового метода. Для того чтобы это произошло, потребовалось серьезное вмешательство партийной организации.
В 1935 г. бюро Ярославского окружкома партии приняло постановление «О состоянии литературного движения в Ярославле», которое было направлено на регулирование деятельности литературных кружков на предприятиях. Был создан литературно-художественный сектор при редакции газеты «Северный рабочий», который не только осуществлял отбор произведений для публикации, но и давал их авторам творческие рекомендации. В 1936 г. было открыто Ярославское областное отделение Государственного издательства.
Театральная жизнь.
В начале 30-х годов в Волковском театре произошли значительные изменения. В предвоенные годы директором театра был П. А. Нечаев, а наиболее заметными художественными руководителями сначала И. Г. Громов, а затем И. А. Ростовцев. По-новому была переоборудована сцена, на которой установили вращающийся круг, что расширило возможности в подготовке спектаклей. На иных принципах проходила подготовительная часть спектаклей: репетиции, приглашение актеров. Развивалось шефство театра над самодеятельными театральными коллективами. Довольно активно проводилась работа со зрительской аудиторией: концерты на предприятиях, зрительские конференции, закрепление за передовыми рабочими именных мест в театре. В здании театра был создан театральный музей.
Появились и весьма специфические формы работы, например, социалистическое соревнование с другими театральными коллективами, что было признаком новою отношения к театру, как к производственному коллективу. Тоталитарная эпоха диктовала и новый репертуар. Принципы социалистического реализма в полной мере затронули и драматургию. Показ светлого будущего, воспитание «нового человека», борьба за претворение социалистических идей — темы, которые нашли воплощение к ярославской сцене.
Главными героями новых постановок стали рабочие крестьяне, солдаты, рабочая и учащаяся молодежь. Ставились пьесы Н. Ф. Погодина «После бала», Е. Г. Яновского «Ярость», С. А. Семенова «Не сдадимся», В. В. Вишневского «Первая Конная», А. А. Корнейчука «Гибель зекары». Из классического репертуара чаще всего ставились пьесы А. М. Горького.
Новый художественный руководитель театра И. А. Ростовцев в 1934 г. поставил пьесу А. М. Горького «Мещане», а затем «Бешеные деньги» А. Н. Островского и «Вишневый сад» А. П. Чехова. В оформлении спектаклей этого периода были новаторские подходы в конструктивистском ключе, но они не проявились так ярко, как в столичных театрах. Реалистическое направление оставалось господствующим. Период репрессий 30-х годов оказал серьезное влияние на работу театра. Руководителей коллектива обвиняли в местной прессе в том, что они разваливают театр. Последовали частые смены директоров и художественных руководителей, уход актеров. Ситуацию в театре комментировала даже газета «Правда», отмечавшая, что ежегодно коллектив театра меняется почти наполовину.
Все чаще и чаще возникал вопрос о повышении квалификации артистического состава. Для внесения новых принципов игры в коллектив режиссеры должны были осваивать новые театральные приемы, разрабатывавшиеся в столичных театрах. Так, И. А. Ростовцев ездил на консультации в МХАТ. Для волковцев стали проводиться специальные занятия, читаться лекции. В 1934 г. была попытка организовать «Университет культуры и театральной технологии» Стабилизировался актерский состав только после 1937 г., когда появился приказ Всесоюзного комитета по делам искусств о работе театров с постоянной труппой. Среди ярославских актеров 30-х годов выделялись Г. С. Свободный, А. Д. Чудинова, С. Д. Ромоданов, В. Е. Соколов.
Театральная жизнь города обогащалась и гастрольными спектаклями. На сцене старейшего российского театра показывали свои постановки Московский театр юного зрителя, Второй МХАТ, Свердловский и Горьковский театры оперы и балета,. Московский оперный театр имени К. С. Станиславского.
По российским городам гастролировали и волковцы. Они выступали в Иванове, Серпухове, Полтаве. В 1939 г. состоялись двухмесячные гастроли в Москве, где были показаны спектакли «Петр I» A. H. Толстого, «Последняя жертва» А. Н. Островского, «Ромео и Джульетта» В. Шекспира, а также пьеса писателей-ярославцев М. Хардина и И. Назарова «Город на Волге». Наибольшей популярностью у столичных зрителей пользовался «Петр I».
Помимо Волковского театра в 30-е годы в городе работали и другие коллективы. В 1931 г. был создан Ярославский театр юного зрителя. Продолжал работу кукольный театр.
Успехом у зрителей пользовались самодеятельные театральные коллективы. В 1934 г. лучшим таким коллективом стал на городском смотре художественной самодеятельности театр рабочей молодежи фабрики «Красный Перекоп ».
В 1930 г. городской совет профсоюзов создал передвижной рабочий театр, который организовывал выступления на предприятиях города во время обеденных перерывов или давал спектакли в рабочих клубах города. Чаще всего это были агитационные постановки, посвященные проблемам, интересовавшим рабочих, отражавшие политические новости, а также проблемы профсоюзной жизни.
В 1931 г. из самодеятельной агитбригады, работавшей на стройках, был создан рабочий театр «Стройка». Этот коллектив давал спектакли в клубах и на строительных площадках. От постановок агитационного характера он постепенно переходил к классическому репертуару, ставил пьесы современных драматургов. Его зрителями стали строители Ляпинской электростанции, резинокомбината, Волгостроя.
В 1935 г. на базе этого театра был создан Ярославский совхозно-колхозный театр. Главной его задачей стало налаживание работы в сельской местности. Он осуществлял поездки по районам области и давал спектакли для колхозников. На специальном смотре в Иванове коллектив был признан лучшим среди аналогичных театров.
Музыкальная жизнь края.
Процесс идеологизации культурной жизни в полной мере коснулся и музыкальной ее составляющей. Развитие музыкального искусства определялось задачей переустройства жизни на социалистических началах, то есть музыка должна была формировать личность «нового человека». Решать эту задачу стали по двум направениям: с одной стороны, развивалось музыкальное просвещение взрослого населения, с другой, — совершенствовалась система музыкального образования детей.. Музыка стала обязательным предметом в общеобразовательной школе.
Таким образом, выполнять поставленную задач, должны были прежде всего профессиональные музыканты. Для их подготовки совершенствовалась система профессионального музыкального образования. В 30-е годы не была утрачена традиция создания музыкальных школ для детей. В Ярославле работала центральная музыкальная школа при музыкальном училище и ее филиалы. В 30-е годы материальное положение школы было крайне тяжелым, не хватало площадей для занятий.
С 1938 г. школа стала работать как самостоятельное учреждение. Ее директором стал Л. И. Мешалкин. Обучение осуществлялось по нескольким направлениям. В 1939 г. в школе обучалось 152 человека.
Школа имела четыре филиала при общеобразовательных учреждениях города, в которых обучалось около 100 человек. Если школа в основном готовила к поступлению в музыкальное училище, то филиалы ориентировались на подготовку к обучению в основной школе. Обучение как в школе, так и в филиалах было платным.
Важное место в развитии музыкального образования играл музыкальный техникум, преобразованный в 1933 г в училище и получивший имя Л. В. Собинова. Преподавание велось по нескольким направлениям: скрипка, виолончель, фортепьяно, контрабас, народные инструменты, баян; готовились также инструкторы для хора, хореографы, руководители детского музыкального воспитания. Наиболее популярным к 40-м годам становится отделение баяна и игры на духовых инструментах.
Преподавательский состав училища в предвоенные годы не отличался высоким уровнем подготовки. Высшее образование не имела даже половина его состава. Ситуация стала изменяться только в 50-е годы.
Наличие квалифицированных специалистов в городе на протяжении нескольких десятилетий, регулярная работа музыкальных школ и введение музыкального воспитания в общеобразовательной школе определили неослабевающий интерес к музыке у значительной части населения края. Поддержка художественной самодеятельности профессиональными музыкантами способствовала созданию новых музыкальных коллективов.
В 1934 г., например, был создан хор русской народной песни на фабрике «Красный Перекоп». Руководил хором преподаватель училища Б. М. Назьмов. При клубе фабрики был создан и танцевальный коллектив. Хоры создавались на многих промышленных предприятиях, тем более, что с 1930 г. в городе стали проводиться олимпиады художественной самодеятельности, насчитывавшие тысячи участников.
Заметную роль в музыкальной жизни края стал играть оркестр народных инструментов под управлением Е. М. Стомпелева. В состав оркестра входили 34 человека — рабочие, служащие многих ярославских предприятий и учреждений. Они работали на добровольных началах, не получая вознаграждения. В 30-е годы оркестр осуществлял гастрольные поездки. Так, в 1931 г. он выступал перед рабочими Сталинградского тракторного завода. В 1934 г. на Московской олимпиаде самодеятельного творчества коллектив занял второе место. В 1936 г. Е. М. Стомпелеву было Присвоено звание заслуженного артиста республики.
Большую роль сыграл оркестр в подготовке руководителей для самодеятельности. Музыканты приходили в рабочие клубы руководить кружками, снабжали необходимо.} литературой самодеятельные коллективы, дарили инструменты. В городе были проведены музыкальная конференция и городская олимпиада народных инструментов.
Важным событием в музыкальной жизни края стало создание в 1937 г. областной филармонии, в задачи коте рой входила «пропаганда советского и западноевропейского музыкального творчества и культуры». При филармонии стали работать многие творческие коллективы. Были созданы симфонический оркестр, ансамбль песни и танца, хоровая капелла, оркестр народных инструментов. При нем в послевоенные годы работал музыкально-литературный лекторий, слушатели которого устраивали обсуждения ре-боты творческих коллективов и встречи с артистами.